Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 11:13, контрольная работа
Главной задачей социальной политики Российской Федерации является достижение благосостояния человека и общества, обеспечение равных и справедливых возможностей для развития личности. Одной из важнейших целей социального государства является социальное равенство. Социальное государство стремится к уничтожению социального неравенства, неравенство связанное с утратой дохода или средств к существованию из-за различных обстоятельств. Средством социального государства, противостоящим этим превратностям судьбы, является развитие социальное обеспечение и социальной защиты.
Введение
1. Поколения как особая социально-демографическая группа
2. Поколенная структура общества
3. Функции и положение пожилых людей в обществе
4. Проблема межпоколенных отношений
5. Отношение к пожилым людям в обществе
Заключение
Список использованной литературы
2. Интерпретация реальности.
3. Адаптация новой информации
к уже имеющейся системе
4. Опосредование и регуляция
существующих отношений и
5. Смысловой синтез.
К.А.Абульханова, переводя понятия
представления в плоскость
Для нас важно следующее
понимание функции социальных представлений
по К.А.Абульхановой [Абульханова, 2002]:
их совокупность обеспечивает личности
степень субъективной определенности
восприятия, понимания и воспроизведения
социальной действительности и себя
в ней. Социальные представления
у личности возникают не только в
силу ее непосредственного контакта
с действительностью, но она черпает
их из общественного сознания. В
отличие от понятий представлениям
присущ субъективизм. Они могут быть
констатирующими, консервативными, ригидными,
установочными или при большей
степени сложности, четкости и гибкости
становятся предпосылкой для появления
в сознании проблем. Представления,
на основе которых возникают проблемы,
всегда личностно значимы, интеллектуально
интересны, социально затрагивают
личность и потому более субъективны
и становятся предметом «работы»
социального мышления, сознания личности.
Абульханова отмечает, что в сознании
российской личности множество представлений
не стыкуются, не согласуются друг с
другом, порождая вопросы и выливаясь
в проблемы или оставляя личность
в состоянии непонимания
Литература
Абульханова К.А. Социальное
мышление личности // Современная психология:
состояние и перспективы
Анцыферова Л.И. Развитие личности и проблемы геронтопсихологии. М.: Институт психологии РАН, 2006. 415 с.
Аргайл М. Психология счастья / общ. ред. и вступ. ст. М.В.Кларина. М.: Прогресс, 1990. 332 с.
Висьневска-Рошковска К. Новая жизнь после шестидесяти: пер. с польск. / общ. ред и предисл. А.В.Толстых. М: Прогресс, 1989. 263 с.
Глотов М.Б. Поколение как категория социологии // Социологические исследования. 2004. N 10. С. 42–48.
Голод С.И. Семья и брак:
историко-социологический
Джидарьян И.А. Проблема счастья в русском менталитете // Российский менталитет. Психология личности, сознание, социальные представления. М.: Институт психологии РАН, 1996. С. 34–48.
Ермолаева М. В. Психология зрелого и позднего возрастов в вопросах и ответах: учеб. пособие. М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та; Воронеж: МОДЭК, 2004. 280 с.
Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учеб. пособие. М.: Гардарики, 2004. 320 с.
Краснова О.В., Лидерс А.Г. Социальная психология старения: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2002. 288 с.
Крюкова Т.Л., Сапоровская М.В., Куфтяк Е.В. Психология семьи: жизненные трудности и совладание с ними. СПб.: Речь, 2005. 240 с.
Крюкова Т.Л., Петрова Е.А.
Социально-психологические
Майерс Д.Дж. Социальная психология: интенсив. курс. 3-е междунар. изд. СПб.: Прайм-Еврознак: Нева; М.: ОЛМа-Пресс, 2000. 510 с.
Минигалиева М.Р. Личностные типы и социальные контакты людей позднего возраста // Психология зрелости и старения. 2000. N 2(10). С. 75–88.
Михайлова Е.Л. «Я у себя одна», или Веретено Василисы. М.: Класс, 2003. 320 с.
Московиси С. Социальные представления: исторический взгляд // Психологический журнал. 1995. Т. 16, N 1 (статья первая). С. 3–18. Т. 16, N 2 (статья вторая). С. 3–14.
Цой Л.Н. В контексте конфликтологии: конфликт поколений [Электронный ресурс] // Фонд «Общественное мнение»: сайт. URL: www.fom.ru (дата обращения: 24.12.2007).
Intergenerational Programming [Electronic resourc]
// Ohio State University [Site] The Department of Aging. Ohio State
University Extension: Senior Series. 2003. URL: http://ohioline.osu.edu/ss-
1.1. Генезис отношения к пожилым людям в обществе
Социальные проблемы старения
возникли вместе с развитием общества.
Они выражались в том, какую позицию
занимало общество по отношению к
стареющим и старым людям и
какое фактическое место
Картина положения старого человека в обществе, как свидетельствует история человечества, резко менялась: она была полна блеска в одни периоды и наполнена мраком в другие. После периодов очень неблагоприятных приходят периоды весьма благоприятные, чтобы, в свою очередь, снова уступить место периодам более или менее неблагоприятным.
В давние времена старые люди не умирали естественной смертью. В те времена с трудом себя содержащих сообществах людей не оставалось места для тех, кто по причине физической немощи переставал быть полноценным участником добычи пропитания2.
Зрелый человек как знаток окрестностей и обладатель долголетнего жизненного опыта был предметом уважения в первобытной среде. Он знал, когда и где поспевают плоды, как наловить рыбы, каким способом охотиться на зверей и т.п., и благодаря этим знаниям являлся одним из первых социально связующих звеньев3. Но с наступлением старости, когда силы и память отказывались ему служить, запас этого опыта и знаний становился неиспользуемым. Тогда дряхлого старца бросали на произвол судьбы. У кочевников стариков, которые не могли следовать за кочующим племенем, лишали жизни. Дикие племена, существовавшие за счет охоты, умерщвляли соплеменников, которые не могли участвовать в охоте. Византийский писатель-историк Прокопий Кесарийский отмечает, что еще в его время (VI в.) в одном из германских племен убивали старых людей.
На вопрос, когда перестали умерщвлять стариков нельзя ответить даже приблизительно: угасание этого жестокого обычая связано с хозяйственным прогрессом и, стало быть, у разных народов наступало в различные времена. Современник К. Маркса и Ф. Энгельса, высоко ими ценимый американский антрополог и этнограф, исследователь жизни индейцев Л. Г. Морган (1818 — 1881) разделял всю деятельность людей на три основные эпохи: дикости, варварства и цивилизации.
Многочисленные
Физическое истощение организма неминуемо влечет за собой экономические последствия. Тогда важную роль способны сыграть имущественное положение индивида и его общественная значимость, а также система социальных ценностей.
Ориентация на сиюминутные
ценности ведет общество к закату,
тогда как мистическая связь
с предками, стремление к воспроизводству
и духовному возрождению
К факторам, детерминирующим условия жизни стариков и отношение к ним общества, и в частности родственников, этнологи относят социальную организацию, уровень экономического развития и фиксированность на определенной территории. В оседлых обществах с развитой структурой старики символизируют непрерывность их истории и стабильность социокультурных особенностей. Поддержка и уважение со стороны молодых могут рассматриваться и как превентивная мера, стремление последних гарантировать себе аналогичное положение в будущем5.
В примитивных обществах старик воспринимается как «иной» со всей двусмысленностью, которую содержит это понятие: он одновременно и недочеловек, и сверхчеловек, и идол, и ненужная изношенная вещь.
Многие традиции примитивных обществ могут показаться жестокими и безнравственными, однако при их анализе необходимо основываться на культурных особенностях и ценностных системах данных обществ. Этнологи считают, в обществах, где практиковалось умерщвление стариков, те соглашались на такую смерть под влиянием культурных традиций, собственного опыта умерщвления старших, в том числе родителей, желания почувствовать себя в центре празднества, организуемого по этому поводу.
Следует подчеркнуть, что
в эпоху умерщвления стариков
средняя продолжительность
Со временем, по мере улучшения бытовых условий, формируется новая, более гуманная, мораль. Стариков не только перестают уничтожать, но они становятся предметом почитания и уважения со стороны младших поколений. Такое изменение отношения к старикам, в свою очередь, привело к еще большим изменениям6.
Многие исследователи считают, что для ранних периодов цивилизации был характерен высокий престиж старых людей. Английский психолог Д.Б. Бромли утверждает, что в первобытном обществе старость составляла тот период в жизни человека, в котором он получал выгоду от багажа прожитых лет: старый человек пользовался уважением как наиболее богатый личным опытом, историк рода хранитель давних традиций, толкователь мистерий, воспитатель людей, посредник между живыми и умершими мастер церемоний (Л. Симмонс), как живой свидетель прошлого, которое со всех точек зрения было выше настоящего7.
Наибольшим вниманием старые люди пользуются в эпоху так называемой классической древности (триумф старости — в древней Элладе и античном Риме). Здесь на долгие времена устанавливается геронтократия, выражением чего является возрастной ценз, необходимый для занятия должностей в руководящих органах государства: в Афинах и Спарте членом ареопага или геронсии мог стать гражданин, достигший, по меньшей мере, 60 лет. Как пример геронтократии называют также Венецианскую республику: на высшие должности там назначали только старых людей.
Среди привилегий старости решающим был уже другой фактор - присущая этому возрасту мудрость. Сократ ценил беседы со старыми людьми: из них (бесед) можно было узнать о пройденном стариками жизненном пути, который молодым предстояло еще пройти. Как Платон, так и Аристотель говорили, что править должны старые люди8. Легендарный греческий законодатель Солон заполнял высшие судебные инстанции старыми людьми.
В эскимосских легендах старики предстают обладателями магической власти, наделенными богоподобной способностью творения и исцеления. Но реальные условия существования - суровый климат, недостаток ресурсов, бедность, тираническая патриархальная семья - определи маргинальное положение стариков, превращенных в рабов или обреченных на голодную смерть.
В обществах, испытавших влияние западной культур, и переживающих переходный период от традиционных обычаев к христианской этике, признается декларативная власть стариков, формирующих политические советы. Но в условиях миграционного образа жизни и бесконечных войн реальную власть приобретают молодые, возглавляющие переселения и военные действия. В небогатых племенах (например, сибирские чукчи) старики до самой смерти могут оставаться собственниками всего семейного имущества и владений. Они обладают правом их распределения между членами семьи, что обусловливает престиж стариков и социальную стабильность.
Информация о работе Пожилые люди как социально-демографическая группа