Правовое и социальное государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 20:14, реферат

Описание

Сложилось так, что вопросы, связанные с правовым и социальным государством, всегда вызывают глубокий интерес. Они актуальны в современных условиях, на них замыкаются непростые отношения, которые лежат в самом явлении государства - в его расколе на большие основные части, противоречий, развиваемых каждой из них, в огромных возможностях каждой из этих частей оказывать постоянное воздействие не только друг на друга, но и на властные структур

Содержание

Введение ………………………………………………………………………………. 3
1. Понятие и признаки правового государства ……………………………………. 5
2. Формирование идеи социальной государственности ………………………….. 10
3. Функции социального государства………………………………………………. 12
4. Современное понимание социального государства ……………………………. 13
5. Проблемы создания социального государства в России ………………………… 18
Заключение ……………………………………………………………………………. 20
6. Библиографический список ……………………………………………………….. 22

Работа состоит из  1 файл

Правовое и социальное государство общее и особенное.doc

— 130.50 Кб (Скачать документ)

Совершенное и справедливое законодательство является правовой основой правового государства.

Еще одним из условий существования правового государства является гражданское общество, которое представляет собой совокупность самоуправляемых общественных, религиозных, частнопредпринимательских и иных образований, действующих независимо от государства, но на основе норм права, морали, нравственных и собственных правил. Гражданское общество, тем самым, сужает сферу непосредственной властной управленческой деятельности государства и расширяет правовое поле, повышает роль права в обществе.

Государство не может быть признано правовым, если его внутреннее законодательство в области прав, свобод и обязанностей граждан не соответствует наиболее прогрессивным и демократическим общепризнанным нормам и принципам международного права. Поэтому приведение внутреннего законодательства в соответствие с международными нормами и правилами способствует не только совершенствованию правового регулирования и укреплению демократии, но и переходу внутригосударственного права на более высокий уровень, соответствующий требованиям правового государства.

Реально правовое государство может существовать тогда, когда все граждане не только реализуют свои права, но и выполняют возложенные на них обязанности. По Канту права и обязанности неразрывно связаны. Их неразрывность объясняется тем, что права одного человека ограничены правами другого.

Это означает, что человек может делать все, но при этом не нарушать права других людей, то есть, обязан соблюдать их права.

Таким образом, свободное существование человека в правовом государстве возможно в случае, когда он, реализуя свои права, выполняет обязанности по отношению к другим субъектам права.

Права и обязанности граждан, а также порядок реализации прав, выполнения обязанностей и ответственность должны быть четко урегулированы законодательством. Такое урегулирование необходимо для того, чтобы свобода человека не превратилась в произвол и анархию, а носила правовой и рациональный, социально полезный характер.

В правовом государстве законодательство должно соответствовать праву народа, а система органов государственной власти – иметь правовую организацию.

Характер системы государственной власти, в целом ее организация также должна формироваться в соответствии с менталитетом народа, его традициями, обычаями, социальными ценностями, национальными и иными особенностями.

В этом случае законодательство, характер и структура государственной власти будут соответствовать праву народа и восприниматься им как свое, а не чуждое ему явление.

Последним по счету, но не по значимости является принцип взаимной ответственности государства и личности. Сущность данного принципа правового государства заключается в том, что отношения между личностью и государством, его органами и должностными лицами основываются на праве. В результате государство не может воздействовать на личность, в том числе и принудительно, вне норм права. Оно должно соблюдать все права и свободы граждан.

Одновременно граждане также должны выполнять обязанности по отношению к государству, возложенные на них правом, а государство имеет право требовать от граждан выполнения обязанностей в соответствии с предусмотренными законом условиями и с соблюдением процедуры принуждения.

Государство в свою очередь должно выполнять возложенные на него законом обязанности по отношению к гражданам, такие, например, как защита прав и свобод, имущества, неприкосновенности личности и т.д.    С другой стороны, граждане обязаны выполнять законные требования государства, его органов и должностных лиц. Обязанности на граждан могут быть возложены и непосредственно законом.

Таким образом, в правовом государстве главным регулятором отношений между гражданами и государством выступает право.

Исключается произвольная, то есть не предусмотренная законодательством, деятельность государства по отношению к гражданам и, соответственно, граждан по отношению к государству.

Правовое государство не существует и не может существовать вне связи с экономикой страны, ее социальными, культурными, нравственными и правовыми условиями, которые оказывают большое влияние на его формирование и функционирование.

Экономической основой правового государства является многоукладная экономика, действующая на основе рыночных законов, равенство всех форм собственности, развития частнопредпринимательской деятельности.

Социальной основой выступает развитое гражданское общество, которое объединяет свободных граждан, их формирование, другие негосударственные структуры, действующих независимо от государства на основе правовых и иных социальных норм.

Культурной основой выступает достаточно высокий уровень образования населения и государственных служащих, знание ими законодательства, строгое выполнение требований закона государственными и иными органами и организациями, должностными лицами, гражданами, умение граждан использовать право для защиты своих интересов в суде и другими законными способами.

Нравственную основу образуют общечеловеческие принципы гуманизма, справедливости, равенства, свободы личности, уважение ее прав.

Правовой основой выступает совершенное законодательство, соответствующее интересам большинства населения, полностью регулирующее подлежащие правовой регламентации общественные отношения, правомерное поведение и деятельность государства, его органов, должностных лиц, общественных и иных организаций, граждан.

 

2.       Формирование идеи социальной государственности

     

Идея социальной государственности сформировалась в конце XIX — нача­ле XX вв.               (то есть позднее идеи правового государства) как результат объек­тивных социально- экономических процессов, происходящих в жизни буржу­азного общества, когда в противоречие вошли два его важнейших принципа – принцип свободы и принцип равенства. Теоретически сложилось два подхода к соотношению этих принципов. Адам Смит, Джон Стюарт Милль, Бенжамен Констан, Джон Локк и др. отстаивали теорию индивидуальной свободы человека, вменяя государству в качестве основной обязанности охранять эту свободу от любого вмешательства, в том числе и от вмешательства самого го­сударства.

При этом они понимали, что, в конечном счете, такая свобода при­ведет к неравенству, однако считали свободу высшей ценностью.

Другой подход олицетворяет Жан-Жак Руссо, который, не отрицая значе­ния индивидуальной свободы, считал, что все должно быть подчинено прин­ципу равенства, обеспечивать который - задача государства.

Принцип индивидуальной свободы, который раскрепощал инициативу и самодеятельность людей, способствовал развитию частного предприниматель­ства и рыночного хозяйства, имел, таким образом, экономическое основание в период упрочения экономической мощи буржуазных государств. Однако к концу XIX в. по мере развития и накопления богатства стало происходить имущественное расслоение буржуазного общества, его поляризация, чреватая социальным взрывом. И в этой ситуации принцип индивидуальной свободы потерял свою актуальность и уступил место принципу социального равенства, требующего от государства перейти от роли «ночного сторожа» к активному вмешательству в социально-экономическую сферу. Именно в такой историко-политической обстановке и начинает формироваться понятие социального го­сударства,  понимание его особых качеств и функций.

В дальнейшем идея социального государства начинает получать все боль­шее признание, воплощаться в практике и конституциях современных го­сударств.

Впервые государство было названо социальным в Конституции ФРГ 1949 г.               Так или иначе принцип социальности выражен в конституциях Франции, Италии, Португалии, Турции, Испании, Греции, Нидерландов, Дании, Швеции, Японии и др. государств. Большое значение для теории и практики социального государства имело учение английского экономиста Дж.Кейнса, под влиянием взглядов которого сформировалась концепция государства всеобщего благоденствия, исходящая из возрастания социаль­ной функции государства.

Следует отметить, что, несомненно, катализатором процесса развития идеи социального государства и воплощения ее в жизнь на Западе было возникнове­ние Советского государства, постоянно декларировавшего в своих Конститу­циях и других законодательных актах социальную ориентированность полити­ки. И, хотя политическая теория и декларации социализма находились в противоречии с реальностями отсутствия демократии, гражданского общества, правового государства и частной собственности как экономической основы этих институтов, нельзя отрицать реальных достижений в социальной полити­ке социалистических государств.

Подлинно социальное государство возможно лишь в условиях демокра­тии, гражданского общества и должно быть правовым в современном значе­нии этой характеристики. В настоящее время правовое государство должно быть социальным, а социальное государство не может не быть правовым.

 

 

Теория и практика правового государства, как уже отмечалось, предшест­вовали идее и практическому воплощению государства социального, и их можно рассматривать как определенные этапы в развитии общества. Соци­альное государство пришло вслед за правовым потому, что последнее в его классическом либеральном (формальном) варианте опиралось прежде всего на принципы индивидуальной свободы, формального юридического равенст­ва и невмешательства государства в дела гражданского общества. А это при­вело к глубокому фактическому неравенству, кризисным состояниям в эко­номике и классовой борьбе. Все это потребовало от государства перехода в новое качественное состояние, выполнения новых функций.

В наши дни демократические государства стремятся найти оптимальную меру сочетания правового и социального принципов. Однако, о социальном государстве как особой поли­тико-правовой реальности можно говорить лишь тогда, когда социально ори­ентированная политика фактически становится основным направлением его деятельности и распространяется на широкий круг объектов. Кроме того, социальным может быть только государство, имеющее высокий уровень эко­номического развития, причем в структуре экономики должна быть учтена социальная ориентация государства.

 

3.       Функции социального государства

             

Говоря о функциях социального государства, следует иметь в виду следующие обстоятельства:

а) ему присущи все традиционные функции, обусловленные его природой государства как такового;

б) на содержание всех функций социального государства налагает отпечаток его общее социальное назначение, то есть традиционные функции как бы преломляются через призму целей и задач социального государства, и в этом плане можно вести речь о наличии у него общей социальной функции (общем социальном назначении);

в) в рамках общей социальной функции можно выделить специфические направления деятельности социального государства — специфические функции.

К последним, в частности, относятся:

1.                  поддержка социально незащищенных категорий населения;

2.                  охрана труда и здоровья людей;

3.                  поддержка семьи, материнства, отцовства и детства;

4.                  сглаживание социального неравенства путем перераспределения доходов между различными социальными слоями через налогообложение, государственный бюджет, специальные социальные программы;

5.                  поощрение благотворительной деятельности (в частности, путем предоставления налоговых льгот предпринимательским структурам, осуществляющим благотворительную деятельность);

6.                  финансирование и поддержка фундаментальных научных исследований и культурных программ;

7.                  борьба с безработицей, обеспечение трудовой занятости населения, выплата пособий по безработице;

8.                  поиск баланса между свободной рыночной экономикой и мерой воздействия государства на ее развитие с целью обеспечения достойной жизни всех граждан;

9.                  участие в реализации межгосударственных экологических, культурных и социальных программ, решение общечеловеческих проблем;

10.               забота о сохранении мира в обществе.

Конституция Российской Федерации в ст. 7 закрепляет принцип социальности государства: «1. Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.  2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты». Однако пока Россию можно назвать лишь страной, находящейся на переходной стадии к социальному государству, а приведенное выше положение Конституции — расценивать как программную установку.

 

4.Современное понимание социального государства

 

Понятие "социальное государство" возникло после второй мировой войны, когда возник лагерь социализма, а идеи социалистического переустройства общества были достаточно популярны. В этих условиях ученые и политики капиталистических стран высказывались о том, что богатые должны поделиться частью своего богатства с бедными в противном случае они могут потерять все.

Информация о работе Правовое и социальное государство