Посредничество как способ регулирования конфликтов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 16:03, контрольная работа

Описание

Целью данной работы является рассмотрение посредничества как способа регулирования конфликтов. Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность посредничества в разрешении конфликта;
- исследовать выбор и влияние посредника на переговорный процесс;

Содержание

Введение 3
1. Сущность посредничества в разрешении конфликта 5
2. Выбор и влияние посредника на переговорный процесс 7
3. Модели посреднической деятельности 10
4. Оценка эффективности посреднической деятельности 12
Заключение 13
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

посредничество как способ регулирования конфликтов.doc

— 83.00 Кб (Скачать документ)

Основное различие между ними заключается в роли третьей стороны на переговорах и степени ее участия в выработке окон­чательного решения. Под этим углом зрения и охарактеризуем выделенные разновидности посредничества.

1. Фасилитаторство. Роль третьей стороны сводится главным образом к тому, что фасилитатор (от англ. facilitate — облегчать) оказывает участникам конфликта содействие в организации пе­реговоров и проведении встреч. Участие фасилитатора в разре­шении конфликта состоит в том, чтобы помочь конфликтующим сторонам в подготовке встречи; обеспечить их равное участие в обсуждении; добиваться строгого соблюдения повестки дня и про­цедуры переговоров. При этом фасилитатор не принимает учас­тия в полемике сторон и выработке решений.

2. Консультационное посредничество. Специфика этой разно­видности посредничества заключается в следующем: конфликту­ющие стороны получают предварительное согласие посредника на то, что если они не смогут самостоятельно найти решение проблемы, то он выскажет свою точку зрения в порядке консуль­тации. Это мнение посредника не является для сторон обязы­вающим и выслушивается только в том случае, если переговоры зашли в тупик. Однако участники конфликта могут воспользо­ваться мнением посредника для достижения соглашения.

3. Посредничество с элементами арбитража. В рамках этой мо­дели влияние посредника на переговорный процесс максималь­но. Связано это с тем, что участники конфликта до начала пере­говоров договариваются о том, что если переговоры зайдут в ту­пик, посредник вынесет обязательное для исполнения решение по спорному вопросу. Эта договоренность стимулирует конфлик­тующие стороны, заинтересованные в контроле над достигнуты­ми результатами, приложить максимум усилий для самостоятель­ного поиска решения. В любом случае, данная процедура гарантирует, что соглашение между сторонами будет достигнуто.

Какой бы вариант посредничества ни был реализован в пере­говорном процессе, главное, чтобы оно было успешным. Разуме­ется, наилучшим результатом посреднической деятельности яв­ляется разрешение конфликта. Однако многое зависит не только от самого посредника, но и от стадии развития конф­ликта, характера взаимоотношений сторон, наличия альтернатив переговорному соглашению, соотношения сил участников конфликта, влияния среды, в которой протекает конфликт и т.п. При наличии такого большого числа разносторонних факторов при­влечение посредника может и не принести желаемого результа­та. Но говорить в таких случаях о неудаче не всегда правомерно.

 

4. Оценка эффективности посреднической деятельности

 

Оценивая эффективность посреднической деятельности, используются следующие критерии[1, с. 81]:

1) Объективные критерии, позволяющие рассматривать вмешательство посредника как успешное: завершение конфликта; снижение остроты конфликтного взаимодействия; переход от односторонних действий участников конфликта к попыткам совместного поиска решения проблемы; нормализация взаимоотношений оппонентов.

2) Важно ориентироваться также и на субъективные показате­ли, которые отражают степень удовлетворенности участников конфликта посредничеством. Для этого следует определить, считают ли конфликтующие стороны, что: оказывая содействие переговорному процессу, посредник был объективен по отношению к оппонентам; без его усилий сторонам было бы сложно обойтись; достигнутые при помощи посредника результаты не явля­ются навязанными, а, наоборот, представляют собой взаи­моприемлемый итог. Оценивая степень успешности посредничества, необходимо учи­тывать, кроме того, оценки самого посредника и внешних наблюдателей.

Рассмотренные выше различные аспекты посредничества по­зволяют сделать следующий вывод. Деятельность посредника со­пряжена с целым рядом проблем, трудностей, препятствий, ко­торые ему необходимо преодолевать. При этом успех усилий посредника не всегда очевиден, его деятельность сама по себе еще не гарантирует разрешения конфликта, а иногда может выз­вать эскалацию конфликтного противоборства. Однако сам факт привлечения посредника к урегулированию и разрешению конф­ликта означает стремление сторон найти выход, используя путь переговоров, и дает надежду на благополучный исход.

 

 

Заключение

 

Конфликт признается неотъемлемым свойством общественных отношений. А значит, каждый становится участником того или иного конфликта, сохраняя та­кую перспективу и в будущем. Переговоры же (прямые или с участием третьей стороны) можно считать наиболее предпочти­тельным и зачастую оптимальным способом урегулирования и разрешения конфликтов. Поэтому изучение многообразных ас­пектов переговорного процесса является не только перспектив­ным направлением научных исследований, но и актуальным для любого человека. При этом необходимо учитывать, что одно лишь знание о переговорах еще не является достаточным основанием для успеха. Не менее важную роль играет формирование и раз­витие переговорных навыков. А умение вести переговоры приоб­ретается лишь при реализации имеющихся знаний на практике. И, наконец, переговоры могут дос­тичь своей цели только в том случае, если их участники искрен­ни в стремлении к совместному поиску решения проблемы. В противном случае, конфликтующие стороны скорее демонстри­руют решительность, чем стремятся найти решение.

Посредничество — это особая форма участия третьей сторо­ны в урегулировании и разрешении конфликта с целью оказания содействия процессу переговоров между участниками конфлик­та.

Важная задача посредника — подчеркнуть и убедить конфлик­тующие стороны в том, что, несмотря на участие третьей сторо­ны, ответственность за решение проблемы лежит на вовлеченных в конфликт сторонах. Для понимания степени ответственности каждой из сторон на переговорах в процессе посредничества сле­дует стараться определить, какая из сторон имеет более сильную позицию, а какая — более слабую. Обычно в открытии перегово­ров и выработке так называемого «стартового предложения», без которого переговоры не могут начаться, более заинтересована та сторона, позиция которой на переговорах слабее позиции ее оп­понента. Посредник должен добиваться того, чтобы сторона, об­ладающая более сильной позицией, сформулировала и выдвину­ла свое предложение, отражающее наилучший вариант решения проблемы с точки зрения ее интересов, и отстаивала его. В против­ном случае возникает опасность, что аргументы в пользу сильных аспектов ее позиции будут использованы для отказа от соглашения. Кроме того, взаимное признание сторонами относительной силы по­зиции оппонента обусловливает их взаимозависимость и облегчает соглашение между ними на том основании, что конструктивной фор­мой взаимоотношений между сторонами, имеющими более или менее сильные позиции, становится сотрудничество, а не конфронтация.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников
 

1.              Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2008. – 472 с.

2.              Воржейкин И.Е. Конфликтология. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 239 с.

3.              Гвишиани Д.М. Организация и управление. – М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2008. – 478 с.

4.              Емельянов С.М. Управление конфликтами в организации. – СПб.: «Авалон», «Азбука-классика», 2006. – 256 с.

5.              Конфликтология / Под ред. А.Я. Кибанова. – М.: ИНФРА – М, 2007. – 301 с.

6.              Мастенбрук У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации. – М.: Инфра – М, 2006. – 254 с.

 

 

 



Информация о работе Посредничество как способ регулирования конфликтов