Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 16:36, реферат
Питирим Сорокин выдающаяся личность, как в отечественной, так и в западной социологии. Творческую деятельность Сорокина традиционно делят на два периода – русский (сначала 10-х по 1922г.) и американский.
Родился Питирим Сорокин 21 января 1889 года в селе Турья, Вологодской губернии, в семье ремесленника и крестьянки. Детство провел, работая с отцом и старшим братом. Затем он получил образование в Гамской и Хреновской школах, а осенью 1907 года отправляется в Петербург, где жил до 23 сентября 1922 года. В 1914 году вышла в свет первая работа «Преступление и кара, подвиг и награда». Осенью 1923 года Сорокин со своей семьей навсегда перебираются в Соединенные Штаты, где он жил и работал до конца жизни. Умер Питирим Сорокин 11 февраля 1968 года, так ни разу и, не побывав на Родине, после уезда. О его жизненном и творческом пути можно прочитать в автобиографической работе «Долгий путь» («Дальняя дорога»).
Введение……………………………………………………………………3
Структура книги «Социальная и культурная динамика»………………..5
Основное содержание работы «Социальная и культурная динамика»…6
Сорокин о типах культур и их влиянии…………………………………..9
Заключение………………………………………………………………13
Используемая литература и источники………………………………….15
Далее
Сорокиным приводятся статистические
данные, которые включают различные
исторические периоды, личности (правителей;
римских пап; людей, занимающихся коммерческой
деятельностью), процентное соотношение
тому или иному типу культуры. На основе,
этих данных Сорокиным подтверждается
вывод о том, что существует связь между
типом господствующей культуры и господствующим
типом поведения личности. В истории Западных
цивилизаций наблюдается два полных цикла
смены социокультурных систем: идеациональная
система обнаруживается сначала в Древней
Греции (IX-VIвв. до.н.э), затем в средневековой
Европе (IV-XII вв. н.э.); идеалистическая –
классическая Греция (V-VIвв. до н.э.) и эпоха
Возрождения (XIII-XVIвв. н.э.); чувственной
системой характеризуется Римская империя(IIIв.
до н.э.- III в. н.э.) и современный Запад (XVII-XX
вв.).
На основе приведенных Сорокиным данных можно сделать некоторые выводы о влиянии определенного типа культуры на общество.
Как уже было сказано, идеациональная, чувственная и идеалистическая культура проявляется во многих сферах жизни человека и общества в целом. Можно сравнить, как проявляется каждый тип культуры в отдельных сферах общества.
Искусство. Идеациональная выражается в символическом характере изображений, художники в основном не пытаются изобразить реальные объекты, а изображают смысл, чаще религиозный. Чувственная характеризуется доминированием реализма. Художники стремятся более точно передать черты реальных вещей. Идеалистическая культура приносит в искусство абстракционизм.
Экономика. Идеациональность характеризует низкий темп производства или вообще его отсутствие; поддержание материального состояния не является главной целью для людей, они ориентированы больше на ценности духовной жизни. В чувственной системе наоборот, смысл жизни людей во многом связан с материальными условиями жизни, люди стремятся увеличить темпы производства. Кризисы в перепроизводства в экономике характерны для идеалистической системы.
Политика. Иерархический характер власти, ориентирующий людей на подчинение высшим силам и авторитетам свойственен для идеациональной культуры. В чувственной культуре основой власти является не духовная сила, а реальная поддержка. Идеалистическая культура – распространение различных революций и переворотов.
Социальная
сфера. Идеациональная – доминирование
отношений между людьми, которые строятся
по модели отношений в патриархальной
семье, то есть четкое деление на старших
и младших по социальному статусу. Статус
старших обязывает их заботиться о младших,
которые в свою очередь обязаны служить
старшим. Такие отношения Сорокин назвал
фамилистическими. В чувственной
системе преобладают отношения контрактного
типа, люди строят свои отношения из-за
выгоды. Общества идеалистического
характера построены на эксплуатации,
жестком подчинении, принудительных отношениях
отсутствии взаимовыгодности.
Анализируя
состояние Западного общества, Сорокин
отмечает, что оно «переживает, по-видимому,
один из самых сильных и глубоких кризисов
за всю свою историю. Это кризис чувственной
культуры, которая господствовала
в западном мире в течение последних 5
столетий и ныне достигла состояния перезрелости
Мы как бы находимся между двумя эпохами:
умирающей чувственной культурой нашего
величественного вчера и грядущей идеациональной
или идеалистической культурой созидаемого
завтра ».
5)
Заключение.
Выделенные Сорокиным типы социокультурных систем являются универсальными, динамика же определяется флуктуацией, подвижками.
Питирим Сорокин в своей работе показал, что есть некая тенденция, но нельзя считать, что это является проявлением закономерности. Модель неких циклов не предполагает повторений, повторяются только основные характеристики, главные направления.
Внутри каждой системы, ее логике заложена трансформация, т.е. динамика.
Когда люди достигают крайностей в одной системе (культуре) ее сменяет другая.
Борьба
между умирающей и
Главной
проблемой нашего времени (современному
Сорокину) является человек, способный
контролировать себя и свои желания,
с сочувствием относящийся к
своим ближним, понимающий и ищущий
вечные ценности культуры и общества,
глубоко осознающий свою личную ответственность
в мире. Для Сорокина очевидна необходимость
перехода от чувственности к идеализму,
от покорения природы человеком и контроля
над ней –к контролю человека над самим
собой. Чувственная культура вручила
человеку ужасающую власть над природой,
обществом и культурой, не обеспечив его
при этом ни средствами самоконтроля,
ни властью над своими стремлениями, чувствами
и инстинктами – в связи со всеми достижениями
ее науки и техники он становится чрезвычайно
опасной и для самого человека, и для всех
его ценностей.
В.В.Сапов
считает, что «в предельно упрощенном
виде концепция социо-культурной динамики
Сорокина сводится к двух фазному циклу.
Он так глубоко запрятал истоки этой концепции,
что найти их можно лишь после знакомства
со всем его научным наследием или по крайней
мере большей его частью».4
В одной из главных работ Сорокина «Социальная и культурная динамика» особое внимание уделено духовно – ценностным основам жизни общества. Сорокин выделяет идеациональную, идеалистическую и чувственную систему, вводит понятие культурной ментальности, дает типологию исторически складывающимся системам, доказывая их специфику.
Питирим
Сорокин относится к тому редкому
типу ученых, чье имя становится символом
избранной им науки. Питирим Александрович
Сорокин сделал огромный и неоценимый
вклад в развитие общественной мысли и
в развитие социологии, как науки об обществе
не только отечественной, но и западной.
6)
Используемая литература
и источники.