Проблемы молодёжи и их решение в сфере труда и занятости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 22:35, реферат

Описание

Подростковая группа (молодежь до 18 лет) представляет в основном учащихся средних школ и профессиональных училищ. В основном они не вовлечены в трудовую деятельность. Однако значительное снижение жизненного уровня большей части населения изменило жизненную позицию этой категории молодежи. Многие из них стремятся заработать деньги основным путём. Они вступают на рынок труда, пополняя ряды безработных.

Содержание

Введение…….……………………………………………………….....3
1.Положение молодежи на рынке труда…………………………….6
2.Проблемы занятости выпускников учебных заведений……….....8
3. Меры, направленные на снижение уровня безработицы……….10
4.Заключение…………………………………………………………..13
5.Список литературы…………………………

Работа состоит из  1 файл

проблемы СР с сомолод..docx

— 31.19 Кб (Скачать документ)
 
 

Реферат.

   По дисциплине: Проблемы социальной работы с молодежью.

На тему: проблемы молодёжи и их решение в  сфере  труда и занятости. 
 
 

                                             
 
 
 
 
 
 
 

Содержание:

 Введение…….……………………………………………………….....3

1.Положение молодежи на рынке труда…………………………….6

2.Проблемы занятости выпускников учебных заведений……….....8

3. Меры, направленные на снижение уровня безработицы……….10

4.Заключение…………………………………………………………..13

5.Список  литературы…………………………………………………14

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

     В наши дни причины, по которым задействована молодежь на рынке труда, различны: зарабатывание денег на жизнь, забота о послевузовском устройстве, желание подработать, чтобы получить опыт в определенной области с намерением и дальше там работать и др. Однако, несмотря на это, усиливается напряженность, связанная с невостребованностью молодых людей, не получивших еще высшее образование, либо получивших высшее образование, но не имеющих стажа работы.

     Необходимость анализа положения молодежи на российском рынке труда обусловливается  двумя важнейшими обстоятельствами. Во-первых, молодые люди составляют около 35% трудоспособного населения  России, во-вторых, что самое главное, они – будущее страны, и от стартовых условий их деятельности зависит последующее развитие. Молодежь уже сегодня во многом определяет политические, экономические и социальные структуры общества. Вместе с тем она во всем мире является одной из особо уязвимых групп на рынке труда, особенно в нашей стране. Несмотря на актуальность перечисленных проблем, им уделяется мало внимания в научных исследованиях, средствах массовой информации, правительственных документах.

     Подростковая  группа (молодежь до 18 лет) представляет в основном учащихся средних школ и профессиональных училищ. В основном они не вовлечены в трудовую деятельность. Однако значительное снижение жизненного уровня большей части населения  изменило жизненную позицию этой категории молодежи. Многие из них  стремятся заработать деньги основным путём. Они вступают на рынок труда, пополняя ряды безработных.

     Нынешняя  ситуация с подростковой занятостью вызывает большую тревогу. Чаше всего – это самозанятость вроде мойки автомашин и торговли газетами или работа в "теневом" секторе экономики. Легальный рынок неквалифицированного детского труда крайне узок. "Макдональдс" и "Русское бистро", естественно, не могут предоставить возможности заработка всем желающим. Поэтому если не решить проблему государственного контроля за занятостью этой молодежной группы, то возникнет опасность увеличения криминального потенциала общества.

     Молодежь  в возрасте 18-24 года – это студенты и молодые люди, завершающие или завершившие в основном профессиональную подготовку. Они являются самой уязвимой группой, вступающей на рынок труда, так как не имеют достаточного профессионального и социального опыта, и в силу этого менее конкурентоспособны.

     В 25-29 лет молодые люди, в основном, уже делают профессиональный выбор, имеют определенную квалификацию, некоторый жизненный и профессиональный опыт. Они знают, чего хотят, чаще всего уже имеют собственную семью и предъявляют достаточно высокие требования к предлагаемой работе.

     Среди безработных, претендующих на вакантное  место, каждый пятый – молодой человек в возрасте 16-29 лет. Отношение числа всех обратившихся в поисках работы в службу занятости к количеству вакансий (конкуренция) составляет почти 17 человек, каждый третий из них - молодой человек в возрасте до 29 лет. Это свидетельствуют о значительном резерве рабочей силы, т.е. потенциале безработицы, в том числе молодежной, который коррелируется с показателем напряженности на рынке безработной молодежи и его официальном уровнем.

     В последнее время безработица  среди молодежи все больше приобретает  застойный характер. Повсеместно  наблюдается сокращение емкости  официального рынка труда и усиление разбалансированности между спросом и предложением рабочей силы, что приведет к дальнейшему росту общей безработицы, в том числе молодежной. 

     1.Положение молодёжи на рынке труда.

     В рамках законодательно установленных  возрастных границ молодёжи наблюдается  сильная дифференциация её групп  практически по всем социальным показателям. Для выявления особенностей трудового  поведения представляется целесообразным дополнительно выявить группы: 14-15 лет, 16-17 лет, 18-20 лет, 21-24 года, 25-29 лет. В  рамках каждой из выделенных групп  существуют свои специфические проблемы социальной и трудовой адаптации. Необходимо подчеркнуть, что в современных  российских условиях происходит сокращение численности и доли молодёжи, выходящей  на рынок труда с уже имеющейся  профессией (специальностью), и одновременно растёт численность и доля тех, кто  ищет работу, не имея не только профессионального, но и законченного общего среднего образования. Это подтверждается и тенденциями социально-имущественного расслоения в молодёжной среде, являющегося результатом аналогичного процесса в обществе в целом.

     Участие в труде 14-15-летних подростков является результатом снижения уровня жизни  населения. Чем ниже семейный доход, тем в большей степени семья  заинтересована в трудовой деятельности подростка. Именно семья в данном случае может стимулировать прекращения  образования и выход на рынок  труда неквалифицированного работника. Трудовые перспективы молодого человека в данном случае неблагоприятны: существует реальная опасность закрепиться  в сфере неквалифицированного, как  правило, физического труда, что  чревато люмпенизацией работника, переходом его в маргинальные слои общества. Эпизодическое участие 14-15-летних подростков в трудовой деятельности, не сопровождающееся прекращением получения  образования (например, в период летних школьных каникул), может оцениваться  как положительное явление, отвечая  интересам подростка и общества. В данном случае речь идёт о начальных  этапах адаптации к трудовой деятельности, о выборе стереотипа трудового поведения  в рыночной среде. Поэтому федеральные  и региональные программы занятости  должны предусматривать проведение специальных мероприятий, направленных на привлечение подростков к трудовой деятельности без ущерба в получении  образования.

     Процесс получения профессиональных знаний, умений и навыков наиболее интенсивно протекает в группе 18-20-летних. Конкретные сроки профессионального обучения могут, безусловно, варьироваться в  зависимости от специфики жизненных  условий молодого человека, выбора им вида и формы получения образования. Поэтому по ряду поведенческих характеристик  эта группа примыкает к группе 21-24-летних. В этих рамках большинство  молодёжи заканчивает профессиональное обучение и стремится уже не к  эпизодической, а к постоянной занятости. Среди характеристик трудовой деятельности на первый план выдвигаются гарантии занятости, возможности профессионального развития и должностного роста. Поэтому молодые люди стремятся и к получению дополнительных умений и навыков.

    Молодёжь имеет ряд особенностей, обусловливающих специфику её положения на рынке труда. Однако, однозначное оценивание специфических черт молодёжи как достоинств или недостатков ограничивает возможности достижения её эффективной занятости. Поэтому предлагается перейти к комплексной оценке особенностей молодёжи как группы трудовых ресурсов; при этом необходимо иметь в виду, что в различных условиях трудовой деятельности, либо в рамках отдельно взятых организаций особенности молодого работника могут быть интерпретированы администрацией по разному, в зависимости от приоритетов кадровой стратегии фирмы.

     Практически все работодатели негативно оценивают  такие качества молодых работников, как отсутствие навыков трудовой жизни и построения взаимоотношений  в рабочей группе, неустойчивость поведения, излишняя эмоциональность, то есть всё то , что свидетельствует о социальной незрелости человека, недостаточном уровне его социализации. Однако именно в данном конкретном случае наблюдается наиболее сильное влияние стереотипов представления об обязательном наличии такого рода качеств у всех без исключения молодых работников. Масштабность и устойчивость влияния стереотипов такого рода приводит к дискриминационному отношению к молодёжи на рынке труда. Вместе с тем, является очевидным, что социализация человека в обществе, хотя и сопряжена с возрастом, протекает у отдельных людей индивидуально. Явления инфантилизма и социальной незрелости могут сохраниться у человека до концам его трудовой жизни, а могут быть преодолены в достаточно раннем возрасте, на стадии профессионального обучения и становления. Грамотное построение кадровой политики организации предполагает разработку специальных программ, позволяющих молодым специалистам адаптироваться в новой для себя роли наёмного работника и члена трудового коллектива. 

     2.Проблемы занятости выпускников учебных заведений 

     Жизненные планы выпускников не полной и  полной средней школы характеризуются  явным преобладанием ориентации на продолжение образования. Однако определённая доля учащихся, закончивших  школу, связывает свои жизненные  планы с решением пойти работать в ближайшее время. Сюда следует  отнести: тех, кто намерен сразу  пойти работать (1 % от выпуска); тех, кто собирается работать после окончания  краткосрочных курсов (3%); тех, кто  пойдёт работать, если не осуществляться планы на продолжение образования (11%).

       В среднем 15% выпускников школ  планируют, по возможности, найти  работу или устроиться на краткосрочные  курсы. Причины снижения ориентаций  на трудовую деятельность вчерашних  школьников кроются в экономической  нестабильности и неопределённости  перспектив. Поэтому значительно  чаще выпускники школ в случае  неосуществления первоначальных  планов продолжения образования  намереваются поступать в любое  другое учебное заведение.

     Жизненные планы молодых людей, закончивших  профессиональные учебные заведения, различны в каждой социальной группе молодых специалистов.

     Преобладающей ориентацией является намерение  пойти работать. Как видно из таблицы 3 его разделяют в среднем три  четверти молодых специалистов: 90%- выпускники вузов; около 80%- выпускников  профтехучилищ; 69%- специалистов со среднем специальным образованием. Часть выпускников- в среднем каждый четвёртый- ориентируется на продолжение образования. Следует обратить внимание на образовательные ориентации выпускников средних специальных учебных заведений (ССУЗ). Они представляют интерес не только как фактор, влияющий на рынок образовательных услуг, но и как объект самостоятельного изучения. Социальная категория выпускников техникумов обладает по сравнению с выпускниками других профессиональных учебных заведений самым высоким потенциалом образовательных намерений. Связано это прежде всего с коммерциализацией высшего образования. Четвёртая часть выпускников техникумов изначально ориентирована на поступление в вуз- так надёжнее и дешевле.

     Среди выпускников средних специальных  учебных заведений к моменту  получения диплома не многие могли  сообщить место своей будущей  работы (ещё меньше, чем среди  выпускников профтехучилищ). Примерно четверть тех, кто получил среднее  специальное профессиональное образование, имели договорённость о трудоустройстве.

       Выпускники высших учебных заведений  в подавляющем большинстве нацелены  на трудовую деятельность (90% выпуска). Правда, по основной специальности  планируют работать около 60% выпускников  вузов; остальные 30%- хотят работать  по другой специальности. Около  половины выпускников вузов, имея  свободный диплом, не располагали  гарантией трудоустройства. 

     Выпускники  общеобразовательных учебных заведений, разделяющие трудовые намерения, имеют  самые незначительные шансы на трудоустройство. Только 15-16% из них к моменту окончания  школы могли сообщить примерное  место работы (чаще это те, кто  были намерены сразу пойти работать). Путь к трудоустройству через  краткосрочные курсы сами школьники  оценивают как временную меру, резерв времени: “краткосрочные курсы - ненадёжная гарантия в дальнейшей трудовой деятельности”.

     Каждые  три молодых специалиста из четырёх  строят дальнейшие жизненные планы, рассчитывая найти работу.

     Мотивация к трудовой деятельности выпускников  профессиональных учебных заведений  значительно отличается от мотивации  вчерашних школьников; существенные отличия наблюдаются также в  различных социальных группах молодых  специалистов. Общим является преобладание мотивов материального достатка (около 80% в каждой группе молодых  специалистов)- “хорошо оплачиваемая работа”, возможность дополнительного заработка”. 

Информация о работе Проблемы молодёжи и их решение в сфере труда и занятости