Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2010 в 10:57, доклад
Проблемы пьянства среди молодежи уже много лет являются актуальными для нашей страны. В последнее время наметились малоутешительные тенденции перетекания проблем алкоголизма в проблемы наркотизации не только среди взрослых, но и среди молодежи и даже школьников. «В середине 80-х годов в СССР насчитывалось 46 тысяч наркоманов. Сегодня на основе анализа следственной практики и результатов социсследований специалисты по незаконному обороту наркотиков делают вывод о наличии 3 миллионов россиян, употребляющих наркотики. По другим данным, общее число наркоманов в России в настоящее время приближается к миллиону.
Некоторые специалисты, пытаясь определить «донаркотическую» личность наркомана, на первое место ставят импульсивный характер. Они относят наркоманию к импульсивным неврозам, а состояние, предшествующее наркомании, считают основным, решающим фактором, инициирующим ее возникновении. В поисках этиологических факторов наркомании значение нужно придавать не только химическим эффектам наркотика, а больше обращать внимание на символическое значение, которое наркотик имеет для пациента. С этой точки зрения, наркомания является своеобразным выражением неупорядоченности личности и неприспособленности ее к окружающему миру.
Некоторые исследователи, говоря о донаркотической личности наркомана, выделяют следующие черты личности молодых людей, которые могут, хотя и не обязательно, стать причиной наркомании: эмоциональная незрелость, неполноценная психосексуальная организация, садистские и мазохистские проявления, агрессивность и нетерпимость. Слабые адаптационные способности, склонность к регрессивному поведению, неспособность к межличностному общению с партнером и т. д.
Принимая все это во внимание,
можно сделать вывод, что
Таком образом, с точки зрения психологии наркомания рассматривается как проблема личности, принимающей наркотики, в определенном социально-культурном контексте. При этом общество, социальная и культурная среда, реагируя на наркоманию, встраиваются своими реакциями в наркоманский тип поведения. Отсюда становится понятным, что для эффективной реабилитационной работы необходима реализация комплексного подхода, включающего в себя работу с личностью наркомана, его ближайшим микросоциальным окружением, а также с обществом в целом: оно должно изменить свое отношение к наркотикам так, чтобы, по крайней мере, не подкреплять их отношения к себе как к социальным изгоям, неудачникам или бунтарям.
Отношение
к наркотику не существует изолированно
от отношений к другим сторонам жизни
и поэтому может быть изменено
лишь в контексте измененной системы отношений
личности в целом.
Если искать причину, что же заставляет людей испытывать трудности, то в большинстве случаев все происходит потому, что они себя презирают, считают себя никчемными и недостойными любви. Иногда такое отношение к себе маскируется притязаниями человека на что-то большее, и почти каждый из нас это тщательно скрывает.
Карл
Роджерс
Сегодня
в России просматриваются
Подведя итоги результатов исследования причин употребления школьниками одурманивающих веществ, можно сказать, что основу внутренних побудительных сил составляет действие механизма поиска впечатлений на фоне неразвитости сферы потребностей, подражание взрослым (или сверстникам), искажение процесса социализации, потребность в саморегуляции внутреннего состояния, особенно в психотравмирующей ситуации, нарушения в эмоциональной и познавательной сферах, недостаток научных знаний о здоровом образе жизни, об алкоголе, табаке, наркотиках, их свойствах, последствиях их употребления для личности и общества.
Спровоцировать
интерес к наркотикам и токсическим
веществам и желание
Правильное
понимание причин
наркотизации позволяет
специалистам экономично
использовать свои профессиональные
ресурсы.
Условно можно выделить четыре основных группы факторов, способствующих развитию отклоняющегося поведения в целом и наркотизации в частности.
В настоящее время существует ряд подходов к диагностике повышенного риска наркомании у подростков. Согласно наркологическому подходу, основными признаками риска считаются злоупотребление чаем, кофе, табаком, алкоголем, наследственная отягощенность наркологическими и психическими заболеваниями. При педагогическом подходе признаками риска считаются вредные привычки (грызение ногтей, курение), педагогическая запущенность, воспитание в социально неблагополучных семьях. Правоохранительный подход в качестве основных признаков риска рассматривает определенные формы девиантного поведения: азартные игры, самовольные уходы из семьи, уклонение от учебы и работы, участие в асоциальных подростковых группах. Психиатрический подход основное значение придает психическим нарушениям: неврозам, психопатиям, депрессиям, органической мозговой патологии.
В подростковом возрасте возможны резкие и не всегда прогнозируемые проявления саморазрушающего поведения. К сожалению, внешняя, скорее, демонстративная поведенческая доминанта не снижает реальной опасности рискованных и разрушительных последствий для экспериментирующего над собой подростка. При этом предупреждения взрослых, чужой опыт, возможные телесные повреждения и увечья, более того, даже перспектива смерти не являются для него барьером на пути принятия «своих» решений. Последствия таких решений при определенных обстоятельствах могут трансформироваться в условия аномального развития молодого человека. И тогда влечение к употреблению наркотиков становиться не только признаком личностно-психологического неблагополучия, но и явным показателем сложившегося саморазрушающего поведения и развития. Причинами саморазрушающего, аномального, деструктивного развития, как правило, являются:
Особого
внимания заслуживает анализ причин,
по которым некоторые
Во-первых, подростки отличаются психологическими особенностями в переживаниях, а также способах разрешения внутриличностных и межличностных конфликтов, различным поведением в условиях конфликтных взаимоотношений. Подростки, способные к конструктивному поведению в конфликтных ситуациях со взрослыми или сверстниками, значительно устойчивее в отношении наркотиков, нежели их «неконструктивные» ровесники.
Во-вторых, подростки различаются фактором стрессоустойчивости. Дети, обладающие индивидуальной внутрипсихологической способностью или умением преодолевать стрессовые ситуации, трансформировать их в различного рода поисковую активность, показали значительно большую устойчивость к наркотикам, чем дети, не умеющие этого делать.
Анализируя особенности
Необходимо
упомянуть еще об одной точке
зрения, встречающейся в психологической
литературе. На возникновение наркомании
в подростковом возрасте могут оказывать
влияние особенности некоторых черт характера,
а точнее, его определенные акцентуации.
Под акцентуацией характера авторы понимали
крайние варианты нормы, при которых отдельные
черты характера человека чрезмерно усилены.
Существуют подробные описания каждого
вида акцентуации.
Задачи: на реальном примере
рассмотреть отношение подростков к наркомании,
определить воздействующие на них факторы
распространения наркомании, величину
воздействия и предрасположенность подростка
к этому воздействию.
Объект: Исследования были проведены
в двух одиннадцатых классах Московского
и Василеостровского районов с различием
в школьных специализациях: с общеобразовательным
и военизированным направлениями.
Предмет: Методом исследования
было выбрано тестирование, вопросы которого
затрагивали интересы и подростка, и его
родителей, касались семейной, личной
и общественной жизни в ключе отношения
к наркомании. Также в рамках исследования
прошел эксперимент, в ходе которого предлагалось
понюхать стакан с водой, и было сказано,
что первоначально в нем было налита жидкость
с характерным запахом, которую и требовалось
определить. После первого круга «обнюхивания»,
говорилось о том, что искомая жидкость
– керосин, и предлагалось еще раз понюхать,
чтобы удостовериться или не удостовериться
в данном утверждении. Эксперимент практически
проявил у подростков склонность к влиянию
со стороны, наличие их собственного мнения
в ситуации коллективного спора. Конечно,
можно также вынести некоторые сведения
из собственных впечатлений, полученных
во время проведения исследования.