Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 16:15, реферат
Целью работы является выявление места права в системе социальных норм, посредством определения единства, различий, противоречий.
Работа состоит из введения, четырех параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Введение 3
1. Понятие права в современном мире 4
2. Отличительные признаки и структура правовой нормы 5
3. Соотношение норм права с другими социальными нормами 10
4. Социальное значение и функции права 20
Заключение 23
Список использованной литературы 25
Диспозиция (распоряжение) содержит правило или модель поведения участников регулируемых отношений, установленное государством, если имеются обстоятельства, предусмотренные гипотезой.
Санкция (взыскание) – это логически завершающий элемент правовой нормы, определяющий, какие меры государственного взыскания могут применяться в результате нарушения диспозиции. Санкция определяет меры юридической ответственности за нарушение определенной нормы права.
Гипотеза и диспозиция взывают к разуму и воле участников общественных отношений, рассчитаны на ситуации, когда возможен выбор различных вариантов поведения и определяют (в диспозиции) тот вариант, который соответствует выраженной в праве государственной воле. Санкция должна выражать способность государства принуждать к соблюдению нормы, пресекать ее нарушения, восстанавливать нарушенное право.
Таким
образом, структура правовой нормы
выражает ее специфические качества, которые
отличают ее от других социальных норм.
3.
Соотношение норм права
с другими социальными
нормами
Общество состоит из системы взаимосвязанных социальных общественных отношений, которые многочисленны и разнообразны. Не все из них урегулированы правом, например, отношения частной жизни людей (в сфере любви, дружбы, досуга, потребления и т.п.). Несмотря на то, что политические, публичные взаимодействия в основном имеют правовой характер, и они помимо права регулируются иными социальными нормами. Правовые нормы охватывают лишь стратегические, общественно значимые аспекты отношений в обществе. Помимо права регулирование в обществе осуществляют самые разнообразные социальные нормы.
"Социальная норма - это правило общего характера, регулирующее однородные, массовые, типичные общественные отношения"4.
К социальным нормам, кроме права, относятся мораль, религия, корпоративные правила, обычаи, мода и др. Право – это только одна из подсистем социальных норм, обладающая своей особенной спецификой.
Общее назначение социальных норм заключается в том, что они представляют собой средства организации общественных отношений, т.е. поведения людей в обществе. Они упорядочивают отношения типа "человек-человек", т.е. субъект-субъект. Посредством данных средств осуществляется социальное нормативное регулирование.
Выявление места и роли права в системе социальных норм означает соотношение данных норм с точки зрения их единства и различия, взаимодействия и противоречия.
Объединенные единой нормативной природой, все эти нормы характеризуются следующими общими чертами:
Наиболее значимыми являются нормы морали, обычаи, корпоративные и религиозные нормы.
Право и обычаи. В собственном смысле "под обычаем понимают правила поведения, которые в результате многократного, более или менее длительного применения входят в привычку людей и таким образом регулируют их поведение. Поэтому обычаи – это привычные или обычные нормы. В более широком значении к обычным нормам относят не только обычаи, но и нравы, традиции, обряды, ритуалы. В отличие от норм права в нормах обычаев нет четкого различия между правами и обязанностями. Например, ранее распространенный у большинства мужчин обычай носить штаны можно рассматривать не столько как обязанность, сколько как право-привилегию.
Обычай регулирует процедуру, порядок реализации иных, чаще всего моральных норм. К большинству традиций, ритуалов и обрядов право индифферентно (безразлично). В то же время, оно опирается на привычные формы поведения, а в ряде случаев закрепляет их в своих нормах"5. В частности, имеющий высокую общественную значимость ритуал приведения главы государства, судей конституционного суда к присяге, регламентируется нормами Конституции РФ6 (ст. 82) и Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде РФ" (ст. 10)7.
Общая схема влияния права на обычаи выглядит следующим образом: прогрессивные обычаи стимулируются правом, а те из них, которые противоречат закону, квалифицируются как правонарушения. Таковыми, в частности, уголовный закон признает преступления, связанные с пережитками местных обычаев (ст. 231-235 УК РФ).
Испытывая на себе воздействие права, обычаи в то же время оказывают влияние на право. При определенных условиях обычаи признаются в качестве источников права. Так, ГК РФ предусматривает возможность применения устойчивых правил, не противоречащих закону, в предпринимательской деятельности. Статья 13 Арбитражного процессуального кодекса РФ устанавливает, что "арбитражные суды в случаях, предусмотренных федеральным законом, применяют обычаи делового оборота".
Сегодня обычное право существует в ряде стран Южной Америки, Юго-Восточной Азии и Африки. Но и в развитых государствах нормы, регулирующие семейно-брачные отношения, наследование, ряд правил хозяйственной деятельности, есть узаконенные государством обычаи.
Право и религиозные нормы. Религиозные нормы - это правила поведения, сложившиеся в соответствии с духовными потребностями человека, выполняемые в силу внутреннего убеждения. Бог рассматривается как сверхъестественное существо. Религиозные предписания и запреты, а также средства их защиты, по мнению верующих, имеют божественное происхождение, что придает им особый ореол святости, абсолютной истинности.
Внешне
религиозные нормы имеют
Современные религиозные нормы не являются едиными, поскольку их воздействие определяется вероисповеданием человека. Естественно, атеисты не подвержены влиянию религиозных норм. Таким образом, нормы религии нельзя считать универсальным регулятором, поскольку даже в пределах одного государства, где охраняется свобода вероисповедания, наблюдается многообразие религиозной принадлежности. Нормы одной религии не распространяются на лиц, исповедующих иную религию. Христиане не должны совершать хадж, а мусульмане не обязаны праздновать Пасху, корова, являясь священным животным в Индии, не становится таковой в Китае и т.п.
Религиозные
нормы достаточно консервативны, на
их формирование уходят столетия и
тысячелетия. Однако этот недостаток может
рассматриваться и как
За чистотой веры, за неизменностью религиозных норм строго следит церковь. Это сближает нормы религии и нормы права, поскольку и в том и другом случае в обществе существует особый институт, обеспечивающий действие указанных норм и применение санкций в случае их нарушения. Наиболее опасным нарушением норм права является преступление, в то же время нарушение религиозных запретов – грех.
Нарушение религиозных норм влечет за собой негативные последствия для нарушителя, но эти последствия выражаются или в церковном порицании (самое строгое наказание – отлучение от церкви) или же в угрозе суда Божьего. Подобное обстоятельство делает санкции религиозных норм менее реальными (а что, если загробной жизни не существует?), менее объективными, чем санкции правовых норм.
Религиозные
нормы имеют достаточно специфическое
словесное и смысловое
Однако следует признать, что главные заповеди большинства мировых религий имеют много общего друг с другом, а также с моралью и правом. Например, заповеди "не убий" и "не укради".
Характер взаимодействия норм права и религиозных норм в системе социальной регуляции того или иного общества определяется связью правовых и религиозных норм с моралью и связью права с государством. Так Конституция РФ, Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях"8 гарантируют свободу совести и вероисповеданий, равноправие конфессий, возможность для верующих замены военной службы альтернативной гражданской службой. В то же время ст. 14 Конституции РФ гласит: "Российская Федерация – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной".
Правовые и религиозные нормы должны дополнять друг друга. Полное разрушение основ религии не принесет пользы праву, поскольку оставшиеся без защиты формировавшиеся тысячелетиями ценности будут либо забыты, либо получат несвойственную им (а посему и малоэффективную) правовую или иную регламентацию.
При этом нужно также учитывать, что с точки зрения механизма действия религиозные нормы – мощный внутренний регулятор поведения. Поэтому они необходимый и важный инструмент поддержания и сохранения нравственного и правового порядка в обществе.
Право и корпоративные нормы. К корпоративным нормам относят те нормы, которые регулируют отношения, складывающиеся между членами, участниками общественных объединений (общественных организаций, фондов, политических партий, профессиональных союзов, добровольных обществ и др.). Корпоративные нормы закрепляются в уставах (иных документах) общественных объединений, принимаемых на общих собраниях, конференциях, съездах.
Сфера действия корпоративных норм обусловлена тем, что они закрепляют права и обязанности членов организации, особенности их взаимоотношений между собой, а также порядок создания и функционирования общественных организаций. Обязательными данные нормы являются лишь для членов этих организаций, а в организациях, где нет членства – для участников (корпорации, общественные объединения).
По своим формальным характеристикам корпоративные нормы близки к нормам права: они также имеют текстовую форму, закреплены в соответствующих документах, имеют четкую процедуру принятия. За нарушение корпоративных норм не следуют юридические санкции, в то время как за нарушение локальных правовых норм, изложенных в учредительных документах, правом предусмотрены различные санкции. Санкции корпоративных нор предусмотрены в уставе организации и могут представлять собой как различного рода предупреждения, выражающие недовольство поведением члена (участника) организации, так и исключение из организации.
Корпоративные нормы выполняют важную роль в дел развития самостоятельности, саморегулирования, способствуют развитию инициативы на местах.
Правовые нормы очерчивают внешнее поле действия корпоративных норм и вторгаются в действие норм общественных организаций лишь тогда, когда наблюдается противоречие с нормами права. Положения, содержащиеся в Конституции РФ, Федеральном законе "Об общественных объединениях"9 и других законодательных актах, определяют сферы действия корпоративных норм. В частности, закон предусматривает, что несоблюдение уставных норм либо осуществление объединением деятельности, противоречащей нормам устава, является основанием для приостановления и даже ликвидации общественного объединения.
При этом следует учитывать, что множество общих признаков правовых и корпоративных норм позволяет говорить о том, конфликтные ситуации между этими группами (по сравнению с противоречиями между правом и другими социальными регуляторами) минимальны.