Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 00:27, статья
В настоящее время в России становятся очень актуальными проблемы детской безнадзорности и беспризорности. Данные проблемы приобретают угрожающий характер в масштабах всей страны.
Проблематика современной безнадзорности и беспризорности
В настоящее время в России становятся очень актуальными проблемы детской безнадзорности и беспризорности. Данные проблемы приобретают угрожающий характер в масштабах всей страны.
В большой
степени возникновению детской
безнадзорности и беспризорности способствуют
конфликтная обстановка в семьях,
бедность, отсутствие должного внимания
к детям, жестокое обращение с
детьми в частности и нестабильная
экономическая ситуация в стране,
безработица, несовершенство законодательной
системы в целом. Данные социальные
явления порождают собой
К одной
из наиболее главных причин возникновения
социального сиротства и
Безнадзорность,
беспризорность в общем смысле –
«термины, характеризующие определенные
социальные особенности
«Жизнь беспризорных и безнадзорных детей оборачивается тяжелыми для них и общества последствиями. Чем больше стаж такой жизни, тем более деформируется личность. Отмечается рост насильственных и корыстных преступлений, преступность несовершеннолетних приобретает все более организованный и групповой характер. Почти каждое третье правонарушение совершается неработающими и необучающимися подростками».
Проблемы детской безнадзорности и беспризорности должны решаться незамедлительно, они требуют глубокого осмысления причин возникновения и серьезного отношения всех субъектов общества - государственных структур, социальных работников, ученых и общественных организаций. Дети - это будущее общества. Его богатство, поэтому необходимо и очень важно уделять повышенное внимание проблемам безнадзорности и беспризорности, ведь именно в семье растет и развивается ребенок, получает первые необходимые социальные навыки, в семье закладываются жизненные ценности и ориентации. И немаловажно, как и в каком ключе происходят данные процессы. Иначе, что можно ожидать от необразованных молодых людей, выросших на улице? Поэтому создание благоприятных условий для детей наиболее важное направление государственной и общественной политики.
По данным бывшего вице-премьера В.И. Матвиенко, количество беспризорных детей в России на начало 2002 года составляло более 1 миллиона, к этому можно так же прибавить 100-200 тысяч безнадзорных . Следует отметить, что вряд ли эти данные являются стопроцентно точными. Так, например, по оценкам МВД и Генпрокуратуры, их число достигало 2-2,5 миллиона человек, а по оценкам Совета Федерации и независимых экспертов - 3-4 миллиона человек.
«Опасность беспризорности состоит в том, что в этой среде преобладают необратимые процессы в плане духовного развития личности, в том, что она способствует формированию личности, не приспособленной к нормальной общественной жизни. Беспризорность — это социокультурная проблема, которую можно обозначить как вырождение нации» .
Проблема
беспризорных и безнадзорных детей
находит отражение в различных
научных дисциплинах: социологии, педагогики,
психологии, культурологи и др. Это
говорит о высокой актуальности
проблемы, о том, что ее пробуют
решить и ослабить. Так же с этим
связано множество
«Изучением дореволюционного опыта работы с беспризорными и безнадзорными детьми занимались: Н. В. Елфимова, Т. П. Папкова, М. В. Фирсов и другие»
В работах М.Н. Гернера, М.И Маро (Левитиной), Е.Лившиц в начале 1920-х годов рассматривались причины беспризорности, анализировались варианты ликвидации данного явления. После Великой Отечественной войны начинается всплеск исследовательских работ, посвященных беспризорности. Это в большей степени обуславливается огромным количеством потерявшихся детей и детей, оставшихся без родителей. Распад СССР, экономические и политические преобразования в конце 1980-х – начале 1990-х годов способствовало актуализации проблем безнадзорности и беспризорности, появляется большое число публикаций, посвященных современным проблемам беспризорности. Среди авторов того периода можно отметить: А. Бланков, А. М. Нечаева, И. Ф. Кривонос, Е. Г. Слуцкий и др. «Характерной чертой научной литературы является отсутствие четких границ между дефинициями «беспризорность» и «безнадзорность». Такая позиция сохраняется у И. Ф. Дементьевой, Э. Б. Мельниковой, Л. Я. Олифренко, Т. И. Шульги. Изучению образа жизни, социальной организации беспризорных в городских условиях было посвящено исследование А. Стивенсон».
Сегодня,
анализируя действия органов власти
касающихся защиты детей и подростков;
помощи в социализации; частичного
искоренения явлений
В 2009г.
Научно-техническим центром «
Проблема преступности и безнадзорности сегодня не имеет сегодня высокой степени актуализации в массовом сознании населения округа - в ряду событий и процессов, которые вызывают тревогу и озабоченность опрошенных, ее отмечают только 14,4% респондентов, в общем рейтинге проблем округа она занимает только 14-ое место. Безотносительно других социальных проблем округа в той или иной степени острой проблему беспризорности и безнадзорности считают 32,2% опрошенных, в том числе 11,4% охарактеризовали ее как очень острую. Представляется, что данный уровень осознания населением округа действительного масштаба проблемы недостаточен, необходимы меры по его повышению, донесению до жителей информации о состоянии дел в этой сфере (в том числе о количестве детей, оставшихся без надзора и опеки родителей, причинах попадания в социально опасную ситуацию и т.д.).
Логика отношения населения округа к детской беспризорности и безнадзорности строится вокруг главного принципа - это дело в основном тех семей, где есть такие дети. Так, основным виновником высокого уровня беспризорности и безнадзорности в округе опрошенные считают неблагополучные семьи, не занимающиеся воспитанием детей (76,4%). Остальные субъекты ситуации - общество, игнорирующее существование проблемы; местные, окружные власти, не контролирующие в должной мере ситуацию с неблагополучными семьями; государство, недостаточно финансирующее решение проблемы – в контексте проблемы беспризорности и безнадзорности остаются на периферии массового сознания. Конкретные причины сложившейся ситуации опрошенные также связывают, прежде всего, с неблагополучной семьей, фокусируя внимание на росте алкоголизма и наркомании (62,6%), низком уровне жизни большинства российских семей (57,3%).
Таким образом, в массовом сознании населения округа складывается стереотипное восприятие беспризорности и безнадзорности, которое ограничивает проблему пространством только самой неблагополучной семьи, где есть такие дети, тогда как остальное общество выводится из контекста этой проблемы. Это, в свою очередь, формирует основы для равнодушного отношения людей к проблеме беспризорных и безнадзорных детей, позволяя идентифицировать ее как «чужую» проблему, не затрагивающую интересы остальных людей.
В этой связи показательным являются различия в отношении опрошенных к беспризорности и безнадзорности, с одной стороны, и проблемой детской и подростковой преступности – с другой. Как показало исследование, последняя проблема актуализирована в массовом сознании гораздо сильнее. Если о росте беспризорности и безнадзорности в числе наиболее актуальных проблем округа в ходе опроса говорили только 14,4% респондентов, то рост подростковой преступности вызывает тревогу у значительно большего числа жителей округа (22,7%), в «проблемном рейтинге» региона эта проблема занимает 9-ое место.
Такое повышение значимости проблемы детской и подростковой преступности не случайно, поскольку она, в отличие от беспризорности и безнадзорности, задевает жизненно важные интересы человека, касается его личной безопасности, представляет угрозу для его жизни и здоровья. Действительно, в ходе опроса 55,8% респондентов выразили опасения, что могут стать жертвами подростковой преступности, в том числе 13,4% очень этого боятся. И это при том, что частота столкновений опрошенных с проблемой подростковой преступности «лицом к лицу» заметно ниже, чем число столкновений с проявлениями беспризорности и безнадзорности: если беспризорные и безнадзорные дети фигурируют в жизненном опыте последнего года 30,8% опрошенных, то проявления подростковой преступности – в опыте 24,3% респондентов.
Поэтому
важно преодолеть ту грань, которая
отделяет в сознании жителей округа
проблему беспризорности и безнадзорности
от их личных интересов и проблем.
Следует создавать устойчивые связи
в сознании людей между истоками
проблемы (беспризорностью и
Необходимо развивать восприятие населением округа проблемы беспризорности и безнадзорности через стереотип «общего дела», которое касается каждого, а потому требует участия каждого в ее решении. На сегодняшний же день большинство опрошенных (71,6%) ожидают, что именно в рамках неблагополучной семьи, где это явление сформировалось, оно и должно решаться. Второй субъект решения проблемы, по мнению жителей округа – государство (46,3%). Что касается самого общества, то оно в контексте решения проблемы фигурирует редко, как в лице общественных, благотворительных организаций, церкви (2-4%), так и в лице «простых граждан», людей, которые являются свидетелями ситуации детской беспризорности – родственники, знакомые, соседи (10%). Поэтому сегодня необходимо поднимать статус гражданина как субъекта, ответственного не только за собственную судьбу и судьбу членов своей семьи, но как субъекта небезразличного и неравнодушного к жизни окружающих людей, прежде всего, детей, преодолевать отношение к беспризорным и безнадзорным как к «чужим».
При этом в логике отношения к беспризорности и безнадзорности как проблеме неблагополучных семей, в качестве мер, необходимых для ее решения, называются, прежде всего, усиление ответственности для родителей (административной за воспитание детей - 42,8%, уголовной за беспризорность - 42,6%), а также материальная поддержка семьи путем улучшения благосостояния населения в целом (29,3%) и усиления целевой государственной материальной и социальной поддержки семей с детьми (18,2%).
В рамках
работы, которая ведется в округе
по профилактике безнадзорности, правонарушений
и защиты прав несовершеннолетних,
наиболее известными для опрошенных
являются "горячая линия" по проблемам
домашнего насилия и жестокого
обращения для детей, нуждающихся
в психолого-педагогической и медико-социальной
помощи (41,5%), размещение на местных
каналах телевидения социально-
Стараясь
отгородиться от проблемы детской беспризорности
и безнадзорности, соответствующим
образом жители округа выстраивают
и свое поведение в отношении
таких детей. В типичной ситуации
– сталкиваясь на улицах, в транспорте,
магазинах с детьми-
В то же время, среди жителей округа есть и те, кто понимает, что проблема беспризорных и безнадзорных детей не может быть решена только лишь в рамках самих неблагополучных семей и только силами государства, что детям, попавшим в тяжелую жизненную ситуацию, необходима поддержка всего общества, просто неравнодушных людей. Представляется, что именно на этих людей следует делать «ставку» при вовлечении населения в решение проблемы детской беспризорности и безнадзорности. Важно при этом правильно оценивать реальный потенциал гражданского участия в этом вопросе.
В ходе опроса 9,5% респондентов заявили, что уже оказывают помощь беспризорным и безнадзорным детям, еще 29,3% декларировали желание помогать неблагополучным детям.
Информация о работе Проблематика современной безнадзорности и беспризорности