Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 19:37, реферат
Тезаурусный подход подсказывает, что не все традиционные представления соответствуют реальному положению вещей. Так, например, в обыденном сознании прочно закреплено, что век начинается вместе с его календарным началом и так же по календарю заканчивается. Между тем, замечено, что исторически начало нового века не совпадает с календарным: XVII век закончился в 1715 г. со смертью «короля-солнца» Людовика XIV, XVIII век — в 1815 г. с окончанием наполеоновских войн, XIX век — в 1914 г. c началом Первой мировой войны. А в искусстве век завершается ранее календарного[1]. Искусство XX века начинается с выставки импрессионистов 1875 г.
Введение._________________________________________________2
2. Ступени развития авангарда._______________________________3
3. Модернизм._______________________________________________3
4. Постмодернизм.___________________________________________5
5. Этапы постмодернизма.____________________________________6
6. Список литературы._______________________________________10
5. Этапы постмодернизма.
Постмодернизм с своем развитии проходит несколько этапов: 1) ранний период с конца 1950-х годов; 2) период неоконсерватизма с 1970-х годов; 3) эпически-монументальный период (или тоталитарный) с конца 1980-х годов.
Классическое знание соответствовало классической эпохе. С созданием специальной теории относительности А. Эйнштейна (1905 г.) начался квантово-релятивистский период неклассической физики. В искусстве это время — расцвет эпохи модерна. С 1990-х годов наука вступает в постнеклассический период, связанный с открытием законов нелинейной физики, возникновением новых научных дисциплин (синергетики, ноосферологии, бионики) и успехами в генной инженерии, кибернетики и др. науках. Недоверие к классическому и постклассическому знанию, введение в научный оборот нарративного знания — главные характеристики эпохи постнеклассического знания.
Постмодернизм отражает смену научной парадигмы в постиндустриальном обществе, связанную с вызреванием нового порядка из хаоса. Модерн рвет внешние и внутренние связи с природой, обществом, человеком, постмодернизм их воссоздает, занимаясь настойчивым поиском закономерностей в многообразии. Постмодернизм — это «режим с обострением» открытой и нелинейной системы, где информационный обмен с окружающей средой осуществляется не только через границы, но и точечно (в каждой точке пространства), как в диахронном, так и в синхронном режиме.
Второй закон термодинамики (возрастания энтропии) — «самый метафизический из всех законов природы» (А. Бергсон) — вносит апокалипсическую ноту в прогнозы о будущем человечества. И. Пригожин опроверг необратимость апокалипсического сценария об обреченности Вселенной на тепловую смерть. По его мнению, так как наша Вселенная родилась под знаком неустойчивости из вакуума Минковского, ее развитие представляет собой неравновесный процесс. Если система находится вблизи точек бифуркации, удаленных от энтропийных точек равновесия, ее дальнейшее движение с равной вероятностью может протекать в двух (или нескольких) направлениях, и предсказать, в каком оно действительно потечет, не представляется возможным. Система имеет тенденцию переходить на режим индивидуального поведения. В этих условиях резко повышается роль случайности, побочного фактора, который может повлиять на будущее течение процесса. Вблизи бифуркаций основную роль играют флуктуации и случайные элементы. Возможна повторная неустойчивость. В точке бифуркации момент потери устойчивости служит переходом к устойчивости с немногими параметрами порядка[18].
В крайне неравновесных условиях процессы самоорганизации соответствуют тонкому взаимодействию между случайностью и необходимостью, что описывается вероятностными и детерминистскими законами (в интервалах между бифуркациями преобладают детерминистские аспекты). Таким образом, случайное и закономерное перестают быть несовместимыми понятиями, а предстают как два возможных состояния одного и того же объекта. Двигаясь в детерминированном поле, он предстает точкой в линейном развитии; попадая в флуктуационное пространство, субъект выступает как континуум потенциальных возможностей со случайностью в качестве пускового устройства[19].
В условиях нахождения культуры в точке бифуркации неустойчивость и нелинейность даже в малой микрофлуктуации (деятельность группы) может прорваться на макроуровень, повлиять на ход культурных макропроцессов. Нелинейность предоставляет возможности выбора путей развития, поэтому личность в эпоху постмодернизма имеет альтернативу сценариев жизненного развития и более не является обособленной и противостоящей обществу (как это происходило в эпоху модерна).
Постмодернизм
— время распада и
Отсутствие диалога в неустойчивой системе ведет к ее распаду, что является характерным для систем в инь-режиме. Все, что не соответствует структурам-аттракторам, уничтожается диссоциативными процессами. После прохождения точки бифуркации определенная структура-аттрактор детерминирует ход исторических событий, определяет будущие цели эволюции. Эта структура «мягко» управляет посредством «уколов среды», заставляя отказаться от желаемого, но недостижимого, идущего вразрез с собственными внутренними тенденциями развития культуры[21]. Постмодернизм — это переход от янь к инь. Состояние неустойчивости тождественно точке бифуркации с «веером идей», здесь происходит самораскрытие или достраивание бытия[22]. Отсюда становится вполне объяснимой телеология постмодернизма, выражающаяся в отсутствии единого идеала.
Ф. Торрес отмечал, что у XVIII, XIX, XX веков похожи кризисные хвосты[23]. Тотальная кризисность, разумеется, пронизывает и искусство. Единство вещи и образа в классическом искусстве подменялось псевдовещью и кичем в массовой культуре; пустой формой, замещающей агонизирующую реальность постреальностью посредством симуляции, выдающей отсутствие за присутствие в постмодерне (по Ж. Бодрийяру)[24]. Распад вещи в авангардизме (кубизм, абстракционизм) оборачивался ее пародийным воскрешением в дадаизме и сюрреализме. Вещь в постмодернизме стала единым всеобъемлющим симулякром, где произошла замена видимости образом отсутствующей действительности. Симулякр как правдоподобное подобие без подлинника, поверхностный гиперреальный объект стал символом постмодерна. Реализм — это правда о правде; сюрреализм — ложь о правде; постмодернизм — правда о лжи и конец художественной образности[25].
Символизм
и модерн на рубеже XIX–XX веков — утонченный
эстетизм, маньеристский всплеск анемичной
духовности (В. Бычков)[26] «Модерн — эстетика
возвышенного, хотя и ностальгическая»(Ж. Ф. Лиотар)
Поэтика
постмодернизма основана на философии
диалога хаоса и космоса. Постмодернизм
с его «присутствием
Весьма образным представляется определение постмодернизма, данное В. Рудневым: постмодернизм — «беспечное и легкомысленное дитя de lafin du siècle»[31]. В постмодернизме как явлении рубежа веков, многое запутывается, если говорить о проникновении в реальность, но многое проясняется, если говорить о сущности тезаурусов.
Список литературы :
[1] Выделение рубежей веков в отдельные («переходные») периоды обосновано в концепции смены стабильных и переходных эпох в развитии культуры. См.: Луков Вл. А. История литературы: Зарубежная литература от истоков до наших дней / 4-е изд. М., 2008.
[2] Философская энциклопедия / Под ред. А. А. Ивина. М.: Гардарики, 2004. С. 518.
[3] Там же. С. 519.
[4] Синестезия (греч. synaisthesis — соощущуние) — взаимодействия между слуховыми и зрительными искусствами: слухозрительный контрапункт, полифония.
[5] Едошина И. Художественное сознание модернизма: истоки мифологемы: Дис… доктора философских наук. Кострома, 2002. С. 128.
[6] Философская энциклопедия / Под ред. А. А. Ивина. С. 567.
[7] Приводится по: Маньковская Н. «Париж со змеями»: Введение в эстетику постмодернизма. М.: ИФ РАН,1994. С. 8–9.
[8] Ортега-и-Гассет Х. Дегуманизация искусства // Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. М.: Политиздат, 1991. С. 247.
[9] Barth J. The Literature of Replenishment: Postmodernist Fiction // Postmodernism. An International Anthology / Ed. by Wook-Dong Kim. Seoul: Hanshin Publishing Co., 1991. Р. 50. Кстати, в наши дни модерн превратился в массмедийный кич (Ibid.).
[10] Habermas J. Modernity — an Incomplete Project // Postmodern Culture / Ed. by H. Foster. London: Pluto Press Ltd., The works, 1985. Р. 4.
[11] Ibid.
[12] Чукин С. Проблема справедливости в философском дискурсе постмодерна: Дис… доктора философских наук. СПб., 2000. С. 126.
[13] Habermas J. Modernity — an Incomplete Project. P. 14.
[14] Маньковская Н. «Париж со змеями». С. 8.
[15] Цит. по: Owens C. The Discourse of Others: Feminists & Postmodernism // Postmodern Culture / Ed. by H. Foster. P. 58.
[16] Connor S. Postmodernism & Literature. // Postmodernism. An International Anthology. P. 606.
[17] См.: Маньковская Н. «Париж со змеями». С. 8–9.
[18] Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой / Пер. с англ. Ю. А. Данилова. М.: Наука, 1986. С. 54.
[19] Лотман Ю. М. Семиосфера. СПб.: Искусство-СПб., 2004. С. 349.
[20] Иванова О. Синергетический подход к исследованию культуры постмодернизма: Дис… канд. философских наук. СПб., 2003. С. 87.
[21] Князева Е., Курдюмов С. Синергетика как методологическая основа футурологии // Синергетическая парадигма. Нелинейное мышление в науке и искусстве. М.: Прогресс-традиция, 2002. С. 115.
[22] Иванова О. Синергетический подход… С. 123.
[23] Цит. по: Маньковская Н. «Париж со змеями». С. 178.
[24] Baudrillard J. Simulacra & Simulation// Postmodernism. An International Anthology. Р. 441.
[25] Маньковская Н. «Париж со змеями». С. 166.
[26] Философская энциклопедия / Под ред. А. А. Ивина. С. 1026.
[27] Lyotard J. F. What is Postmodernism? // Postmodernism. An International Anthology. P. 279.
[28] Маньковская Н. «Париж со змеями». С. 41.
[29] Там же. С. 5.
[30] http://ru.wikipedia.org
[31] http://www.zpu-journal.ru