Признаки субкультуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 14:26, реферат

Описание

Данная тема является особенно актуальной в наше время, так как в современном мире многие субкультуры развились в крупнейшие образования, отлично видные обывательскому взгляду и заметно влияющие на человеческий социум. Субкультура — это свод накопленных определенным мировоззрением ценностей и порядков группы людей, объединённых специфическими интересами, определяющими их мировоззрение. Субкультура — суверенное целостное образование, часть общественной культуры.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Функции субкультуры………………………………….....................................5
Признаки субкультуры…………………………………………………………7
Заключение……………………………………………………………………..15
Список литературы……………………………………………………………..16

Работа состоит из  1 файл

соц.педагог.docx

— 29.69 Кб (Скачать документ)

  Музыкальный фольклор - это, как правило, песни, выражающие определенное мировосприятие и отношение к окружающему, чувства и стремления, особенности стиля жизни и мышления, отражающие и пропагандирующие ценности и нормы субкультуры, рассказывающие о каких-либо реальных или мифических событиях в жизни ее носителей.

   Игры могут быть как созданные в рамках субкультуры (интеллектуальные, карточные - в девиантных, подвижные - в детской и т. д.), так и общеизвестные (нередко в той или иной мере модифицированные), которые стали значимыми как признак принадлежности играющих к той или иной субкультуре.

   Среди изобразительных видов фольклорного творчества следует выделить граффити. Термин «граффити» происходит от итальянского «graffito» и означает «проводить линии», «писать каракулями», «выцарапывать». Он обозначает всякую неразрешенную надпись, знак, сделанные любым способом (мелом, ручками и карандашами, маркерами, краской, выцарапанные или выбитые) на объектах общественной и частной собственности (на стенах домов, заборах, скамейках, в транспорте, в туалетах, лифтах, на лестницах, на партах и столах и даже на памятниках культуры). Граффити содержат разнообразные сообщения, ругательства, изречения, рисунки, символы. Граффити - средство утверждения групповой идентичности носителей субкультуры (написание имен рок-идолов, названий спорткоманд и т.д.), протест против социальных и культурных норм (изображение табуируемых слов и символов, соответствующие сентенции и призывы и т.д.), отражение злобных реакций на конкретных людей и этнические группы (А.А. Скороходова). Существует особая субкультура немногочисленных «граффитчиков», в которой разрисовка стен является конституирующей деятельностью.

   Субкультура и стихийная социализация. Субкультуры играют огромную роль в социализации уже потому, что они представляют собой специфический способ дифференциации развитых национальных культур, их влияния на те или иные общности, а также маркирования (обозначения) социальной и возрастной структуры общества.

   Влияние субкультуры на социализацию детей и особенно подростков и юношей очень сильно, что позволяет рассматривать его как специфический механизм социализации, который условно можно назвать стилизованным механизмом.

Влияние субкультуры наиболее явно прослеживается в ряде аспектов.

В первую очередь, имея более  или менее явные особенности, ценностные ориентации субкультуры  влияют на отношения ее носителей  к миру и с миром, на их самоосознание  и самоопределение, на выбор сфер и предпочитаемых способов самореализации и т.п.

    Как уже отмечалось, один из конституирующих признаков подростково-юношеской субкультуры - следование моде. Так, одеваясь в соответствии с последними веяниями моды, подростки и юноши осознанно или неосознанно решают несколько задач. Во-первых, выделиться по сравнению со взрослыми. Во-вторых, следование моде в одежде для молодежи - способ ощутить свою принадлежность к обществу сверстников, к его субкультуре, утвердить свою «похожесть на всех». В-третьих, стремление выделиться среди сверстников, утвердить свою «непохожесть на всех». Достичь этого обычно проще вместе со своей приятельской или дружеской группой.

    Значительное влияние на социализацию оказывает жаргон. Это связано с его специфической функцией: как бы заново открывая мир и себя в нем, подростки и юноши стремятся обозначить свои уникальные, с их точки зрения, открытия по-своему, не так, как это принято (этому и служат жаргонные слова и выражения). Кроме того, с помощью жаргонных слов и выражений подростки и юноши пытаются компенсировать эмоциональную и «словарную» невозможность выразить свои переживания и чувства. Жаргонные слова и выражения оказывают «прямо организующее влияние на всю речь, на стиль, на построение образов» (М. Бахтин) у носителей субкультуры.

   Субкультурное влияние на социализацию подростков и юношей идет также и через те музыкальные пристрастия, которые им свойственны. В частности, благодаря своей экспрессивности, связи с движениями и ритмом музыка позволяет молодым людям пережить, выразить, оформить свои эмоции, смутные чувства и ощущения, которые невозможно передать словами, что так необходимо в этом возрасте, когда сфера интимного огромна и очень слабо осознаваема конкретно.

   Увлечение тем или иным музыкальным стилем связано обычно с вхождением в определенную группу сверстников и порой диктует соблюдение определенных ритуалов, поддержание соответствующего имиджа в одежде и поведении и даже взглядах на жизнь. Это хорошо видно на примере «металлистов». Кроме специфического внешнего вида и жаргона, им присущ и своеобразный субъективный мир - конкретный, «приземленный», в нем нет места сомнению, рефлексии, чувству вины и т.д. «Абстрактные понятия» и рассуждения здесь не приветствуются. Межличностным контактам присущи прямота, открытость, простота, широкое использование кличек вместо имен (Т.Ю. Борисов, Л.А. Радзиховский).

   Субкультура влияет на детей, подростков, юношей постольку и в такой мере, поскольку и в какой мере группы сверстников, которые являются ее носителями, референтны (значимы) для них. Чем больше подросток, юноша соотносят свои нормы с нормами референтной группы, тем эффективнее влияет на них возрастная субкультура.

В целом субкультура, будучи объектом идентификации человека, является одним из способов его обособления  в обществе, т.е. становится одной  из ступеней автономизации личности, что и определяет ее влияние на самосознание личности, ее самоуважение и самопринятие. Все это говорит о важной роли стилизованного механизма социализации детей, подростков, юношей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

   В данной работе были выделены 4 функции субкультуры.

  Также было охарактеризовано составляющие и признаки субкультуры, которыми являются знание; ценности; стиль и образ жизни; социальные институты как системы норм; процедурное знание (навыки, умения, способы осуществления, методы); потребности и склонности.

Эта тема обширна и многогранна. Она жизненна и наблюдается каждый день. Субкультуры не стоят на месте, они развиваются и изменяются. Они все шире охватывают человечество, и утверждение, что каждый человек хоть «немного» принадлежит к какой-либо субкультуре, уже не кажется такой абсурдной, как, скажем, 100 лет назад. Субкультуры приносят в нашу жизнь новые идеи и ценности, и я считаю, что это без преувеличения один из движущих факторов культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы.

1. Бельский В.Ю., Беляев  А.А. "Социология", М., "ИНФРА  - М", 2005. – 399 с.

2. Ерасов Б. С. Социальная  культурология: Пособие для студентов  высших учебных заведений. —  М., 1996. — 591 с.

3. Ионин Л.Г. Социология  культуры: Учебное пособие. —  М., 1996. — 280 с.

4. Савельев Ю.Б. Взаимодействия  субкультур как фактор социокультурного  развития: Автореф. дис. ... канд. филос.  наук. 09.00.03.— Киев, 1997. — 26 с.

5.Слюсаревский Н.Н. Субкультура  как объект исследования. – www.countries.ru/library

6. Соколов Э. В. Понятие,  сущность и основные функции  культуры: Учеб. пособие. - Ленинград, 1989. — 83 с.

7. Степин В. С. Культура // Вопросы философии. - 1999. - №8. - С.61 - 71.

8. Шилова А. Н. Социология  отклоняющегося поведения// Социологические  исследования. — 1994. — №8. — С.68 — 72.

 

 

 


Информация о работе Признаки субкультуры