Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 13:59, реферат
Постструктурализм - это общее название ряда подходов в социально-гуманитарном и философском познании 1970-80-х гг. в период научного интереса к этике индивидуализма, этике гедонизма (вседозволенности желаний и наслаждений, раскрепощение желаний и поиск удовольствий в любом жизненном акте). Это философия изнанки структуры, когда тело и власть становятся объектами первостепенного интереса и значат больше, чем язык и объект. Структуралистские методики нашли выражение в философии, социологии, истории, искусствоведении. Постструктурализм, отрицая социальность, акцентируется на недифференцированности, самодостаточности события, дух противоречия царит над каждой субстанцией: вводится новый понятийный аппарат, концепции, подходы, эмоции и аффекты, случайность, фрагментарность, разнородность, машинные механизмы, биологически конструкции. Общее в постструктурализме - это эмоция сомнения, критика субъекта (его присутствия, наличия, представлений), элементы релятивизма. Постструктурализм концептуально снимает систему противопоставлений, абсолютизирует различия (сингулярности, партикулярности), «тексты», «дискурсы», «стили письма» понимает значимыми по причине своей бессвязности, принципиальной необобщаемости, характеризуется интертекстуальностью - цитатностью, размыванием жанровых критериев философского рассуждения, метафоричностью. Постструктурализм - это яркая реакция на лишенное жизненного смысла традиционное философствование.
Введение……………….…………………………………………………….…...…….…3
1.Понятие постструктурализма ………………….………….……………..…..…...........5
2. Постструктурализм Ж.Дерриды…………………………..………………………….12
3. Постструктурализм М.Фуко……………………………….……………….…..…….16
Заключение……………………………………………………………………………...21
произведениях писателей, художников, ученых;
4) наконец, археология знания <стремится к систематическому описанию
дискурсивного объекта>.
Начиная с Фуко, метод деконструкции стал весьма характерен
для других версий постструктурализма, а также и для ряда теорий постмодерна.8
Эпистема. Вторая составляющая метода Фуко - индукция от конкретных дискурсов к обобщенной <эпистеме>, под которой понимается общая, характерная для
конкретного исторического периода система мышления, научного
теоретизирования. Это может касаться как правил построения отдельных теорий, так и целых отраслей знания - философии, социологии, экономики, лингвистики и т.д. Так, согласно теории археологии знания формы <эпистем> в истории
человеческой цивилизации неоднократно существенно менялись. В европейской
культуре шестнадцатого века в науках акцент делался на выявлении систем родства
и сходств между явлениями. В семнадцатом веке - на формулировании
представлений и образов. В начале восемнадцатого века знание представлялось в
виде таблиц. В конце этого же века новой основой знания становится
<трансцендентное поле субъективности>. Стержнем социально-гуманитарного
знания становится человек. Однако данной эпистеме неизбежно сопутствует
<ангажированность>
социально-гуманитарного
навязыванию людям деформированной формы видения окружающего мира. Не
случайно, социальные науки вообще и социология, в особенности, оказались в
кризисе. Выход из него Фуко видит в переходе к новой эпистеме, стержнем которой
является <лингвистическая составляющая> - языковая организация человеческого
знания. Именно язык, точнее его знаковые и символические системы, по мнению
Фуко, способны более адекватно отображать хаотичность, диффузность
современного социального мира.
Формы <эпистем>, как считает Фуко, непосредственно связаны с характером
общественных укладов, определяют особенности всех других сфер
жизнедеятельности людей.9
М. Фуко, в отличие от Ж. Деррида, говорит о внешнем, «внедискурсивном» мире, институциональной структуре, которая воплощает в себе «дискурсы», создающиеся и развивающиеся за ее рамками. Высказывания фиксируются властными отношениями, имманентно им присущими. Он, вслед за Ф. Ницше, переворачивает обыденное представление об отношениях власти и знания, доказывая, что последние есть высшая власть, власть определять весь остальной мир. Таким образом, знания перестают выступать способом освобождения человека и становятся способом его порабощения.
Итак, дискурсы включают в себя знание (точнее то, что М. Фуко определяет как знание), знание имманентно обладает властью. Следовательно, существуют определенные правила, содержащиеся в высказываниях, определяющие кто и в каком контексте может эти высказывания создавать. Имеющий власть (тот, кому правила, лежащие внутри высказываний, позволяют это сделать) может зафиксировать хаотически перемещающиеся значения и определить остальные субъекты и объекты в собственных понятиях. Мир, по М. Фуко, состоит из мириадов властных отношений, и каждое обладание властью порождает противодействие; поэтому мир — это мириады различных конфликтов по поводу власти.10
Фактически Фуко создал свой, и не менее влиятельный, чем Деррида, вариант постструктуралистского учения. Как бы ни спорили и ни соглашались друг с другом Деррида и Фуко, их версии постструктурализма во многом дополняют и уточняют друг друга, образуя те два полюса его доктрины, в напряженном пространстве между которыми и находится внутреннее полемическое поле, где в течение уже четверти века развертываются междуусобные сражения сторонников этого учения, отстаивающих свои права на самое истинное его толкование.
Основная специфичность
логии", которая порождала формы
знания (и, следовательно, стратегии
власти), выработанные со времен
"классического периода" (1500-1800),
-- фактически Фуко упрекал