Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2010 в 09:12, курсовая работа
Значение прикладной социологии трудно переоценить. Она сегодня необходима и бизнесу, и политике, и управлению, и средствам массовой информации. Представители именно прикладной социологии изучают общественное мнение, проводят массовые опросы, маркетинговые исследования. Без них не обходится ни одно продвижение, будь то продвижение товаров или политиков. Этим я показываю, что рассматриваемая тема на сегодня особо актуальна, она вызывает много споров и ставит много вопросов, ответ на которые весьма неоднозначен.
Целью данной работы является изучение всех возможных аспектов и определений в прикладной социологии. Задача работы - на основе анализа изученной литературы, построить свою точку зрения относительно места прикладной социологии в структуре социологического знания.
Введение 3
Глава 1. Понятие и особенности прикладной социологии
1.1 Становление прикладной социологии 4
1.2 Что такое прикладная социология? 5
1.3 Подходы в прикладной социологии 9
1.4 Функции прикладной социологии 11
Глава 2. Применение прикладной социологии
2.1 Прикладная социология и менеджмент 13
2.2 Разница между прикладным и академическим исследованием 14
2.3 Положение социолога-прикладника 15
2.4 Особенности прикладного социологического исследования 18
Заключение 20
Список использованной литературы 22
Результатами деятельности социального инженера становятся:
1) управленческие решения, проекты, определенные алгоритмы решения организационно-управленческих проблем;
2) усиление сплоченности и сработанности исследуемых групп, улучшение стиля управленческой деятельности (алгоритмы решения структурно-организационных проблем);
3) изменение мотивации деятельности изучаемых социальных общностей: появление у людей стремления работать более активно и эффективно (за счет лучшего прояснения перспектив, оптимального сочетания групповых и личных интересов с целями и задачами организации).
Таким образом, социальная инженерия - это специфическая отрасль прикладной социологии, представляющая совокупность прикладных социальных методов и практической деятельности, связанной с использованием знаний, полученных в общей социологической теории, прикладных исследованиях, а также в практике производственной и иной деятельности, для решения повседневных и перспективных задач совершенствования управления.
Клинический подход в прикладной социологии заключается в качественном анализе изучаемых социальных процессов и явлений на основе сбора, анализа и обобщения всех - прямых и косвенных - доступных фактов о данном объекте. Клинические социологи часто применяют те же методы и знания, что и социоинженеры. Главное различие между ними - в степени оказываемого ими воздействия на изучаемый объект. Задача клинического социолога - установить диагноз, предложить альтернативу, проинформировать руководство организации (предприятия, фирмы, банка и т.п.) и наметить терапевтические меры по повышению качества и эффективности ее деятельности.
Как пишет А.И. Кравченко, «клиницист интересуется глубоко скрытой от нас сущностью явлений, вскрывает латентные переменные и выясняет отклонения (патологию) реальных процессов. Он подходит к любому клиенту, а им может быть бездомный или безработный, максимально серьезно и индивидуально. Неторопливое углубленное интервью с человеком заставляет клинициста в интерпретации данных избегать стереотипов здравого смысла, суждений "на скорую руку"».
Например,
социоинженер предлагает новую форму
групповой работы на конвейере, а клинический
социолог консультирует администрацию
компании "Панасоник" по совершенствованию
организации труда на ее предприятиях.
Клинический социолог чаще всего использует
в своей работе глубинное интервью и нестандартные
методы анализа, что дает ему возможность
улавливать не только особенности и характерные
черты изучаемых социальных объектов,
но и тенденции их возможных изменений,
учитывать их в рекомендациях по совершенствованию
деятельности изучаемых организаций.
Какие же функции выполняет прикладная социология?
Первая из функций прикладной социологии - познавательная. Она выражается в том, что прикладная социология наряду с общей социологией помогает обществу глубже понять сущность социальных процессов и явлений, раскрыть динамику, тенденции и перспективы их развития.
Вторая функция прикладной социологии - информационная, заключается в том, что она на основе познания социальных процессов и явлений предоставляет в распоряжение общества, его обучающих и управляющих структур, предпринимательских, коммерческих и иных организаций информацию об интересующих их социальных объектах, особенностях их изменения и развития в современном обществе. Эта функция позволяет прикладной социологии стать важным фактором информатизации социологического пространства, в рамках которого происходят все явления и процессы общественной жизни.
Третья функция прикладной социологии - диагностическая, выражающаяся в том, что она позволяет установить и изучить признаки, характеризующие состояние изучаемых социальных объектов, в том числе признаки социальной напряженности, экстремальных ситуаций, конфликтов, а это содействует своевременному принятию необходимых управленческих решений, способствующих поддержанию социальной системы в динамичном и устойчивом состоянии.
Прикладная социология выполняет и четвертую функцию - созидательно преобразующую, инновационную, воплощающуюся в активном воздействии на социальные процессы и явления, их прогнозировании и проектировании в целях создания более благополучных условий для развития социальных объектов и систем.
Наконец, пятая функция прикладной социологии заключается в том, что она способна выполнять технологизацию социального пространства, т.е. разрабатывать и применять в практике управления социальные технологии, методы выявления и использования скрытых резервов и потенциалов социальной системы, помогать управляющим структурам получать оптимальные социальные результаты при наименьших материальных и организационных издержках.
Органичное взаимодействие и взаимодополнение этих функций превращает прикладную социологию в эффективно действующий рычаг совершенствования управления социальными процессами и явлениями, в мощное средство оптимизации развития и функционирования социальных объектов и систем.
Глава 2. Применение
прикладной социологии
2.1
Прикладная социология и менеджмент
Прикладная социология на службе у бизнеса -- не только настоящее, в котором приходится жить нынешнему поколению отечественных социологов. Это еще и общемировой путь развития науки, на который давно и прочно вступили передовые страны. Это путь служения не абстрактным идеалам туманного будущего, а вполне прозаическим потребностям тех, кто управляет поведением многомиллионной массы людей.
Одним словом, миссия прикладной социологии - обслуживать интересы и потребности менеджмента. Если говорить по правде, то в этом ничего нового нет. Сотни и тысячи заводских социологов в стране - с разной степенью успешности - многие десятилетия занимались сервисными разработками. По всей видимости, такая тенденция, даже если она на время замедляется, в будущем должна усилиться, стать наконец-то профессиональным занятием людей, специально для этого подготовленных. Время диктует свое, «Гуманитарные прикладные исследования должны стать сервисным элементом управленческой практики», -- так считают лидеры игротехнического движения в своем программном первом номере журнала «Вопросы методологии».
Итак,
прикладная социология и менеджмент связаны
между собой родственными узами. Они органические
части одного целого. Их союз естествен,
как естественно их тяготение друг к другу.
Прикладная социология на Западе возникла,
оформилась и развивается сейчас в тесной
связи с потребностями менеджмента и предпринимательства.
Наука впитывает культурные ценности
своего заказчика, приспосабливается
к его интересам, целям, задачам, обогащая
его научными идеями и открытиями, практическими
рекомендациями и методами. Обучение социологов-прикладников
основам менеджмента сегодня так же необходимо,
как обучение руководителей-практиков
основам социологического знания.
2.2
Разница между прикладным и академическим
исследованием.
Основное отличие прикладной социологии от академической заключается не в используемых каких-то специальных методах (методы те же), не в особых процедурах (процедуры в принципе ничем не отличаются), не в теоретических моделях (они разнообразны в обоих случаях). Основное различие заключается в том, что прикладная социология имеет исключительную практическую ориентацию. А это значит, что результаты кем-то используются в социальной практике.
У академической и прикладной науки различные методы и предмет исследования, различные подходы и угол зрения на социальную действительность. Прикладная наука отличается от фундаментальной (а в нее необходимо включать теоретическое и эмпирическое знание) практической направленностью. Фундаментальная наука занимается исключительно приращением нового знания, прикладная - исключительно приложением апробированного знания. Добывание нового знания -- это авангард или периферия науки, апробация нового знания - это его обоснование и проверка, превращение текущих исследований в «твердое ядро» науки, приложение - это деятельность по применению знаний «твердого ядра» к практическим проблемам. Как правило, «твердое ядро» науки отображается в учебниках, учебных пособиях, методических разработках и всевозможных руководствах.
Прикладные
эмпирические исследования можно отличить
от неприкладных эмпирических (академических)
исследований, прежде всего по названию.
Первые всегда очень конкретны и связаны
с решением локальных проблем в условиях
ограниченных пространственно-временных
параметров. Вторые (академические эмпирические
исследования) не имеют таких жестких
ограничений. Сравним для примера две
темы исследований: «Социальные проблемы
реальной и потенциальной текучести кадров
в ОАО "Уралмаш"» и «Социальные проблемы
текучести кадров в современной промышленности».
Нетрудно обнаружить, что первая является
темой прикладного исследования, вторая
-- академического. Или еще один пример
двух взятых для сравнения тем: «Развитие
дополнительного образования как направление
социальной политики» и «Формы развития
дополнительного образования в г. Красноуфимске
Свердловской области». Понятно, что первая
тема относится к проблематике академической
социологии, вторая - к прикладной.
2.3
Положение социолога-прикладника
Большинство потребителей, оказавшись в организации в качестве ее сотрудников, являются исполнителями. Исполнитель - категория менеджмента. Она описывает всех тех, кто не издает, а выполняет приказы. Социолог-прикладник всегда выступает в роли исполнителя, а менеджеры или администраторы - в роли заказчика, а позже и потребителя научной продукции. Социолог производит то, что потребляет менеджер. Получив заказ, социолог становится заинтересованным партнером администрации - тех высших лиц в компании, которые определяют ее цели и политику. Рабочие, которых изучает социолог, называются на научном языке респондентами. Но они, как правило, не являются партнерами социолога. Он действует по заказу администрации и заинтересован в сотрудничестве с ней, а не с рабочими. Последние часто воспринимают социолога как «агента» администрации. Ситуация несколько меняется, когда социолог проводит исследование по заказу профсоюзов.
Такова сложная мозаика ролей и отношений, в которые вступает социолог-прикладник. Она еще более усложняется, когда мы принимаем во внимание положение прикладника в системе научного знания и научного сообщества. Академический социолог и прикладной социолог - две совершенно различные по статусу, вознаграждению, месту в обществе, приемам работы и оценке достижений фигуры. Первый - творец фундаментальной науки, свободный в выборе темы исследователь и преподаватель. Второй - создатель прикладных разработок, имеющих сиюминутную ценность, зависящий в тематике от вкусов и интересов заказчика наемный работник. Первый волен распоряжаться результатами своего исследования как хочет, второй не имеет права так поступать, ибо результаты его работы - собственность компании. У первого выше авторитет и престиж, но ниже зарплата, у второго ниже престиж, но выше зарплата. У первого гарантированная работа, у второго никаких гарантий занятости нет.
Прикладники гораздо более «всеядны», нежели академические социологи. Они не брезгуют применять методы, казалось бы, далекие от социологии: системный и стоимостной анализ, психологические тесты или социометрию. В сфере промышленности, например, прикладник изучает, каковы цели организации, при помощи каких критериев можно измерить или оценить то, насколько они выполняются, каким образом подобные критерии соотносятся с данными, собранными в выборочном обследовании, какие практические мероприятия необходимы для совершенствования и улучшения дел в организации.
Из отношений «заказчик - наемный работник» вытекают некоторые особенности прикладного социологического исследования. Они связаны не только с оплатой труда, жесткими договорными принципами, но и с интеллектуальной собственностью заказчика на результаты труда социолога. Последний, проводя прикладные исследования, часто лишается права публиковать в той или иной форме, полностью либо частично их результаты, не получив на то специального разрешения заказчика.
Из сказанного становится понятно, что положение прикладника-социолога весьма непростое. Он во многом зависит от работодателя, своего непосредственного заказчика - не только в финансовом, но и в содержательно-творческом отношении. По существу речь идет о потере значительной степени свободы в проявлениях своей социологической независимости и самостоятельности. Зато может быть достигнут - в случае хорошего заказа и его качественного выполнения - большой материально-финансовый эффект. Заработки прикладников-социологов, как правило, значительно превышают заработную плату академических социологов. Таким образом, проигрыш в свободе творчества, возможности публиковать результаты эмпирических исследований оборачивается финансовыми приобретениями.
Информация о работе Прикладная социология как часть социологического знания