Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 14:26, реферат
Данная тема является особенно актуальной в наше время, так как в современном мире многие субкультуры развились в крупнейшие образования, отлично видные обывательскому взгляду и заметно влияющие на человеческий социум. Субкультура — это свод накопленных определенным мировоззрением ценностей и порядков группы людей, объединённых специфическими интересами, определяющими их мировоззрение. Субкультура — суверенное целостное образование, часть общественной культуры.
Введение…………………………………………………………………………3
Функции субкультуры………………………………….....................................5
Признаки субкультуры…………………………………………………………7
Заключение……………………………………………………………………..15
Список литературы……………………………………………………………..16
Содержание
Введение…………………………………………………………
Функции субкультуры…………………………………......
Признаки субкультуры…………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение.
Сравнительно недавно мировая культурология обратила внимание на феномен субкультуры, на его роль в исторической динамике. В его трактовке возникли новые позиции, более того сама тема перестала восприниматься как периферийная, частная, затрагивающая боковые сюжеты общекультурного потока. К обсуждению проблемы подключились не только и культурологи, но и культурофилософы. Многие исследователи пришли к убеждению, что решение данной проблемы позволяет, наконец, приблизиться к постижению самой культуры как специфического явления, к распознанию механизмов её обновления и преображения. Отсюда своеобразный исследовательский бум, первые признаки которого обнаруживаются уже в конце 60-х годов.
Данная тема является особенно актуальной в наше время, так как в современном мире многие субкультуры развились в крупнейшие образования, отлично видные обывательскому взгляду и заметно влияющие на человеческий социум.
Субкультура — это свод накопленных определенным мировоззрением ценностей и порядков группы людей, объединённых специфическими интересами, определяющими их мировоззрение. Субкультура — суверенное целостное образование, часть общественной культуры.
Теория субкультур – одно из средств описания явлений культурной дифференциации современного общества. Впрочем, известны и другие термины для обозначения той же реальности, например: контркультура, общественные движения, неформалы, локальные сети, социальные страты, жизненные стили и проч. Каждое из таких определений предполагает акцент на одной из сторон изучаемого явления: символике, атрибутике, идеологии (теория жизненных стилей), внутренней структуре сообществ и типах межличностных связей (теория и метод социальных сетей), места в иерархической структуре социума (теория социальной стратификации), социальной активности и воздействия на эту структуру (теория общественных движений, контркультуры и т.п.). При этом очевидна прикладная ориентация многих из этих теорий. Поэтому необходимо дать такое определение, которое бы охватывало все перечисленные аспекты.
Функции субкультуры.
1. Социализация. Субкультуры необходимы для социализации личности — это самая главная роль субкультуры в нашем обществе. У поклонников музыки, спорта появляется желание общаться друг с другом, вести переписку, встречаться и дружить. Возможно, такие знакомства продлятся не очень долго, но это будет хорошим опытом общения, пусть даже временами поверхностным и конфликтным. И например, глядя на плакат кумира, девочка впервые ощущает себя девушкой — тем самым осваивая новую социальную роль.
2. Восстановление сил, снятие напряжения. Мы все живем в мире, где каждая минута на счету. В этом ритме приходится жить даже маленьким детям, тем более — подросткам. А вечная спешка, перенапряжение и попытка успеть буквально все чреваты нервным истощением. За работой или учебой обязательно должен следовать отдых. И очень важно, чтобы свободное времяпровождение было не только полезным (как хотят взрослые), но и приятным. Подросток, например в рок-клубе, отдыхает от проблем, накопившихся за день в школе и просто с интересом проводит время. И этот отдых — хорошая альтернатива «отдыху» другому — с сигаретой и пивом у подъезда.
3. Компенсация. Взрослеющий ребенок иногда выбирает себе в кумиры человека с качествами, которых нет у него самого: сильного, уверенного, общительного, тем самым компенсируя свои «слабые места». И постепенно сам становится смелее, активнее, увереннее в себе. Рассмотрим это на примере рок-лирики. Порой недобрые тексты — это те же детские страшилки, вроде «черной руки», «красной комнаты» и «маленького мальчика» (нашедшего пулемет). Вот только детки растут — и приколы меняются. Лет с 10—12 подросток вполне понимает, что музыкант не призывает к войнам, насилию, агрессии - это метафоры, сарказм, а порой, увы, отражение суровой реальности. У рока большинство текстов до сих пор социально окрашенные. В них отражаются зло и несправедливость, которые так видны честному взгляду подростка. И подростку становится легче, когда об этом знает — и поет! — кто-то еще. В этих песнях он черпает силы, чтобы идти вперед, развиваться, даже когда очень трудно.
4. Стимулирование творчества. Подросток, вдохновленный песней, сам начинает писать музыку, стихи, заниматься спортом или задумываться о своем месте на земле, искать смысл жизни. И даже если ребенок творит на любительском уровне, все равно умение мыслить креативно и добиваться хоть небольших, но успехов, пригодится в будущем. Подросток учится не просто создавать рисунки или рассказы, но начинает относиться к жизни, как к творчеству, находить в каждом дне что-то интересное. Многим подросткам новые увлечения добавляют друзей — и вместе они совершают новые открытия. В классе их начинают уважать, и даже появляется стимул учиться. Сначала, просто чтобы доказать окружающим: и мы, неформалы, кое на что способны. А потом желание учиться и совершенствоваться может закрепиться и остаться на всю жизнь. Поддерживайте эти творческие порывы в своем взрослеющем ребенке — и этим вы не только снизите стресс, но и поможете подростку самореализоваться и, возможно, найти профессию по душе.
При этом среди родителей, психологов и учителей бытует мнение, что неформалами становятся обязательно из-за внутренних конфликтов, но это не всегда так. И если взрослые не будут придумывать то, чего нет на самом деле, то и их взрослеющим детям, и им самим жить будет легче.
Принадлежать к какой-нибудь субкультуре для подростков - это естественно, как дышать. Это не каприз, это не назло взрослым. Это потребность - как в пище и воде. Просто пришел час искать себя, прошлые вещи, убеждения и игры стали малы, подросток перерос их, как детскую курточку. Теперь все - новое. От этого становится страшно и весело одновременно. Музыка, спорт, ролевые игры, тусовки и клубы - это та духовная пища, те «витамины», которые помогают развиваться и крепнуть новой личности подростка.
Признаки субкультуры.
Ценностные ориентации носителей
той или иной субкультуры определяются
ценностями и социальной практикой
общества, интерпретированными и
трансформированными в
Речь идет не только о
фундаментальных, но и о значительно
более простых ценностях. Например,
есть общепризнанные духовные ценности,
но есть и такие, которые одни считают
ценностями, а для других они таковыми
не являются. Бывает, что то, что значимо
для детей, подростков, юношей, взрослыми
оценивается как «безделица» (например,
увлечение музыкой, техникой или
спортом). Другой пример. Интересы современных
ребят, как известно, многообразны и
дифференцированы. Нередко они тщательно
оберегают их от внимания и влияния
взрослых. Эти интересы для них -
те ценности, которыми они обмениваются.
И именно эти ценности становятся
основой возникновения
В номинальных, а чаще в
реальных группах носителей субкультуры
важную роль играет совокупность разделяемых
ими предрассудков, которые могут
быть как довольно безобидными, так
и явно антисоциальными (например, расизм
у бритоголовых-скинхедов). Предрассудки,
с одной стороны, отражают присущие
субкультуре ценностные ориентации,
а с другой - сами могут рассматриваться
как разновидность
Нормы поведения, взаимодействия и взаимоотношений, присущие субкультурам, существенно различаются по содержанию, сферам и мере их регулятивного влияния.Нормы в просоциальных субкультурах содержательно в основном не противоречат общественным нормам, а дополняют и (или) трансформируют их, отражая специфические условия жизни и ценностные ориентации носителей субкультуры. В антисоциальных субкультурах нормы прямо противопоставлены общественным. В асоциальных в зависимости от условий жизни и ценностных ориентации их носителей присутствуют более или менее трансформированные общественные и частично антиобщественные, а также нормы, специфические для конкретной субкультуры (например, специфические нормы во взаимодействии со «своими» и «чужими»).
В антисоциальных, как правило, довольно закрытых субкультурах нормативная регуляция - жесткая и охватывает практически всю жизнь ребят. Во многих асоциальных субкультурах и в ряде просоциальных регуляция может охватывать лишь те сферы жизни, которые конституируют данную субкультуру (увлечение музыкальным стилем и т.п.), а мера императивности регуляции зависит от степени обособленности групп ее носителей.
В контактных субкультурных группах существует более или менее жесткая статусная структура. Статус в данном случае - положение человека в системе межличностных отношений той или иной группы, обусловленное его достижениями в значимой для нее жизнедеятельности, репутацией, авторитетом, престижем, влиянием.
Степень жесткости статусной структуры в группах связана с характером субкультуры, присущими ее носителям ценностными ориентациями и нормами. В закрытых субкультурах статусная структура приобретает крайнюю степень жесткости, определяя не только положение в ней ребят, но во многом их жизнь и судьбу в целом.
Имеющие антисоциальную направленность неформальные группы создают для своих членов лишь иллюзию добровольности и свободы. На самом деле ими обычно руководят лидеры ярко выраженного автократического склада, стремящиеся подавить всех остальных членов. Такая группа своими нормами, содержанием жизнедеятельности и стилем взаимоотношений превращает своих членов в абсолютных марионеток, лишая их права на выбор, на инакомыслие и «инакоделание», а нередко и права выхода из группы.
Предпочитаемые носителями субкультуры источники информации обычно имеют по своей значимости такую иерархию: каналы межличностной коммуникации; газеты, журналы, передачи радио, TV, сайты («страницы») в Internet'e, рассчитанные на носителей данной субкультуры; преимущественно определенные программы или передачи радио и телевидения, конкретные рубрики газет и журналов. Информация, получаемая из этих источников, отобранная, трансформированная и воспринятая в соответствии с характерными для субкультуры ценностными ориентациями, определяет во многом содержание общения ее носителей.
Эстетические пристрастия. В каждой субкультуре можно обнаружить более или менее ярко выраженные общие для ее носителей увлечения, вкусы, способы свободного времяпрепровождения, которые определяются их возрастными и социокультурными особенностями, условиями их жизни и имеющимися у них возможностями, а также модой.
Мода легко распространяется от одной социальной группы к другой, претерпевая при этом более или менее значительные трансформации, которые зависят от характера той среды, в которой мода функционирует (половозрастного и социокультурного состава, ценностных ориентации, условий жизни и пр.). В связи с этим можно говорить об особенностях моды тех или иных субкультур.
Следование моде - важнейший конституирующий признак подростково-юношеских субкультур. Наиболее явно это проявляется в костюме, оформлении внешности (прическа, макияж, татуировка, пирсинг и т.п.), танцах, манере поведения, речи, музыкальных и иных эстетических пристрастиях, бытовых изделиях.
Так, например, мода в одежде и в оформлении внешности в общих чертах имеет, условно говоря, всеобщий характер. Но в подростково-юношеской субкультуре принято следовать ей особенно скрупулезно. Она имеет почти равную значимость для обоих полов. В то же время мода может более или менее трансформироваться в зависимости от возраста, социально-культурной принадлежности подростков и юношей, а также иметь некоторые региональные различия. Кроме того, в автономных подростково-юношеских субкультурах - панки, металлисты, хиппи и др. - мода в одежде и в оформлении внешности довольно существенно (у металлистов), а порой и кардинально (у хиппи) отличается от общепринятой.
Мода определяет и другую характерную черту подростково-юношеской субкультуры - музыкальные пристрастия. Увлечения теми или иными направлениями или группами имеют возрастные, социально-культурные, групповые и региональные особенности. Одно из условий престижа в обществе сверстников - компетентность в современной музыке (знание музыкальных групп, их солистов и лидеров, их биографии и дискографии), обладание современной аппаратурой и музыкальными записями.
Одним из наиболее очевидных признаков субкультуры является жаргон - своеобразный диалект, отличающий ее носителей.
Жаргон - явление многослойное, включающее в себя ряд групп слов и выражений. Так, в подростково-юношеском жаргоне можно выделить четыре группы. Первая - общеупотребительные слова и выражения, получившие в жаргоне иное содержательное значение (капуста, зелень - доллары, предки, шнурки - родители, упакован выше крыши - очень модно одет). Вторая - общеупотребительные слова и выражения, которым в жаргоне придается многозначная экспрессивная окраска, что позволяет употреблять их в значительно большем количестве случаев, чем это принято речевыми нормами (железно, крутой). Третья - слова, бытующие только в жаргоне (баксы, салага, клевый, прикид - одежда, англицизмы, слова из блатной лексики). Четвертая - слова и выражения, употребляемые лишь в отдельных регионах, в том числе и имеющие корни в областных диалектах.
В каждой субкультуре рождается и бытует свой фольклор - комплекс словесных, музыкальных, игровых, изобразительных видов творчества.
Словесный вид творчества включает в себя различные предания из истории сообщества носителей субкультуры, о жизни и «деяниях» ее легендарных представителей, специфические по содержанию, стихотворные и прозаические произведения, анекдоты, а в детской субкультуре - считалки, дразнилки, страшилки и пр.