Посредничество как способ регулирования конфликтов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 16:03, контрольная работа

Описание

Целью данной работы является рассмотрение посредничества как способа регулирования конфликтов. Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность посредничества в разрешении конфликта;
- исследовать выбор и влияние посредника на переговорный процесс;

Содержание

Введение 3
1. Сущность посредничества в разрешении конфликта 5
2. Выбор и влияние посредника на переговорный процесс 7
3. Модели посреднической деятельности 10
4. Оценка эффективности посреднической деятельности 12
Заключение 13
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

посредничество как способ регулирования конфликтов.doc

— 83.00 Кб (Скачать документ)


2

 

Содержание

 

Введение                                                                                                                   3

1. Сущность посредничества в разрешении конфликта                                      5

2. Выбор и влияние посредника на переговорный процесс                                7

3. Модели посреднической деятельности                                                           10

4. Оценка эффективности посреднической деятельности                                 12

Заключение                                                                                                             13

Список использованных источников                                                                   15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Конфликты занимают особое место в жизни человека и общества. Управление ими в организации является одним из важнейших на­правлений в деятельности руководителя. От его конфликтологиче­ской компетентности зависит успех в решении сложных конфликто­логических задач и успех в целом его управленческой деятельности, создании здорового социально-психологического климата в органи­зации.

Основой управления любыми объектами являются знания об этих объектах. Конфликт как объект управления характеризуется, прежде всего, такими параметрами, которые носят устойчивый ха­рактер и отражают его сущность, причины, динамику и т.д. Практический опыт показывает, что управление конфликтами в организации является одной из актуальных и самых сложных про­блем. Многие руководители не владеют достаточными знаниями, навыками и умениями работы с конфликтами и часто полагаются на личный опыт и интуицию в вопросах принятия решений по поводу тех или иных сложных конфликтных взаимодействий в организа­ции, что не всегда приводит к желаемым результатам.

В тех ситуациях, когда возможности односторонних действии участников конфликта практически исчерпаны или цена продол­жения конфликта становится слишком высокой, у оппонентов остается шанс решить проблему путем переговоров. Однако не всегда ситуация складывается таким образом, что стороны готовы вести прямые переговоры. В этом случае выход может быть найден через привлечение к взаимодействию нейтральной тре­тьей стороны. Ее участие целесообразно и тогда, когда прямые переговоры между конфликтующими сторонами зашли в тупик.

Посредничество как одна из форм разрешения конфликта пред­ставляет собой способ вмешательства нейтральной третьей сторо­ны, целью которого является оказание содействия процессу пе­реговоров между основными участниками конфликта. Занимая ней­тральную позицию между конфликтующими сторонами, посредник помогает им в преодолении разногласий и конструктивном разреше­нии конфликта, устанавливая и поддерживая общение непосредствен­но между сторонами.

Целью данной работы является рассмотрение посредничества как способа регулирования конфликтов. Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть сущность посредничества в разрешении конфликта;

- исследовать выбор и влияние посредника на переговорный процесс;

- изучить модели посреднической деятельности;

- ознакомиться с оценкой эффективности посреднической деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Сущность посредничества в разрешении конфликта

 

Посредничество как одна из форм разрешения конфликта пред­ставляет собой способ вмешательства нейтральной третьей сторо­ны, целью которого является оказание содействия процессу пе­реговоров между основными участниками конфликта. Занимая ней­тральную позицию между конфликтующими сторонами, посредник помогает им в преодолении разногласий и конструктивном разреше­нии конфликта, устанавливая и поддерживая общение непосредствен­но между сторонами.

Посредничество применяется тогда, когда стороны оказались неспособны самостоятельно найти решение проблемы и достичь соглашения в ходе прямых переговоров или преодолеть тупико­вую ситуацию, возникшую в ходе переговоров[4, с. 56].

Процесс посредничества целесообразно применять в следую­щих случаях:

- взаимоотношения между конфликтующими сторонами натя­нуты, но в то же время в интересах сторон — сохранение и про­должение взаимоотношений. В этом случае соглашение между сто­ронами в результате переговоров при участии посредника пред­почтительнее административного или судебного решения, так как стороны сохраняют самостоятельность и право контроля за принятым решением. Процесс посредничества может не только восстановить взаимоотношения, но и способствовать созданию но­вых аспектов во взаимоотношениях сторон для достижения ими успеха;

- непосредственное общение между сторонами серьезно осложнено или даже прекращено, и участие нейтральной стороны могло бы способствовать его улучшению или возобновлению прямого диалога между оппонентами. Участие посредника в разрешении конфликта может способствовать изменению динамики взаимоотношений между оппонентами и поддержать их стремление к выработке решения, главным образом, путем содействия взаим­ному обмену предложениями и выработке вариантов, отвечаю­щих интересам обеих сторон;

- стороны уже предпринимали самостоятельные попытки урегу­лировать конфликт, например путем прямых переговоров. Однако они не только не дали положительного результата, но и завели стороны в тупик и усугубили ситуацию. В этом случае посредник может содействовать преодолению безвыходного положения;

- конфликтующие стороны склонны к пересмотру своих прежних  позиций в отношении оппонента и проявляют готовность к реше­нию проблемы. Причем каждая из сторон считает, что занимает достаточно гибкую позицию и поэтому участие посредника в урегулировании конфликта будет более эффективным, займет меньше времени и не потребует больших материальных затрат и моральных издержек, с которыми обычно связано обращение в суд, административные органы и т.п. В этом случае инициатива по­средника может помочь сторонам выработать приемлемую проце­дуру переговоров и достижения соглашения;

- стороны заинтересованы в контроле за достигнутыми результатами на каждом новом этапе процедуры разрешения конфликта и за окончательным соглашением. В этом случае соглашение в результате переговоров и посредничества предпочтительнее адми­нистративно-командного решения;

- посредничество целесообразно в тех случаях, когда для сторон важными являются такие аспекты преодоления разногласий, как конфиденциальность, необходимая для создания атмосферы боль­шей искренности, но на которую трудно рассчитывать при обра­щении в суд, или как временной фактор;

- посредничество оправдано в том случае, если дело не идет о юридических вопросах и не требует правового регулирования.

 

 

 

2. Выбор и влияние посредника на переговорный процесс

 

Выбор конфликтующими сторонами посред­ника осуществляется в соответствии с ря­дом требований, предъявляемых к третьей стороне.

Необходимым условием согласия оппонентов на вмешатель­ство посредника является его компетентность, предполагающая, прежде всего, умение досконально проанализировать конфликт­ную ситуацию и владение навыками посреднической деятельности. Это требование во многом определяет также и эффективность уси­лий посредника по разрешению конфликта. Недостаточная ком­петентность посредника, наоборот, может привести к срыву пере­говоров и усилению конфронтации сторон[2, с. 24].

Другим важным требованием к посреднику является его бес­пристрастность, которая заключается в том, что посредник дол­жен занимать нейтральную позицию, не оказывая поддержки ни одной из сторон конфликта. Следует отметить, что незаинтере­сованность посредника все же относительна, поскольку он, как минимум, заинтересован в успехе своей деятельности. Поэтому в данном случае главное — не действительная беспристрастность третьей стороны, а восприятие ее в качестве таковой участника­ми конфликта.

Немаловажное значение имеет и такое требование, как об­ладание авторитетом. Привлечение к посредничеству обществен­ных организаций или частных лиц во многом обусловлено имен­но этим. Например, участие представителей Католической церкви в переговорах между правящей в Польше партией и оппозицион­ным движением «Солидарность» в 1989 г. определялось, прежде всего, тем, что в этой стране авторитет и влияние Церкви очень сильны. Авторитет, которым обладает в глазах конфликтующих сторон посредник, определяет его возможности воздействовать на участников конфликта. Важно только, чтобы он, в свою оче­редь, не оказался под влиянием кого-либо из них и тем самым не поставил под сомнение свой нейтралитет.

От того, насколько посредник соответствует этим требованиям, напрямую зависят его возможности оказывать влияние на переговорный процесс, а значит, в конечном сче­те,— результаты его посреднической деятельности. К числу ос­новных аспектов этого влияния относятся следующие[5, с. 113].

Содействуя началу переговоров между участниками конф­ликта или их продолжению, посредник предлагает те или иные варианты места встречи сторон. При этом нередко для проведе­ния переговоров выбирается территория посредника.

Посредник принимает активное участие и в определении по­вестки дня. Совместно с конфликтующими сторонами он фор­мирует круг вопросов для обсуждения и порядок их рассмотре­ния. При этом задача посредника состоит в том, чтобы убедить оппонентов начать переговоры с более простых вопросов, а к рассмотрению наиболее сложных перейти в последнюю очередь. Задача посредника заключается и в том, чтобы регулировать оче­редность и длительность выступлений, не допуская приоритета той или другой стороны.

Не секрет, что отношения участников конфликта характе­ризуются враждебностью, недоверием, подозрительностью. По­этому заметный вклад посредника в успех переговорного про­цесса состоит в формировании рабочей атмосферы на переговорах. Во многом сам факт присутствия третьей стороны способен удер­жать оппонентов от проявления враждебности по отношению друг к другу. Однако посреднику не стоит ограничиваться этим и не­обходимо приложить максимум усилий по снижению уровня не­гативных эмоций конфликтующих сторон. Заметное влияние на атмосферу во время переговоров оказывает проявление подчерк­нутого уважения со стороны посредника к оппонентам и понимания их проблем, поощрение тех или иных шагов оппонентов к нормализации отношений и положительного настроя на совмес­тную работу. Посредник также помогает конфликтующим сторо­нам преодолеть негативные стереотипы в отношении друг к дру­гу и отрицательное влияние различных феноменов восприятия.

Оказание помощи в поиске решения является ключевым аспек­том во влиянии посредника на переговорный процесс. Оптимизи­руя этот поиск, посредник осуществляет следующие действия[2, с. 16]:

- оказывает участникам содействие в изучении ситуации, ана­лизе разногласий, оценке предложений;

- обращает внимание сторон на наличие общности в их ин­тересах или создает такую общность через включение про­блемы в более широкий контекст, скажем, перспективу ши­рокомасштабного экономического сотрудничества;

- помогает обнаружить непересекающиеся интересы и тем самым увеличивает переговорное пространство, в зоне ко­торого и может быть найдено решение;

- выступает дополнительным источником идей и вариантов для решения проблемы;

- оказывает оппонентам помощь в поиске и выборе объек­тивных критериев для оценки разработанных вариантов ре­шения проблемы;

- предлагает общую формулу возможного соглашения.

Эффективность этих усилий посредника во многом зависит от того, насколько полной информацией об участниках конф­ликта, спорных вопросах, соотношении сил сторон, их интере­сах и позициях, возможных подходах к решению проблемы, сте­пени их вовлеченности в конфликт и т.п. располагает посредник.

Определенную роль в стимулировании посредником поиска взаимоприемлемого решения может сыграть определение крайних сроков завершения переговоров. Если конфликтующие стороны, осознавая свою ответственность за неудачу переговоров, стре­мятся к достижению соглашения, то фиксированные временные рамки позволят обеспечить устойчивую динамику переговорного процесса.

В том случае, если переговоры увенчались успехом, посред­ник берет на себя контроль над выполнением соглашения. Как от­мечалось выше, успешность переговорного процесса определя­ется не только достижением соглашения, но и выполнением его условий. Поэтому посреднику необходимо проследить за тем. чтобы в окончательное соглашение были включены сроки вы­полнения сторонами взятых на себя обязательств. Возможно также установление нечто вроде испытательного срока, т.е. времени, в течение которого стороны могли бы оценить эффективность до­стигнутого соглашения. Кроме того, посредник может высту­пить гарантом выполнения договоренностей. Такая миссия впол­не по плечу, скажем, руководителю в разрешении конфликта между подчиненными.

 

3. Модели посреднической деятельности

 

Описанные выше составляющие влияния посредника на переговорный процесс характеризуют, прежде всего, традиционное по­средничество, не акцентируя внимание на специфических осо­бенностях различных его модификаций. Такие особенности отличают следующие модели посреднической деятельности: фасилитаторство; консультационное посредничество; посредничество с элементами арбитража[4, с. 34].

Информация о работе Посредничество как способ регулирования конфликтов