Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 14:36, лекция
Различные аспекты, связанные с социологией новых форм жизни, разрабатываются в современной социологии. В ней идут процессы интеграции микро- и макроуровней, теоретического синтеза, повышения внимания к развитию мета-теории, стремление осмыслить функционирование и развитие социума путем полного учета совокупности факторов, опираясь на несколько теорий, особенно на интегральные парадигмы. Вместе с тем, она не в полной мере отвечает на вызовы современности. В частности, существующие подходы в социологии недостаточно учитывают связь социума, социальных субъектов с универсумом,
Бирский филиал Башкирского
Предмет антропологии. Ее место в системе человекознания.
Выполнила: студентка 1 курса группы СГФ
2012
1.Теоретико-методологические подходы.
Различные аспекты, связанные с социологией новых форм жизни, разрабатываются в современной социологии. В ней идут процессы интеграции микро- и макроуровней, теоретического синтеза, повышения внимания к развитию мета-теории, стремление осмыслить функционирование и развитие социума путем полного учета совокупности факторов, опираясь на несколько теорий, особенно на интегральные парадигмы. Вместе с тем, она не в полной мере отвечает на вызовы современности. В частности, существующие подходы в социологии недостаточно учитывают связь социума, социальных субъектов с универсумом, Вселенной, их единство и взаимосвязь. Представляется, что разработка космопланетарной, энергоинформационной парадигмы в социологии, сочетающей в себе два взаимосвязанных подхода, - социокосмологический и социоэнергоинформационный (социоэниологический), - одно из перспективных направлений ее развития. Другое теоретико-методологическое основание разработки проблем социологии новых форм жизни, это социология культурного уровня жизни, слабо отраженная в социологической литературе. На указанные два важных основания мы и хотим обратить внимание, не противопоставляя их другим подходам, имея в виду в целом идею многомерности, многоуровневости социальной реальности.
Социология новых форм жизни
опирается на наследие П. Сорокина:
концепцию истинной и абсолютной
реальности, чувственного, идеационального
и интегрального
В отечественной социологии 80-х-90-х годов ХХ столетия и начала XXI века получила развитие социология жизни. В ней определилось несколько концепций. С этим направлением мы и идентифицируем концепцию социологии новых форм жизни. В первую очередь следует выделить разработки проф. Ж.Т. Тощенко .Социология жизни в концепции автора ставит человека и его реальные заботы, тревоги, переживания и действия в центр анализа социальной жизни. "…социология – это наука о движущих силах сознания и поведения людей как членов гражданского общества. Предмет социологии как науки включает: реальное общественное сознание во всем его противоречивом развитии; деятельность, действительное поведение людей, которые выступают как предметное воплощение (по форме и содержанию) знаний, установок, ценностных ориентаций, потребностей и интересов, фиксируемых в живом сознании; условия, в которых развиваются и осуществляются реальное сознание и деятельность, действительное поведение людей" .В концепции Ж. Т. Тощенко увязаны различные уровни социологического знания: теория, методология и эмпирический, прикладной уровень. Ряд вопросов разработаны впервые в отечественной социологии, в частности исследования социальных настроений и социальных ожиданий людей. Ж. Т. Тощенко выдвинул идею о социальном настроении как доминирующей характеристике реально функционирующего общественного сознания и поведения. Представляет интерес идея алгоритмизации социального управления и т. д. В зависимости от условий и сферы жизнедеятельности человек выступает как многомерный субъект: как экономический человек, профессиональный человек, технологический человек, биологический человек, социально-психологический человек, управленческий человек, творческий человек, социально-политический человек, парадоксальный человек и т. д.
В концепции Ю.М. Резника "Социология жизни" рассматривается как новое направление междисциплинарных исследований. Она развивается на теоретико-методологическом уровне и не опирается на эмпирический уровень (нет как собственных эмпирических исследований, так и обобщения эмпирических работ других авторов). По мнению Ю. М. Резника, объектом социологии жизни выступает социальная область жизненного мира людей, а предметом институализация социальной области жизненного мира, которая "охватывает собой широкий круг явлений, в том числе создание новых культурных образцов, развитие альтернативных стилей жизни, возникновение организационных форм гражданского общества, ориентированных на удовлетворение постоянно растущих и разнообразных потребностей людей" [42, с.9].
Концепция виталистской социологии, социология жизненных сил разрабатывается коллективом ученых Алтая под руководством С.И. Григорьева. Важной особенностью развиваемой концепции является единство теоретико-методологического и эмпирического уровней социологического знания. Особенность концепции состоит, в частности, в том, что объектом исследования является не просто человек как социальный, а как биопсихосоциальный субъект [28, 29, 30, 31, 48].
Концепция универсумной социологии, развиваемая В.Г. Немировским и коллективом ученых г. Красноярска [39, 40, 41, 53]. Предметом универсумной социологии является эволюционизирующий посредством человека социум в единстве его природных, социальных, духовных связей и проявлений, относящихся как к объективной реальности (внешнему миру, макрокосму), так и реальности субъективной (внутреннему миру, микрокосму).
К социологии жизни можно отнести и концепции ряда авторов научного сборника работ [43]: Т.М. Дридзе (парадигмы экоантропоцентрической социологии и семиосоциопсихологии), Л.М. Дробижева (этносоциология), И.В. Журавлева (социология здоровья) и др.
Концепция социологии новых форм жизни является составной частью социологии жизни. Она строится на основе сочетания и развития теоретико-методологических, эмпирических и прикладных исследований. Общее, что объединяет эту концепцию с другими:
Выдвижение в центр внимания
социального человека во взаимодействии
и взаимосвязи с многомерным
человеком, как субъектом
Обоснование концепции в контексте современной научной картины мира;
Подход к социальной реальности как к многоуровневой, когда эта реальность переходит, трансформируясь, с одного уровня на другой, обуславливаемая также и конкретной многоуровневой жизненной средой.
Социология новых форм жизни
строится на основе стратегий, базирующихся
на мультипарадигмальном и междисциплинарном
синтезе. При этом для своих исследовательских
целей разрабатывается и
Некоторые результаты исследований в области социологии новых форм жизни это:
обоснование необходимости развития новых форм жизни путем активного культурного освоения систем, методов и технологий адаптации, оздоровления и развития социальных субъектов, выработанных человечеством.
мультипарадигмальный и
Формы жизни рассматриваются как многоуровневая социальная реальность, связанная с жизнедеятельностью социального субъекта. Предметом исследования является их динамика под воздействием освоения систем, методов и технологий адаптации, оздоровления и развития социального субъекта во взаимосвязи и взаимодействии с биологической и духовно-психической формами жизни. Разработана, в целом, система основных понятий и их многоуровневая операционализация. Первый уровень операционализации осуществляется с помощью понятий-индикаторов: социальная энергоинформация, социальная коммуникация, культурный уровень жизни, образ жизни, социальные отношения, поведение, здоровье, мироощущение и мировосприятие (мировоззрение). Развивается идея мультипарадигмального подхода в социологии путем расширения набора, используемого в западной и отечественной социологии, в частности, включения социокосмологической, энергоинформационой парадигмы в социологии и социологии новых форм жизни. Исследуется взаимосвязь социологии новых форм жизни и социологии культурного уровня жизни, ибо культурный уровень жизни - исходная действующая сила социального развития.
Опыт показывает, что обеспечение
роста культурного уровня жизни
– объективная необходимость, условие
и составная часть развития и
модернизации общества в условиях реформирования.
Это обусловливается все
В современных условиях одним из направлений теоретических и прикладных социологических исследований становится формирование социологии культурного уровня жизни как отраслевой социологической теории, находящейся в причинно-следственных связях и опосредованных по вертикали и горизонтали со всеми компонентами социологического знания. Предметом исследования культурного уровня жизни были до сих пор отдельные компоненты: степень развития и реализации способностей, интересов, ценностных ориентации, других социокультурных свойств и качеств, а также культурный уровень жизни в отдельных сферах жизнедеятельности социальных субъектов (труда, быта, досуга и т. п.). Нет и общей программы повышения культурного уровня жизни в современных условиях. Вместе с тем, имеется некоторый опыт таких исследований. Он накоплен при нашем активном участии на протяжении более чем 40-летней научной деятельности координационной работы, внедрения результатов исследований в практику. Разработана методика исследования, проведен мониторинг развития новых форм жизни в 90-е годы, дана характеристика социокультурной динамики и дифференциации взрослого населения применительно к условиям Москвы .
2.Основные этапы формирования и развития исследований по социологии культурного уровня жизни.
Первый этап-- исследование культурного уровня трудящихся в рамках проблематики социального времени, бюджетов времени и свободного времени. В рамках активистско-деятельного подхода рассматривалось социальное время и свободное время, их структура как форма жизни и мера (система показателей) социальных процессов и явлений и в том числе связанных с культурным уровнем трудящихся. Культурный уровень трудящихся был составной частью уровня жизни, который в экономической и социологической науке интерпретировался как материальный и культурный уровень жизни, их повышение считалось главной целью производства. С той поры показатели использования социального времени и особенно свободного времени включались нами как составная часть в систему показателей культурного уровня жизни. Этот этап важен и как период осмысления социального времени, как формы жизни в аспекте времени.
Второй этап – формирование основ теории, методологии и методики социологических исследований культурного уровня жизни На этом этапе обоснована необходимость формирования социологии культурного уровня жизни как предметно-проблемного направления исследований, ее место в структуре социологического знания. В научный оборот было введено понятие культурного уровня жизни как степени развития и реализации сущностных человеческих социальных сил, определен его статус, место в системе социологических категорий, взаимосвязь с сопряженными социологическими категориями (культура, сущностные человеческие социальные силы, образ, уровень и качество жизни, социальная деятельность, социальное время и др.). Была определена структура (состав) культурного уровня жизни: знания, умения, способности, потребности, ценностные ориентации, интересы, различные социокультурные качества и т.д.Дано определение понятия "общественно-необходимый культурный уровень жизни социального субъекта", "социокультурная проблема", "социокультурная цель", пути решения социокультурных проблем и достижения социокультурных целей и др. Были опубликованы основные принципы построения системы показателей культурного уровня жизни социальных субъектов, разработана методологическая сетка для систематизации социокультурных проблем, целей и путей роста культурного уровня жизни социальных субъектов и эффективного использования их социокультурного потенциала, выявлены и описаны наиболее актуальные социокультурные проблемы развития России в 80-х 90-х годах ΧΧ века.
Третий этап. Углубление исследований культурного уровня жизни с использованием преимущественно качественных методов в рамках социологической проблематики, связанной с новыми формами жизни.Главное достижение на этом этапе синтез в теории, методологии и методике исследования культурного уровня жизни активистско-деятельной с космопланетарной, энергоинформационной парадигмой. Обе эти парадигмы сочетаются как между собой, так и с другими. При этом культурный уровень жизни рассматривается как процесс, который пронизывает социальную реальность, а средствами культуры - и биологическую и духовно-психическую сферы жизни социальных субъектов. Социология культурного уровня жизни рассматривается как часть социологии культуры в широком, пронизывающем жизнь социума значении.
3.Космопланетарная, энергоинформационная парадигма
в социологии (
На каждом этапе развития социологии
формируется специфическая
Программа исследований по проблеме
"Космопланетарная, энергоинформационная
социология и новые формы жизни"
реализуется по теоретическому и
эмпирическому направлениям. Термин
"космопланетарная, энергоинформационная
социология" введен нами в 1999 г. и
используется как более социологичный
и емкий по сравнению с ранее применявшимся
"
Космопланетарная, энергоинформационная социология имеет длительную предысторию и историю развития, начиная с древнейших эзотерических учений и практик. Этапом развития этой социологии является русский космизм (К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский, В.И. Вернадский, Н.К. и Е.И. Рерихи, Л.Н. Гумилев и другие). Космопланетарная, энергоинформационная социология изучает закономерности и механизмы возникновения, функционирования и развития социальных субъектов, социума (от человека как микросоциума до глобального человечества как макросоциума) как целостной открытой, космопланетарной, многоуровневой энергоинформационной системы во взаимосвязи и взаимодействии с жизненной средой (социальной, природной, космической). Выделяется множество форм и уровней жизнедеятельности социальных субъектов, которые систематизированы по следующей структурной схеме: биологическая (нижняя), социальная (как срединная) и духовно-психическая (высшая) формы жизнедеятельности социальных субъектов и функционирования энергоинформации.
Информация о работе Предмет антропологии. Ее место в системе человекознания