Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 10:43, доклад
Историю социологии ХХ века невозможно представить себе без вклада Талкотта Парсонса (1902-1979), который уже при жизни считался классиком социологии. Его теория представляет собой оригинальную модель современного общества, которая вызвала неоднозначную оценку и большую дискуссию в мировом социологическом сообществе. Однако фактическое влияние творчества Парсонса на современную теоретическую социологию заметно уступает его личному авторитету как ученого. Это связано не в последнюю очередь со сложным понятийным аппаратом его социологии и сложным стилем изложения мыслей.
Проблема социального
порядка в социологии Талкотта Парсонса
Историю социологии
ХХ века невозможно представить себе
без вклада Талкотта Парсонса (1902-1979),
который уже при жизни считался классиком
социологии. Его теория представляет собой
оригинальную модель современного общества,
которая вызвала неоднозначную оценку
и большую дискуссию в мировом социологическом
сообществе. Однако фактическое влияние
творчества Парсонса на современную теоретическую
социологию заметно уступает его личному
авторитету как ученого. Это связано не
в последнюю очередь со сложным понятийным
аппаратом его социологии и сложным стилем
изложения мыслей. Однако главная трудность
восприятия социологии Парсонса связана
с ее синтетическим характером и энциклопедизмом
научных основ: Парсонс интегрировал множество
теоретических положений разных наук,
связанных с системными исследованиями,
в оригинальную социологическую теорию
современного общества.
Талкотт Парсонс первоначально
намеревался стать врачом и изучал естественные
науки, но потом его интерес сместился
в сторону экономических наук. В 1925 г. он
поступил в Лондонскую школу экономики,
в 1926 г. перешел в Гейдельбергский университет
и под руководством Альфреда Вебера начал
работу над докторской диссертацией на
тему "Капитализм в современной немецкой
литературе: В. Зомбарт и М. Вебер". После
защиты диссертации в 1927 году он стал преподавать
в Гарвардском университете, в 1931 г. возглавил
основанный там факультет социологии,
где и работал до конца своих дней.
Анализ творчества
Парсонса с точки зрения его центральной
проблемы - проблемы социального порядка,
позволяет в обобщенном виде раскрыть
цели, логику и результаты его теоретического
поиска; пусть ценой утраты некоторых
деталей и схематизации отдельных
составных частей всё-таки дать панораму
творчества Парсонса как видного
представителя системно-
Системная теория возникла
в 30-е годы ХХ века как результат
критики биологами основ
Понятие системы
играет центральную роль не только
в биологии, но и в других естественных
науках, а также в кибернетике.
Одной из важнейших характеристик
системы является упорядоченность
взаимодействия ее элементов в противоположность
хаосу, то есть структура. Благодаря структуре
система коренным образом отличается
от простого множества элементов. Далее,
всякая длительно существующая система
имеет тенденцию сохранять состояние
равновесия, а ее динамика может быть охарактеризована
с точки зрения целенаправленности системы.
Наконец, каждая система имеет границу
с окружающей средой, к которой, в частности,
относятся иные системы. Таким образом,
система имеет "внутренний" и "внешний"
аспект существования. Если система находится
в отношениях обмена с окружающей средой,
то она является открытой системой, в противном
случае - закрытой системой. Таким образом,
под системой понимается целостность
элементов, обладающая следующими признаками:
структурированной связью элементов между
собой, целенаправленностью системы, интегрированностью
элементов в единое целое, длительностью
существования, стабильностью и равновесием,
отграниченностью от окружающей среды,
с которой система может вступать в регулярные
отношения.
Интересно проследить,
каким образом
Другим источником
системно-теоретического мышления является
учение английского философа Томаса
Гоббса (1588-1679). В своей теории общества
он исходит из необходимости существования
высшего целого (государства), которому
должны подчиняться части (индивиды).
Функция частей заключается в
служении целому или хотя бы в простом
существовании, если того требует целое.
Отсюда, по Гоббсу, возникает социальный
порядок.
В эпоху Просвещения
мысль о доминировании
Однако точка зрения
приоритета индивида перед общественным
целым продолжала оставаться объектом
критики. Например, английский философ
Дэвид Юм (1711-1776) подчеркивал приоритет
целого, которому должны подчиняться
части общества. Когда либерализм
шотландской философии морали был
продолжен в экономической
Такой подход свойственен
теории общества О. Конта (1798-1857), К. Маркса
(1818-1883) и Г. Спенсера (1820-1903). "...Речь
идёт о процессах, протекающих выше
уровня отдельных индивидов. Когда
ожидания просветителей по поводу эмансипации
человека не оправдались, перспектива
общественной теории изменилась и теоретики
вновь вернулись к мысли о том, что общественные
закономерности следует искать в системе,
а не в действиях отдельных людей." Таким
образом, аристотелевское положение о
том, что целое больше суммы своих частей,
снова выходит на первый план теории. Это
привело к новой постановке вопроса о
связи индивида и общества, об источниках
социального порядка и социальной структуры
общества.
Одной из важнейших
идей, оказавших существенное влияние
на теоретическое решение
В началу ХХ столетия
родоначальники культурной антропологии
отошли от "узаконенного" в то время
эволюционизма и создали свою функционалистскую
теорию. Так, Бронислав Малиновский (1884-1942)
и Альфред Риджинальд Рэдклифф-Браун (1881-1955)
выступили с критикой исторического подхода
в социальных науках и обосновали необходимость
"исследования значения культурных
явлений для повседневного существования
общества". Они полагали, что общество
представляет собой своего рода организм,
в котором отдельные компоненты выполняют
конкретные функции для сохранения всей
общественной системы. Далее, согласно
их воззрениям, все общества, большие и
малые, стремятся к состоянию равновесия,
поэтому функциональный вклад отдельных
частей общества осуществляется, как правило,
бесконфликтно и без помех. Позднее Б.
Малиновский в сочинении "Функциональная
теория" (1944 г.) обобщил основные аксиомы
функционализма и сформулировал следующие
теоретические положения:
"- Культура представляет
собой инструменты, с помощью
которых человек решает
- Культура – это
система предметов,
- Культура – это
целостность, в которой
- В культуре действия,
социальные позиции и предметы
связаны между собой в
- С точки зрения
типологии социальных действий (динамической
стороны), культуру можно изучать
в разных аспектах, например, как
систему образования,
Другому представителю
функционализма в культурной антропологии
Рэдклиффу-Брауну принадлежит мысль о
том, что функциональные связи отдельных
частей общества представляют собой социальную
структуру. Он определяет социальную жизнь
как "функциональную роль социальной
структуры. Функция любой повторяющейся
деятельности, например, наказания преступников
или церемония погребения, является частью
социальной жизни всего общества и вносит
вклад в сохранение его структуры."
Идея взаимосвязи структуры и функции
также оказала большое влияние на социологическую
теорию Парсонса.
Наконец, важный вклад
в развитие функционализма внес американский
культурантрополог Ральф Линтон (1893-1953),
автор книги "Изучение человека"
(1936), в которой он уточнил понятие социального
статуса (a position in a particular pattern) и социальной
роли (the dynamic aspects of status). Согласно Линтону
статусы и роли существуют независимо
от индивида, а соответствующие понятия
относятся не к самим людям, а к значению
их действий. Такая трактовка понятий
позволяет Линтону провести различие
между обществом и социальной системой,
и сформулировать следующее теоретическое
положение: "Общество – это реальная
организация индивидов, а социальная система
- это идеальная организация, которая представляет
собой определённый порядок статусов
и ролей, существующий независимо от индивидов."
Подводя некоторые
итоги, можно дать краткое определение
понятий структуры и функции:
структура представляет собой упорядоченность
отношений между элементами, а
функция - вклад элементов в сохранение
целого и его структуры. В социальной
системе каждый элемент выполняет
свою конкретную функцию. На первый взгляд
некоторые элементы социальной системы
могут показаться бесполезными, но
на самом деле они выполняют свои
функции, которые связаны с
Информация о работе Проблема социального порядка в социологии Талкотта Парсонса