Преступность несовершеннолетних

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 20:26, курсовая работа

Описание

В настоящие время, когда идут быстрые процессы изменений в обществе, особенно трудно приходится молодым с их еще не устоявшимся мировоззрением. Ломка общественных связей, неустойчивая экономическая ситуация, отсутствие четкой системы общенациональных ценностей в первую очередь отражается на детях, накладывает свой, порой неизгладимый, отпечаток на их судьбы. Нестабильность нынешней жизни России порождает увеличение числа детей, находящихся в особо трудных обстоятельствах.
Данная работа посвящена проблеме преступности среди несовершеннолетних: состоянию, структуре, динамике преступности; основным факторам риска, влияющих на подростковую преступность, а так же мерам проводимые по профилактике правонарушений.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Преступность несовершеннолетних - основные понятия и проблемы. 5
1.1.Преступность несовершеннолетних 5
1.2. Основные фактора риска, влияющие на подростковую преступность. 8
Глава 2. Профилактика несовершеннолетней преступности. 10
2.1. Состояние, структура, динамика преступности несовершеннолетних 15
2.2. Основные меры по предупреждению несовершеннолетней преступности. 19
2.3. Зарубежный опыт по предупрежднию несовершеннолетней преступности. 23
Заключение 33
Список использованной литературы: 35

Работа состоит из  1 файл

Курсовик за 3 курс!! несовершеннолетние.doc

— 128.00 Кб (Скачать документ)

      НЕДОСТАТКИ  УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ общеобразовательных  школ и профессионально-технических  учебных заведений (проявления формализма, отказ от индивидуального подхода и т.д.), в результате чего не реализуется должным образом задача формирования чувства гражданской ответственности учащихся, учащиеся не получают должной "закалки" против антиобщественных влияний и неблагоприятных ситуаций, не закрепляют навыков правильной самооценки, управления своим поведением либо отчуждаются от учебного коллектива, утрачивают интерес к учебе. Контингент несовершеннолетних преступников пополняются за счет подростков, бросивших школу, второгодников, отстающих. Указанные обстоятельства приводят к тем же последствиям, что и безнадзорность в семье : ослабляются и разрываются социальные связи, облегчается контакт с источниками отрицательных влияний. Кроме того, низкий общеобразовательный уровень большей частью влечет запросов и интересов личности, ослабляет самоконтроль и искажает самооценку.

      НЕДОСТАТКИ  В ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДОУСТРОЙСТВА  И ВОСПИТАНИЯ в трудовых коллективах. Речь идет о несвоевременном устройстве лиц в возрасте от 14 до 18 лет, оставивших или окончивших школу и не продолжающих учебу; о недостатках профориентации, неправильном отношении к работающим несовершеннолетним (нарушение законодательства об условиях труда, отсутствие заботы об их вовлечении в вечерние и заочные учебные заведения и в профессиональную учебу, в жизнь коллектива). Все эти явления - особенно с учетом того, что контроль семьи за работающим несовершеннолетним ослабляется, в его распоряжении оказываются личные деньги и он стремится доказать свою «взрослость», - способствуют бесцельному времяпрепровождению в свободное время, контакту с источниками, отрицательных влияний.

      НЕДОСТАТКИ  В ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА, например слабое развитие сети клубов, кружков, спортивных секций, отсутствие заботы о вовлечении и закреплении в них несовершеннолетних, находящихся в неблагоприятных условиях жизни и воспитания. Существование этих недостатков в определенной степени связано с упущениями в социальном планировании в районах, городах, областях, когда вопросы роста количества мест в учреждениях, организующих культурный досуг несовершеннолетних, а равно их профиля и дислокации, решаются без должного учета динамики несовершеннолетнего населения, его возрастной структуры, интересов. 

 

     Вывод по первой главе: преступность несовершеннолетних представляет собой ничто иное, как совокупность отрицательных, социально-правовых явлений, а именно антиобщественных и противоправных деяний, совершенных лицами, не достигшими 16 - летнего возраста.

        Основные факторы риска, влияющие на подростковую преступность является: отрицательное влияние семьи, отрицательное влияние в ближайшем окружение, подстрекательство со стороны взрослых преступников, длительное отсутствие определенных занятий,  формирование криминогенной мотивации. 
 

 

     Глава 2. Профилактика несовершеннолетней преступности.

     2.1. Состояние, структура, динамика преступности несовершеннолетних

 

    Нестабильность нынешней социально-политической жизни России порождает увеличение числа детей, находящихся в особо трудных обстоятельствах.

    Проблема  детской преступности стоит необычайно остро. Ломка общественных связей, неустойчивая экономическая ситуация, отсутствие четкой системы общенациональных ценностей в первую очередь отражается на детях, накладывает свой, порой неизгладимый, отпечаток на их судьбы. Особенно остро стоит эта проблема в крупных мегаполисах.

    Понятие преступность несовершеннолетних связано  с возрастными границами (от 14 до 18 лет). Вместе с тем ряд процессов, влияющих на тенденции развития указанной преступности, имеет место и в среде младших подростков (10-13 лет), а также у лиц молодого возраста (18-21, 22-25 лет), что важно учитывать при разработке мер борьбы с этим явлением. 

 

 

    Число преступлений, совершенных  несовершеннолетними  и при их соучастии, в Российской федерации  за период с 1999-2009 год

 
Год
 
1999
 
2000
 
2001
 
2002
 
2003
 
2004
 
2005
 
2006
 
2007
 
2008
 
2009
значение  показателя за год  
208313
 
195426
 
185379
 
139681
 
145368
 
154414
 
154734
 
150264
 
139099
 
116090
 
94720
 
 

     Число преступлений, совершенных  несовершеннолетними  и при их соучастии, в Калининградской  области за период с 1999 -2009 год 

Год 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009
значение  показателя за год  
1883
 
1624
 
1551
 
1090
 
1085
 
1070
 
828
 
897
 
896
 
619
 
517
 

 

      

      В период с 1995 по 1999 год в нашей стране происходил значительный рост преступности совершенный несовершеннолетними  и при их участии. В Калининградской области с 1999 года, как и во всей стране наблюдается значительный спад преступлений совершенных несовершеннолетними.

    Данные 2008 года свидетельствовали о 13%-ном  уменьшении уровня преступности по сравнению  с 2007 годом. На этом фоне рост числа преступлений уже действительно настораживает. Причины подобного роста ясны: несмотря на данные о повышении среднего уровня жизни, реальная ситуация остаётся достаточно напряжённой. Так, по информации, озвученной на ноябрьском смотре сотрудников милиции, самыми распространёнными видами преступлений по-прежнему являются кражи; уличная же преступность постепенно сокращается. Кроме того, действуют и другие факторы: так, определённая доля роста пришлась и на увеличение количества весьма экстравагантных преступлений — о большом количестве краж через открытые окна и двери.

      За 2009 год по сравнению с предыдущим количество преступлений, совершенных  несовершеннолетними или с их участием, снизилось в области  на 16,5 процента. Эти и другие данные приведены в отчете о работе Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при правительстве Калининградской области. Удельный вес подростковой преступности в области также снизился - до 4,9 процента (2008 год – 5,8 процента). Этот показатель ниже общероссийского, составляющего 5,7 процента. В 2009 году сократилось на 11 % (с 219 до 195) количество зарегистрированных и раскрытых общественно опасных деяний (ООД), совершенных несовершеннолетними до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность. На 41,2 процента снизилось количество преступлений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения.

    Ситуация  в целом значительно улучшилась, однако в разных муниципалитетах  дела обстоят по-разному.

 

     2.2. Основные меры по предупреждению несовершеннолетней преступности.

 

      Меры  проводимые по предупреждению преступности несовершеннолетних могут быть разделены  на пять групп.2 При этом первые две направлены на профилактику первичной преступности, а последние три – рецидивной.

      Первая  группа мер - это меры по устранению неблагоприятных условий семейного воспитания детей, которые чаще всего приводят к нравственной деформации личности подростка и становлению его на путь  совершения антиобщественных поступков. Эти меры предусматривают воздействие только на родителей или лиц, их заменяющих; причем эта мера может быть и чисто воспитательным и принудительным (например: лишение родительских прав).                                                                                                                                                                                                  

      Данная  группа мер применяется на этапе  ранней профилактики преступлений несовершеннолетних, когда появляется лишь отдельная  угроза нравственному здоровью человека. Это чрезвычайно серьезный этап предупредительной работы, ибо, как показывает практика, результаты негативного влияния на ребенка в дальнейшем устраняются с большим трудом, и то лишь при условии специального педагогического воздействия. Ранняя профилактика всегда связана с выявлением неблагополучных семей и принятием мер к устранению этого неблагополучия.

      Вторая  группа мер –  это меры по оказанию помощи подросткам, оказавшимся в неблагоприятных условиях  жизни и воспитания, начавшим совершать поступки, свидетельствующие о высокой степени вероятности становления их на преступный путь (уход из дома и бродяжничество, мелкие кражи, мелкое хулиганство и т.д.) в сочетании с плохой учебой и дисциплиной в школе, неподчинение родителям и т.д.

      Главное здесь – воспитательные усилия направленные на подростка, иногда сочетаемые с принудительными  мерами. Последние могут широко использоваться  в отношении родителей, а также  тех, кто вовлекает подростков в пьянство, совершение правонарушений и т.д.

      Эффективное применение этих двух мер во многом предопределяет успех всей работы по предупреждению преступности несовершеннолетних. Более того, само существование трех последних этапов – это порождение брака в деятельности на первых двух этапах.  

      Третья  группа мер –  это меры по установлению подростков, совершивших преступления, привлечение их к ответственности, судебное рассмотрение соответствующих уголовных дел, исправление и перевоспитание тех из них, кто не осужден к лишению свободы.

      Мы  выделяем этот этап в качестве самостоятельной  меры и не сливаем с этапом исправления, перевоспитания уже осужденных несовершеннолетних по следующим причинам:

  • привлечение к уголовной ответственности подростка далеко не во всех случаях означает его наказание в виде лишения свободы и осуществление в отношении него воспитательно-карательного воздействия в условиях воспитательно-трудовой колонии;
  • не всегда совершивший преступление подросток вообще привлекается к уголовной ответсвенности;
  • воспитательная работа должна начинаться с момента обнаружения факта преступного поведения несовершеннолетнего и продолжаться в процессе всего хода расследования уголовного дела и рассмотрение его в суде.

      Четвертая группа мер – это воспитательные и карательные меры к подросткам, отбывающим наказание в воспитательно-трудовых колониях, в целях предотвращения рецидива с их стороны.

      Пятая группа мер -  это меры по приобщению к нормальной жизни, включению в трудовые и учебные коллективы несовершеннолетних, отбывающих наказание в местах лишения свободы.

      Работа  с такими подростками должна быть ориентирована в первую очередь  на то, чтобы они не допустили  новых преступных действий. Однако, проблема этим не исчерпывается, поскольку  освобожденные из колонии приобретают ореол героев в глазах своих сверстников и часто оказывают на них самое отрицательное влияние, например, вовлекая в преступную деятельность. Поэтому очень важно предупреждение антиобщественного влияния отбывших наказание на других лиц.  

      Все эти меры по предупреждению преступлений несовершеннолетних в зависимости  от содержания, характера делятся  на:

  • Воспитательные, т.е. направленные на перестройку нравственного сознания личности, ее взглядов, потребностей, ориентаций. Многие из форм воспитательной работы (а именно в ней участвует наибольшее количество организаций и учреждений) регламентированы законом и иными нормативными актами.  

    Воспитательное  воздействие реализуется в ходе бесед, повседневных контактов с  подростком, путем вовлечения в работу или учебу, подачи ему положительных примеров, приобщения к художественной литературе, искусству, спорту и т.д. 

Информация о работе Преступность несовершеннолетних