Правовое и социальное государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 20:14, реферат

Описание

Сложилось так, что вопросы, связанные с правовым и социальным государством, всегда вызывают глубокий интерес. Они актуальны в современных условиях, на них замыкаются непростые отношения, которые лежат в самом явлении государства - в его расколе на большие основные части, противоречий, развиваемых каждой из них, в огромных возможностях каждой из этих частей оказывать постоянное воздействие не только друг на друга, но и на властные структур

Содержание

Введение ………………………………………………………………………………. 3
1. Понятие и признаки правового государства ……………………………………. 5
2. Формирование идеи социальной государственности ………………………….. 10
3. Функции социального государства………………………………………………. 12
4. Современное понимание социального государства ……………………………. 13
5. Проблемы создания социального государства в России ………………………… 18
Заключение ……………………………………………………………………………. 20
6. Библиографический список ……………………………………………………….. 22

Работа состоит из  1 файл

Правовое и социальное государство общее и особенное.doc

— 130.50 Кб (Скачать документ)


CoolReferat.com

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова»

Кафедра истории, политологии и правоведения

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ: «ПОЛИТОЛОГИЯ»

ПРАВОВОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО:

                                 ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: Найданов А.А.

группа С-22,

специальность

«Социология»

 

 

Проверил: доцент кафедры истории, политологии и правоведения

Оплаканская Р.В.

 

 

 

 

 

АБАКАН 2010

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение ……………………………………………………………………………….   3

1.       Понятие и признаки правового государства …………………………………….   5

2.       Формирование идеи социальной государственности …………………………..  10

3.       Функции социального государства………………………………………………. 12

4.       Современное понимание социального государства …………………………….  13             

5. Проблемы создания социального государства в России ………………………… 18

Заключение …………………………………………………………………………….  20             

6. Библиографический список ………………………………………………………..  22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Введение
 

Сложилось так, что вопросы, связанные с правовым и социальным государством, всегда вызывают глубокий интерес. Они актуальны в современных условиях, на них замыкаются непростые отношения, которые лежат в самом явлении государства - в его расколе на большие основные части, противоречий, развиваемых каждой из них, в огромных возможностях каждой из этих частей оказывать постоянное воздействие не только друг на друга, но и на властные структуры. Ситуация длительных и сложных преобразований несомненно вызывает интерес. По существу, создание любой общетеоретической концепции изучения правового и социального государства не может обойтись без предварительного сравнительного изучения сопоставления и анализа имеющегося опыта. С практической точки зрения изучение явления правового и социального государства может показать путь, формы, методы, которые целесообразно использовать в сложившейся ситуации при создании правового государства в России.

Существуя в рамках огромного исторического времени, правовое государство не было, конечно, застывшим. Оно изменялось и развивалось, отражая процессы, происходившие в этих социальных структурах. Этот подход, в частности, предполагает глубокое переосмысление наших принципиальных позиций по отношению к правовому государству, его влияния в сфере прав и свобод человека. В течение длительного времени данная область деятельности была ареной ожесточенной и бесплодной политической и идеологической конфронтации. В ходе противоборства часто забывались сами цели - благородные и высокие цели правового и социального государства.

Тема работы, в частности, касается фундаментальных, основополагающих представлений о социальном правовом государстве и праве, законности и конституции.  

Это значит, что необходимо рассмотреть вопросы, касающиеся функций, выполняемых правовым государством в жизни общества и его реальной ролью по отношению к государству.

Кроме того, цель данной работы - изучить лишь одну из составляющих, коим является правовое государство - это его становление и развитие в России. Современная Российская действительность, со всей присущей ей консервативностью и довольно постоянной по своему характеру, указывает на необходимость скорейшего радикального пересмотра ряда ранее сложившихся подходов к рассмотрению правового государства и проблем, связанных с ним. Это с одной стороны. А с другой - безотлагательного исследования новых явлений и процессов, появляющихся в общественной жизни за последние годы.

Для второй половины XX в. в конституционной организации государства характерно сочетание правового принципа с социальным, что дает формулу социального правового государства.

Вообще слово «социальный» в латинском языке означает «общий», «обще­ственный», то есть, относящийся к жизни людей в обществе. Поэтому  «соци­альным», в самом широком значении этого слова является любое государство, будучи продуктом общественного развития.

Однако в данном случае под «со­циальным государством» понимается государство, обладающее особыми ка­чествами и функциями.

Таким образом, основная цель данной работы формулируется следующим образом: изучить правовое и социальное государство, выявить их общие и особенные черты.

Для достижения поставленной цели, необходимы следующие задачи:

1.       изучить историю формирования правового и социального государства;

2.       определить характерные признаки, идеи и функции правового и социального государства;

3.       установить, существует ли взаимосвязь и взаимозависимость между изучаемыми явлениями;

4.       выяснить проблемы формирования правового и социального государства на примере России.

Существование и деятельность социального государства тесно связана с такими общественными явлениями, как демократия, гражданское общество, правовое государство, свобода и равенство, права человека.


1.       Понятие и признаки правового государства

 

Понятие "правовое государство" воплощает в себя идеи господства права, равноправия, справедливости, отсутствие внеправового насилия в обществе, в первую очередь, со стороны государства. Формирование этих идей и практика их реализации имеет длительную и достаточно сложную историю.

Начало разработки проблемы соотношения государственной власти и права положили такие мыслители древности как Солон, Платон, Аристотель. Так, Солон еще в VI в. до н. э. говорил о необходимости соединения силы государственной власти и права. Он полагал, что государство должно действовать на основе права.

Платон, разрабатывал теорию идеального государства, писал о том, что в обществе должно существовать разделение труда между тремя сословиями – философами, стражами и ремесленниками. При этом он полагал, что такое государство является законным и что законы должны четко и детально регламентировать все стороны жизни членов такого общества и регулировать их деятельность.

О необходимости господства справедливых законов в обществе говорил и Аристотель. Более того, он, как и Платон полагал, что только при господстве законов возможно существование государства вообще.

Идея господства права, превалирования его над государством присутствовала и у всех более поздних мыслителей и ученых философов и правоведов. Термин "правовое государство" был сформулирован и утвердился в немецкой юридической литературе в первой трети XIX века в работах К.Т. Велькера, Р. фон Моля и др.

В последующем этот термин получил широкое распространение в разных странах, в том числе и в России. Его признавали такие ученые как Б.А. Кистяковский, П.И. Новгородцев, П.А. Покровский, В.М. Гессен, П.И. Палиенко и др. Так, В.М. Гессен писал: "Правовое государство в своей деятельности, в осуществлении правительственных и судебных функций связано и ограничено правом, стоит под правом, а не вне и над ним"[1].

Одним из главных идеологов правового государства был И.Кант. Он разработал его основные черты и характеристики, определил его соотношение с правом, и на этой основе – взаимоотношение граждан и государства. Так, он полагал, что положительное и справедливое право существует естественно и априорно, а потому, следуя этому объективному и естественному праву, государство вместе с гражданами выполняет существующие законы.

Современные ученые, в том числе и российские, характеризуя правовое государство, также обусловливает его существование господством права. Так, В.С. Нерсесянц пишет, что "правовое государство можно определить как правовую форму организации и деятельности публично-политической власти и ее взаимоотношений с индивидами как субъектами права, носителями прав и свобод человека и гражданина"[2].

При этом В.С. Нерсесянц выделяет два уровня в правовом государстве. Первый – это соблюдение законности в деятельности государства и второй – законность самих законов, наличие правовых законов. "Правовой закон и правовое государство внутренне взаимосвязаны: в обоих случаях речь идет о различных формах выражения (нормативный и институциональных формах) идеи и принципа господства права"[3].

В современной юридической науке разработаны основные признаки правового государства, характеризующие его как специфический вид государства.

Одним из главных признаков является отсутствия в обществе властных структур, стоящих вне и над органами государственной власти. Все государственно-властные полномочия должны принадлежать и осуществляться только публичными органами государства. Какие другие органы и организации не могут быть наделены правом осуществлять публичную политическую власть.

Кроме того, организация, порядок формирования и полномочия всех государственных органов должны быть урегулированы Конституцией и законодательством.

Не может считаться правовым государство, в котором высшим по отношению ков сем государственным органом является, например, партия или религиозные формирования. Так, в условиях Советской власти в СССР руководящей и направляющей силой была КПСС. Решения ее органов – съездов, Центрального Комитета, Политбюро являлись определяющими для всех государственных органов, которые были обязаны их выполнять. При этом партийные органы не несли юридической ответственности за свои решения.

Второй характерной чертой правового государства является разделение властей. Оно представляет собой средство взаимного контроля за законностью деятельности различных ветвей власти и недопустимости узурпации одной ветвью всей полноты власти в государстве.

Данный признак правового государства имеет очень большое значение. Он формировался в теории и на практике на протяжении длительного времени.

Его идеи возникли еще в Древней Греции. Так, Аристотель писал, что в любом государстве имеются "три элемента: первый – законосовещательный орган о делах государства, второй – магистратуры (именно: какие магистратуры должны быть вообще, какие из них главные, каков должен быть способ их замещения), третий – судебные органы"[4].

Это разделение на три элемента не имеют прямого отношения к разделению властей в правовом государстве, но они положили начало идее о таком разделении.

Разделение властей Гегель считал "гарантией публичной свободы"[5]. Эта гарантия заключается в том, что при разделении властей осуществляется взаимный контроль над законностью осуществления полномочий каждой ветвью власти, не допускается узурпация всей полноты одной ветвью власти, а значит и ликвидация демократических прав и свобод.

Законодательная и исполнительная власти с помощью системы сдержек и противовесов сдерживают друг друга, не позволяют нарушать законодательство и выходить за рамки своих полномочий.

Судебная власть осуществляет контроль над соответствием актов и действий законодательной и исполнительной властей Конституции страны, а в случае несоответствия – признает их неконституционными и они утрачивают силу.

Разделение властей является организационной основой правового государства и важным условием его существования.

Следующим важным признаком правового государства является верховенство закона по отношению по всем другим, нормативным правовым актам, а также верховенство и прямое действие Конституции как основного закона государства. Последнее означает соответствие всех законов Конституции и непосредственное действие основных норм Конституции, в первую очередь касающихся прав и свобод граждан, таких как равенство всех перед законом и судом, право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени и других.

Названные и другие нормы Конституции, закрепляющие права и свободы граждан, не требуют принятия дополнительных законов, и никакие законы не могут отменить или изменить их. Суды и другие государственные органы при рассмотрении вопросов о нарушении прав и свобод граждан могут ссылаться непосредственно на Конституцию как на юридическое основание принимаемого ими решения.

В правовом государстве основные органы государственной власти формируются непосредственно населением на основе норм демократического избирательного права. Данное положение в первую очередь относится к органам законодательной власти, которые создают правовую основу жизни и деятельности всех государственных и иных органов и организаций, должностных лиц и граждан.

Избрание населением своих представителей в законодательные органы и контроль над их деятельностью способствуют выражению в праве воли народа и закреплению интересов граждан.

Данное обстоятельство также имеет большое значение для господства права в обществе, поскольку право, соответствующее интересам населения, способствует добровольному его исполнению, снижению уровня правонарушений, укреплению законности и правопорядка.

Информация о работе Правовое и социальное государство