Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 18:03, контрольная работа
Каждый человек тысячами нитей, видимых и невидимых, связан с внешней средой, с обществом вне которого он не может сформироваться как личность.
Именно это взаимодействие индивида и общества рассматривает социология.
А отношение «общество-личность» - базовое социологическое отношение.
Ведение
1. Понятие «личность». Особенности социологического изучения личности
2. Взаимоотношение личности и общества
Заключение
Практическое задание
Список используемой литературы
Министерство образования и науки
ФГБОУ ВПО Уральский государственный экономический университет
Центр дистанционного образования
Контрольная работа
по дисциплине: Социология
по теме «Проблема личности в социологии»
Екатеринбург
2011
Ведение
1. Понятие «личность». Особенности социологического изучения личности
2. Взаимоотношение личности и общества
Заключение
Практическое задание
Список используемой литературы
Введение
С Древних времен проблема личности занимает умы представителей разных наук. Накоплен огромный теоретический и эмпирический материал, но и сегодня эта проблема остается сложной и непознанной. Ведь не зря говорят, что человек вмещает в себя целый мир.
Рассматривая проблему человека, социология взаимодействует, прежде всего, c другими общественными и гуманитарными науками, особенно тесно с социальной философией, антропологией, социальной и общей психологией, педагогикой, политологией, правоведением, а также историей и экономической наукой. Проблема человека – это одно из главных звеньев, соединяющих социологию с другими отраслями научных знаний.
Каждый человек тысячами нитей, видимых и невидимых, связан с внешней средой, с обществом вне которого он не может сформироваться как личность.
Именно это взаимодействие индивида и общества рассматривает социология.
А отношение «общество-личность» - базовое социологическое отношение.
1.Понятие «личность».
Особенности социологического изучения личности.
Понятие «личность» имеет латинское происхождение и означает маску, маскирующую человеческое «Я», роль, данную индивиду обществом.
Наверное, ни одно из понятий общественных наук не является столь многозначным, неопределенным и дискуссионным, как понятия «человек» и «личность». В обыденном сознании они часто отождествляются. Однако в научных целях желательно различать такие понятия, как «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность».
Понятие «человек» целесообразно использовать как родовую характеристику, т. е. как принадлежность к человеческому роду, как биосоциокультурную категорию.
Когда речь идет об одном, конкретном человеке используют понятие «индивид». Понятие «индивидуальность» применяется для выражения неповторимости, уникальности конкретной личности.
Понятие «личность» раскрывает социальную характеристику человека, т. е. те его стороны деятельности и поведения, которые связаны с его участием в жизни общества, социальных групп. «Личность — это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной деятельности и общения».
В современной социологии существуют два подхода к рассмотрению понятия «личность». Первый — когда под личностями подразумеваются лишь те люди, которые обладают определенными (как правило, положительными) качествами, отличающими их от других индивидов. В соответствии с другим подходом — каждый человек является личностью и отличается от других своими неповторимыми особенностями, как биосоциокультурное существо. Попросту говоря, тем, кто он есть.
Учитывая конкретно-научные данные о человеке, которыми располагают современные науки, можно выделить три неразрывно взаимосвязанных и взаимообусловленных уровня личности:
биологический, представленный определенными генетически детерминированными, психофизиологическими задатками: естественными потребностями, предрасположенностью к определенным видам деятельности и поведения, к развитию интеллекта, мышления, речи и т. д.;
духовный, выступающий как внутренняя субъективная реальность, идеальный мир человека, его «Я». Чаще этот уровень определяют как психологический. Однако человеческая психика и духовность — это разнопорядковые понятия. Духовность формируется как результат взаимодействия психофизиологических и социокультурных компонентов;
социальный, собственно личностный, включает те свойства личности, которые вырабатываются в процессе ее участия в жизни общества, социальных групп; ценностные ориентации, совокупность социальных знаний, умений, навыков, привычек и т. д., необходимых для выполнения многочисленных социальных ролей.
Любое умаление роли одного из личностных уровней может привести к серьезному искажению, ущербности, неполноте анализа личности. Однако ядром личности все же является духовный уровень, т. к. духовность наиболее полно выражает человеческую сущность. Личность — это, прежде всего, человек. Кроме того, духовность обладает огромной властью над личностью. Духовно завоеванный человек приобретает самого мощного повелителя — свой собственный дух. Таким образом, духовность является основным рычагом саморазвития или саморазрушения личности.
Личность, следовательно, предстает как структурная целостность психобиологических, духовных и социальных компонентов. А вся совокупность свойств, обусловленных этими тремя вышеуказанными уровнями человеческой личности, возникающих и функционирующих в процессе ее разнообразной жизнедеятельности, под влиянием тех социальных групп, в которые она входит, составляет структуру личности.
В качестве элементов социальной структуры личности можно выделить следующие:
деятельность как способ существования личности;
способности и детерминированные обществом социальные потребности;
духовный мир человека, как совокупность научных, эстетических, нравственных, религиозных, обыденно-практических и др. знаний;
нравственных ценностей, идеалов, верований, интересов и т. д.; всех рациональных и эмоциональных сторон человеческой жизни, осознаваемых и смутно ощущаемых ее граней, а также многие другие аспекты, состояния духовной жизни человека;
нравственные нормы, принципы, убеждения, установки, которыми руководствуется личность в своей жизнедеятельности;
навыки, умения.
Личностью не рождаются, а становятся. На формирование личности оказывают влияние такие факторы, как психобиологическая наследственность, физическое окружение, культура, групповой и личный опыт.
Психобиологическое наследие — это своеобразный сырой материал, который путем социализации превращается в человека, индивида, личность.
Биологический фактор является и ограничителем для личности, и вместе с тем, именно благодаря нему, из личности создается неповторимая, уникальная индивидуальность. Физическое окружение (климат, географические особенности, природные ресурсы) оказывает преимущественно влияние на формирование типов личностей, а не отдельной личности. Культура (в широком смысле слова) оказывает самое непосредственное и глубокое влияние на формирование и развитие, главным образом, духовного мира личности, а также его различных социальных качеств. Групповой и индивидуальный опыт помогают формированию у личности своего «Я — образа» на основании восприятия того, как ее оценивают другие окружающие люди. Именно на базе группового, прежде всего, опыта происходит социализация личности. Если групповой опыт может быть сходен у различных личностей, то индивидуальный опыт всегда уникален и неповторим.
Говоря о формировании личности, особо следует остановиться на социальной потребности быть личностью, лежащей в основе всего процесса ее становления. Именно эта потребность обеспечивает активность включения человека в общество, социальные группы. Данная потребность существует наравне с совокупностью жизненных потребностей индивида в пище, воде, сне, активности, самосохранении.
Суть потребности быть личностью заключается в том, чтобы производить своей деятельностью значимые изменения в делах, мыслях, чувствах и т. п. других людей, быть продолженным в других людях, жить в них, т. е. выступать для них личностью. Эта потребность связана с всеобще-родовой способностью человека, благодаря индивидуальной и совместной деятельности, воплощаться в вещах, духовных ценностях, всей общественной жизни. Реализация потребности быть личностью предполагает душевное богатство и деятельность по его объективации, «овеществлению» (делание добра, оказание помощи, совместная работа и т. д.).
Эта продолженность человека в человеке, его «отраженная субъективность» — такой же объективный факт, как и его реальное присутствие.
Насильственная «трансляция» своей личности путем пропаганды, примера и т. п., не отвечающая интересам, идеалам, ценностям, волнующим проблемам другого человека, будет поверхностной и недолговечной (хотя может быть и продолжительной).
Преобразовывая других людей, человек и сам меняется, вносит «вклад в себя». Реализация потребности быть личностью представляет собой круговой процесс: обретая свою жизнь в других, человек становится шире, богаче духовно и душевно, а его потребность персонализации в других людях, в свою очередь, приобретает дополнительный импульс. Таким образом, потребность быть личностью можно сравнить с извечным стремлением человечества к бессмертию.
Для характеристики процесса становления и формирования личности в социологии используется понятие «социализация». Социализация представляет собой двуединый процесс. С одной стороны, он включает в себя усвоение индивидом определенной системы знаний, ценностей, норм, социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей и в результате воздействия на него общества и его структур. С другой стороны, процесс социализации предполагает активное воспроизводство системы социальных связей индивидом через его активное включение в социальную жизнь посредством деятельности. По сути дела, социализация личности предполагает характеристику того, как социальная среда воздействует на человека, и как личность воздействует на среду и себя с помощью деятельности.
Процесс социализации охватывает собой три сферы, в которых осуществляется, главным образом, становление личности: деятельность, общение, самосознание. Именно эти три сферы, взятые в целом, создают для индивида «расширяющуюся действительность», в которой он действует, общается, познает окружающий мир, вносит в него свой вклад.
Что касается деятельности, то на протяжении всего процесса социализации, человек углубляет и расширяет свои возможности как субъекта деятельности, осваивая все новые ее виды. Происходит этот процесс следующим образом: через ознакомление с различными видами деятельности, их освоение, индивид определяется с выбором деятельности, на которой он и сосредотачивает свое внимание, подчиняя все другие виды деятельности своему выбору. Реализуясь в выбранной деятельности, личность начинает осваивать новые роли и осмысливать их значение.
В сфере общения социализация также носит характер расширения и углубления. Расширение общения выступает как умножение контактов, связей личности с другими людьми, а углубление подразумевает умение ориентироваться на партнера, более точное его восприятие. Кроме того, общение помогает самому индивиду расширить и углубить свои внутренние и внешние горизонты, обогатить себя как личность.
Третья сфера социализации — развитие самосознания личности, формирование ее «Я — образа» — осуществляется также на протяжении всей жизни человека через его деятельность и общение в различных социальных группах, с различными личностями. Обычно выделяют три компонента «Я — образа»: познавательный (знание о себе), эмоциональный (оценка себя) и поведенческий (отношение к себе). Однако о таком выделении структурных элементов «Я — образа» можно говорить лишь в рамках понимания личностью самой себя как некоей целостности. От узнавания себя самого, представления о своих способностях, внешних данных, социальной значимости через переживание самоуважения или самоунижения к стремлению изменить свой социальный статус или оставить его неизменным — такова схематично суть социализации в сфере развития самосознания личности