Проблематика современной безнадзорности и беспризорности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 00:27, статья

Описание

В настоящее время в России становятся очень актуальными проблемы детской безнадзорности и беспризорности. Данные проблемы приобретают угрожающий характер в масштабах всей страны.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 31.06 Кб (Скачать документ)

Проблематика  современной безнадзорности и беспризорности

В настоящее  время в России становятся очень  актуальными проблемы детской безнадзорности и беспризорности. Данные проблемы приобретают угрожающий характер в  масштабах всей страны.

В большой  степени возникновению детской  безнадзорности и беспризорности способствуют конфликтная обстановка в семьях, бедность, отсутствие должного внимания к детям, жестокое обращение с  детьми в частности и нестабильная экономическая ситуация в стране, безработица, несовершенство законодательной  системы в целом. Данные социальные явления порождают собой достаточно тяжелые социальные последствия. Это  и детская преступность, наркомания, алкоголизм и т.д.

К одной  из наиболее главных причин возникновения  социального сиротства и беспризорности можно отнести так же ослабление института семьи, ведь именно он является основополагающей базой развития ребенка.  

Безнадзорность, беспризорность в общем смысле –  «термины, характеризующие определенные социальные особенности несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации». В Федеральном законе «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (в ред. от 13.01. 2001 №1_ФЗ, от 07.07.2003 №111_ФЗ) даются следующие определения данных явлений: «безнадзорный — несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц; беспризорный — безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания».

«Жизнь  беспризорных и безнадзорных детей  оборачивается тяжелыми для них  и общества последствиями. Чем больше стаж такой жизни, тем более деформируется  личность.  Отмечается рост насильственных и корыстных преступлений, преступность несовершеннолетних приобретает все более организованный и групповой характер. Почти каждое третье правонарушение совершается неработающими и необучающимися подростками».

Проблемы  детской безнадзорности и беспризорности должны решаться незамедлительно, они  требуют глубокого осмысления причин возникновения и серьезного отношения  всех субъектов общества - государственных  структур, социальных работников, ученых и общественных организаций.  Дети - это будущее общества. Его богатство, поэтому необходимо и очень важно уделять повышенное внимание проблемам безнадзорности и беспризорности, ведь именно в семье растет и развивается ребенок, получает первые необходимые социальные навыки, в семье закладываются жизненные ценности и ориентации.  И немаловажно, как и в каком ключе происходят данные процессы. Иначе, что можно ожидать от необразованных молодых людей, выросших на улице? Поэтому создание благоприятных условий для детей наиболее важное направление государственной и общественной политики.

По данным бывшего вице-премьера В.И. Матвиенко, количество беспризорных детей в  России на начало 2002 года составляло более 1 миллиона, к этому можно так  же прибавить 100-200 тысяч безнадзорных . Следует отметить, что вряд ли эти данные являются стопроцентно точными. Так, например, по оценкам МВД и Генпрокуратуры, их число достигало 2-2,5 миллиона человек, а по оценкам Совета Федерации и независимых экспертов - 3-4 миллиона человек.

«Опасность  беспризорности состоит в том, что  в этой среде преобладают необратимые  процессы в плане духовного развития личности, в том, что она способствует формированию личности, не приспособленной  к нормальной общественной жизни. Беспризорность — это социокультурная проблема, которую можно обозначить как вырождение нации» .

Проблема  беспризорных и безнадзорных детей  находит отражение в различных  научных дисциплинах: социологии, педагогики, психологии, культурологи и др. Это  говорит о высокой актуальности проблемы, о том, что ее пробуют  решить и ослабить. Так же с этим связано множество разносторонних исследовательских подходов к данной теме.

«Изучением  дореволюционного опыта работы с  беспризорными и безнадзорными  детьми занимались: Н. В. Елфимова, Т. П. Папкова, М. В. Фирсов и другие»

В работах  М.Н. Гернера, М.И Маро (Левитиной), Е.Лившиц в начале 1920-х годов рассматривались причины беспризорности, анализировались варианты ликвидации данного явления.  После Великой Отечественной войны начинается всплеск исследовательских работ, посвященных беспризорности. Это в большей степени обуславливается огромным количеством потерявшихся детей и детей, оставшихся без родителей. Распад СССР, экономические и политические преобразования в конце 1980-х – начале 1990-х годов способствовало актуализации проблем безнадзорности и беспризорности, появляется большое число публикаций, посвященных современным проблемам беспризорности. Среди авторов того периода можно отметить: А. Бланков, А. М. Нечаева, И. Ф. Кривонос, Е. Г. Слуцкий и др. «Характерной чертой научной литературы является отсутствие четких границ между дефинициями «беспризорность» и «безнадзорность». Такая позиция сохраняется у И. Ф. Дементьевой, Э. Б. Мельниковой, Л. Я. Олифренко, Т. И. Шульги. Изучению образа жизни, социальной организации беспризорных в городских условиях было посвящено исследование А. Стивенсон».

Сегодня, анализируя действия органов власти касающихся защиты детей и подростков; помощи в социализации; частичного искоренения явлений беспризорности и безнадзорности, а в случае невозможности  этого, создание более-менее комфортных условий жизни для таких детей, можно сказать, что эти действия не являются в полной мере достаточными и эффективными.  Конечно, не стоит забывать, что полностью решить проблемы беспризорности и безнадзорности, скорее всего задача невозможная. Именно поэтому необходимо разрабатывать специальные программы профилактики данных негативных явлений, усовершенствовать систему социальной защиты детей, оказывать поддержку многодетным и неблагополучным семьям, а так же семьям с маленьким достатком.

В 2009г. Научно-техническим центром «Перспектива»  было проведено исследование, посвященное  проблемам детской безнадзорности и беспризорности в Ханты-Мансийском автономном округом. Исследование показало, что проблема детской безнадзорности и беспризорности в автономном округе не входит сегодня в число наиболее значимых проблем для жителей региона. Ее позиционирование в ряду событий и процессов, которые вызывают тревогу и озабоченность опрошенных, говорит об этом достаточно красноречиво – отмеченная 14,4% респондентов, она занимает в общем рейтинге общеокружных проблем только 14-ое место.

Проблема  преступности и безнадзорности сегодня  не имеет сегодня высокой степени  актуализации в массовом сознании населения  округа - в ряду событий и процессов, которые вызывают тревогу и озабоченность опрошенных, ее отмечают только 14,4% респондентов, в общем рейтинге проблем округа она занимает только 14-ое место. Безотносительно других социальных проблем округа в той или иной степени острой проблему беспризорности и безнадзорности считают 32,2% опрошенных, в том числе 11,4% охарактеризовали ее как очень острую. Представляется, что данный уровень осознания населением округа действительного масштаба проблемы недостаточен, необходимы меры по его повышению, донесению до жителей информации о состоянии дел в этой сфере (в том числе о количестве детей, оставшихся без надзора и опеки родителей, причинах попадания в социально опасную ситуацию и т.д.).

Логика  отношения населения округа к  детской беспризорности и безнадзорности строится вокруг главного принципа - это дело в основном тех семей, где есть такие дети. Так, основным виновником высокого уровня беспризорности и безнадзорности в округе опрошенные считают неблагополучные семьи, не занимающиеся воспитанием детей (76,4%). Остальные субъекты ситуации - общество, игнорирующее существование проблемы; местные, окружные власти, не контролирующие в должной мере ситуацию с неблагополучными семьями; государство, недостаточно финансирующее решение проблемы – в контексте проблемы беспризорности и безнадзорности остаются на периферии массового сознания. Конкретные причины сложившейся ситуации опрошенные также связывают, прежде всего, с неблагополучной семьей, фокусируя внимание на росте алкоголизма и наркомании (62,6%), низком уровне жизни большинства российских семей (57,3%).

Таким образом, в массовом сознании населения  округа складывается стереотипное восприятие беспризорности и безнадзорности, которое  ограничивает проблему пространством  только самой неблагополучной семьи, где есть такие дети, тогда как  остальное общество выводится из контекста этой проблемы. Это, в свою очередь, формирует основы для равнодушного отношения людей к проблеме беспризорных и безнадзорных детей, позволяя идентифицировать ее как «чужую» проблему, не затрагивающую интересы остальных людей.

В этой связи показательным являются различия в отношении опрошенных к беспризорности и безнадзорности, с одной стороны, и проблемой детской и подростковой преступности – с другой. Как показало исследование, последняя проблема актуализирована в массовом сознании гораздо сильнее. Если о росте беспризорности и безнадзорности в числе наиболее актуальных проблем округа в ходе опроса говорили только 14,4% респондентов, то рост подростковой преступности вызывает тревогу у значительно большего числа жителей округа (22,7%), в «проблемном рейтинге» региона эта проблема занимает 9-ое место.

Такое повышение значимости проблемы детской  и подростковой преступности не случайно, поскольку она, в отличие от беспризорности и безнадзорности, задевает жизненно важные интересы человека, касается его  личной безопасности, представляет угрозу для его жизни и здоровья. Действительно, в ходе опроса 55,8% респондентов выразили опасения, что могут стать жертвами подростковой преступности, в том  числе 13,4% очень этого боятся. И  это при том, что частота столкновений опрошенных с проблемой подростковой преступности «лицом к лицу» заметно ниже, чем число столкновений с проявлениями беспризорности и безнадзорности: если беспризорные и безнадзорные дети фигурируют в жизненном опыте последнего года 30,8% опрошенных, то проявления подростковой преступности – в опыте 24,3% респондентов.

Поэтому важно преодолеть ту грань, которая  отделяет в сознании жителей округа проблему беспризорности и безнадзорности от их личных интересов и проблем. Следует создавать устойчивые связи  в сознании людей между истоками проблемы (беспризорностью и безнадзорностью) и ее последствиями (детской и  подростковой преступностью), перекидывая  от них «мост» к интересам и  ценностям каждого человека. Эффективным  в этом смысле было бы доведение  до сведений людей тех реальных жизненных  историй, в которых прослеживаются эти связи, прежде всего, посредством  СМИ – в ТВ и радиопередачах, публикациях самого разного жанра, рассчитанных на самую разную аудиторию.

Необходимо  развивать восприятие населением округа проблемы беспризорности и безнадзорности через стереотип «общего дела», которое касается каждого, а потому требует участия каждого в  ее решении. На сегодняшний же день большинство опрошенных (71,6%) ожидают, что именно в рамках неблагополучной семьи, где это явление сформировалось, оно и должно решаться. Второй субъект решения проблемы, по мнению жителей округа – государство (46,3%). Что касается самого общества, то оно в контексте решения проблемы фигурирует редко, как в лице общественных, благотворительных организаций, церкви (2-4%), так и в лице «простых граждан», людей, которые являются свидетелями ситуации детской беспризорности – родственники, знакомые, соседи (10%). Поэтому сегодня необходимо поднимать статус гражданина как субъекта, ответственного не только за собственную судьбу и судьбу членов своей семьи, но как субъекта небезразличного и неравнодушного к жизни окружающих людей, прежде всего, детей, преодолевать отношение к беспризорным и безнадзорным как к «чужим».

При этом в логике отношения к беспризорности и безнадзорности как проблеме неблагополучных  семей, в качестве мер, необходимых  для ее решения, называются, прежде всего, усиление ответственности для  родителей (административной за воспитание детей - 42,8%, уголовной за беспризорность - 42,6%), а также материальная поддержка семьи путем улучшения благосостояния населения в целом (29,3%) и усиления целевой государственной материальной и социальной поддержки семей с детьми (18,2%).

В рамках работы, которая ведется в округе по профилактике безнадзорности, правонарушений и защиты прав несовершеннолетних, наиболее известными для опрошенных являются "горячая линия" по проблемам  домашнего насилия и жестокого  обращения для детей, нуждающихся  в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (41,5%), размещение на местных  каналах телевидения социально-рекламных  роликов по вопросам предупреждения безнадзорности, правонарушений и защиты прав несовершеннолетних, профилактике алкоголизма, жестокого обращения  с детьми (29,7%), меры по трудоустройству несовершеннолетних (26,1%) и мероприятия по профилактике правонарушений и преступлений несовершеннолетних, проводимые УВД по автономному округа (операции «Защита», «Подросток», рейды по выявлению беспризорных и безнадзорных детей - 25,4%).

Стараясь  отгородиться от проблемы детской беспризорности и безнадзорности, соответствующим  образом жители округа выстраивают  и свое поведение в отношении  таких детей. В типичной ситуации – сталкиваясь на улицах, в транспорте, магазинах с детьми-попрошайками – чаще всего респонденты «откупаются» от них небольшими подаяниями (26,2%) либо просто проходят мимо (17%), стараются избежать с ним общения (9,5%).

В то же время, среди жителей округа есть и те, кто понимает, что проблема беспризорных и безнадзорных детей  не может быть решена только лишь в  рамках самих неблагополучных семей  и только силами государства, что  детям, попавшим в тяжелую жизненную  ситуацию, необходима поддержка всего  общества, просто неравнодушных людей. Представляется, что именно на этих людей следует делать «ставку» при  вовлечении населения в решение  проблемы детской беспризорности и  безнадзорности. Важно при этом правильно  оценивать реальный потенциал гражданского участия в этом вопросе.

В ходе опроса 9,5% респондентов заявили, что  уже оказывают помощь беспризорным и безнадзорным детям, еще 29,3% декларировали  желание помогать неблагополучным  детям.

Информация о работе Проблематика современной безнадзорности и беспризорности