Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 16:36, реферат
Питирим Сорокин выдающаяся личность, как в отечественной, так и в западной социологии. Творческую деятельность Сорокина традиционно делят на два периода – русский (сначала 10-х по 1922г.) и американский.
Родился Питирим Сорокин 21 января 1889 года в селе Турья, Вологодской губернии, в семье ремесленника и крестьянки. Детство провел, работая с отцом и старшим братом. Затем он получил образование в Гамской и Хреновской школах, а осенью 1907 года отправляется в Петербург, где жил до 23 сентября 1922 года. В 1914 году вышла в свет первая работа «Преступление и кара, подвиг и награда». Осенью 1923 года Сорокин со своей семьей навсегда перебираются в Соединенные Штаты, где он жил и работал до конца жизни. Умер Питирим Сорокин 11 февраля 1968 года, так ни разу и, не побывав на Родине, после уезда. О его жизненном и творческом пути можно прочитать в автобиографической работе «Долгий путь» («Дальняя дорога»).
Введение……………………………………………………………………3
Структура книги «Социальная и культурная динамика»………………..5
Основное содержание работы «Социальная и культурная динамика»…6
Сорокин о типах культур и их влиянии…………………………………..9
Заключение………………………………………………………………13
Используемая литература и источники………………………………….15
Реферат
Тема:
« Представления Сорокина,
о соотношении между
типами культуры и типами
личности и поведения».
.
Санкт-Петербург
2008
Оглавление:
1)
Введение.
Питирим Сорокин выдающаяся
Родился Питирим
Сорокин 21 января 1889 года в селе Турья,
Вологодской губернии, в семье ремесленника
и крестьянки. Детство провел, работая
с отцом и старшим братом. Затем он получил
образование в Гамской и Хреновской школах,
а осенью 1907 года отправляется в Петербург,
где жил до 23 сентября 1922 года. В 1914 году
вышла в свет первая работа «Преступление
и кара, подвиг и награда». Осенью 1923 года
Сорокин со своей семьей навсегда перебираются
в Соединенные Штаты, где он жил и работал
до конца жизни. Умер Питирим Сорокин 11
февраля 1968 года, так ни разу и, не побывав
на Родине, после уезда. О его жизненном
и творческом пути можно прочитать в автобиографической
работе «Долгий путь» («Дальняя дорога»).
Сорокин, всегда считал себя (и дома, и зарубежом) воспитанником и продолжателем русской социологической традиции и высоко оценивал ее научные достижения. Наследие Сорокина колоссально. Сорокин является автором более полусотни книг, не говоря уж о бесчисленных заметках и статьях. Его книги переведены почти на все языки мира. К основным работам этого социолога можно смело отнести такие работы, как «Система социологии» (1920), «Социология революции» (1925), «Социальная мобильность» (1927), «Современные социологические теории» (1928), «Система общей социологии» (1947), «Главные тенденции нашего времени» (1959).
В «
Системе социологии» Сорокиным
выдвигаются принципы, согласно
которым он предлагал создать
социологию, которую он считал самой
сложной из всех психосоциальных
наук. Говорил, что социология занимается
изучением жизни и деятельности
людей, живущих в обществе себе подобных,
и результаты такой деятельности. Сорокин
внес большой вклад в развитие теории
социальной мобильности и стратификации,
причиной которой считал неравномерность
прав и привилегий, ответственностей
и обязанностей.
На социологические
взгляды Сорокина существенно повлияли
О.Конт, Г.Спенсер. А среди собственных
его учеников можно выделить Р.Мертона,
Р.Миллза, Т.Парсонса.
Фундаментальный
труд Сорокина – монография «Социальная
и культурная динамика». Работа
над этим произведением велась с 1937
по 1941 года. Сорокин закладывает основы
новой науки, которая обобщает опыт и знания
всех общественных наук, демографии,
политологии, истории, культурологии.
2)
Структура книги
«Социальная и
культурная динамика».
Первоначально, вышедшая в 1941 году, книга состояла из четырех томов, каждый из которых рассматривал отдельные аспекты культуры. Первый том содержал введение, краткую формулировку проблем культуры, изменения в области живописи, скульптуры, музыки, литературы. Второй том рассматривал колебания в науке, философии и религии, а также самые различные уровни этической и юридической области. Третий том посвящен социальным отношениям, войнам, взаимоотношениям ментальности и поведения. Четвертый том носит обобщающий характер теории социокультурных изменений. Основное содержание «Социокультурной динамики» - статистический материал, который свидетельствует о том, что данная работа построена, как масштабное эмпирическое исследование.
В 1957 году первоначальный вариант работы был дополнен и исправлен.
Центральной проблемой всей работы является проблема изменения трех типов культур (идеациональной, идеалистической и чувственной), флуктуации в различных сферах этих культур. «Социокультурные флуктуации, есть процессы, время от времени повторяющиеся в социальной и культурной жизни и в человеческой истории».1 Другими словами, флуктуация – это колебания, изменения в той или иной сфере.
Любое общество представляет собой реализацию трех типов культур: идеациональной, идеалистической и чувственной. Каждый тип основан на особой форме мышления, восприятия.
Масштабность
схемы описания и объяснения исторического
пути западной цивилизации ожидание
новых кризисов, в культуре сближают
теорию Сорокина с ранними концепциями
Конта, Маркса, Данилевского.
Тенденции развития и изменений различных культурных систем были выявлены не одним Сорокиным, а целым рядом исследователей, которые собрали и статистически обработали огромный исторический материал, подготовив его тем самым, для данной работы. Среди них были такие крупные социологии как Н.Тимашев, Р.Мертон.
Работа
«Социокультурная динамика» затрагивает
различные категории культурных
явлений, которые сочетаются друг с
другом.
3)
Основное содержание
работы «Социальная
и культурная динамика».
Можно смело сказать, что учение Сорокина о культурных суперсистемах, это его представления о типологии цивилизаций. Ключевым понятием, однако, является понятие культуры. Определяя культуру, как предмет исследования, Сорокин пишет: « В самом широком смысле это слово может означать общую сумму всего, что создано или модифицировано путем сознательной или неосознанной активности двух или более индивидов, взаимодействующих друг с другом или обуславливающих поведение друг друга. Далее Сорокин говорит о том, что не только религия, философия, искусство, техника, но и даже след ноги на песке, куча мусора, оставленная в лесу, все это является частью культуры, так же как и миллионы других изменений, произведенных человеком. Исследования культурных качеств и ценностей позволяют выявить длительные периоды истории, в течение которых проявляются близкие, схожие культурные образцы (виды деятельности, мысли, творчества и тд.).
Сорокин пишет, что наиважнейшим фактором социокультурных изменений, т.е. динамики развития, является распад той или другой культуры “идеациональной”, “идеалистической” и “чувственной”. Можно сказать, что социология, философия и история схожи в том смысле, что они фокусируют свое внимание на проблеме эволюции, распада и кризиса доминантных систем, пытаются ответить на вопрос: как и почему происходят те или иные социокультурные изменения.
Сорокин выделяет идеациональный, чувственный и идеалистический тип культуры (ментальности).
Рассмотрим общие характеристики каждого из типов культур, которые Сорокин рассматривает с четырех основных позиций: с точки зрения природы реальности, разнородности по составу; природы целей и потребностей, которые должны быть удовлетворены; степени удовлетворения этими потребностями и целями; и, способов удовлетворения потребностей.
Идеациональная культура. Ее характеристика на основе, вышеупомянутых пунктов заключается в следующем: 1)реальность понимается как не воспринимаемое чувственно, нематериальное, непреходящее Бытие; 2) цели и потребности в основном духовные; 3) степень их удовлетворения – максимальная и на высочайшем уровне; 4) способом их удовлетворения или реализации является добровольная минимизация большинства физических потребностей, причем в максимальной степени, вплоть до полного отказа от них.
Чувственная культура. Реальностью считает только то, что дано органами чувств. Чувственная реальность мыслится как становление, процесс, изменение, течение, эволюция, прогресс, преобразование. Потребности и стремления носителя чувственной ментальности – в основном физические, и все делается для того, чтобы эти потребности были максимально удовлетворены. Способ их реализации заключается не в преобразовании или эксплуатации духовного мира индивидов, а в преобразовании или эксплуатации внешнего мира.
Идеалистическая
культура. Это форма смешанного типа,
соединения идеациональных и чувственных
элементов, с преобладанием, однако
элементов идеациональных. Реальность
для нее многогранна. Ее потребности и
цели – духовные и материальные, однако
материальные подчинены духовным. Способы
их реализации заключаются и в самосовершенствовании
и в преобразовании внешнего чувственно
воспринимаемого мира.2
Другими
словами, идеациональная культура основана
на идеях и характеризуется тем,
что высшей реальностью для человека
является не материальное, а нечто духовное;
вещи материального мира всего лишь отражение
мира идей. Чувственная же культура основана
на абсолютизации реальности через органы
чувств, то, что можно ощутить, и является
противоположной культуре идеалистической.
Как уже было отмечено, идеалистическая
культура является смешанной (промежуточной),
где все же преобладает духовное начало
(компонент идеациональной культуры)
над материальным.
Стоит отметить, что концепция ментальностей (Сорокин считал, что природа любой культуры определяется ее внутренним аспектом, то есть ментальностью, картиной мира, формой мышления) и типов социокультурных систем схожа с теорией развития общества у О.Конта. Конт, в свою очередь выделял три стадии интеллектуальной эволюции: фиктивная (теологическая, любое знание, возникающее на первой стадии интеллектуальной эволюции, преобладают религиозные основы и начала), абстрактная (метафизическая, люди руководствуются абстрактной установкой, объясняя явления), позитивная стадия (научная, вера в сверхъестественные силы ослабевает, уступая место, наблюдаем фактам).
Идеациональная
культурная система Сорокина соответствует
абстрактной стадии развития О.Конта,
чувственная – позитивной, а идеалистическая
–фиктивной.
4)
Сорокин о трех
типов культур
и их влиянии.
В своей работе «Социальная и культурная динамика», в главах, предшествующих данной части, посвященной культуре, личности и поведению Сорокин описал флуктуации различных систем, таких как искусство, система истины и знаний, социальных отношений, нравственно-правовая система, система межгрупповых отношений и внутренних беспорядков в ней. На основе описаний этих систем он делает вывод, что господствующий тип культуры формирует тип сознания людей, которые родились и живут в рамках этой культуры. Сорокин говорит о том, что сознание личности будет чисто идеациональным, если она имела контакт только с идеациональной культурой, соответственно то же самое справедливо и для чувственной культуры. Если же человек, состоит в контакте с разными культурами, то его сознание будет носить смешанный характер. Возникает проблема соотношения между доминантным типом культуры и фактическим поведением индивида, являющегося ее носителем. Здесь речь идет о том, что часто люди утверждают, что искренне придерживаются различных ценностей, например, честности, но их поведение противоречит этим взглядам. Питирим Сорокин приводит пример о совершении различных поступков (эгоистических, порою даже безобразных), которые в последствии оправдываются высокими и иногда благородными «мотивами», и делается это вполне искренне. Следовательно, можно сделать вывод, что взаимосвязь между преобладающим типом культуры и поведением личности, безусловно, есть, но носит скорее расплывчатый характер.
Сорокин формулирует две теоремы, вторая из которых дополняет первую: «хотя взаимосвязь между доминантной культурой и поведением ее носителей не всегда носит тесный характер, она тем не менее существует. Применительно к разным типам культуры это означает, что носители идеациональной культуры и носители культуры чувственной отличаются друг от друга не только по своей ментальности (идеям, мнениям, убеждениям, верованиям, вкусам и тд.), но и по своему поведению и типу личности. Различие между носителями идеациональной и чувственной культур менее велико в плане поведения и типа личности, чем в плане ментальности; тем не менее, это различие, и при этом довольно ощутимое, существует».3 Между ментальностью и поведением нельзя провести четкую границу. На основе всех примеров Сорокин формулирует некоторые выводы, относительно влияния той или иной культуры. Он отмечает, что каждая культура в разной степени с одной стороны стимулирует многие поступки, с другой препятствует в соответствии со своим характером. Формы или шаблоны, большинства публичных поступков и реакций (или поведения) носителей каждого доминантного типа культуры формируются и обуславливаются ею. Типом культуры обусловлены также поступки, которые тесно связаны с удовлетворением элементарных биологических потребностей.