Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 14:51, реферат
Цель настоящей работы заключается в анализе современных механизмов манипуляции общественным мнением.
Поставленная цель может быть достигнута путем решения следующих задач:
Анализ манипулирования как явления в целом и как способа влияния на общественное мнением.
Выявление сущности, видов и методов манипуляции общественным мнением.
Введение
3
1. Общественное мнение как институт гражданского общества
5
2. Манипуляция как способ влияния на общественное мнение
9
3. Механизмы манипуляции общественным мнением
14
Заключение
18
Список использованных источников и литературы
20
СОДЕРЖАНИЕ
Введение |
3 |
1. Общественное мнение как институт гражданского общества |
5 |
2. Манипуляция как способ влияния на общественное мнение |
9 |
3. Механизмы манипуляции общественным мнением |
14 |
Заключение |
18 |
Список использованных источников и литературы |
20 |
ВВЕДЕНИЕ
Словосочетание «общественное мнение» хорошо известно каждому из нас. В обыденной жизни оно часто используется в речи политиков, общественных деятелей, его можно прочесть в газетных и журнальных статьях, услышать из уст дворовой общественности.
Этот феномен изучается с давних времен. Его пытались объяснить Макиавелли, Солсбери, Гегель и многие другие социологи и философы.
Общественное мнение, так или иначе, отражает сознание, интересы, настроения социальных групп. В содержании общественного мнения прослеживается глубина познания процессов бытия, дается оценка тому или иному событию или явлению. Общественное мнение нельзя рассматривать без связи с общественным сознанием. Существует множество форм общественного сознания: искусство, мораль, наука и т.д. Общественное мнение нельзя связывать с какой-то определенной формой, оно охватывает все вопросы, связанные с общественной жизнью. Общественное мнение сначала проявляется в эмоциях и суждениях, затем в действиях. По своему составу очень сложно, состоит из различных объектов, поэтому существует множество взглядов и суждений.
Общественное мнение формируется там, где возникают существенные проблемы, которые предполагают двойственную оценку и порождают спор, различные варианты ответов. Кроме того, чтобы вступать в спор, сформулировать определенное мнение нужно обладать достаточным уровнем знания по обсуждаемым вопросам. В противном случае недостаток знания компенсируется слухами, и общественное мнение становится ошибочным.
Общественным мнением постоянно манипулируют. Многие факты манипуляции общественным мнением широко известны, это и некорректное ведение опросов, публикации в СМИ, не отражающие реально существующую ситуацию.
Общественное мнение очень противоречивый феномен. Из противоположных точек зрения, верной может быть одна, а может и не одной. На этом основано утверждение, что общественного мнения не существует. Эта точка зрения сформировалась в ответ на манипуляцию общественным мнением.
Проблема состоит в том, что большая часть населения не имеет представления о сути и способах манипулирования общественным мнением, вследствие чего легко поддается воздействию. В результате общественное мнение далеко не всегда бывает истинным, поскольку люди часто заблуждаются под воздействием средств массовой информации, особенно когда ему преподносится неправда, скрытая иногда или полуправда, что случается чаще. С массовым распространением телевидения, интернета и печатных СМИ манипулировать общественным мнением стало намного легче, поскольку воздействием охватывается очень большая территория.
Вышесказанным и предопределяется актуальность темы настоящего реферата.
Цель настоящей работы заключается в анализе современных механизмов манипуляции общественным мнением.
Поставленная цель может быть достигнута путем решения следующих задач:
1. общественное мнение как институт
гражданского общества
Общественное мнение – это множество суждений, выражающих отношение общества, групп и слоев, личности к социально значимым явлениям. Общественное мнение существует в форме взаимодействия индивидуальных и групповых оценочных суждений в коммуникационном процессе[2].
Общественное мнение – это не определенный уровень знаний, информированности о социальном явлении, а его оценка - одобрение или осуждение, исходя из целесообразности данного явления с точки зрения интересов общности.
Общественное мнение – это результат отношений между людьми и социальными общностями. Оно существует исключительно в виде коммуникаций. Если нет коммуникаций, есть только сумма индивидуальных знаний и мнений людей, но отсутствует общественное сознание.
Объект общественного мнения – это то, по поводу чего складывается общественное мнение. В принципе общественное мнение может судить «обо всем на свете». Его объектом могут стать любые явления природного и социального мира. Однако реально объектом общественного мнения становится весьма ограниченный круг проблем. Критерием его выделения является актуальность проблемы. Внимание граждан к тому или иному объекту связано прежде всего с тем, затрагивает ли он реальные интересы тех или иных групп или общества в целом [4].
Субъектом общественного мнения может быть любая социальная общность от человечества в целом до трудового коллектива и групп общения. Общественное мнение группы не является специфическим и может совпадать с мнением других общностей.
Общественное мнение может быть выявлено только через фиксацию индивидуального мнения. Но общественное мнение не сводится к множеству индивидуальных мнений, а выражает внутригрупповые типы сознания, отношения к данному явлению. Эти типы общественного мнения есть результат взаимодействий между индивидами. Часто индивиды меняют свое мнение в процессе этого взаимодействия вопреки своим установкам и даже интересам.
Выразителями общественного мнения могут быть любые объединения людей, организации, средства массовой информации (газеты, радио, телевидение и т.д.), а также отдельные люди. Большое значение в этом процессе имеют лидеры мнений – меньшинство индивидуумов в какой-либо области социальной жизни, оказывающие влияние на идеи других. Являясь «властителями дум» широких масс, они «перерабатывают» всю поступающую информацию по актуальной проблеме, передавая ее своим последователям. В условиях политической борьбы к ним приковано внимание, как правящих кругов, так и оппозиции, стремящихся в интересах проводимого курса привлечь на свою сторону существующих или выдвинуть, используя СМИ, новых «лидеров общественного мнения»[4].
Возможность высказать свое суждение создают основные каналы (средства) формирования и функционирования общественного мнения. Обмен информацией, мнениями происходит в процессе массового общения, которое реализуется, прежде всего, в опосредованной, с использованием средств массовой коммуникации, форме и в межличностном общении. Итак, условием формирования общественного мнения выступает социальная коммуникация в разных формах и видах.
Массовая коммуникация представляет
процесс распространения
Каналом выражения, активного функционирования общественного мнения являются формы прямой демократии (референдум, всенародное обсуждение, выборы, решения митингов, собраний) и представительной демократии (через выборочных представителей).
Общественное мнение может
выражаться в ходе специальных социологических
исследований (различного рода опросов,
наблюдений, анализа документов и
т.д.). Первые попытки измерения
В целом, анализ природы общественного мнения позволяет выделить ряд существенных признаков исследуемого социального феномена.
1. Общественное мнение всегда выражает определенное отношение людей (в форме одобрения или осуждения, пожелания или требования) к решению тех или иных вопросов общественной жизни;
2. Общественное мнение формируется по вопросам, затрагивающим общие интересы людей, и возникает в связи с расхождением их взглядов по интересующим их вопросам.
3. Общественное мнение включает не все точки зрения, имеющиеся у отдельных индивидов, а лишь связанные с вопросом или ситуацией, в отношении которых данная совокупность индивидов выступает как общность.
4. Общественное мнение по конкретному вопросу и в конкретной ситуации может коренным образом отличаться от общественного мнения по другому вопросу и в другой ситуации или даже по тому же конкретному вопросу, но в другой ситуации.
5. Общественное мнение должно быть публично выражено, доведено до сведения общества или какой-либо общности людей, ибо в противном случае оно остается индивидуальной точкой зрения отдельных лиц.
6. Важным признаком является не только то, что общественное мнение публично высказывается и защищается, но и то, как широко оно распространено.
7. Общественное мнение складывается только при условии доступа людей к информации, касающейся конкретного вопроса или группы вопросов. Причем основой возникновения общественного мнения может стать как информация, отражающая реальное положение вещей, так и информация, искажающая действительность.
8. Общественное мнение, не являясь чем-то неизменным, должно обладать, тем не менее, достаточной интенсивностью, определенностью и сохраняться на протяжении определенного отрезка времени, что дает возможность фиксировать его в качестве общественного феномена.
С развитием общества, изменением соотношения между государством и общественностью менялась и роль общественного мнения. Наиболее полно на сегодняшний день оно реализует свои функции в рамках политической демократии. Несмотря на большую противоречивость общественного мнения в развитых странах и явно манипулятивный характер воздействия на него, оно стало важным элементом политической жизни, определяя принимаемые решения на всех уровнях - от муниципального до государственного.
В условиях современного массового
общества общественное мнение стало
важнейшим социальным фактором, сфера
влияния которого распространяется
на все основные социальные институты.
В политике от общественного мнения
зависит авторитет и
2. МАНИПУЛЯЦИЯ КАК СПОСОБ ВЛИЯНИЯ
НА ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ
Роль, которую играет общественное мнение в современном обществе, определяет стремление тех или иных сил воздействовать на него и контролировать его.
В настоящее время на общество
обрушивается огромный поток
информации. Каждый день мы вынуждены
принимать множество решений. Однако в
большинстве случаев люди не задумываются
о природе своих решений и действий, пребывая
в уверенности, что в их основе лежат их
собственные желания и убеждения. Любая
информация, воздействуя на человека,
может создать у него социально-психологическую
установку, т.е. внутреннюю готовность
к каким либо действиям. Данную особенность
человеческой психики используют при
манипулировании общественным мнением.
Способствует манипулированию и тот факт,
что люди чаще не склонны анализировать
полученную ими информацию, ведь гораздо
проще принимать ее без вопросов.
Манипулирование общественным сознанием можно рассматривать как сложно организованную манипулятивную деятельность, как правило, группы людей (правительства, партий и т.д.) или отдельных личностей (олигархов, лидеров политических движений). Эта деятельность осознанна и целенаправленна, у ее организаторов есть определенные цели, намерения получить выгодные для себя результаты (например, побудить человека к совершению определенных действий).
Манипуляции общественным сознанием изучены плохо, несмотря на то, что упоминание о них можно найти еще у Платона («Государство») и Макиавелли («Государь»).
Слово «манипуляция» происходит
с латинского языка manus – рука (manipulus
– пригоршня, горсть, от manus и ple – наполнять).
В словарях европейских языков манипуляция
толкуется как обращение
с объектами с определенными намерениями,
целями (например, ручное
управление).
Оксфордский словарь английского языка трактует манипуляцию как «акт влияния на людей или управления ими с ловкостью, особенно с пренебрежительным подтекстом, как скрытое управление или обработка». Имеется в виду, что для таких действий требуется ловкость и сноровка.
Важно отметить, что большинство специалистов сходятся во мнении, что отличительной чертой манипуляции является отношение к партнеру по взаимодействию как к объекту или специфическому средству, посредством использования которого достигаются, как правило, скрываемые цели манипулятора, реализуются его интересы и удовлетворяются собственные потребности, причем интересы и желания другой стороны — человека, выступающего в качестве объекта манипуляций — не учитываются. В частности, Б.Н.Бессонов под манипуляцией понимает «форму духовного воздействия, скрытого господства, осуществляемого насильственным путём», Д.А.Волкогонов делает акцент на «управлении изменением духовного мира». R.Goodin обращает внимание на «скрытое применение власти (силы) вразрез с предполагаемой волей другого». В. Н. Сагатовский акцентирует внимание на «отношении к другому как к средству, объекту, орудию», с этим мнением соотносится представление Э.Шострома о манипуляции как о «управлении и контроле, эксплуатации другого, использовании его в качестве объекта, вещи». Г.Шиллер определяет манипуляцию как «скрытое принуждение, программирование мыслей, намерений, чувств, отношений, установок, поведения». W.Riker трактует манипуляцию как такое «структурирование мира, которое позволяет выигрывать», L.Proto указывает на «скрытость влияния при совершении выбора». Е.Л.Доценко, проанализировав различные трактовки понятия манипуляции в современной психологии и социологии, приходит к следующему его определению: «Манипуляция - это вид психологического воздействия, искусное исполнение которого ведет к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями» [1].
Информация о работе Проблема манипуляции общественным мнением: механизмы манипуляции