Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 19:05, доклад
понятия об объекте и предмете КСИ
Эмпирическое
исследование в основе своей
ориентировано на изучение
На уровне же
теоретического познания
Теоретические и эмпирические методы научного познания. Опыт, его роль в познании
В науке различают эмпирический и теоретический уровень исследования. Эмпирическое исследование направлено непосредственно на изучаемый объект и реализуется посредством наблюдений и эксперимента. Теоретическое исследование концентрируется вокруг обобщающих идей, законов, гипотез и принципов. Данные как эмпирического, так и теоретического исследования фиксируются в виде высказываний, содержащих эмпирические и теоретические термины. Разница между ними состоит в том, что истинность высказываний, содержащих эмпирические термины, можно проверить экспериментально. а истинность высказываний, содержащих теоретические термины, проверить невозможно. Для примера рассмотрим эмпирическое высказывание: <Сопротивление данною проводника при нагревании от 5 до 10°С увеличивается> и теоретическое высказывание: <Сопротивление проводников при нагревании от 5 до 10°С увеличивается>. Чтобы проверить второе высказывание требуется произвести бесконечное число опытов, что в принципе невозможно.
Взаимонагруженностъ
эмпирических и теоретических данных
является важной особенностью научного
исследования. Абсолютным образом разделить
эмпирические и теоретические факты
невозможно. В приведенном выше высказывании
с эмпирическим термином использовались
теоретические понятия
Рассмотрим основные способы эмпирического исследования. Важнейшей составляющей эмпирического исследования является эксперимент. Слово <эксперимент> происходит от латинского exрerement, что означает <проба>, <опыт>. Эксперимент представляет собой испытание изучаемых явлений в контролируемых и управляемых условиях. Эксперименту присущи три составляющие: экспериментатор, изучаемое явление и приборы. Под приборами в данном случае подразумеваются детекторы, фиксирующие данные эксперимент, которые испытывают непосредственное влияние изучаемых явлений.
В ходе проведения эксперимента изучаемое явление ставится в условия, при которых оно реагирует на приборы-детекторы (в качестве таковых могут выступать также и органы чувств самого экспериментатора), причем реакция зависит от состояния и характеристик прибора. Следовательно, в процессе эксперимента нельзя получить сведения об изучаемом явлении в изоляции от других процессов и объектов. Таким образом, средства наблюдения участвуют в формировании экспериментальных данных.
Данные эксперимента
должны быть определенным образом доведены
до чувственных рецепторов человека.
Как правило, это осуществляется
с помощью шкалы прибора, с
которой считываются показания.
Таким образом, в эксперименте оказывается
задействованным чувственное
Другим важным методом
эмпирического познания является наблюдение.
Здесь имеется в виду не наблюдение
как этап любого эксперимента, а
наблюдение как способ изучения различных
явлений (например, наблюдение астрономических,
социальных биологических и других
процессов). Различие между экспериментом
и наблюдением состоит в том,
что в ходе эксперимента его условиями
управляют, а при наблюдении процессы
предоставлены естественному
Интересным развитием
экспериментальных методов
Рассмотрим теперь теоретический уровень исследования. Теория представляет собой систему понятий законов и принципов, позволяющая описать и объяснить некоторую группу явлений и наметить программу действий по их преобразованию. Следовательно, теоретическое познание осуществляется с помощью различных понятий. законов и принципов. Факты и теории не противостоят друг другу, а образуют единое целое. Разница между ними состоит в том, что факты выражают нечто единичное, а теория имеет дело с общим. В фактах и теориях можно выделить три уровня: событийный, психологический и лингвистический. Эти уровни единства можно представить следующим образом:
Лингвистический уровень: к теории относятся универсальные высказывания, к фактам единичные высказывания.
Психологический уровень: мысли (т)и чувства (ф).
Событийный уровень - общее единичных событий (т) и единичные события (ф)
Теория, как правило, строится таким образом, что описывает не окружающую действительность, а идеальные объекты, такие как материальная точка, идеальный газ, абсолютно черное тело и т.д. Такой научный концепт называется идеализацией. Идеализация представляет собой мысленно сконструированное понятие о таких объектах, процессах и явлениях, которые вроде бы не существуют, но имеют образы или прообразы. Например, прообразом материальной точки может служить маленькое тело. Идеальные объекты, в отличие от реальных, характеризуются не бесконечным, а вполне определенным числом свойств. Например, свойствами материальной точки является масса и возможность находиться в пространстве и времени.
Вполне резонно
возникает вопрос: почему идеализированное
воспроизведение изучаемого явления
столь эффективно? Ведь идеализации
получают, вроде бы огрубляя действительность,
однако это позволяет получить точное
теоретическое знание. Эффективность
идеализации, как и других научных
абстракций, состоит в выражении
общего, присущего классу референтов
(объектам, причинам, явлениям). Идеализация
состоятельна только тогда, когда попадает
внутрь приемлемого интервала
Кроме того, в теории задаются взаимоотношения между идеальными объектами, описываемые законами. Из первичных идеальных объектов также можно конструировать производные объекты. В итоге теория, описывающая свойства идеальных объектов, взаимоотношения между ними и свойства конструкций, образованных из первичных идеальных объектов, способна описать все многообразие данных, с которым ученый сталкивается на эмпирическом уровне.
Рассмотрим основные методы, с помощью которых реализуется теоретическое знание. Такими методами являются: аксиоматический, конструктивистский, гипотетико-индуктивный и прагматический.
При использовании аксиоматического метода научная теория строится в виде системы аксиом (положений, принимаемых без логического доказательства) и правил вывода, позволяющих путем логической дедукции получить утверждения данной теории (теоремы). Аксиомы не должны противоречить друг другу, желательно также, чтобы они не зависели друг от друга. Данный метод с наибольшим успехом используется в математике. Аксиоматическое построение теории выглядит весьма привлекательно, однако связано с некоторыми трудностями. Например, в достаточно богатой своими средствами аксиоматической системе всегда находятся утверждения, которые не выводятся из аксиом. Для их доказательства необходимо ввести новые аксиомы и т.д. Кроме того, строгие требования аксиоматического метода не всегда выполнимы.
Конструктивистский
метод, наряду с аксиоматическим, используется
в математических науках и информатике.
В этом методе развертывание теории
начинается не с аксиом, а с понятий,
правомерность использования
В естествознании широко
применяется гипотетико-
В технических и гуманитарных науках широко применяется прагматический метод, суть которого составляет логика т.н. практического вывода. Например, субъект Л хочет осуществить A, при этом он считает, что не сможет осуществить A, если не осуществит с. Следовательно, А принимается за совершение с. Логические построения при этом выглядят так: А-> р-> с. При конструктивистском же методе построения имели бы следующий вид: А-> с-> р. В отличие от гипотетико-дедуктивного вывода, при котором информация о факте подводится под закон, при практическом выводе информация о средстве с должна соответствовать поставленной цели р, которая согласуется с некоторыми ценностями.
Кроме рассмотренных методов существуют еще т.н. описательные методы. К ним обращаются, если рассмотренные выше методы оказываются неприемлемы. Описание изучаемых явлений может быть словесным, графическим, схематическим, формально-символическим. Описательные методы часто являются той стадией научных исследований, которая ведет к достижению идеалов более развитых научных методов. Часто такой метод является наиболее адекватным, поскольку современная наука часто имеет дело с такими явлениями, которые не подчиняются слишком жестким требованиям.
Роль экспериментальных исследований в научном познании, на мой взгляд, очень велика, поскольку они служат основой эмпирического познания мира, которое, как уже было сказано, является основой теоретического познания. Однако, пренебрегать теоретическими методами познания тоже неправильно. С моей точки зрения теоретические и эмпирические методы познания являются равноценными методами, с помощью которых можно составить объективную картину мира.
Информация о работе Предмет и объект социологического исследования