Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 15:06, реферат
Всякая наука основана на фактах. Собирая, сопоставляя, группируя и обобщая эти свидетельства объективной реальности, она открывает самое дорогое, для чего, собственно, и создана наука, а именно существующие независимо от нашей воли и сознания объективные законы мира. Способы получения этих фактов называются методами научного исследования. Особенно урожайным на открытие нового в поведении людей считается метод наблюдения. В нем ученый непосредственно регистрируют события, очевидцем которых он оказался. Этот метод активно примнется во всех социальных науках. В одних, например в статистике и демографии, наблюдением называют любую полевую процедуру наблюдение, сбор письменных сведений путем обхода по домам). Здесь наблюдение как бы противопоставляется методу косвенного знания по литературным источникам. В психологии, социологии и антропологии наблюдением именуют только визуальную процедуру сбора данных непосредственно самим ученым.
Введение
Планирование наблюдения.
Выбор признаков единиц наблюдения
Требования к наблюдателю.
Подготовка наблюдателей.
Разработка инструкции.
Этапы проведения наблюдения.
Фиксация результатов.
Заключение
Белорусский государственный университет
Факультет философии и социальных наук
Кафедра социологии
Контрольная работа по МиМСИ
На тему:
« Правила организации и
Выполнила студентка 3 курса
Заочного отделения
Ковалевич Виктория
Минск 2012
Список используемой литературы:
Содержание:
Введение
Заключение
Введение
Всякая наука основана на фактах. Собирая, сопоставляя, группируя и обобщая эти свидетельства объективной реальности, она открывает самое дорогое, для чего, собственно, и создана наука, а именно существующие независимо от нашей воли и сознания объективные законы мира. Способы получения этих фактов называются методами научного исследования. Особенно урожайным на открытие нового в поведении людей считается метод наблюдения. В нем ученый непосредственно регистрируют события, очевидцем которых он оказался. Этот метод активно примнется во всех социальных науках. В одних, например в статистике и демографии, наблюдением называют любую полевую процедуру наблюдение, сбор письменных сведений путем обхода по домам). Здесь наблюдение как бы противопоставляется методу косвенного знания по литературным источникам. В психологии, социологии и антропологии наблюдением именуют только визуальную процедуру сбора данных непосредственно самим ученым.
В психологии основные методы научного исследования — наблюдение и эксперимент. В социологии — опрос и анализ документов, нельзя сказать, что наблюдение для социологии находится на положении падчерицы.
Принято считать, что метод наблюдения пришел в социологию из антропологии — науки о дописьменных культурах и племенах. Антропологи наблюдают образ жизни, социальные отношения и взаимодействие, обычаи, нравы и традиции забытых и малочисленных народов, племен и общин. Из антропологии пришла и классификация видов наблюдения. Правда, этот метод применяется не только в антропологии. Его прекрасно освоили психологи и экономисты, этнографы, политологи, культурологи, не говоря о представителях естественных наук, скажем биологах, которые без наблюдения и шага ступить не могут. Развитие этнографии как науки было связано, в частности, с переходом от сбора отдельных сведений о культуре народов к стационарному наблюдению, при котором исследователь достаточно долго живет в среде изучаемой группы.Основная нагрузка выпадает на глаза. Наблюдение по существу означает внимательное вглядывание в происходящие события, их правильное восприятие и фиксацию — желательно по особому сценарию и с помощью специальных бланков. Как только человек начал себя помнить и осознавать, он постоянно прибегал к наблюдению — полета птиц, цикла разлива рек, поведения животных, взаимоотношений людей. Наблюдал, вычленял повторяющееся и закономерное, анализировал события, делал выводы и даже пытался прогнозировать будущее. Налицо все элементы научного исследования. Так что наблюдение — древнейший из методов познания. Древнейший — и все еще самый доступный.
А самым
привлекательным делает его удивительная
естественность. В этом — его первое преимущество.
Позиция наблюдателя значительно ближе
природе человека, чем позиция тестирующего.
А комфортно чувствующий себя ученый и
выводы делает более адекватные. Другое
его преимущество — непосредственность.
Ученый, подобно акыну, что видит, о том
и поет. Социальные явления могут быть
зафиксированы особенно удачливым «фотографом»
в момент их возникновения, в контексте
предшествующих и последующих событий.
Для любителей социальной динамики лучшего
и не придумаешь. Непосредственность во
все времена служила вернейшим индикатором
эмпирического знания. Его добывали непосредственно,
т.е. с помощью слуха, зрения и осязания,
фиксируя все попадающееся под руку. Вначале
несистематично, а позже — облекая в сложнейшие
типологии и теоретические модели. Таким
образом, именно наблюдение стоит у истоков
эмпирического знания. Третье преимущество
— неквалифицированность. Для того чтобы
стать внимательным наблюдателем, вовсе
не обязательно оканчивать Гарвардский
университет или годы стажироваться в
крупном маркетинговом агентстве. Как
раз «незамутненный взгляд» часто видит
то, что скрыто от перегруженного книжными
знаниями мудреца.Отсюда вытекает четвертое
преимущество: используя метод наблюдения,
исследователь может собирать данные
независимо не только от умения, но и от
желания членов исследуемой группы быть
изученными. Напротив, в социологическом
опросе нередко приходится сталкиваться
с сопротивлением респондента, который
отказывается или уклоняется от анкетирования,
например, боясь разглашения каких-то
важных для него сведений. Пятое достоинство
— отсутствие специальной аппаратуры.
Если речь идет об обыденном наблюдении,
то никаких вольтметров, тренажеров, типографии
для размножения анкет и прочих технических
приспособлений не нужно. Принцип наблюдателя
— пришел, увидел, победил. Еще одно преимущество
— экологичность — весьма сомнительно.
Далеко не всегда наблюдение протекает
на природе, в горах или лесопарке. Часто
ученому приходится рисковать, иногда
репутацией, реже — жизнью. Если вы вознамерились
провести наблюдение подростковой субкультуры,
особенно экстремистского типа, то готовым
надо быть практически к любому повороту
событий. Только введение дополнительных
параметров позволяет выделить научное
наблюдение в самостоятельный вид и понять
его природу. Оказывается, что это целенаправленное
восприятие, обусловленное научными целями
и задачами. Основное условие научного
наблюдения — объективность, т.е. возможность
контроля путем либо повторного наблюдения,
либо применения иных методов исследования
(например, эксперимента). «Когда мы хотим
найти новую информацию о каком-либо явлении,
мы в первую очередь используем прямое
наблюдение, которое обладает наивысшей
степенью точности. Научный метод устанавливает
определенную последовательность и правила
для объективного, точного и систематичного
наблюдения. Прямое наблюдение, которое
можно повторить и которое имеет известные
параметры, является наиболее надежным,
потому что, повторив такое наблюдение
при соблюдении тех же параметров, другие
ученые могут убедиться в его достоверности».
Даже будучи утяжелено научной терминологией
— правда, не только ей, а еще, пожалуй,
и научной технологией — наблюдение и
тогда остается самым универсальным методом,
используемых во всех без исключения науках.
Планирование
наблюдения:
Перед началом исследования надо тщательно разработать план и программу наблюдения, четко установить сроки, определить условия финансирования , число помощников и их квалификацию.
Для того, чтобы наблюдение достигло намеченных целей, необходимо разработать программу и план его осуществления. В программе выявляется проблемная ситуация, подлежащая наблюдению, определяются цели и задачи, объект и предмет наблюдения, способного осуществления и регистрации полученной информации. Она определяет следующие основные этапы научного наблюдения:
1) Выявление
цели и задач наблюдения. Цель
определяет направленность
2) Выявление
объекта и предмета наблюдения.
В качестве объекта наблюдения
могут выступать отдельные
3) Выбор
способа наблюдения, как более
эффективно обеспечивающего
4) Определение
способов регистрации
5) Осуществление
контроля наблюдения. Оно может
быть реализовано путем
6) Обработка
и интерпретация полученной
7) Составление
отчета о результатах
В плане
организации и проведения социологического
наблюдения определяются сроки проведения
наблюдения и его основные этапы, устанавливаются
средства сбора информации, сроки и типы
подготовки необходимой документации
(тиражирование карточек, инструкций,
бланков протоколов, подготовка технического
оборудования - диктофонов, видеоаппаратуры
и т.п.), виды отчетности и сроки ее представления
заинтересованным организациям.
Выбор
признаков единиц
наблюдения:
Перед началом наблюдения при разработке протоколов необходимо разработать систему показателей, которые характеризуют изучаемые свойства. Например, по каким признакам мы будем выделять богатых людей (одежда, машины, особая манера держаться и др.). Эти показатели должны быть количественно выражены. Наблюдаемых показателей должно быть немного, иначе наблюдатель
не успеет
зафиксировать их.
Требования
к наблюдателю:
Перед тем как непосредственно приступить к выполнению самой процедуры, необходимо, чтобы каждый наблюдатель прошел соответствующую подготовку. Обучение наблюдателя подразумевает одновременное развитие у него способности увидеть значимые действия, а также способности к запоминанию и умение вести точные записи.
Наблюдатель должен быть квалифицированным, добросовестным, внимательным, терпеливым, способным фиксировать изменения в наблюдаемой ситуации, уметь находить общий язык с наблюдаемыми.
Он должен непрерывно контролировать свои действия, чтобы свести к минимуму
их влияние
на наблюдаемую ситуацию. Недопустима
подмена информации о процессах
или объектах впечатлениями наблюдателя.
Подготовка
наблюдателей:
Перед
началом исследования
1. Сначала разрабатывают инструкцию наблюдения, в которой указывают цель исследования.
2. До
начала исследования
3. Важно научить наблюдателя: 1) тщательно различать наблюдаемые факты и вызванные ими реакции; 2) уметь выделить в этих фактах максимальное число элементов. Надо помнить о том, что способность к восприятию у человека ограничена. Даже при большом желании он не сможет охватить всю наблюдаемую ситуацию целиком. В каждый определенный момент человек способен воспринимать от 5 до 9 дискретных единиц одновременно. При достаточно широкой сфере наблюдения лучше поручить работу нескольким наблюдателям, строго распределив между ними функции. (Один следит за общим ходом изучаемого процесса, другой фиксирует кто и что говорит, третий следит за мимикой).
4. Желательно,
чтобы наблюдатель посетил
Разработка
инструкции:
Важным этапом при подготовке наблюдателя является разработка инструкции. Хорошо подготовленная инструкция облегчает работу наблюдателей по сбору и унификации материала.
В инструкции следует прежде всего определить уровень, на котором наблюдатели будут выносить свои суждения, и, дать точные указания относительно того, по каким критериям те или иные действия, события, явления будут подводиться под ту или иную категорию.
Здесь же подчеркивается необходимость вести запись строго в соответствии с имеющимися категориями. Так, наблюдатель не может отметить проявление агрессивности, если эта категория не отмечена в коде.
Информация о работе Правила организации и проведения социологического нблюдения