Среди
форм нематериального участия в
решении проблемы беспризорности для
потенциальных помощников наиболее
приемлемым является информирование об
оставшихся без присмотра детях
и о недобросовестных родителях
соответствующих государственных
и общественных организаций (27-29%), участие
в волонтерском движении (24,7%), временная
опека над конкретным ребенком (21,2%),
трудовое наставничество (19,3%). Наименее
привлекательная форма - участие
в рейдах по выявлению беспризорных и
безнадзорных детей, попавших в социально
опасную ситуацию. При этом наиболее приемлемые
временные затраты на работу с беспризорными
и безнадзорными детьми - несколько дней
в течение месяца (29,8%), чаще всего в пределах
двух-пяти дней.
Среди
форм материально-финансового участия
наиболее популярны те, которые наглядно
и быстро демонстрируют конечный
результат участия и носят
адресный характер - поддержка конкретных
акций, мероприятий (приемлемо для 33,4%
потенциальных участников), помощь конкретным
детям (29%). Гораздо ниже готовность оказывать
финансовую поддержку организациям, работающим
с беспризорными и безнадзорными детьми,
благотворительным фондам, общественным
организациям (6,2-10%). Примерно в равной
степени приемлемыми представляются как
регулярные (14,4%), так и разовые (15,8%) перечисления
средств, чаще всего речь идет о суммах
до 500 рублей или в пределах 500-1000 рублей.
Главные
причины, препятствующие реализации имеющегося
потенциала гражданского участия в
решении проблемы беспризорности и
безнадзорности - это недостаток свободного
времени и «лишних» денег (36,6%), отсутствие
информации о том, как это можно сделать,
куда для этого лучше обратиться, как сориентироваться
в проблеме и возможных способах ее решения
(30,3%), недоверие тем организациям, которые
координируют и осуществляют помощь «трудным»
детям, опасения, что эти организации коррумпированы,
что отданные им деньги не пойдут по назначению
(26,6%).
Подводя
итоги, следует сказать, что для
снижения остроты проблемы и более
активного вовлечения населения
в решение проблемы беспризорности
и безнадзорности необходимо:
1. Создание
и ведение единой базы
данных о безнадзорных и беспризорных
детях, что, в свою очередь, позволит:
- органам
социальной защиты, образования, здравоохранения
и внутренних дел координировать деятельность
по работе с этими категориями детей и
их семьями;
- общественным
и благотворительным организациям более
целенаправленно осуществлять материальную
и психолого-педагогическую помощь указанному
контингенту;
2. Более
подробно изучить опыт субъектов РФ, например,
Краснодарского края, где после введения
т.н. «комендантского часа» для детей,
т.е. времени, позже которого ребенок не
может находиться на улице без сопровождения
взрослых, снизился уровень
детской и подростковой
преступности. В случае признания его
удачным, протестировать на нескольких
территориях округа.
3. С
учетом того, что проблема беспризорности
и безнадзорности детей является
проблемой, прежде всего, социальной,
необходимо принятие мер специальной
профилактики, в их числе:
- - необходимо
повысить роль и статус семьи как социального
института, укрепить в общественном сознании
жителей округа представление о семье
как ценности, для чего необходимо развернуть
широкую информационно-просветительскую
кампанию; создавать и внедрять системы
подготовки молодежи к ответственному
родительству; продолжив реализацию мероприятий,
проведенных в округе в Год семьи и Год
ребенка;
- выявлять
семьи, находящихся в социально опасном
положении, и оказывать им помощи в обучении
и воспитании детей
3. Важно
проводить более широкое
информирование населения округа о реализуемых
в округе направлениях работы по
профилактике детской
беспризорности, безнадзорности
и преступности, с тем, чтобы к ним могли
присоединяться те жители округа, которые
имеют ресурсы и желание помогать беспризорным
и безнадзорным детям. Возможно, для этого
следует создать отдельный сайт, т.к. в
настоящем виде на официальном портале
«добраться» до конкретных адресов обращений
и плане мероприятий на предстоящий период
очень сложно, либо информация отсутствует.
4. С
целью координации всех видов
деятельности по работе с безнадзорными
и беспризорными детьми необходимо
разработать окружную целевую
программу "Профилактика безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних".
2010 год объявлен Годом равных возможностей,
в данном контексте этот год должен стать
годом равных возможностей для детей,
лишенных семьи и достойных условий жизни.
5. Следует
постараться изменить имидж детских
домов, школ-интернатов, специальных
учебно-воспитательных и иных
детских учреждений как содержащих
«сирых и убогих». Необходимо
позиционировать их как учреждения,
оказывающие поддержку детям,
не по своей вине оказавшимся
в трудной жизненной ситуации.
6. Поднимать
статус общественных институтов,
занимающихся вопросами «трудных»
детей, создавать отношение доверия
к ним со стороны граждан,
что позволит иметь широкую
организационную сеть, которая могла
бы аккумулировать потенциал
гражданского участия, координировать
и направлять на решение наиболее
острых задач действия людей,
готовых оказать помощь и пока
не знающих, как это сделать.
Любые успехи в их деятельности
должны находить широкий отклик
в средствах массовой информации.
7. Необходим
слом стереотипов восприятия
общественных организаций как
бюрократизированных и «нечестных
на руку», формирование их нового
имиджа, который вызывал бы у
населения больше доверия. Для
этого необходима их информационная
открытость и регулярное проведение
общественного аудита их деятельности.
8. Формируя
программы гражданского участия
следует учитывать предрасположенность
людей к конкретным формам помощи. Например
- создание в округе разветвленного механизма
сбора информации о неблагополучных семьях
и детях. При этом, учитывая сдержанность
населения в отношении правоохранительных
органов, координацию сбора такой информации
следует замыкать на волонтеров из числа
обычных граждан, что будет выглядеть
для потенциальных информаторов более
привлекательным. Тот же подход следует
учитывать и, например, в отношении проводимых
УВД рейдов по выявлению беспризорных
и безнадзорных детей – более актуальным
было бы позиционировать эти мероприятия
(по крайней мере, в ходе презентации для
населения) как исходящие от гражданских
самообразований, а не от правоохранительных
органов.
Список
литературы:
- Камалдинова,
Э. Ш. Безнадзорность и беспризорность/Э.Ш.
Камалдинова// Знание. Понимание. Умение.
2004. №1. С. 133-134
- Федеральный
закон от 24.12.1999 № 120-ФЗ (ред. от 01.12.2007) "Об
основах системы профилактики
безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних" // http://mon.gov.ru/dok/fz/vosp/4005/
- Арефьев,
А. Ненужные дети России/А.Арефьев//Демоскоп
Weekly. 2003. № 113-114.http://www.demoscope.ru/weekly/2003/0113/tema01.php
- Девятова,
Е.В. Беспризорность в контексте российской
культуры/ Дис. на соискание ученой степени
канд. культур. наук. Челябинск, 2009.141 с.
- Васильева,
В.Н. Феномен безнадзорности в условиях
современной России: анализ причин и эффективности
решений/ В.Н. Васильева, Т.Н. Камилова//
Журнал социологии и социальной антропологии.
2008. №2.Том XI. С. 122-135
- Демина,
В.С. Проблемы детской безнадзорности
и беспризорности в Российской Федерации:
социально-политические последствия и
современные технологии решения/В.С.Демина//
Аналитический вестник Совета Федерации
ФС РФ. 2003. № 14 (207)
- Ханбекова,
А.Э. Социально-демографические аспекты
проблемы безнадзорности и беспризорности
детей и подростков/ А.Э. Ханбекова// Вестник
Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского.
Серия Социальные науки. 2008. № 1 (9). С. 130-137
[1] Исследование проводилось
при поддержке Комитета социально-политического
анализа и общественных связей Администрации
Губернатора Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры