Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 17:00, контрольная работа
Целью данной контрольной работы является анализ поселенческих общностей.
Введение ………………………………………………………………....стр.3-4
1. Развитие экономики и поселенческие общности ………………….стр.5-10
2. Урбанизация как образ жизни.
Особенности социализации личности, трудовой
и досуговой деятельности в поселенческих общностях …………...…стр.11-19
3. Социальная мобильность населения
и проблемы адаптации к условиям
жизнедеятельности в поселенческих общностях ……………………..стр.20-23
Заключение ………………………………………………………………стр.24
Список литературы …………………………………………………..… стр.25
Для сельского образа жизни также характерны необходимость и трудоемкость работ в домашнем и подсобном хозяйстве; малое разнообразие видов досуга; слабая трудовая мобильность; большая слитность труда и быта.
Специфичны и межличностные отношения в селе. Здесь преобладают социально и национально гомогенные семьи, отсутствует анонимность общения, социальные роли формализованы слабо. Большое значение имеют сильный социальный контроль общности над поведением людей, традиции, обычаи, местные авторитеты. Ритм жизни в селе преимущественно менее напряженный по сравнению с городом, человек испытывает меньшие психологические нагрузки, использует более простые формы общения.
Во многом функции
города и села схожи, но у каждого
типа поселения есть свои специфические функции. К числу
важнейших функций села относят
пространственно-
Следующий важный аспект, тесно связанный с данной функцией, - проблема удовлетворения духовных запросов, «утоления» информационного голода жителей села. Имеется в виду не только потребление средств массовой информации – телевидение, радио, газет. Вопрос стоит гораздо шире. Дело в том, что резко увеличилась активность потребления и производства духовных ценностей на базе нового более высокого образовательного уровня населения и новых духовных потребностей.
В условиях города и процесса урбанизации в целом проявляются общесоциологические закономерности взаимодействия личности, общества и культуры. В частности, интересен вопрос о том, как формируются механизмы интеграции человека в специфический тип социальной группы, каковой выступает городская территориальная общность, или, проще говоря, что объединяет людей, проживающих на одной территории, помимо самого факта проживания.
Во-первых, в качестве интегративных
начал в городской среде
выступает городская символика, выраженная
в наиболее известных архитектурных, культурно-исторических
памятниках. Такая символика
имеется почти в каждом крупном российском
городе. Горожане обычно ею гордятся, для них она
является своеобразным эталоном, по
которому оцениваются другие города
и селения. Понимание ценностей символики,
приобщение к ней служит важнейшим фактором
социализации человека как жителя определенной
территориальной общности.
Другим интегрирующим
фактором выступает идентификация
человека как личности с определенной
пространственной средой, в которой происходит
процесс его социализации. Наше «Я» формируется
не
только под влиянием известных институтов
социализации (семья, школа, вуз, работа и др.), но и
нашей пространственной локализацией,
связанной с местом проживания, к которому
мы привыкаем с детства.
Уезжая с привычного и обжитого места,
мы обычно грустим, когда возвращаемся — испытываем радость.
Основой этих эмоциональных переживаний
выступает идентификация личности с определенном
местом проживания — город, микрорайон,
дом, квартира. Принципиально важно зафиксировать
сам факт территориально-
И третье обстоятельство,
пока еще малоизученное в современно
среды, нормативов поведения в связи с
огромной численностью городского населения.
Одни из самых известных норм поведения
в городе —
анонимность общения, и своеобразие норм
поведения людей в общественных местах,
на транспорте и т.д.
В качестве специфического
интегративного начала в городской
территориальной общности выступают СМИ
— радио, телевидение,
печать. Они не только снабжают жителей
новой информацией о событиях в мире, но
и, как правило, уделяют большое внимание
местным
событиям,
обсуждают различные общественные проблемы,
мобилизуют общественное мнение, тем самым
не только вовлекая людей в
решение актуальных проблем, но и налаживая
коммуникацию между
различными слоями (особенно важна коммуникация
между органами
местной власти и населением), способствуют
интеграции жителей
города в единое сообщество, делают их
всех соучастниками происходящих здесь
событий.
3. Социальная
мобильность населения и
Все большее влияние на развитие культуры, политики и всего образа жизни человечества оказывает феномен не только роста населения планеты, но и концентрация людей в отдельных крупных агломерациях. Крупные города стремительно растут, поглощают окрестные селения, сливаются друг с другом, образуя мегаполисы. В нашей стране существует ряд крупных и сверх крупных агломераций: московская, уральская, самарская, нижегородская, - которые принципиально новые социальные проблемы, вызванные проживанием огромного числа населения на ограниченной территории. Само функционирование городов и агломераций имеет как общие, так и специфические проблемы.
Для всех них первостепенное значение приобрели адаптация приезжающих, общественная и окружающая среда, развитие современного жилища, рациональная организация повседневной жизни людей.
Но имеются и специфические проблемы. В крупных городах это
упорядочение социальной инфрастуктуры, приведение в соответствие
производственных и культурно-
В течение уже 100 лет село выполняет донорскую функцию. Из села черпаются ресурсов больше, чем отдается взамен. Причина – в устойчивой миграции из села в город. Расходы на воспитание, учебу, профессиональную подготовку в большей степени несло село, а доход от реализации трудового потенциала людей, уехавших в город, доставался последнему. Город всегда притягивал к себе население деревень, хуторов, сел, небольших городов.
Переход к новым высоким технологиям приводит не просто к подвижкам населения. Миграция сначала из сел в рабочие поселки, затем из поселков в города, а из городов в мегаполисы характерна для большинства регионов планеты. Деревни, а тем более хутора исчезают, это обусловлено особенностями жизни и труда людей. На место них приходят мегаполисы с их проблемами и преимуществами, к которым можно отнести следующее: в крупных городах выгоднее делать бизнес, организовывать производство, торговлю, создавать образовательные комплексы и т.д.
С 90-х годов возрос миграционный поток город – село. Это связано с ухудшением жизни населения в городах, особенно неработающих пенсионеров, значительным удорожанием стоимости проездов на железнодорожном, автомобильном транспорте и другими причинами. В последние годы усилился приток мигрантов в село из районов Крайнего Севера, от Мурманска до Анадыря, а также из стран ближнего зарубежья и горячих точек России.
Село все более и более стареет. Доля трудоспособных людей, родившихся в селе, не превышает 20 %. Половина мигрантов, приехавших в село, - пенсионеры, недостаточно подготовленные и не способные к производительному интенсивному труду.
В социологических
исследованиях также
Для выходцев из отдаленных сельских мест, часто не имеющих квалификации, не обладающих достаточным уровнем образования, трудно найти в современном производстве работу с достаточно высокой заработной платой; ритм городской жизни для них слишком напряжен; нервные нагрузки порой чрезмерны. Значительная часть таких мигрантов уезжает из города в первый же год после прибытия.
Однако большая часть мигрантов из села успешно приживается в городах, находит подходящую работу, включается в ритм жизни современного города, осваивает ценности духовной культуры. Вместе с тем проведенные обследования поведения и образа жизни мигрантов из села свидетельствуют о том, что процесс овладения ими ценностями городской культуры достаточно сложный и длительный; он нередко сопровождается усвоением внешних стереотипов поведения, и некоторые традиционные сельские ценности продолжают жить в сознании вчерашних колхозников. Так, группы сельских жителей, работающих в городе, декларируют стремление к культуре, их духовные запросы и потребности недостаточно высоки или четко не сформированы: большинство из них высказывают полную удовлетворенность почти всеми сторонами городской жизни. Наряду с этим отмечается преобладание материальных интересов в сфере трудовой деятельности, пассивное потребление культуры. Эти недостатки, как правило, преодолеваются в течение двух—пяти лет, когда мигрант становится способным освоить основные ценности городской культуры. Интересно, что вчерашний житель села приносит в город некоторые элементы сельской культуры, такие как стремление заготавливать впрок продукты домашнего изготовления, собирание ягод и грибов с рациональными целями. Эти установки и ценности сельского образа жизни надолго остаются в сознании мигрантов.
У горожанина остается все меньше собственного звукового пространства, ему все острее не хватает тишины. Этот дефицит является причиной (не единственной) того, что наряду с сохраняющимся центростремительным движением в город — центр культурной, духовной жизни, центр жизни возникает и все более ясно оформляется центробежное движение. Оно не приводит к массовому исходу из города, но порождает перемещение в пригород и на дачи. Ставшее постепенно привычным, оно все более существенно меняет содержание понятия «город», поскольку определяет выход города за огород, за изгородь, его самопреодоление. Процесс этот может быть объяснен как де-урбанизация или поиск «третьего способа» поселения, основанного на компромиссе рассредоточения и сосредоточения жизненного пространства, на сочетании «конечности крыш и бесконечности зеленых и голубых просторов».
Заключение
Подводя итоги вышесказанному, хотелось бы подчеркнуть важность рассмотрения данной проблемы, поскольку несмотря на ее актуальность, она не привлекает должного интереса ученых теоретиков и практиков.
Проблему роста городов и вытекающие отсюда проблемы необходимо решать не с позиции местных чиновников, а с позиции науки. Необходимо разработать план проектирования и создания новых городов рационально, поскольку в настоящее время более удобными для проживания являются, как ни странно, старые города.
Кроме того, необходимо предотвратить «обнищание» сел, их старение. Целесообразно изменить политику государства по отношению к селам, хуторам, сельскому хозяйству в целом.
Не стоит упускать из виду и проблему миграции населения. Ранее
выделялись причины миграции. Исходя из них, можно найти решение этой проблемы, которое, на мой взгляд, заключается в создание благоприятного экологического климата, т.е. проведение комплексных мероприятий по защите окружающей среды. Не лишним было бы и создание достаточного числа рабочих мест. Необходимо чтобы у людей было достаточное число выбора различных профессий. Кроме того, заработная плата и размер пенсии должен соответствовать уровню цен. Это приведет к уменьшению миграции как из города в село, так и наоборот. Помимо этого, наконец-то закончится «старение» сел.
Необходимо создать более тесные связи между городом и селом, дабы хотя бы таким образом наладить экономику сельского хозяйства.
Возможно, стоит ввести ряд новых льгот, чтобы привлечь молодежь в села, хутора, деревни, поскольку в настоящее время считается крайне не престижно жить и работать там.
Список литературы