Проблема манипуляции общественным мнением: механизмы манипуляции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 14:51, реферат

Описание

Цель настоящей работы заключается в анализе современных механизмов манипуляции общественным мнением.
Поставленная цель может быть достигнута путем решения следующих задач:
Анализ манипулирования как явления в целом и как способа влияния на общественное мнением.
Выявление сущности, видов и методов манипуляции общественным мнением.

Содержание

Введение
3
1. Общественное мнение как институт гражданского общества

5
2. Манипуляция как способ влияния на общественное мнение

9
3. Механизмы манипуляции общественным мнением
14
Заключение
18
Список использованных источников и литературы
20

Работа состоит из  1 файл

Р Е Ф Е Р А Т.docx

— 47.32 Кб (Скачать документ)

Итак, процесс манипулирования  людьми можно объяснить следующим  
образом. Он может рассматриваться как использование людей в целях получения выгоды манипулятором. Люди в этом случае превращаются в  
объекты манипуляции, обесцениваются и овеществляются. Действия,  
совершаемые над манипулируемым, неведомы, скрыты и незаметны для него.  

Психологический смысл манипуляций  состоит в программировании и  
контроле поведения людей, получении над ними власти или преимущества  
за счет ограничения их свободы, выбора, создания такой ситуации, в  
которой объект будет вести себя выгодным для манипулятора образом, не  
имея выбора или не осознавая его.

Цель любой манипуляции  – скрывая свои истинные намерения, побудить человека к совершению определенных действий, изменению ценностных установок, мнений, отношений, представлений и  взглядов. Необходимое условие –  сохранить у объекта манипуляции  иллюзию свободы выбора решений, иллюзию независимости. Иными словами, сделать так, чтобы человек был  уверен, что он действует по собственной  воле, что это его собственное  желание.

Например, покупатель в магазине выбирает хорошо и качественно разрекламированный товар из числа других менее известных. Этот товар ранее им не приобретался. При покупке он испытывает положительные эмоции, в его сознании всплывает визуальный ряд, показывающий счастливых и здоровых людей (они счастливы уже от одного обладания рекламируемым товаром), вспоминаются короткие фразы, которые заверяют покупателя в высоком качестве и преимуществе товара в своем классе. Покупатель даже не сомневается в том, что это его собственное решение приобрести данный товар, ведь он выбрал его из немалого числа альтернатив. Но на деле покупатель, являющийся объектом манипуляции, даже не рассматривает должным образом эти альтернативы.  

Под манипулированием общественным мнением можно понимать один из способов господства и подавления воли граждан  через программирование их поведения. Данное воздействие направлено не на отдельных индивидов, а на общество в целом, оно ставит своей задачей  изменение мнений, побуждений и целей  людей в нужном манипуляторам  направлении. Манипуляцию общественным мнением можно рассматривать  как комплексную стратегию убеждения  с целью навязывания коллективных ценностей и преобразования ментальности определенной группы людей для поддержания  власти правящей элиты, а шире –  для «воспроизводства сложившегося статуса «кво» в социальной структуре. Человек не имеет прямого контакта с общественным мнением. О его содержании люди узнают из СМИ, причем рейтинг считается единственной объективной характеристикой общественного мнения. Картина общественного мнения, созданная на основе рейтингов, внедряется в сознание индивида, который всегда подсознательно отождествляет себя с большинством, поскольку в массовом сознании именно большинство является носителем  реальной истины. Людям не говорят прямо: «Действуйте так, а не иначе», но находят психологический трюк, который вызывает соответствующую реакцию. Речь идет теперь о том, чтобы распространять эти «стимулы», которые вызывают определенные действия, чувства, определенные мистические порывы»[2].  

Воздействие на общественное мнение – одна из ведущих функций  СМИ. Манипулирование общественным мнением в большинстве случаев  основывается на использовании стереотипов. Для успешной манипуляции общественным мнением необходимо иметь надежную «карту стереотипов» разных групп и  слоев населения – весь культурный контекст данного общества. Если удается  подтолкнуть крупные массы людей  видеть какое-то общественное явление  через нужный манипулятору стереотип, то несогласным с этим явлением очень трудно воззвать людей к здравому смыслу. 

СМИ чаще всего упрекают в манипулировании общественным  
мнением. И на то есть все основания. В действительности, то, что не попадает в СМИ, как бы и не существует, мы не придаем такой информации должного значения.

Например, на телевидении  в основном показываются представители  средних и высших слоев, люди с  престижными профессиями и высокими доходами. Выходцы из низших слоев  встречаются гораздо реже. Женщины  фигурируют как воплощение любовных страстей и семейных отношений, а  не профессиональных качеств. Значительное место занимает тема насилия как  «самое простое и дешевое драматургическое средство демонстрации правил игры за власть».

Но это часто пагубно  влияет на людей: они настолько привыкают  жить в виртуальном, символическом  мире (например, в мире компьютерных игр), что при соприкосновении  с реальным миром могут начать убивать людей, как врагов в игре. СМИ также формируют внутреннюю готовность аудитории воспринимать какой-либо объект или эпизод действительности определенным образом, изменяя не только сознание людей, но и их социальные установки (понятие связано со значимостью  для человека определенного предмета или действия, которые оцениваются  как «хороший- плохой», «полезный- вредный» и т.п.).

Итак, можно сделать вывод, что манипуляция направлена на изменение общественного мнения, а затем и поведения в выгодном для манипулятора направлении.  Для достижения данной задачи нужно вызвать у аудитории определенную, причем, сильную эмоцию, также используются стереотипы общества, которые, к сожалению, известны манипуляторам. В  какой бы области не применялось манипулирование, его цели и приемы  
остаются скрытыми для общества, человек, как объект манипуляции,  
обесценивается.  
 

3. МЕХАНИЗМЫ МАНИПУЛЯЦИИ ОБЩЕСТВЕННЫМ МНЕНИЕМ

Основными методами манипулирования  общественным мнением являются методы информационного воздействия на сознание - это создание информационных потоков и управление ими. Сначала формируется мощный поток несистематизированной объективной информации, затем отслеживается реакция адресатов на различные блоки информации сегментирование информационного потока с помощью следующих методов: умолчание, перестановка и привлечение авторитетных информаторов.

После вторичного отслеживания реакции на информацию следуют фальсификация  реальности с помощью специально подобранных цитат и статистики, затем фабрикация данных статистики и соцопросов и в заключение эмоциональная  подпитка эмоциональными клише, фото- и видеоматериалами[6].

Одной из распространенных технологий манипулирования общественным мнением является стереотипизация - создание нужных образов людям, явлениям, социальным группам. На этих технологиях строится деятельность избирательных кампаний и работа СМИ. Одним из стереотипов является имидж - стереотипный образ политика или общественного деятеля. Имидж создается в соответствии с активными ожиданиями массового сознания, в нем главное не то, что есть в реальности, а то, что люди хотят видеть.

Манипулирование общественным мнением осуществляется также путем сегментирования информационного пространства, направления информационных потоков на определенную территориальную, национальную и социальную группу, с учетом их установок, ценностных ориентаций и ожиданий. Каналами выражения манипулятивного общественного мнения являются выборы, акции массового протеста, плебисциты (референдумы, собрания, сходы) и т.п.

В сфере социальных отношений  в зависимости от предметной сферы  исследователи выделяют экономическое, политическое, идеологическое, бюрократическое  и психологическое манипулирование. Экономическое манипулирование - это преднамеренное несоблюдение формальных или подразумевающихся договоренностей при безвыходном материальном положении объекта манипулирования, когда он готов согласиться на любую работу за ничтожное вознаграждение. При этом используются незначительные доплаты, компенсации при несопоставимо высоком уровне инфляции. Это может вызвать обратную манипуляцию со стороны работников - забастовки, локауты в тот момент, когда работодатель не сможет противостоять нажиму трудового коллектива.

Политические манипуляции  осуществляются с использованием политических заявлений и обещаний, отличных от целей политиков с тем, чтобы, придя к власти, забыть о своих  обещаниях. Информационное политическое манипулирование заключается в  сознательном искажении реальной расстановки  политических сил средствами массовой информации, а также в приукрашивании одних фактов и замалчивании других для превратного представления  о политических лидерах, партиях  и движениях.

Идеологическая манипуляция - это формирование культурных штампов, стереотипов поведения, определенной, обычно аморальной системы ценностей  в сфере общественных и личных идеалов. Бюрократические (организационные) манипуляции сводятся к неисполнению управленческих функций и подменой их бесполезной, но внешне эффективной  деятельностью. Психологические манипуляции  являются начальным звеном всех выше перечисленных видов манипуляции, и в то же время являются самостоятельным  видом манипуляций, целью которых  являются психические ценности: уважение, дружба, любовь, признательность и  т.п. Такие манипуляции проявляются  в виде внешней внимательности и  тактичности при внутреннем равнодушии к психологическим проблемам  объекта манипуляции, искусственной  идентификации себя с данным объектом, использовании доверия человека в собственных целях и т.п.

Многие специалисты в  области управления отмечают, что  в обществе существует негласное  представление о допустимых границах манипулятивного воздействия. Причинами, которые вынуждают руководителя или лидера применять манипулятивные действия, являются: изначальное несовпадение интересов личности и общества или организации; невозможность компромисса или неспособность его достижения; отсутствие возможности удовлетворения определенной потребности и замена ее другой. В данных случаях внешне эффективные манипуляции становятся спасительным средством.

Популяризатором манипулятивных технологий в ХХ веке был Д.Карнеги, но в его рекомендациях содержится совет о том, что воздействуя на кого-то, нужно думать не о своих целях, а о целях того, на кого воздействуешь. Это лишает манипуляцию тайного аморального смысла. В то же время многие психологи и философы (А. Камю, Э. Фромм и др.) относили манипуляцию к патологически неэтичным и аморальным формам управления, так как манипулирование в первую очередь начинается с манипулирования собою, что ведет к подрыву психического здоровья манипулятора[6].

Существует огромное количество манипулятивных приемов, но в большинстве случаев они не классифицированы. Обычно авторы ограничиваются перечислением нескольких приемов, не относя их к отдельным группам.

В целом, можно выделить следующие  методы манипуляции общественным мнением:

1) Манипулирование информационными  потоками.

2) Отбор событий реальности  для сообщений. 

3) Принцип демократии  шума. Прием заключается в потоплении  сообщения, которого невозможно  избежать, в беспорядочном потоке  бессмысленной и неважной информации. 

4) Использование слухов. 

5) Повторение. Повторяющаяся  мысль сводит рассуждения людей  к минимуму и превращается  в очевидность, не зависящую  от времени, места и личности.

6) Дробление. Состоит в  разделении целостной проблемы  на отдельные фрагменты таким  образом, чтобы читатель или  зритель не смог их соединить и осмыслить проблему.

7) Метод состоит в немедленности  информации, придании ей характера неотложности и незамедлительности. Постоянное обновление информации, лишает ее структуры и мешает человеку осмыслить и понять информацию, ведь они вытесняются еще более новыми сообщениями.

8) Сенсационность. Система  сенсаций позволяет дробить информацию  так, чтобы аудитория не получила  полного и целостного знания  о проблеме. 

10) Перенос положительного  образа. Суть метода состоит в  проекции позитивных качеств  человека (авторитет, престиж), какого-либо  объекта или моральных ценностей на другого человека или группу. Например, в политической рекламе на основе известности партии или конкретного политика «раскручивается» имидж членов избирательного блока.

Как же защитить своё сознание от манипулирования? По мнению автора, решение простое — необходимо думать. Думающая аудитория требует доказательств вместо веры, видит логические ошибки средств массовой информации, не поддаётся красочным описаниям ужасных и беспощадных сущностей с навешенными на них ярлыками, самостоятельно ищет факты, сопоставляет их с фактами, приводимыми средствами массовой информации, и делает должные выводы. Думающая аудитория — это уже не озадаченное стадо, это собрание личностей. Поэтому только думающая аудитория не подвержена манипуляции своим сознанием и общественным мнением.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В целом, изучение общественного  мнения является необходимым, полезным, поскольку оно, в конечном счете, выражает тенденции общественного  развития, расстановку социальных и  политических сил, может помочь правильному  определению выбора общественного  развития. Соответственно, результаты этого исследования могут использоваться при разработке и реализации важнейших  управленческих и распорядительных документов: концепций и программ социально-экономического развития, подготовке прогнозных и аналитических материалов.

Особенно актуально обращение  к общественному мнению в следующих  случаях:

● при проведении экономических  и социальных преобразований;

● при необходимости выявить  точки зрения граждан по готовящимся  решениям;

● при окончательном решении  при выборе одного из вариантов подготовленных к реализации мероприятий;

● при неясности общественных потребностей и интересов, направленности их развития;

● для выяснения степени  согласия с проводимой государственными органами внутренней и внешней политикой;

● для выяснения оценки деятельности всех органов государственного управления, политических партий и  движений;

● при определении гражданского, правового статуса граждан, степени  реализации их прав.

Изучение общественного  мнения является актуальной проблемой, т.к. данный феномен является своеобразным регулятором тех процессов, которые происходят в обществе. Сегодня можно говорить о том, что общественное мнение действует в качестве социальной власти, т.е. власти, наделенной волей и способностью подчинить себе поведение субъектов социального взаимодействия. Поэтому неудивительно, что многие стремятся завоевать расположение общественного мнения, и часто с помощью нечестных приемов. Говоря о способах воздействия на общественное мнение, можно говорить о манипуляции данным явлением. Манипуляции – это вид психологического воздействия, ведущее к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями. Основной канал воздействия на общественное мнение – это СМИ, хотя могут быть привлечены другие средства массовой коммуникации (например: слухи, пропаганда и др.). По данным исследований, больше всего население доверяет телевидению, затем идет Интернет, газеты и радио. Несмотря на различия, все СМИ используют похожие манипулятивные приемы: утаивание информации, смещение акцентов, использование авторитетов, метод фрагментации, отбор событий реальности для сообщений, повторение, семантическое манипулирование и др. В настоящее время в российской политической и экономической системе, где бок о бок существуют элементы старого и нового порядка, общество еще в очень малой степени озабочено защитой отдельной личности от манипуляции власти. СМИ предлагают нам готовые модели поведения, предоставляют готовые мнения и толкования, по сути, превращая общество в бездумную массу потребителей информации. Наиболее общие рецепты средств, снижающих эффективность воздействия манипулятивных приемов – подготовленность воспринимающей аудитории (уровень информированности, знание законов логики и т.д.), оценка источника информации, а также места и времени получения этих сведений, перепроверка информации по другим источникам. Есть те, кто считает, что манипуляция в известном смысле гуманнее открытого доминирования. Но большинство авторов с этим не соглашаются, видя в ней скрытую форму принуждения.

Информация о работе Проблема манипуляции общественным мнением: механизмы манипуляции