Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 23:04, курсовая работа
На протяжении двух последних столетий молодежь является одной из самых не защищенных групп населения, любые реформы, проводящиеся в той или иной сфере общественной жизни, затрагивают и молодых людей. В тоже время, хоть это и мало защищенная группа, во все времена она играла огромную роль в жизни страны. Например, студенческая революция во Франции 1968 года, сексуальная революция, в которой молодежь сыграла далеко не последнюю роль, покушение, организованное студентами, на Александра II.
· Во-вторых, попытка улучшения качества образования в России за счет более объективного контроля и более высокой мотивации на успешное его прохождение. Учеников нужно хорошо готовить к экзаменам, чтобы они сдавали их успешно.
В-третьих, способ
разгрузить выпускников-абитуриентов,
сократив число экзаменов, вместо выпускных
экзаменов и вступительных
Та часть общества, которую затрагивает в той или иной степени поступление в высшие учебные заведения разделилось на два лагеря: «за» и «против». Государственные чиновники убеждали, что теперь экзамены вступительные сдавать не придется, везде будут принимать результаты ЕГЭ, но на практике оказалось все гораздо сложнее. В престижные ВУЗы эти результаты не принимались, а если и принимались, то на факультеты, где был не высокий проходной балл и низкое число абитуриентов на одно место. На Парламентских слушаниях в 2002 году «Об итогах эксперимента по введению единого государственного экзамена», И.М. Хакамада заявила о необходимости поиска компромисса между сторонниками зачисления в вузы по результатам ЕГЭ и ректорами вузов. Она рекомендовала определенную квоту мест отвести под ЕГЭ, остальные места - под традиционные ВУЗовские вступительные экзамены.
Еще одно нововведение, вызвавшее большой резонанс в обществе, это реформа высшего образования. Реформой предусматривается переход на двухуровневое обучение в высшей школе. Непрерывное пятилетнее обучение уступит место четырехлетнему бакалавриату и двухлетней магистратуре – после каждой ступени студент получит отдельный диплом. Кроме того, будет сокращено число специальностей, обучение на которые предоставляют ВУЗы, «в 10 раз, с 670 до 40 – 50. Будет определенное сокращение числа специальностей для каждой ступени – в бакалавриате, их будет 50, а в магистратуре – около 200». К составлению нового перечня специальностей обещают привлечь работодателей.
Студент-бакалавр
получает общую, широкую специальность,
которую можно будет углубить
в магистратуре. Сокращение не коснется
лишь медицинских и инженерных специальностей
(а их номенклатура самая обширная),
поскольку техническим и
Кроме этого, все Высшие учебные заведения будут делиться на группы:
· 20 вузов – представителей первой, самой привилегированной группы - получат статус "национальный вуз" и полное финансирование;
· До 200 вузов – представителей второй, уже менее привилегированной группы - будут получать от государства деньги на подготовку бакалавров и магистров;
· Остальные – просто вузы - получат только на бакалавров.
Критерии отбора
будут разрабатываться
Решение о проведении реформы образования вызвало в обществе бурную реакцию и в первую очередь среди студентов. По стране прокатилась волна митингов и демонстраций направленных против реформирования высшего образования.
Таким образом, можно сделать вывод, что Единый Государственный Экзамен стал первым признаком бедующего большого реформирования системы образования. Эта, новая форма проверки знаний выпускников школы, вызывает противоречивые мнения. Изменения в системе высшего образования, вызывает много негодования, особенно среди студентов, которые устраивают митинги и шествия против реформы.
3. Проблемы трудоустройства молодежи
Внедрение рыночных отношений обострило проблему социальной защищенности в сфере труда. Молодые рабочие первыми попадают под сокращение и пополняют ряды безработных.
К числу особо
тревожных тенденций в
Сравнительно низкую конкурентоспособность молодежи обуславливает действие ряда факторов: недостаток профессиональных знаний; необходимость предоставления молодым людям ряда дополнительных льгот, предусмотренных Трудовым кодексом; трудовая нестабильность молодежи; инфантилизм части молодежи, привыкшей получать вся, что им требуется от родителей.
Дискриминация молодых людей на рынке труда – актуальная проблема для любой рыночной экономики, тем более для Российской, когда в период перехода России к рынку безработными становятся невостребованные выпускники ПТУ, ВУЗов и техникумов – молодые люди имеющие образование, но не имеющие опыта работы по специальности.
В современной России достаточно сильны трудовые позиции старшего поколения, основанные на преобладании общественных интересов. Но весьма сильны и новые ценности рыночной экономики, которая включает установки на материальное благополучие и статусное позиционирование индивида.
Слуцкий Е.Г. выделяет несколько типов трудовой мотивации:
1) ценностный тип (для молодого человека интересная работа является основной ценностью в трудовой деятельности);
2) смешанный тип (человек серьезно относится к работе, но наряду с этим у него есть и другие не связанные с трудоустройством интересы и потребности, как то воспитание детей);
3) инструментальный тип (работа является средством достижения жизненных целей):
- материальная мотивация (около 40% молодых людей);
- статусная мотивация (около 15%);
- мотивация развития и самореализации (для людей творческих профессий);
4) молодые люди не склонные рассматривать трудовую жизнь как ценность.
Подростковая группа (молодежь до 18 лет) представляет в основном учащихся средних школ и профессиональных училищ. В основном они не вовлечены в трудовую деятельность. Однако значительное снижение жизненного уровня большей части населения изменило жизненную позицию этой категории молодежи. Многие из них стремятся заработать деньги основным путём. Они вступают на рынок труда, пополняя ряды безработных. Нынешняя ситуация с подростковой занятостью вызывает большую тревогу. Чаше всего это самозанятость вроде мойки автомашин и торговли газетами.
Молодежь в возрасте 18-24 года – это студенты и молодые люди, завершающие или завершившие в основном профессиональную подготовку. Они являются самой уязвимой группой, вступающей на рынок труда, так как не имеют достаточного профессионального и социального опыта, и в силу этого менее конкурентоспособны.
В 25-29 лет молодые
люди, в основном, уже делают профессиональный
выбор, имеют определенную квалификацию,
некоторый жизненный и
Молодежь реже регистрируется на бирже труда, чем люди в других возрастах. Служба занятости охватывает лишь часть спроса на труд и предложений рабочей силы. В результате не учитывается все многообразие новых явлений в сфере занятости, связанных с особенностями российских рыночных отношений, и в частности скрытая безработица. Для молодых людей скрытая безработица представляет не меньшую опасность, чем зарегистрированная, так как именно они рискуют в первую очередь оказаться за воротами предприятий. Кроме того, вынужденное безделье действует разлагающе на не сформировавшееся сознание. Понятно, что в подобной ситуации большинство молодых людей стремится к стабилизации своего трудового статуса, пытается различными способами избежать возможности потери заработка.
Из-за падения престижа производительного труда для значительной части молодых людей стал характерен социальный пессимизм, они не верят в возможность иметь интересную, содержательную работу, оплачиваемую в соответствии с мерой своего труда на уровне мировых стандартов. Происходят полярные изменения трудовой мотивации. Квалифицированные молодые кадры часто меняют специальность, что в дальнейшем может привести к дисбалансу в профессиональной структуре рабочей силы.
В последнее
время все большее число
На современном этапе развития Российского общества нет четкой концепции занятости молодежи. Поэтому некоторые исследователи предлагают свои разработки, например, Слуцкий Е.Г. предложил следующую концепцию. Основными принципами этой концепции являются:
· целенаправленность государственного регулирования (определение задач и мер государственного воздействия на развитие занятости молодежи);
· региональная дифференциация в сфере занятости;
· разделение полномочий (распределение прав и обязанностей между федеральными и региональными органами управления);
· многовариантность (разработка системы, включающей различные подходы к решению проблемы занятости молодежи);
· саморегуляция занятости (возможность молодому человеку самостоятельно искать работу);
· адресная политика;
· оперативность воздействия на сферу занятости молодежи.
Молодежь находится в достаточно трудном положении при поиске работы, с одной стороны, возможно ущемление их прав по возрастному признаку, а с другой молодому человеку нужна доходная работа, которую не так просто найти. Помимо этого, у государства нет четких рычагов регулирования молодежной занятости, что еще больше усугубляет положение молодежи на рынке труда.
Заключение
Молодежь –
это будущий потенциал
Законодатель
должен создать такую нормативно-
Большое долю внимания государство должно уделять проблемам трудоустройства молодежи. Оказывать поддержку в организации бирж труда для молодого поколения. Стимулировать малый бизнес на привлечения молодых специалистов, также предоставлять квотированные места на государственных предприятиях, для будущих работников. Создавать места работы на летнее время для подростков и учащейся молодежи. Создать условия для развития бизнеса молодежью, упростить организацию и регистрацию таких предприятий, снизить налоговые обложения, убрать бюрократические барьеры.
В каком направлении пойдет дальнейшее развитие России, будет зависеть не только от успешного хода социально-экономических реформ, но и от того, насколько настроена к активному участию в них российская молодежь.
В настоящий момент идет успешное развитие социальной работы с молодежью. Открываются различные учреждения, работающие исключительно в области молодежных проблем, которые оказывают эффективную психологическую и социальную помощь молодым людям. Помимо этого, большое внимание уделяется развитию спорта, идет большое привлечение молодого поколения в профессиональный спорт. Также, внимание уделено и здоровому образу жизни молодежи, в пропаганде, которого участвуют не только государственные организации и учреждения, но частные компании и средства массовой информации.