Предмет антропологии. Ее место в системе человекознания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 14:36, лекция

Описание

Различные аспекты, связанные с социологией новых форм жизни, разрабатываются в современной социологии. В ней идут процессы интеграции микро- и макроуровней, теоретического синтеза, повышения внимания к развитию мета-теории, стремление осмыслить функционирование и развитие социума путем полного учета совокупности факторов, опираясь на несколько теорий, особенно на интегральные парадигмы. Вместе с тем, она не в полной мере отвечает на вызовы современности. В частности, существующие подходы в социологии недостаточно учитывают связь социума, социальных субъектов с универсумом,

Работа состоит из  1 файл

ант семинар2.doc

— 83.50 Кб (Скачать документ)

Энергоинформация рассматривается  как глубинная основа (субстанция) жизнедеятельности и ее форм, единство широко понимаемых жизненной энергии как силы и информации как регулирующего, организующего феномена (аспекта) жизнедеятельности социальных субъектов. Социология изучает социальную жизнь, как функционирующую и развивающуюся энергоинформационную реальность. Социальные взаимодействия имеют энергоинформационную компоненту, энергоинформационный континиум в многоуровневом энергоинформационном пространстве, энергоинформационный механизм (мыслеобразы и мыслеформы, вибрации и т. д.). При этом в социологическом исследовании внимание сосредоточивается на социальной энергоинформации в связи с другими видами энергоинформации, взаимопереходящими друг в друга при определенных условиях. Многие из других понятий [см. 19] не требуют пояснений.

Космопланетарная, энергоинформационная модель социальных субъектов рассматривается как составная часть современной энергоинформационной картины мира. Социальный субъект как космопланетарный, энергоинформационный феномен представляет собой открытую систему, находящуюся в многочисленных прямых и обратных связях и взаимодействиях с окружающей ближней и дальней жизненной средой (природной, космической, социальной), ее структурами и системами. В свете таких представлений человек, социальные субъекты функционируют в рамках единого многоуровневого энергоинформационного поля Земли, Вселенной. В жизни современного социума естественные, космические и социальные факторы настолько переплетены, что их невозможно рассматривать вне тесной связи друг с другом. Эта связь предопределяется единством и взаимопереходами энергии и информации. Энергия информационна, информация энергетична. Мысли, эмоции, чувства, слова, действия, поведение связаны с энергоинформационными структурами и процессами человека. Энергоинформация реализуется через социокультурный механизм потребностей, интересов, мотивов, ценностных ориентаций, смыслов и значений. Энергоинформационные взаимодействия реализуются в деятельности, общественных отношениях, в образе и стиле жизни, поведении, мировоззрении социальных субъектов. Виды энергоинформации, энергоинформационного взаимодействия и обмена можно делить на положительные и отрицательные, классифицировать по качеству, уровню и другим основаниям. Известно несколько десятков энергоинформационных взаимодействий социальных субъектов со средой. Укрупненно их можно подразделить на социальные, биологические и духовно-психические. Появляются новые виды и формы энергоинформационного взаимодействия и обмена человека и природы, человека и социума, общества, часто противоречиво действующие на них. В современных условиях, в период ломки общественных отношений в 90-е годы в России механизмы энергоинформационного взаимодействия человека с окружающей средой нарушаются и разрушаются, что ведет к возникновению новых опасностей для нормальной жизнедеятельности и развития социальных субъектов. Одним из путей освоения космопланетарной, энергоинформационной культуры как условия обеспечения устойчивой, безопасной жизни становится овладение системами, методами и технологиями адаптации, оздоровления и развития в процессах образования, самообразования и воспитания.

4.Новая форма  социокультурной жизни на рубеже XX и XXI в 

Исследование среди взрослого  населения Москвы показало, что интегральным свойством космопланетарной, энергоинформационной культуры является то, что она становится средством гармонизации жизнедеятельности и развития человека, социального субъекта, его отношений с природой, космосом, обществом. Эта культура характерна для небольшой части населения. В развитом виде ее репрезентация в структуре взрослого населения г. Москвы изменилась с 3% в 1994 г. до 9% в 2002 г. (по данным экспертного опроса). Результаты и перспективы исследований были обсуждены на круглом столе Первого Всероссийского социологического конгресса "Космопланетарная, энергоинформационная социология и новые формы жизни" под руководством автора статьи. Эмпирические результаты обсуждались и публиковались в процессе мониторинга, осмысления информации [12-26].

Эмпирическая  база - выборочная квотная совокупность, состоящая из 200 человек, в той или иной степени осваивающих системы, методы и технологии адаптации, оздоровления и развития социальных субъектов. Проводился опрос на основе частично формализованного и совершенствуемого вопросника в 1993, 1995, 1997, 1999, 2001 гг. Информация важна для исследований внутренней динамики. Вместе с тем проводился мониторинговый опрос экспертов в 1994, 1996, 1998, 2000 и в 2002 гг. для определения репрезентации типов освоения новых форм жизни в структуре населения. Исследование проводилось в г. Москве. Выбор Москвы в качестве объекта исследования связан с тем, что он продвинут (в позитивном и негативном отношениях) по сравнению со всей Россией и изучение такого объекта важно для прогнозирования и программирования социокультурных процессов в России.

Большинство (21 из 32 по опросу 1993 г., 74 из 83 по опросу 1999 г. и 79 из 87 по опросу 2001 г.) осваиваемых  выборочной совокупностью систем, методов  и технологий адаптации, оздоровления и развития социального субъекта базируется на энергоинформационном критерии, который относительно человека, социума конкретизировался как социобиопсихоэнергоинформационный. Это обстоятельство побудило обратиться к проблеме разработки космопланетарной, энергоинформационной парадигмы в социологии.

По данным опроса 2001 г. системы, методы и технологии адаптации, оздоровления и развития человека по регионам происхождения распределились следующим образом. Из 87 освоенных респондентами 47 приходится на Россию, 13 на другие страны СНГ (особенно Украину и Белоруссию), 11 на страны Азии (особенно Японию, Китай, Индию) и 16 на страны Европы и Америки. Процесс освоения указанных систем, методов и технологий сложен и противоречив, требует самообразования и самовоспитания, длительного времени, терпения и труда. Он совершается, как правило, от простых к сложным методам и технологиям, ведя к формированию новой формы жизни. Определилось устойчивое положительное воздействие освоения методов и технологий адаптации, оздоровления и развития человека у большей части респондентов (см. табл. 1). Опрос фиксировал изменения в сравнении с периодом до начала освоения систем, методов и технологий адаптации, оздоровления и развития человека.

 

Из таблицы  виден рост социокультурной эффективности  новых форм жизни. Обозначилась тенденция  ее роста, в том числе и в 1995 и 1997 гг. (В целях компактности мы не включили данные за эти годы). Наиболее развитые новые формы социокультурной жизни характерны для респондентов, которые активнее осваивали системы, методы и технологии адаптации, оздоровления и развития человека. Была выделена группа освоивших 3 и более указанных систем, методов и технологий. Это активный и качественно продвинутый тип их освоения. Для него характерно соблюдаемое по биоэнергетическому критерию питание, использование в повседневной жизни развитых и сложных систем, методов и технологий адаптации, оздоровления и развития, высокий уровень саморегуляции психики, спокойное, устойчивое поведение, мотивированное соблюдение более высоких нравственных норм, умение жить в гармонии на работе и дома, с природой, живым космосом, обществом, доминирование ценностей в сторону духовно-нравственных и интеллектуально-информационных при разумном ограничении материальных потребностей, сочетание рациональных и интуитивных способов познания и организации жизни, высокий уровень толерантности. Для этой группы характерно понимание многогранности и сложности, многоуровневого характера взаимодействий человека с природой, космосом и обществом, понимание и учет в своей деятельности, в социальных отношениях положительной энергоинформации (любовь, доброта, толерантность и т.д.) и отрицательной, разрушительной энергоинформации (гнев, злость, грубость, страх, отчаяние, депрессия и т.д.). Мировоззренческие представления приближены к современной научной картине мира. В этой группе 7% респондентов стали в течение 90-х годов предпринимателями. Наблюдается тенденция роста доли в структуре взрослого населения с активным и умеренным типом отношения к процессам освоения новых форм жизни (Табл. 2).

В таблице  представлены результаты мониторингового опроса экспертов относительно распределения типов освоения новых форм жизни среди взрослого населения г. Москвы. Выделены три типа: активный тип – те, кто освоил 3 и более системы, метода, технологии адаптации, оздоровления и развития человека; пассивный тип связан с теми, кто освоил 1-2 указанных систем, методов и технологий, и те, кто ничего не освоил.

Как видно  на табл. 2, репрезентация активного  типа в структуре взрослого населения  возросла с 3% в 1994 г. до 9% в 2002 г. Увеличилось  представительство и умеренного типа с 34% до 49%. Доля пассивного типа имела тенденцию к сокращению с 63% до 42% за тот же период.

 

5.Проблемы и перспективы исследований.

Новые формы жизни, появившиеся  в 90-е годы, нуждаются в исследовании социологами во взаимодействии с учеными других отраслей знания, особенно в аспекте социального прогнозирования, программирования и проектирования. Представляется целесообразной организация, которая позволяет осуществлять междисциплинарный и мультипарадигмальный научный синтез (общественных, гуманитарных и естественных наук). Применительно к исследованию новых форм жизни мы имеем в виду продолжить синтез, в центре внимания которого будет социологическое познание новых форм и связанной с ними реальности. Центральной задачей поиска является разработка основ управления социокультурными процессами, связанными с новыми формами жизни, средствами прогнозирования, программирования и проектирования. Многоуровневый синтез в рамках одного направления повысит эффективность исследований.

 


Информация о работе Предмет антропологии. Ее место в системе человекознания