Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 14:51, реферат
Цель настоящей работы заключается в анализе современных механизмов манипуляции общественным мнением.
Поставленная цель может быть достигнута путем решения следующих задач:
Анализ манипулирования как явления в целом и как способа влияния на общественное мнением.
Выявление сущности, видов и методов манипуляции общественным мнением.
Введение
3
1. Общественное мнение как институт гражданского общества
5
2. Манипуляция как способ влияния на общественное мнение
9
3. Механизмы манипуляции общественным мнением
14
Заключение
18
Список использованных источников и литературы
20
Итак, процесс манипулирования
людьми можно объяснить следующим
образом. Он может рассматриваться как
использование людей в целях получения
выгоды манипулятором. Люди в этом случае
превращаются в
объекты манипуляции, обесцениваются
и овеществляются. Действия,
совершаемые над манипулируемым, неведомы,
скрыты и незаметны для него.
Психологический смысл манипуляций
состоит в программировании и
контроле поведения людей, получении над
ними власти или преимущества
за счет ограничения их свободы, выбора,
создания такой ситуации, в
которой объект будет вести себя выгодным
для манипулятора образом, не
имея выбора или не осознавая его.
Цель любой манипуляции
– скрывая свои истинные намерения,
побудить человека к совершению определенных
действий, изменению ценностных установок,
мнений, отношений, представлений и
взглядов. Необходимое условие –
сохранить у объекта
Например, покупатель в магазине
выбирает хорошо и качественно
Под манипулированием общественным
мнением можно понимать один из способов
господства и подавления воли граждан
через программирование их поведения.
Данное воздействие направлено не на
отдельных индивидов, а на общество
в целом, оно ставит своей задачей
изменение мнений, побуждений и целей
людей в нужном манипуляторам
направлении. Манипуляцию общественным
мнением можно рассматривать
как комплексную стратегию
Воздействие на общественное
мнение – одна из ведущих функций
СМИ. Манипулирование общественным
мнением в большинстве случаев
основывается на использовании стереотипов.
Для успешной манипуляции общественным
мнением необходимо иметь надежную
«карту стереотипов» разных групп и
слоев населения – весь культурный
контекст данного общества. Если удается
подтолкнуть крупные массы
СМИ чаще всего упрекают
в манипулировании
мнением. И на то есть все основания. В
действительности, то, что не попадает
в СМИ, как бы и не существует, мы не придаем
такой информации должного значения.
Например, на телевидении
в основном показываются представители
средних и высших слоев, люди с
престижными профессиями и
Но это часто пагубно влияет на людей: они настолько привыкают жить в виртуальном, символическом мире (например, в мире компьютерных игр), что при соприкосновении с реальным миром могут начать убивать людей, как врагов в игре. СМИ также формируют внутреннюю готовность аудитории воспринимать какой-либо объект или эпизод действительности определенным образом, изменяя не только сознание людей, но и их социальные установки (понятие связано со значимостью для человека определенного предмета или действия, которые оцениваются как «хороший- плохой», «полезный- вредный» и т.п.).
Итак, можно сделать вывод, что манипуляция
направлена на изменение общественного
мнения, а затем и поведения в выгодном
для манипулятора направлении. Для достижения
данной задачи нужно вызвать у аудитории
определенную, причем, сильную эмоцию,
также используются стереотипы общества,
которые, к сожалению, известны манипуляторам.
В какой бы области не применялось манипулирование,
его цели и приемы
остаются скрытыми для общества, человек,
как объект манипуляции,
обесценивается.
3. МЕХАНИЗМЫ МАНИПУЛЯЦИИ ОБЩЕСТВЕННЫМ МНЕНИЕМ
Основными методами манипулирования общественным мнением являются методы информационного воздействия на сознание - это создание информационных потоков и управление ими. Сначала формируется мощный поток несистематизированной объективной информации, затем отслеживается реакция адресатов на различные блоки информации сегментирование информационного потока с помощью следующих методов: умолчание, перестановка и привлечение авторитетных информаторов.
После вторичного отслеживания
реакции на информацию следуют фальсификация
реальности с помощью специально
подобранных цитат и
Одной из распространенных технологий манипулирования общественным мнением является стереотипизация - создание нужных образов людям, явлениям, социальным группам. На этих технологиях строится деятельность избирательных кампаний и работа СМИ. Одним из стереотипов является имидж - стереотипный образ политика или общественного деятеля. Имидж создается в соответствии с активными ожиданиями массового сознания, в нем главное не то, что есть в реальности, а то, что люди хотят видеть.
Манипулирование общественным мнением осуществляется также путем сегментирования информационного пространства, направления информационных потоков на определенную территориальную, национальную и социальную группу, с учетом их установок, ценностных ориентаций и ожиданий. Каналами выражения манипулятивного общественного мнения являются выборы, акции массового протеста, плебисциты (референдумы, собрания, сходы) и т.п.
В сфере социальных отношений
в зависимости от предметной сферы
исследователи выделяют экономическое,
политическое, идеологическое, бюрократическое
и психологическое
Политические манипуляции осуществляются с использованием политических заявлений и обещаний, отличных от целей политиков с тем, чтобы, придя к власти, забыть о своих обещаниях. Информационное политическое манипулирование заключается в сознательном искажении реальной расстановки политических сил средствами массовой информации, а также в приукрашивании одних фактов и замалчивании других для превратного представления о политических лидерах, партиях и движениях.
Идеологическая манипуляция
- это формирование культурных штампов,
стереотипов поведения, определенной,
обычно аморальной системы ценностей
в сфере общественных и личных
идеалов. Бюрократические (организационные)
манипуляции сводятся к неисполнению
управленческих функций и подменой
их бесполезной, но внешне эффективной
деятельностью. Психологические манипуляции
являются начальным звеном всех выше
перечисленных видов
Многие специалисты в области управления отмечают, что в обществе существует негласное представление о допустимых границах манипулятивного воздействия. Причинами, которые вынуждают руководителя или лидера применять манипулятивные действия, являются: изначальное несовпадение интересов личности и общества или организации; невозможность компромисса или неспособность его достижения; отсутствие возможности удовлетворения определенной потребности и замена ее другой. В данных случаях внешне эффективные манипуляции становятся спасительным средством.
Популяризатором манипулятивных технологий в ХХ веке был Д.Карнеги, но в его рекомендациях содержится совет о том, что воздействуя на кого-то, нужно думать не о своих целях, а о целях того, на кого воздействуешь. Это лишает манипуляцию тайного аморального смысла. В то же время многие психологи и философы (А. Камю, Э. Фромм и др.) относили манипуляцию к патологически неэтичным и аморальным формам управления, так как манипулирование в первую очередь начинается с манипулирования собою, что ведет к подрыву психического здоровья манипулятора[6].
Существует огромное количество манипулятивных приемов, но в большинстве случаев они не классифицированы. Обычно авторы ограничиваются перечислением нескольких приемов, не относя их к отдельным группам.
В целом, можно выделить следующие методы манипуляции общественным мнением:
1) Манипулирование
2) Отбор событий реальности для сообщений.
3) Принцип демократии
шума. Прием заключается в
4) Использование слухов.
5) Повторение. Повторяющаяся
мысль сводит рассуждения
6) Дробление. Состоит в разделении целостной проблемы на отдельные фрагменты таким образом, чтобы читатель или зритель не смог их соединить и осмыслить проблему.
7) Метод состоит в немедленности информации, придании ей характера неотложности и незамедлительности. Постоянное обновление информации, лишает ее структуры и мешает человеку осмыслить и понять информацию, ведь они вытесняются еще более новыми сообщениями.
8) Сенсационность. Система
сенсаций позволяет дробить
10) Перенос положительного образа. Суть метода состоит в проекции позитивных качеств человека (авторитет, престиж), какого-либо объекта или моральных ценностей на другого человека или группу. Например, в политической рекламе на основе известности партии или конкретного политика «раскручивается» имидж членов избирательного блока.
Как же защитить своё сознание от манипулирования? По мнению автора, решение простое — необходимо думать. Думающая аудитория требует доказательств вместо веры, видит логические ошибки средств массовой информации, не поддаётся красочным описаниям ужасных и беспощадных сущностей с навешенными на них ярлыками, самостоятельно ищет факты, сопоставляет их с фактами, приводимыми средствами массовой информации, и делает должные выводы. Думающая аудитория — это уже не озадаченное стадо, это собрание личностей. Поэтому только думающая аудитория не подвержена манипуляции своим сознанием и общественным мнением.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В целом, изучение общественного мнения является необходимым, полезным, поскольку оно, в конечном счете, выражает тенденции общественного развития, расстановку социальных и политических сил, может помочь правильному определению выбора общественного развития. Соответственно, результаты этого исследования могут использоваться при разработке и реализации важнейших управленческих и распорядительных документов: концепций и программ социально-экономического развития, подготовке прогнозных и аналитических материалов.
Особенно актуально обращение к общественному мнению в следующих случаях:
● при проведении экономических и социальных преобразований;
● при необходимости выявить точки зрения граждан по готовящимся решениям;
● при окончательном решении при выборе одного из вариантов подготовленных к реализации мероприятий;
● при неясности общественных потребностей и интересов, направленности их развития;
● для выяснения степени согласия с проводимой государственными органами внутренней и внешней политикой;
● для выяснения оценки деятельности всех органов государственного управления, политических партий и движений;
● при определении гражданского, правового статуса граждан, степени реализации их прав.
Изучение общественного мнения является актуальной проблемой, т.к. данный феномен является своеобразным регулятором тех процессов, которые происходят в обществе. Сегодня можно говорить о том, что общественное мнение действует в качестве социальной власти, т.е. власти, наделенной волей и способностью подчинить себе поведение субъектов социального взаимодействия. Поэтому неудивительно, что многие стремятся завоевать расположение общественного мнения, и часто с помощью нечестных приемов. Говоря о способах воздействия на общественное мнение, можно говорить о манипуляции данным явлением. Манипуляции – это вид психологического воздействия, ведущее к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями. Основной канал воздействия на общественное мнение – это СМИ, хотя могут быть привлечены другие средства массовой коммуникации (например: слухи, пропаганда и др.). По данным исследований, больше всего население доверяет телевидению, затем идет Интернет, газеты и радио. Несмотря на различия, все СМИ используют похожие манипулятивные приемы: утаивание информации, смещение акцентов, использование авторитетов, метод фрагментации, отбор событий реальности для сообщений, повторение, семантическое манипулирование и др. В настоящее время в российской политической и экономической системе, где бок о бок существуют элементы старого и нового порядка, общество еще в очень малой степени озабочено защитой отдельной личности от манипуляции власти. СМИ предлагают нам готовые модели поведения, предоставляют готовые мнения и толкования, по сути, превращая общество в бездумную массу потребителей информации. Наиболее общие рецепты средств, снижающих эффективность воздействия манипулятивных приемов – подготовленность воспринимающей аудитории (уровень информированности, знание законов логики и т.д.), оценка источника информации, а также места и времени получения этих сведений, перепроверка информации по другим источникам. Есть те, кто считает, что манипуляция в известном смысле гуманнее открытого доминирования. Но большинство авторов с этим не соглашаются, видя в ней скрытую форму принуждения.
Информация о работе Проблема манипуляции общественным мнением: механизмы манипуляции