Пожилые люди как социально-демографическая группа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 11:13, контрольная работа

Описание

Главной задачей социальной политики Российской Федерации является достижение благосостояния человека и общества, обеспечение равных и справедливых возможностей для развития личности. Одной из важнейших целей социального государства является социальное равенство. Социальное государство стремится к уничтожению социального неравенства, неравенство связанное с утратой дохода или средств к существованию из-за различных обстоятельств. Средством социального государства, противостоящим этим превратностям судьбы, является развитие социальное обеспечение и социальной защиты.

Содержание

Введение
1. Поколения как особая социально-демографическая группа
2. Поколенная структура общества
3. Функции и положение пожилых людей в обществе
4. Проблема межпоколенных отношений
5. Отношение к пожилым людям в обществе
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Реферат.docx

— 58.60 Кб (Скачать документ)

В связи с медицинской (санитарной) революцией, которая произошла  уже при советской власти, происходило  резкое сокращение детской смертности при все еще относительно высокой  рождаемости. Группы населения детских  и молодых возрастов начали существенно  преобладать. Произошло «омоложение» общества. В дальнейшем смертность (как детская, так и общая) продолжала сокращаться, но рождаемость падала в еще большей степени: возникла проблема старения населения России. Свое начало этот процесс берет примерно с 1970, когда доля людей в возрасте 65 лет и старше составила 7,8%. (В  соответствии с международными критериями, население страны считается старым, если доля людей в возрасте 65 лет  и старше во всем населении превышает 7%). В 1999 уже 12,5% населения России (то есть каждый восьмой россиянин) находился  в возрасте старше 65 лет.

 

Процесс постарения населения  наметился с 1950 во всех экономически развитых странах и он носит глобальный характер. В 1999 впервые в развитых странах численность людей старшего поколения превысила число детей (19,1% и 18,8% соответственно). Наиболее старое население – в Италии, где численность  детей на 60% меньше, чем людей в  возрасте 60 лет и старше.

 

Наиболее важным в изменении  структуры населения является увеличение удельного веса (и абсолютной численности) людей пенсионного возраста (женщин старше 55 лет и мужчин старше 60 лет). Доля в населении России людей  пенсионного возраста возросла с 15,4% в 1970 до 26, 8% в 2003. Это создает проблемы с выплатой пенсий

 

 

    1. Функции и положение пожилых людей в обществе

 Пожилой человек и  общество

 

Выход человека на пенсию объективно влечет за собой изменение социального  статуса и связанных с ним  образа, уровня и качества жизни. Факторы, оказывающие влияние на положение  пожилого человека в этот период, можно  условно разделить на две группы:

 

1) объективные факторы:

 

• общее социально-экономическое  развитие государства;

 

• характер материальных и  хозяйственных взаимоотношений;

 

• местные (национальные и  региональные) обычаи;

 

• социальные нормы;

 

• общественные потребности  и ожидания;

 

• условия проживания (город, деревня);

 

2) субъективные факторы:

 

• структура семьи;

 

• супружество;

 

• наличие (отсутствие) детей;

 

• роль пожилого человека в  семье;

 

• уровень образования;

 

• пол;

 

• возраст.

 

Изменение положения пожилого человека в обществе требует от него поиска новых способов самоутверждения  и реализации своей активности. От них будут зависеть не только его  физическое и психическое здоровье, но и продолжительность жизни.

 

Процесс социальной адаптации  пожилого человека предполагает активные действия социума по оказанию ему  помощи в адаптации к среде. Социальная среда, с точки зрения Б.Г. Ананьева, может явиться фактором, замедляющим  или, напротив, ускоряющим процесс старения. Анализ существующего опыта, к сожалению, в большей степени свидетельствует  о последнем. Общество старается  отгородиться от пожилых «барьером  помощи», оказываемой через социальные институты, снимая с себя ответственность  за отторжение людей преклонного  возраста и за отсутствие чувства  сострадания к ним. Однако и здесь  пожилой человек сталкивается с  рядом конфликтных ситуаций и  трудностей, часто оказывается под  тяжелым прессом негативных эмоций, пренебрежительного и даже жестокого  отношения (явление эйджизма).

 

Многочисленные зарубежные и отечественные исследования свидетельствуют  о том, что пожилые люди являются группой, подвергающейся стереотипным представлениям, предписаниям и ожиданиям, которые касаются их способностей, интересов и потребностей. К сожалению, представления эти носят более  негативный, нежели позитивный характер. Среди основных причин негативной стереотипизации  пожилых людей О.В. Краснова отмечает сокращение контактов между поколениями  в семье, недостаточное изучение позднего периода жизни человека [64].

 

Обнаружено также, что  негативные характерные черты могут  быть связаны с пожилыми людьми неосознанно, автоматически, выполняя самозащитную функцию для более молодых  групп [64].

 

И, наконец, источником негативных стереотипов о себе часто являются сами пожилые люди: их не всегда корректное, взвешенное поведение. Под тяжестью личных проблем некоторые из них  бывают несправедливы в обвинениях против своего окружения, близких, молодежи и нередко создают вокруг себя обстановку конфронтации [125].

 

Наиболее распространенные предрассудки в отношении пожилых  людей представлены в табл. 7.

 

Работы почти всех зарубежных и отечественных авторов объединяет одна мысль – старость приводит человека к зависимому положению: он становится уязвим, вызывает жалость, а подчас и смех, отвращение. Пожилых  людей зачисляют в группу социально  слабых вкупе с бедными, малообразованными [45].

 

Между тем ряд исследований, посвященных возможностям пожилых  людей, свидетельствует об обратном. Старение, с точки зрения В.В. Болтенко, «не может рассматриваться как  деструкция, уменьшение всех способностей и возможностей… и в старости продолжается процесс психического развития, способствующий относительной  стабилизации на новом уровне» [12]. Пожилому возрасту, как и другим периодам развития, присущи не только недостатки развития, но и достоинства, облегчающие  задачу адаптации к старости [102]. Многие пожилые люди сохраняют даже в пенсионный период высокую работоспособность  и трудовую активность [29, 110, 148].

 

В работе М.Д. Александровой  «Проблемы социальной и психологической  геронтологии» даются описания возрастной динамики творческой активности и продуктивности выдающихся деятелей в разных сферах – музыкальной, юридической и  писательской. В исследовании представлен  обзор работ советских и зарубежных ученых о положительном влиянии  образования, общих и специальных  способностей, интересов и рода занятий  на сохранность разных сторон интеллекта в период геронтогенеза [1]. Важным фактором, противостоящим инволюции человека в целом, является творческая деятельность [103].

 

 

Таблица 7

 

Стереотипы, отражающие отношение  к пожилым людям в обществе

 

 

 

 

Существует значительное количество работ, фиксирующих внимание на присущих пожилым людям положительных  свойствах и качествах. В старости люди более умело оберегают себя от несчастий, способны наслаждаться настоящим, находя радость даже в мелочах; благодаря  жизненному опыту человек научается  смотреть просто на вещи и принимать  их за то, что они есть на самом  деле; освобождается от власти различных  «жупелов» и ложных представлений; экономно обращается со временем; познания его становятся основательно продуманными и находятся в строгой взаимосвязи; старый человек уравновешен, рассудителен, проницателен, освобожден от треволнений  юности [147]. Пожилых людей отличает практическая жизненная мудрость, приращение непосредственного житейского опыта, дающие возможность ориентироваться  в меняющемся мире; усложнение духовной жизни. Для пожилых людей характерен рост рефлексии [45, 46]. Соматические же расстройства и финансовые трудности  носят индивидуальный характер и  не могут рассматриваться как  характеризующие группу пожилых  в целом [29, 97, 148].

 

Не находит подтверждения  в эмпирических данных популярный стереотип  о политической пассивности престарелых [45].

 

Наконец, индивидуальный характер имеет подвергнутая широкому рассмотрению в современной геронтопсихологической литературе проблема одиночества пожилого человека [148].

 

Одним из важнейших условий  социальной адаптации пожилого человека в обществе является семейный статус. Исследователи рассматривают семью  как прибежище, в котором пожилой  человек может укрыться от трудностей заключительного этапа своей  жизни [132], как возможность удовлетворения насущных потребностей – витальных, интеракционистских, социализационных, смысложизненных [42, 44, 64, 93], как фактор, положительно влияющий на социальное самочувствие пожилого человека.

 

Значимость семьи для  пожилого человека подтверждают результаты социологических опросов: семью, детей  пожилые реципиенты возводят в ранг важнейших, непреходящих ценностей [59, 93, 104].

 

Самочувствие пожилых  людей в значительной степени  определяется царящей в семье  атмосферой, а также тем, как распределяются обязанности в семье между  бабушками и дедушками, их взрослыми  детьми и внуками.

 

Среди условий, при которых  семья наполняется для пожилого человека положительным содержанием, исследователи называют:

 

– супружество;

 

– наличие детей, внуков;

 

– участие в воспитании внуков;

 

– удовлетворенность браком;

 

– посильное выполнение хозяйственно-бытовых функций;

 

– межпоколенную семейную поддержку;

 

– доброжелательное сожительство разных поколений при достаточно высоком уровне независимости пожилых  людей;

 

– сохранение родственных  связей [45, 46, 64, 104].

 

Однако семья может  стать и механизмом, осложняющим  жизнь пожилого человека, снижающим  возможности его социальной адаптации. Источником эмоционального напряжения для пожилого человека и окружающих становятся достаточно распространенные сегодня явления:

 

– совместное проживание престарелых  родителей с их взрослыми детьми;

 

– дезорганизация семейных отношений, проявляющаяся в жестокости и физическом оскорблении пожилых  людей со стороны родственников;

 

– полная изоляция пожилого человека, часто становящаяся следствием материально-бытовой неустроенности, вынужденного существования в одной  квартире, алкоголизации отдельных  членов семьи [152].

 

Знание специалистом объективных  и субъективных детерминант развертывания  процесса старения в обществе должно стать основой социальной работы с пожилыми людьми, их реабилитации в современных условиях.

 

    1. Проблема межпоколенных отношений

 

Проблема межпоколенных  отношений в психологии

 

Межпоколенные отношения  давно и успешно исследуются  зарубежными и отечественными авторами в различных сферах науки (особенно интенсивно в экономике и социологии). В литературе можно встретить  изучение специфики выбора и поддержания  взаимоотношений пожилых людей  с молодым поколением и сверстниками [Минигалиева, 2000 и др.], в том числе  в семье.

 

В современных исследованиях  межпоколенных отношений социально-психологические  аспекты этого феномена до сих  пор изучены недостаточно, в том  числе, образ прародителей и его  значение для представителей поколения  «внуков», влияние этого образа на успешность / неуспешность межпоколенных  отношений в целом.

 

Мы поставили перед  собой вопрос, почему для одних  людей образ старшего поколения  является источником их успешных взаимодействий, межпоколенного объединения и ресурсом в совладании с жизненными трудностями. Однако для других, этот образ (в  том числе, прародителей в семье), в основном, негативен, неточен, либо отсутствует вовсе – (в том  числе вытеснен) и не имеет ресурсного значения.

 

Методологически мы опираемся  на теорию социальных представлений  С.Московиси, а также на и теорию социального мышления, разрабатываемую  К.А.Абульхановой. Теория социальных представлений  разработана французским социальным психологом С.Московиси (S.Moscovici, 1984). Московиси  рассматривает социальные представления  как особую форму обыденного коллективного  знания, усваиваемого отдельным индивидом. Основные функции социальных представлений  – сохранение стабильности сознания, детерминация поведения, интерпретация  фактов и их включение в существующую у индивида картину мира. «Понятно, что они [социальные представления  – Т.К.] содержат общие убеждения  и идеи, относимые к практике, к реальности, не являющиеся детальными ... – пишет С.Московиси. – Если посмотреть на них общим взглядом, то представления должны выступать  в своей совокупности как внутреннее содержание общества, его реальности, а не как его дубль или отражение. В этом смысле представление –  одновременно и образ, и структура  изображаемого предмета, то, что  обнаруживает смысл вещей, существующих в совокупности, но и то, что полно  лакун; то, что в вещах отсутствует  или представляется незримым» [Московиси, 1995, т. 16, N 1, с. 16–17].

 

С.Московиси (1995) описывает  пять важнейших функций социальных представлений.

1. Сохранение стабильности  и устойчивости индивидуальной  и групповой структуры сознания.

Информация о работе Пожилые люди как социально-демографическая группа