Последовательность и структура описания проблемной ситуации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 10:15, доклад

Описание

Эта проблема заключается в отсутствии мест для проведения ребятами своего свободного времени, так как они не знают, чем занять свой досуг, реализовать себя. Существует несколько причин такого положения вещей. В связи с тяжелым экономическим положением в образовательной системе многие школьные кружки и секции прекратили свое существование. Маленькая заработная плата и большие требования к организаторам школьных кружков не способствуют привлечению специалистов досуговой сферы в школы. Их функции зачастую выполняют учителя-предметники в «догрузку» к основным часам. Вследствие этого школа может предложить не блещущий разнообразием список кружков и секций, многие из которых существуют лишь формально.
Большое количество разнообразных спортивных секций, студий, кружков, пользующихся спросом у подрастающего поколения, стали платными. Переход многих учреждений, осуществляющих организацию досуга во внешкольное время, на коммерческую основу сделало их недоступными для большинства желающих, порой месячная плата за занятия в какой-либо студии соизмерима с месячной зарплатой родителей ребят. Группа подростков, живущих в семьях с низким материальным достатком, оказалась отрезанной от этой сферы досуга.

Работа состоит из  1 файл

Эта проблема заключается в отсутствии мест для проведения ребятами своего свободного времени.doc

— 48.50 Кб (Скачать документ)

Эта проблема заключается  в отсутствии мест для проведения ребятами своего свободного времени, так  как они не знают, чем занять свой досуг, реализовать себя. Существует несколько причин такого положения  вещей. В связи с тяжелым экономическим  положением в образовательной системе многие школьные кружки и секции прекратили свое существование. Маленькая заработная плата и большие требования к организаторам школьных кружков не способствуют привлечению специалистов досуговой сферы в школы. Их функции зачастую выполняют учителя-предметники в «догрузку» к основным часам. Вследствие этого школа может предложить не блещущий разнообразием список кружков и секций, многие из которых существуют лишь формально.

Большое количество разнообразных спортивных секций, студий, кружков, пользующихся спросом у подрастающего поколения, стали платными. Переход многих учреждений, осуществляющих организацию досуга во внешкольное время, на коммерческую основу сделало их недоступными для большинства желающих, порой месячная плата за занятия в какой-либо студии соизмерима с месячной зарплатой родителей ребят. Группа подростков, живущих в семьях с низким материальным достатком, оказалась отрезанной от этой сферы досуга. 

Еще одна важная проблема досуга - неспособность удовлетворить  потребности подросткам А первая потребность подросткового возраста - потребность в общении. Научиться петь, вышивать и т.д. - это все второстепенное. Главная причина посещения всевозможных учреждений досуга - ощущение комфорта в их стенах, а также возможность реализовать свои способности, самоутвердиться среди сверстников, особенно если школа и родители не удовлетворяют этих потребностей. Трудности подростков, связанные с досугом и свободным временем, порождают в свою очередь целый спектр общественно-социальных проблем.

Неумение правильно  организовать свой досуг приводит современных  подростков к долгому сидению  перед телевизором, компьютерной зависимости  и т.п. Несмотря на невинность такого времяпрепровождения, это наносит  существенный вред их здоровью. Долгое просиживание перед телевизором приводит к потере зрения, нарушению осанки, болезням позвоночника. Малоподвижный образ жизни способствует развитию гиподинамии, наблюдается потеря аппетита, плохой сон. Ребенок становится апатичным, раздражительным, у него часто меняется настроение. Компьютеризация общества также не могла не отразиться на подростках. Кроме вреда, приносимого компьютерами при несоблюдении правил гигиены пользования ЭВМ, присутствует и негативное влияние другого плана. Компьютер используется подростками в основном как возможность поиграть в различные развлекательные игры, хотя существует множество интересных программ различных направлений, способствующих общему развитию. Возможность выхода в сеть Интернет и виртуального общения не способствует развитию навыков общения с реальными сверстниками. Наоборот, некоторая безответственность за свои слова все дальше отталкивает ребят от реального общения. «Домашние» дети до поры до времени не вызывают опасений родителей, проблемы появляются потом в виде различных болезней, конфликтов со сверстниками и т.п. В ниже приведенных таблицах отображена примерная сфера занятий мальчиков и девочек 16-17 лет в свободное время.  
 
 
 

Наиболее популярные виды деятельности в структуре досуга мальчиков 16-17 лет 

Вид деятельности 

16-17 лет

гуляю с друзьями 15%

читаю 8%

играю в компьютерные игры 14%

слушаю музыку 15%

отдыхаю 10%

посещаю клубы, дискотеки 10%

посещаю кружки 6%

посещаю театр, к / т 5%

посещаю музеи 0%

смотрю TV, DVD 17% 

Наиболее популярные виды деятельности в структуре досуга девочек 16-17 лет 

Вид деятельности 

16-17 лет

гуляю с друзьями 15%

читаю 9%

играю в компьютерные игры 8%

слушаю музыку 18%

отдыхаю 11%

посещаю клубы, дискотеки 9%

посещаю кружки 4%

посещаю театр, к / т 11%

посещаю музеи 2%

смотрю TV, DVD 13% 

Вторую крайность  представляют так называемые «дворовые» дети, которые предпочитают проводить  свободное время не возле телевизоров  и компьютеров, а в непосредственном общении со сверстниками, но не на спортивных площадках и стадионах, а в  грязных подвалах. Это подростки, стремящиеся к общению, но не умеющие его организовать. В результате из-за скуки, за компанию здесь учатся курить, пить, пробуют наркотики, принимают участие в противоправных деяниях.

Свободное время  подростка может быть неорганизованным, стихийным, бесполезно проведенным, а может быть и целенаправленно организованным. Для того, чтобы максимально использовать воспитательный потенциал свободного времени, следует как можно раньше включать подростка в социально-активную деятельность. Деятельность может быть организована в различных структурах. Например:

• по месту действия;

• по целям деятельности;

• в зависимости  от ведущего вида деятельности;

• по коллективному  составу;

• по половому составу;

• по возрастному  составу.

Каждая структура  выполняет определенный блок задач по отношению к подростку. Выстраивая целенаправленное воздействие для выполнения конкретных задач, определенный вид деятельности приобщает подростка к труду, учебе, игре.

Несмотря на загруженность подростка школьными  дисциплинами, у него все же остается масса времени. В среднем 180 дней составляют каникулы, воскресные дни и праздники и еще около 100 дней остаются свободным за счет часов, находящихся в личном распоряжении подростка. То есть 280 дней у подростков предоставлено в полное личное использование. А вот как они это время проводят?Для многих подростков это не свобода выбора любимого вида деятельности, а пустое времяпрепровождение.

Если разобраться, чему же современные подростки отдают предпочтение в свободное время, то вырисовывается следующая картина. Из 100% внеурочной деятельности, организованной школой, приблизительно 87% - это зрительско-слушательские мероприятия. Нельзя сказать, что это никому не нужная и бесполезная форма проведения досуга. Несомненно, подросток прислушивается к беседам на темы о прекрасном и вечном, посещает кинозалы, театральные постановки. Но уже во время просмотра и прослушивания в нем зарождается потребительское зерно. Пассивное проведение свободного времени отрицает наличие какой-либо активной формы досуга. В стенах школы мероприятия, направленные на зрительско-слушательскую аудиторию, почти не достигают своей цели. А вот дома подросток все свое свободное время проводит у телеэкрана.

А ведь каждую неделю, по самым скромным подсчетам, по телевидению  можно посмотреть от 20 до 30 художественных фильмов и мультфильмов, не считая других весьма заманчивых телепередач. И получается, что свободное время, которое остается у подростка в его личном пользовании, полностью поглощает «голубой экран». Нельзя отрицать полезность той информации, которую подросток получает из увиденного и услышанного, но это лишь пассивное времяпрепровождение. Пассивность досуга порождает пассивность поведения, удовлетворенность тем, что есть. Актуальность проблемы свободного времени подростка является для педагога - организатора досуга социально значимой.

Свободное время  у подростка предоставляет широкий  круг для развития многих способностей. Главное для организатора досуга - выстроить ряд задач, которые  помогут развить эти способности. Перечислим основные задачи по организации свободного времени подростка. Это:

• создание условий  для развития и саморазвития;

• управление процессами развития личности посредством создания необходимых для этого условий;

• целенаправленная деятельность по формированию ценностных ориентации;

• восстановление и развитие физических данных;

• повышение  интеллектуальных способностей, развитие памяти, мышления, логики;

• развитие коммуникативных  качеств;

• выявление  творческих способностей личности.

Следует учитывать, что интересы подростка постоянно меняются, происходит их переоценка, изменяется целевая направленность. Поэтому организаторам досуга следует максимально разнообразить формы проведения свободного времени подростков.

Какие же досуговые  формы наиболее предпочтительны. Самая доступная форма - игра. Игра - это не просто имитация жизни, это очень серьезная деятельность, направленная на развитие познавательных, интересов, формирование нравственных оценок социального закаливания, проектирование собственной деятельности.

Существует большое  разнообразие игры для детей и  подростков среди них: спортивные, подвижные, двигательные, дидактические, познавательные, игры-упражнения, игры-развлечения, ролевые, сюжетные, деловые. Роль игры трудно переоценить. Игру рассматривают как «наслаждение», «радость и забавы». Различают народные и национальные игры, комнатные, и застольные, уличные игры и игры на местности, командные, коллективные.

Развитию творческих способностей подростка способствуют разнообразные студии, объединения, кружки, секции туризма, турклубы, секции борьбы. Они помогают подростку пережить минуты романтики, увидеть мир приблизиться к природе. В походах дети раскрепощаются, преодолевают «зажим» и комплексы, вступают в новые отношения друг с другом и особенно с педагогами.

Как видно, проблема досуга, несмотря на внешнюю безобидность, является одной из причин социальных проблем общества, касающихся подросткового  возраста.

Легко ли быть молодым? Во все времена было нелегко. А  сейчас возникло много новых молодёжных проблем. Но в то же время молодость – это ещё и прекрасная пора, когда энергия бьёт через край и хочется всё постичь, обо всём узнать. Мы уже во многом самостоятельны, но ещё не озабочены в такой степени как взрослые проблемами дома, семьи, денег, здоровья.

И в этот неповторимый период, надо успеть познать, постичь  и сделать как можно больше. Любому обществу, любой культуре небезразлично, какой выбор сделает личность. Поэтому во все времена, в том  числе и сегодня молодых самыми различными способами учат, наставляют, упрашивают, угрожают, берегут, заставляют и т.д. И если бы молодой человек в такой пёстрой среде культурного (и не очень культурного) воздействия подчинился бы всем призывам и любому нажиму, то он попал бы в природу хаоса, беспорядка и раскола.

Наверное, каждый молодой понимает, и каждый взрослый помнит, как не хочется в молодости  обременять себя новыми проблемами (кажется, что их и так предостаточно), как  не хочется заставлять себя делать что-то через силу, только потому, что  так надо. Можно также сказать, что молодёжь – необходимое связующее звено в эстафете поколений, живая связь между прошлым и будущим. Хотя молодёжь не всегда рассматривалась как особая общественная группа – поколение, но проблема конфликтом и преемственности поколений постоянно вставала в обществе.

Еще во второй половине ХХ столетия в связи с конструированием так называемой “техногенной цивилизации” возник феномен молодёжной культуры. Если ранее культура не делилась на молодёжную и взрослую, все независимо от возраста пели одни и те же песни, слушали одну и ту же музыку, танцевали одни и те же танцы и т. д., то теперь всё изменилось. Серьёзные отличия появились у “отцов” и “детей” и в ценностных ориентациях, и в моде, и в способах коммуникации, а нередко и в образе жизни в целом.

Поэтому процесс  познания окружающего мира, поиска своего места в нём в большой  степени можно вести посредством  своего досуга. На вопрос «Мешает ли Вам что-нибудь проводить досуг  так, как хочется, и если да, то что  именно?» ответы распределились следующим образом: нес кем пойти (2,2%), не умею организовать свое время (7,6%), не хватает времени (15,4%), не испытываю проблем в организации досуга (20,8%), не хватает денег (28,2%), некуда пойти (21,2%).

Разница состоит  в том, как именно молодежь проводит свой досуг. А проводит она его по-разному: кто-то просто «просиживает штаны» дома, возле телевизора или компьютера, другие предпочитают просто погулять и пообщаться со своими друзьями. Некоторые молодые парни и девушки помимо учебы занимаются в каких-то секциях или студиях и занятия там являются для них не менее занимательным времяпровождением, другие отдают предпочтение дискотекам, а некоторые уже сделали синонимом слова «погулять» такие понятия как напиться, накуриться и т.п.

Информация о работе Последовательность и структура описания проблемной ситуации