Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 18:03, контрольная работа
Каждый человек тысячами нитей, видимых и невидимых, связан с внешней средой, с обществом вне которого он не может сформироваться как личность.
Именно это взаимодействие индивида и общества рассматривает социология.
А отношение «общество-личность» - базовое социологическое отношение.
Ведение
1. Понятие «личность». Особенности социологического изучения личности
2. Взаимоотношение личности и общества
Заключение
Практическое задание
Список используемой литературы
2.Взаимоотношение личности и общества.
Человеческая личность подробно изучается с помощью различных гуманитарных наук, но особое внимание уделяет понятиям личность и общество социология. В ней основное внимание, прежде всего при изучении проблемы личности обращается на социальные причины, которые влияют на человеческое поведение. Основное понятие, используемое в социологии, чтобы обозначить процесс развития личности – это понятие социализации.
Изучая личность и общество социология рассматривает весь процесс, в котором человек усваивает социальные знания и опыт, правила и нормы поведения. В результате этого процесса человек сам уже становится полноправным членом общества. Обычно в процессе социализации личности можно выделить две стадии:
Процесс с момента рождения человека и до формирования зрелой личности является первичной социализацией.
Вторичная социализация обычно происходит в случае изменения и перестройки уже сложившейся личности.
Если обратиться к понятию личность, то можно увидеть, что в обыденной речи оно тождественно понятию человек, эти два понятия употребляются как синонимы вот уже более двух тысяч лет. В социологии термином личность обозначается человек как отдельная единица общества, взятая в социальном аспекте.
Это уже общность социальных свойств человека, являющаяся продуктом общественного развития. Этот индивидуум включен в систему социальных отношений посредством общения и активной предметной деятельности. В процессе человеческой жизни и деятельности в современном обществе постоянно возникает потребность во вторичной социализации личности. Рассматривая, личность и общество социология делает вывод, что общественный статус может изменяться неоднократно, так как человек овладевает дополнительными знаниями и умениями.
Фактически общество является для человеческого индивидуума социальной средой, которая объединяет в себе множество различных социальных факторов, оказывающих влияние на формирование личности и ее поведение. Такую большую социальную среду как мировое сообщество социология рассматривает как взаимодействие различных личностей в мировом масштабе. Из всего понятия социальная среда можно выделить макросреду – это общественное разделение труда и социальная структура общества, вытекающая из характера такого разделения, системы образования и воспитания в обществе и так далее.
Кроме нее существует микросреда – это школа, семья, трудовой коллектив. Процесс как между собой взаимодействуют личность, и общество социология определяет как взаимосвязанный. С одной стороны среда обитания человека и социальная система воздействуют на него, а с другой стороны, сам человек своими активными действиями способен изменять и среду обитания и социальную среду, в которой он находится.
В процессе такого взаимодействия реализуются отношения, которые называются социальными. Эти отношения являются устойчивой определенной системой связи различных индивидов, которая складывается в условиях данного общества в процессе их взаимодействия друг с другом. По своей сути это отношения, которые складываются между людьми, состоящими в различных социальных группах.
Все, что мы делаем, является результатом социальных отношений и любая наша деятельность сводится к тому, чтобы строить и воспроизводить эти отношения. Если человек смог в чем-нибудь преуспеть, это означает, что, прежде всего он преуспел в умении выстраивать отношения с другими людьми. Поэтому взаимоотношения личности и общества рассматриваются не только как деятельность общества, но и как деятельность индивида, который в определенных социальных условиях удовлетворяет свои потребности и при этом преследует определенные личные цели.
Заключение.
Человек рассматривается как вид, представляющий высшую ступень эволюции жизни на Земле, как сложная система, в которой соединено биологическое и социальное, т. е. как биосоциальное существо. Каждый единичный, конкретный человек — это индивид, он неповторим; отсюда, когда говорят об индивидуальности, то подчеркивают именно эту неповторимость, уникальность.
Своеобразие социологического подхода к человеку характеризуется тем, что он изучается, прежде всего, как социальное существо, представитель социальной общности, носитель характерных для нее социальных качеств. При исследовании процессов взаимодействия человека и социальной среды личность рассматривается не только как объект внешних воздействий, но главным образом как социальный субъект, активный участник общественной жизни, имеющий собственные потребности, интересы, устремления, а также способности и возможности оказывать собственное воздействие на социальную среду.
Как видно, социологов интересуют социальные аспекты жизнедеятельности человека, закономерности его общения и взаимодействия с другими людьми, группами и обществом в целом. Однако интересы социологов не ограничиваются лишь социальными свойствами человека. В своих исследованиях они учитывают и
влияние биологических, психологических и других свойств.
Практические задания
1. Как вы считаете, каждый ли человек является личностью в социологическом понимании? Обоснуйте свой ответ.
Нет. Личность - это индивид, но рассматриваемый как общественное существо, наделенное сознанием. Личность представлена психологическими характеристиками, что социально обусловленные и проявляются в общественных связях, отношениях, являются устойчивыми, определяют поведение человека. Личность также выражает принадлежность человека к определенному обществу, определенной исторической эпохи, культуры, науки, традиций и т.п. Таким образом, понятие «личность» имеет смысл только в системе общественных отношений, только там, где можно говорить о социальной роли и совокупность ролей.
2. Личность – продукт биографии. Правильно ли это?
Не правильно считать человека полностью продуктом своей биографии. С одной стороны, личность формируется в процессе жизни, биографии, с другой стороны, она – не только результат того, что происходит, но и результат внутреннего «Я».
3.Выберите из перечня характеристик те, которые являются свойствами личности: высокий, целеустремленный, любознательный, смуглый, ответственный, консерватор, сильный, меланхолик, здоровый, трудолюбивый.
целеустремленный
любознательный
трудолюбивый.
ответственный
консерватор
Список используемой литературы
1. Социология: Учебник/Под ред. проф. Ю.Г. Волкова.– Изд. 2-е, исп. и доп.– М.: Гардарики, 2003.– 512 с.:
2. Заборова Е.Н., Кузнецова В.Ф., Тихомирова А.М., Черданцев В.В. Социология: Учебн. пособие для студентов факультета дистанционной подготовки. Екатеринбург. Изд-во Урал. гос. Экон. ун-та, 2001. – 78 с
3. Фролов С.С. Социология. Учебник. Для высших учебных заведений. М.: Наука, 1994 - 256 с.
4. Кравченко А.И. Общая социология: Учебник для вузов. М.:Юнити,2002
5. С.А. Губина и др. Социология. Курс лекций