Проблема социального порядка в социологии Талкотта Парсонса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 10:43, доклад

Описание

Историю социологии ХХ века невозможно представить себе без вклада Талкотта Парсонса (1902-1979), который уже при жизни считался классиком социологии. Его теория представляет собой оригинальную модель современного общества, которая вызвала неоднозначную оценку и большую дискуссию в мировом социологическом сообществе. Однако фактическое влияние творчества Парсонса на современную теоретическую социологию заметно уступает его личному авторитету как ученого. Это связано не в последнюю очередь со сложным понятийным аппаратом его социологии и сложным стилем изложения мыслей.

Работа состоит из  1 файл

Funkcionalism 1.docx

— 36.81 Кб (Скачать документ)

Подводя итоги общего влияние функционализма на социологию, его анализа отношений индивида и общества, элементов и системы, можно отметить, что оно состоит  в обосновании автономии социальной системы по отношению к своим  элементам, то есть социальным действиям. Иными словами, функционализм направлен  не на непосредственное выведение ценностей  культуры и социальных институтов из потребностей или социальных действий, а на обнаружение связей между  легитимной общественной системой, потребностями  и социальными действиями." Это одна из центральных тем социологии Парсонса. 

Конкретное влияние  на творчество Парсонса оказал функционализм  представителя культурантропологии Б. Малиновского. Влияние его идей хорошо описано историком социологии Ф. Йонасом: "Предметом системной теории являются не причины существования целого, а способ, посредством которого целое существует как целое Иначе говоря, исходя из идеи стабильности целого, системная теория выясняет условия, которые необходимы для существования системы." Йонас подчеркивает, что Парсонс продолжает исследовать основную проблему функционализма – вопрос об условиях возможности социального порядка, о социальных функциях, выполнение которых необходимо для сохранения социальной системы. Исходя из наличия социального порядка, исследователь выясняет условия его существования, а не "причины". 

Мы уже касались идейных источников системно-теоретического направления в социальных науках и отмечали, что в конце XIX века вновь обострился интерес к проблеме взаимосвязи индивида и общества, к проблеме социального порядка  и что решение этих вопросов связано  с системными идеями. В этой связи  Парсонса привлекает социальная философия  Гоббса, который придавал проблеме социального порядка первостепенное значение. Сам Парсонс не раз подчёркивал, что в его теории речь идёт именно о "гоббсовой проблеме социального порядка", хотя он и не разделяет взглядов Гоббса! В отличие от Гоббса Парсонс считает, что социальный порядок современного общества основан не принуждении центральной власти, а на понимании людьми разумности порядка, которое они приобретают в процессе социализации. 

Понятие социализации в социологии впервые было введено  в научный оборот Э. А. Россом в 1896 г. в статье "Социальный контроль" в первом номере "Американского  социологического журнала" В ней  рассматриваются два механизма, с помощью которых общество решает нелегкую проблему "формирования таких  чувств и желаний индивида, которые  соответствовали бы потребностям социальной группы". Ими являются социальный контроль и социализация. 

Парсонc рассматривает их с системно-теоретической точки зрения. В одной из статей на эту тему он обобщает классические положения о социализации Дюркгейма, Фрейда и Кули, анализирует актуальные теоретические положения Мида, представителей бихевиоризма и определяет социализацию как „процесс приобретения индивидами диспозиций, необходимых для того, чтобы исполнять роли, предписанные им обществом. В свою очередь роли определяются нормами, связанными с общезначимыми, институционализированными ценностями, они соотносятся друг с другом в системах взаимодействия." 

Чтобы подробнее  пояснить значение социального контроля в процессе социализации, обратимся  к логике рассуждений самого Парсонса. Он уподобляет молодое поколение  „варварам“ и утверждает, что социализация позволяет сделать из них „нормальных  людей“. Так называемое "варварское вторжение" нового поколения детей  имеет место в любом обществе. Под ним следует понимать отсутствие у ребенка схем поведения, связанных  с социальными статусами наряду с длительным периодом биологической  зрелости." Такая логика рассуждений созвучна идее „методической“ социализации "homo duplex" Дюркгейма, а социализация означает усвоение ценностей культуры и социальных ролей, то есть является инкультурацией. 

Согласно Парсонсу важнейшая функциональная проблема взаимоотношения личности и социальной системы заключается в организации процесса социального научения на протяжении всей жизни, в развитии и поддержании мотивации личности к участию в социально значимых и подконтрольных формах социального поведения. Для этого общество должно удовлетворять потребности своих членов и поощрять такое поведение, так как оно, как и функциональная система, само зависит от вклада своих членов в его жизнь. Взаимоотношения личности и общества по сути дела представляют собой „социализацию“ как совокупность процессов, благодаря которым личность становится членом сообщества и приобретает социальный статус. Личность является основной формой организации социального действия, и процесс социализации всегда существенен для её становления и функционирования. Итак, социализация представляет собой соединение индивидуальной мотивации с функциональными потребностями общества. Таково первое объяснение социального порядка Парсонсом – объяснение через процесс социализации. 

Предпосылкой всякого  объяснения социального порядка, в  том числе и рассмотренного выше, является допущение о том, что  всякое целое обладает имманентной  упорядоченностью, откуда и следуют  все остальные рассуждения. В  связи с этим возникает вопрос о том, чем в конечном итоге  определяется имманентный порядок  целого. Рассматривая рассуждения Парсонса в этой связи, историк социологии Йонас полагает, что на него оказала  некоторое влияние философия  Готфрида Лейбница (1646-1716) с ее идеей  „предустановленной гармонии“. Парсонс, конечно, далек от идеи божественного  установления социального порядка  – он исходит из равновесия системы, и в то же время „не может, подобно  Гоббсу, исходить из наличия Левиафана, который обеспечивал бы функциональный порядок как таковой. Ни Бог, ни насилие  не убедительны для объяснения социальной интеграции современного общества." Ответ Парсонса заключается в разработке теории социальной системы, ее структуры и динамики. 

Парсонс не случайно подчёркивал, что название его основного  сочинения "Социальная система" связано  с творчеством психолога Л. Дж. Хендерсона, исследователя социологии Вильфредо Парето (1848-1923), в которой уже разработано системно-теоретическое понятие „социального“. Парсонс обращает внимание читателя на развитие этой мысли Парето в его сочинении. Здесь же среди важнейших источников системно-теоретического мышления Парсонса следует назвать психоанализ Фрейда (1856-1939), из которого заимствуется понятие мотивации. Мотивация, согласно Парсонсу, является психологической предпосылкой интеграции и функционирования социальных систем. Таким образом, в центре внимания Парсонса находится динамика социальных систем и соединение общезначимых ценностей со структурой потребностей личности. 

В научной литературе порой утверждается, что социология Парсонса никак не связана с творчеством  Герберта Спенсера (1820-1903) –"модного" философа и социолога конца XIX в. - и в доказательство приводится метафорическое высказывание Парсонса "социология Спенсера мертва". Однако на самом деле его отношение к творчеству этого английского социолога совершенно иное. Цитированное высказывание действительно имеется в начале сочинения Парсонса "Структура социального действия" (1937), но далее поясняется, что теория Спенсера „мертва“ для Парсонса лишь частично, в отношении концепции эволюции общества. Действительно, Парсонса пока не интересуют вопросы социальной эволюции, он сосредоточен лишь на одном фундаментальном вопросе социологии – проблеме возникновения и сохранения социального порядка. По этим вопросам Спенсер как раз и предложил весьма интересные гипотезы, в частности, он разработал модель общества как сверхорганизма. Оценивая модель Спенсера, Йонас пишет: "Социальная система сохраняется благодаря тому, что её части выполняют свои функции, структура системы обеспечивает ее интеграцию в единое целое. Ядром спенсеровской теории является понятие общества как функциональной системы социальных институтов." Несомненно, что Парсонс заимствует эту идею Спенсера, а также его мысль о том, что индивиды ориентируют свои действия на поощрения и наказания. 

Большое влияние  на творчество Парсонса оказал другой родоначальник социологии - Эмиль  Дюркгейм (1858-1917). Дюркгейм объяснял социальный порядок через процесс социализации, в ходе которого социальные нормы  и ценности приобретают качество внутренней принудительной силы. Парсонс продолжает эту мысль и полемизирует против линии Гоббса в социальных науках, согласно которой социальный порядок обеспечивается лишь внешним принуждением централизованной власти, а также против „договорных“ воззрений на общество, встречающихся у Спенсера вследствие влияния социального дарвинизма. 

Наконец, следует  отметить, что Парсонс разделяет  идею Макса Вебера (1864-1920) о смысловом  характере и ценностной обусловленности  социального действия, откуда следует, что понимание людьми друг друга  возможно лишь на основе общих ценностей. Данная мысль является одной из важнейших  в социологии Парсонса. 

Даже краткий обзор  идейно-теоретических источников социологии Парсонса показывает, насколько основательным  является фундамент его теории. Следует  подчеркнуть, что Парсонс не просто подытоживает, а основательно перерабатывает идеи своих предшественников по поводу основного вопроса социологии –  проблемы социального порядка современного общества – что будет рассмотрено  ниже. Прежде чем сделать это, уместно  еще раз обобщить цели социологии Парсонса. К ним относятся, во-первых, теоретическая разработка проблемы стабильности современного общества, а не вопросов социальных изменений. Парсонс является „социологом социального  порядка“. Во-вторых, Парсонс стремится  создать теорию, справедливую не только для конкретного общества и конкретных исторических условий, а фундаментальную (общую) теорию. Он создает "теорию, годную на все случаи жизни" и обращается к общей теории систем, исторические предпосылки которой нами уже  были рассмотрены, и теперь на первый план выходит ее основное социологическое  содержание. 

Парсонс исходит  из тривиального факта связи явлений  друг с другом в повседневной жизни. Связь явлений повседневной жизни  невозможно отрицать или хотя бы утверждать, что она случайна, следовательно, форму этой связи можно понимать как систему. В этих рассуждениях содержится фундамент тезиса Парсонса о том, что все социальные явления, будь то личности, социальные действия, социальные институты или даже вся  культура общества представляют собой  системы. Действительно, их элементы определенным образом связаны друг с другом, то есть образуют структуру. Порой это  приводит к отождествлению социальной системы с ее структурой, но Парсонс  относит к структуре лишь "те элементы системы, которые независимы от кратковременных колебаний отношений  системы и окружающей среды." Структура - это относительно стабильные отношения элементов системы. В общей теории систем под структурой понимается упорядоченность элементов, а в рассматриваемой социологической традиции это понятие характеризует отношение между социальными позициями и связанными с ними поведенческими ожиданиями и нормами. 

Из идеи структуры, как заметил однажды Дарендорф, следует статичность социальной реальности. Это не совсем точно, так как имеется еще и процессуальный аспект социальной жизни. В социологии Парсонса как раз и раскрывается связь статических структурных категорий с динамичными элементами системы, и делается это через понятие функции. Как уже отмечалось, согласно понятию системы, ее элементы находятся во взаимодействии и являются друг для друга одновременно причиной и следствием. Понятие функции охватывает оба этих отношения между элементами. Парсонс дополнительно ограничивает понятие функции вкладом определённого элемента или процесса в сохранение структуры системы. Причина этого ограничения связана с главным научным интересом Парсонса - проблемой социального порядка. Таким образом, все социальные явления представляют собой системы взаимосвязанных элементов, выполняющих задачи (то есть функции), обусловленные целевым аспектом системы и ее структурой. В таком значении понятие функции использовалось еще Дюркгеймом, когда он утверждал, что имеется соответствие поведения элементов системы ее потребностям. Правда, Дюркгейм не использовал в своих рассуждениях категории „цель – результат“, а говорил лишь о "роли или функции", что еще не объясняет, как возникает соответствие функций и потребностей. 

В социологии Парсонса понятие функции используется для  характеристики вклада элемента в сохранение или изменения определённого  состояния социальной системы. Факторы, способствующие сохранению системы, являются функциональными, а нарушающие ее равновесие - дисфункциональными. Парсонс исходит из приоритета системы и её структуры над функциями и поэтому называет свою теорию "структурно-функциональной". Логическую основу структурно-функциональной теории Парсонса, согласно Дарендорфу, составляют следующие теоретические положения: во-первых, гипотеза о наличии структуры социальной реальности; и, во-вторых, исследование функций, то есть вклада элементов системы в процесс ее функционирования, что позволяет теоретически решить проблему стабильности социальных систем. 

Итак, в центре внимания социологии Парсонса находится сохранение общественной системы, а не ее изменение, причем целью теории общества является „определение условий, при которых  отношения между составными частями  социальной системы имеют тенденцию  к стабильности - будь то в "статическом" или в "динамическом" смысле,то есть условий подвижного равновесия. Все системы обладают структурой, которая связана с функциями, поэтому все системы имеют нечто общее. Парсонс даже назвал свою теорию "общей теорией систем", что в отношении теории социальной системы требует философско-антропологических комментариев. 

 Система означает  упорядоченность относящихся к  ней явлений и процессов. Если  природные системы возникают  естественным образом, то социальные  системы, через которые осуществляется  взаимодействие человека с природой  и людей между собой, представляют  собой системы особого рода  – они являются специфически  человеческой формой решения  проблем. Редактор и комментатор  сочинений Парсонса Стефан Йенсен считает это положение важнейшей идейной предпосылкой системной теории Парсонса. Он пишет, что "образование систем как основной механизм решения проблем... еще до всякой науки было открыто на практике. Обобщение отдельных элементов опыта в комплексы и классы однородных явлений... необходимы по антропологическим причинам. Парадигмой этого процесса является языковое овладением миром: символическая абстракция уже является обобщением отдельных элементов социального опыта в систему." 

Таким образом, источник системного мышления, согласно философским  воззрениям Парсонса, кроется в систематизирующих  свойствах сознания, благодаря которым  человек вносит порядок в разнообразие своего опыта. Он вновь и вновь  размышляет над событиями, обобщает их, присваивает им названия, с помощью  которых типологизирует их. Рассуждения о системных свойствах мышление справедливы, согласно Парсонсу, и для всех форм человеческого поведения, в том числе и для социальных действий. Мы уже цитировали в этой связи комментарий Йенсена о том, что системообразование как основной способ решения проблем „еще до всякой науки было открыто на практике“, но подчеркнем еще раз, что это положение подтверждается на практике как для мышления, так и для социальных действий. Практическая жизнь является непрерывным процессом социальной систематизации. Таким образом, одной из важнейших составных частей системной теории Парсонса является философско-антропологическое положение о том, что образование систем является общечеловеческим способом решения любых проблем. Отсюда следует, что социальное действие также является системой. 

Информация о работе Проблема социального порядка в социологии Талкотта Парсонса