Предмет антропологии. Ее место в системе человекознания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 14:36, лекция

Описание

Различные аспекты, связанные с социологией новых форм жизни, разрабатываются в современной социологии. В ней идут процессы интеграции микро- и макроуровней, теоретического синтеза, повышения внимания к развитию мета-теории, стремление осмыслить функционирование и развитие социума путем полного учета совокупности факторов, опираясь на несколько теорий, особенно на интегральные парадигмы. Вместе с тем, она не в полной мере отвечает на вызовы современности. В частности, существующие подходы в социологии недостаточно учитывают связь социума, социальных субъектов с универсумом,

Работа состоит из  1 файл

ант семинар2.doc

— 83.50 Кб (Скачать документ)

            Бирский филиал Башкирского Государственного  Университета

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                     Семинар по антропологии №2

 

 

Предмет антропологии. Ее место в системе  человекознания. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка 1 курса группы СГФ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2012

 

1.Теоретико-методологические  подходы.

Различные аспекты, связанные с  социологией новых форм жизни, разрабатываются  в современной социологии. В ней  идут процессы интеграции микро- и макроуровней, теоретического синтеза, повышения  внимания к развитию мета-теории, стремление осмыслить функционирование и развитие социума путем полного учета совокупности факторов, опираясь на несколько теорий, особенно на интегральные парадигмы. Вместе с тем, она не в полной мере отвечает на вызовы современности. В частности, существующие подходы в социологии недостаточно учитывают связь социума, социальных субъектов с универсумом, Вселенной, их единство и взаимосвязь. Представляется, что разработка космопланетарной, энергоинформационной парадигмы в социологии, сочетающей в себе два взаимосвязанных подхода, - социокосмологический и социоэнергоинформационный (социоэниологический), - одно из перспективных направлений ее развития. Другое теоретико-методологическое основание разработки проблем социологии новых форм жизни, это социология культурного уровня жизни, слабо отраженная в социологической литературе. На указанные два важных основания мы и хотим обратить внимание, не противопоставляя их другим подходам, имея в виду в целом идею многомерности, многоуровневости социальной реальности.

Социология новых форм жизни  опирается на наследие П. Сорокина: концепцию истинной и абсолютной реальности, чувственного, идеационального  и интегрального социокультурных  типов, интегральную теорию человеческой личности, теорию воссоединения Истины-Добра-Красоты в интегральном строе, закон поляризации, теорию любви, ее созидающей, творческой, умиротворяющей и гармонизирующей роли в жизни и деятельности человека и человечества, анализ и синтез систем, методов и технологий адаптации и развития социальных субъектов .

В отечественной социологии 80-х-90-х  годов ХХ столетия и начала XXI века получила развитие социология жизни. В  ней определилось несколько концепций. С этим направлением мы и идентифицируем концепцию социологии новых форм жизни. В первую очередь следует выделить разработки проф. Ж.Т. Тощенко .Социология жизни в концепции автора ставит человека и его реальные заботы, тревоги, переживания и действия в центр анализа социальной жизни. "…социология – это наука о движущих силах сознания и поведения людей как членов гражданского общества. Предмет социологии как науки включает: реальное общественное сознание во всем его противоречивом развитии; деятельность, действительное поведение людей, которые выступают как предметное воплощение (по форме и содержанию) знаний, установок, ценностных ориентаций, потребностей и интересов, фиксируемых в живом сознании; условия, в которых развиваются и осуществляются реальное сознание и деятельность, действительное поведение людей" .В концепции Ж. Т. Тощенко увязаны различные уровни социологического знания: теория, методология и эмпирический, прикладной уровень. Ряд вопросов разработаны впервые в отечественной социологии, в частности исследования социальных настроений и социальных ожиданий людей. Ж. Т. Тощенко выдвинул идею о социальном настроении как доминирующей характеристике реально функционирующего общественного сознания и поведения. Представляет интерес идея алгоритмизации социального управления и т. д. В зависимости от условий и сферы жизнедеятельности человек выступает как многомерный субъект: как экономический человек, профессиональный человек, технологический человек, биологический человек, социально-психологический человек, управленческий человек, творческий человек, социально-политический человек, парадоксальный человек и т. д.

 

В концепции Ю.М. Резника "Социология жизни" рассматривается как новое  направление междисциплинарных  исследований. Она развивается на теоретико-методологическом уровне и  не опирается на эмпирический уровень (нет как собственных эмпирических исследований, так и обобщения эмпирических работ других авторов). По мнению Ю. М. Резника, объектом социологии жизни выступает социальная область жизненного мира людей, а предметом институализация социальной области жизненного мира, которая "охватывает собой широкий круг явлений, в том числе создание новых культурных образцов, развитие альтернативных стилей жизни, возникновение организационных форм гражданского общества, ориентированных на удовлетворение постоянно растущих и разнообразных потребностей людей" [42, с.9].

Концепция виталистской социологии, социология жизненных сил разрабатывается  коллективом ученых Алтая под  руководством С.И. Григорьева. Важной особенностью развиваемой концепции является единство теоретико-методологического и эмпирического уровней социологического знания. Особенность концепции состоит, в частности, в том, что объектом исследования является не просто человек как социальный, а как биопсихосоциальный субъект [28, 29, 30, 31, 48].

Концепция универсумной социологии, развиваемая В.Г. Немировским и коллективом ученых г. Красноярска [39, 40, 41, 53]. Предметом универсумной социологии является эволюционизирующий посредством человека социум в единстве его природных, социальных, духовных связей и проявлений, относящихся как к объективной реальности (внешнему миру, макрокосму), так и реальности субъективной (внутреннему миру, микрокосму).

К социологии жизни можно отнести  и концепции ряда авторов научного сборника работ [43]: Т.М. Дридзе (парадигмы  экоантропоцентрической социологии и семиосоциопсихологии), Л.М. Дробижева (этносоциология), И.В. Журавлева (социология здоровья) и др.

Концепция социологии новых форм жизни  является составной частью социологии жизни. Она строится на основе сочетания  и развития теоретико-методологических, эмпирических и прикладных исследований. Общее, что объединяет эту концепцию с другими:

Выдвижение в центр внимания социального человека во взаимодействии и взаимосвязи с многомерным  человеком, как субъектом жизнедеятельности: культурным, биологическим, духовно-психическим, космическим и т. д.;

Обоснование концепции в контексте  современной научной картины  мира;

Подход к социальной реальности как к многоуровневой, когда эта  реальность переходит, трансформируясь, с одного уровня на другой, обуславливаемая также  и конкретной многоуровневой жизненной средой.

Социология новых форм жизни  строится на основе стратегий, базирующихся на мультипарадигмальном и междисциплинарном  синтезе. При этом для своих исследовательских  целей разрабатывается и совершенствуется стратегия исследования новых форм жизни, реализуется вариант этого синтеза традиционных и нетрадиционных, классических и неклассических (постнеклассических) подходов.

Некоторые результаты исследований в  области социологии новых форм жизни  это:

 

обоснование необходимости развития новых форм жизни путем активного культурного освоения систем, методов и технологий адаптации, оздоровления и развития социальных субъектов, выработанных человечеством.

мультипарадигмальный и междисциплинарный  синтез подходов культурологического (социология культурного уровня жизни), активистско-деятельностного, социокосмологического, социоэнергоинформационного (социоэниологического), социоэкологического и др., на идее многомерности и многоуровневости реальности, находящейся в поле зрения социологии. В центре этой реальности – человек, как социальный субъект, взаимодействующий с человеком культурным, космическим, биологическим, духовно-психическим и т. д.

Формы жизни рассматриваются как  многоуровневая социальная реальность, связанная с жизнедеятельностью социального субъекта. Предметом исследования является их динамика под воздействием освоения систем, методов и технологий адаптации, оздоровления и развития социального субъекта во взаимосвязи и взаимодействии с биологической и духовно-психической формами жизни. Разработана, в целом, система основных понятий и их многоуровневая операционализация. Первый уровень операционализации осуществляется с помощью понятий-индикаторов: социальная энергоинформация, социальная коммуникация, культурный уровень жизни, образ жизни, социальные отношения, поведение, здоровье, мироощущение и мировосприятие (мировоззрение). Развивается идея мультипарадигмального подхода в социологии путем расширения набора, используемого в западной и отечественной социологии, в частности, включения  социокосмологической, энергоинформационой парадигмы в социологии и социологии новых форм жизни. Исследуется взаимосвязь социологии новых форм жизни и социологии культурного уровня жизни, ибо культурный уровень жизни - исходная действующая сила социального развития.

Опыт показывает, что обеспечение  роста культурного уровня жизни  – объективная необходимость, условие  и составная часть развития и  модернизации общества в условиях реформирования. Это обусловливается все большей  ориентацией развития экономики на решение социально-культурных задач и достижение крупных целей общественного развития, одной из которых и является обеспечение более высокого уровня жизни, требованиями научно-технической революции, изменением характера развития экономики, опирающейся в растущей мере на интенсивные факторы, в том числе на рост культурного уровня жизни, возрастанием в жизни человечества глобальных общечеловеческих проблем и ценностей. Проблемы повышения культурного уровня как меры развития и реализации сущностных человеческих сил в условиях обновления общества выходят в число объективно неизбежных и приоритетных, как, например, и конфликтология. Ибо выход из кризиса, переходный период будут длительными, во многом они будут зависеть от того, как будут решаться проблемы роста культурного уровня жизни. К сожалению, в процессе реформирования России эти проблемы остаются в тени, за редким исключением не находя отражения в программах, предлагаемых учеными, партиями, общественными движениями, реализуемых Правительством и разными эшелонами власти. В экономических программах, программах социальной защиты, политических программах, как правило, отсутствует компонент реформирования общества, каким являются программы повышения и качественного преобразования культурного уровня жизни. Ключевой причиной такого положения дел является то, что проблемы культурного уровня жизни остаются малоисследованными и отсутствует система научно обоснованных рекомендаций, что и отражается в практической деятельности людей, органов власти в центре и на местах. В научных учреждениях России нет подразделений, занимающихся культурным уровнем жизни. Проблемы культурного уровня жизни как в теоретическом и прикладном аспектах разработаны слабо. Между тем такие исследования как в научном, так и в практическом отношении могут привести к прогрессу практики. Нет таких исследований применительно к условиям кризиса, формирования рыночных отношений, демократизации общества. Не исключение и социология.

В современных условиях одним из направлений теоретических и прикладных социологических исследований становится формирование социологии культурного уровня жизни как отраслевой социологической теории, находящейся в причинно-следственных связях и опосредованных по вертикали и горизонтали со всеми компонентами социологического знания. Предметом исследования культурного уровня жизни были до сих пор отдельные компоненты: степень развития и реализации способностей, интересов, ценностных ориентации, других социокультурных свойств и качеств, а также культурный уровень жизни в отдельных сферах жизнедеятельности социальных субъектов (труда, быта, досуга и т. п.). Нет и общей программы повышения культурного уровня жизни в современных условиях. Вместе с тем, имеется некоторый опыт таких исследований. Он накоплен при нашем активном участии на протяжении более чем 40-летней научной деятельности координационной работы, внедрения результатов исследований в практику. Разработана методика исследования, проведен мониторинг развития новых форм жизни в 90-е годы, дана характеристика социокультурной динамики и дифференциации взрослого населения применительно к условиям Москвы .

 

2.Основные этапы формирования и развития исследований по социологии культурного уровня жизни.

Первый этап-- исследование культурного  уровня трудящихся в рамках проблематики социального времени, бюджетов времени и свободного времени. В рамках активистско-деятельного подхода рассматривалось социальное время и свободное время, их структура как форма жизни и мера (система показателей) социальных процессов и явлений и в том числе связанных с культурным уровнем трудящихся. Культурный уровень трудящихся был составной частью уровня жизни, который в экономической и социологической науке интерпретировался как материальный и культурный уровень жизни, их повышение считалось главной целью производства. С той поры показатели использования социального времени и особенно свободного времени включались нами как составная часть в систему показателей культурного уровня жизни. Этот этап важен и как период осмысления социального времени, как формы жизни в аспекте времени.

Второй этап – формирование основ теории, методологии и методики социологических исследований культурного  уровня жизни На этом этапе обоснована необходимость формирования социологии культурного уровня жизни как предметно-проблемного направления исследований, ее место в структуре социологического знания. В научный оборот было введено понятие культурного уровня жизни как степени развития и реализации сущностных человеческих социальных сил, определен его статус, место в системе социологических категорий, взаимосвязь с сопряженными социологическими категориями (культура, сущностные человеческие социальные силы, образ, уровень и качество жизни, социальная деятельность, социальное время и др.). Была определена структура (состав) культурного уровня жизни: знания, умения, способности, потребности, ценностные ориентации, интересы, различные социокультурные качества и т.д.Дано определение понятия "общественно-необходимый культурный уровень жизни социального субъекта", "социокультурная проблема", "социокультурная цель", пути решения социокультурных проблем и достижения социокультурных целей и др. Были опубликованы основные принципы построения системы показателей культурного уровня жизни социальных субъектов, разработана методологическая сетка для систематизации социокультурных проблем, целей и путей роста культурного уровня жизни социальных субъектов и эффективного использования их социокультурного потенциала, выявлены и описаны наиболее актуальные социокультурные проблемы развития России в 80-х 90-х годах ΧΧ века.

Третий этап. Углубление исследований культурного уровня жизни с использованием преимущественно качественных методов в рамках социологической проблематики, связанной с новыми формами жизни.Главное достижение на этом этапе синтез в теории, методологии и методике исследования культурного уровня жизни активистско-деятельной с космопланетарной, энергоинформационной парадигмой. Обе эти парадигмы сочетаются как между собой, так и с другими. При этом культурный уровень жизни рассматривается как процесс, который пронизывает социальную реальность, а средствами культуры - и биологическую и духовно-психическую сферы жизни социальных субъектов. Социология культурного уровня жизни рассматривается как часть социологии культуры в широком, пронизывающем жизнь социума значении.

3.Космопланетарная, энергоинформационная парадигма в социологии (социобиопсихоэнергоинформатика)

На каждом этапе развития социологии формируется специфическая приоритетность и конфигурация. В современных  условиях и в перспективе 21-го века на передний план выходит космопланетарная, энергоинформационная парадигма. Она пока выпала из исследовательского поля социологии и из учебной литературы, хотя в России получила развитие как направление социологии [27, 28, 29, 30, 31, 39, 40, 41, 60, 61, 62, 63, 64], философии и естествознании [37, 38, 45, 46]. В академической социологии отсутствует космопланетарная, энергоинформационная парадигма и ее социологическое направление в русском космизме. Это отсутствие обнаруживается в такой наиболее, на наш взгляд, продвинутой учебной литературе как учебник для высших учебных заведений "Социология: парадигмы и темы" и учебное пособие для студентов высших учебных заведений "Социология в России", других учебниках и пособиях. Она нашла отражение в журнале "Социологические исследования" [30, 41 и др.].

Программа исследований по проблеме "Космопланетарная, энергоинформационная социология и новые формы жизни" реализуется по теоретическому и  эмпирическому направлениям. Термин "космопланетарная, энергоинформационная социология" введен нами в 1999 г. и  используется как более социологичный и емкий по сравнению с ранее применявшимся "социобиопсихоэнергоинформатика", который имеет право на существование, как частное по сравнению с общим.

Космопланетарная, энергоинформационная социология имеет длительную предысторию и историю развития, начиная с древнейших эзотерических учений и практик. Этапом развития этой социологии является русский космизм (К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский, В.И. Вернадский, Н.К. и Е.И. Рерихи, Л.Н. Гумилев и другие). Космопланетарная, энергоинформационная социология изучает закономерности и механизмы возникновения, функционирования и развития социальных субъектов, социума (от человека как микросоциума до глобального человечества как макросоциума) как целостной открытой, космопланетарной, многоуровневой энергоинформационной системы во взаимосвязи и взаимодействии с жизненной средой (социальной, природной, космической). Выделяется множество форм и уровней жизнедеятельности социальных субъектов, которые систематизированы по следующей структурной схеме: биологическая (нижняя), социальная (как срединная) и духовно-психическая (высшая) формы жизнедеятельности социальных субъектов и функционирования энергоинформации.

Информация о работе Предмет антропологии. Ее место в системе человекознания