Проблемы молодёжи в обшестве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 23:04, курсовая работа

Описание

На протяжении двух последних столетий молодежь является одной из самых не защищенных групп населения, любые реформы, проводящиеся в той или иной сфере общественной жизни, затрагивают и молодых людей. В тоже время, хоть это и мало защищенная группа, во все времена она играла огромную роль в жизни страны. Например, студенческая революция во Франции 1968 года, сексуальная революция, в которой молодежь сыграла далеко не последнюю роль, покушение, организованное студентами, на Александра II.

Работа состоит из  1 файл

СОЦИОЛОГИЯ.doc

— 137.50 Кб (Скачать документ)

Рассмотрим наиболее распространенные и опасные виды отклоняющегося поведения среди молодежи:

1.  Наркомания;

«Наркотики –  сильнодействующие природные, а  также синтетические вещества, парализующие действие центральной нервной системы, вызывающие искусственный сон, галлюцинации, а при передозировке – потерю сознания и смерть.»

Легально наркотические  вещества могут употребляться только по назначению врача, любое другое потребление  будет незаконным, и считается  преступлением.

Наркотики, вызывают у человека зависимость как психическую, так и физическую. Они полностью подчиняют себе потребителя. Зависимый, то есть наркоман, готов на все ради них: от отказа соблюдать моральные принципы и нормы, до тяжких преступлений.

Сегодняшняя ситуация с распространением наркомании в  России, приняла угрожающие размеры. Количество наркоманов за последнее десятилетие увеличилось в 9 раз, и составляет на август-сентябрь 2002 года 4 миллиона человек (около 3% населения). Самым ужасающим является то, что более половины потребителей составляют молодые люди в возрасте до 29 лет. Эти люди не могут дать нормальное потомство, не могут участвовать в трудовых отношениях, выпадают из жизни общества, нарушают и разрушают социальные связи. Такое обстоятельство ставит под угрозу дальнейшее существование нашей нации, потому что в целом нарушается генофонд, подрывается экономика, возникают новые социальные конфликты. А если учесть, что происходит старение населения, и большинство употребляющих наркотические средства – молодые люди, то возможно наступит время, когда большинство населения страны будут больны наркоманией. В настоящее время скорость и размеры распространения наркомании «ставят под вопрос физическое и моральное здоровье молодежи и будущее значительной ее части, социальной стабильности российского общества».

Наркотики делятся  на несколько групп, от того, к какой группе относится наркотик, зависит эйфория и «ломки» во время абстинентного синдрома. Например, авторы учебного пособия «Социология девиантного (отклоняющегося) поведения» Глинский и Афанасьев дают такую классификацию:

1)  Опиаты: производные опийного мака, опий, морфин, кодеин, промедол и другие препараты с морфиноподобным действием, героин – самый мощный наркотик; от этих наркотиков самый сильный эйфоризирующий эффект: причудливые ведения и ощущения, но и самая ужасная абстиненция: развивается спустя 5 – 6 часов после последнего приема наркотика, в костях и мышцах тянущие боли, расширенные зрачки, потери сознания, нарушение работы пищеварительной системы; при превышении дозы наркотика наступает смерть; при длительном употреблении опиатов происходит ослабление воли, импотенция, снижение круга интересов, стереотипизация поведения.

2)  Психостимуляторы: кокаин, кофеин, фенамин, эфедрон, первитин, амфетамин и т.д., самый сильный наркотик из этой группы – кокаин, но в наше стране он не получил большой распространенности, в отличае от преветина, из которого кустарным способом получают «винт», очень сильный наркотик, и амфетамин; при употреблении этих видов наркотиков происходит повышение двигательной активности, повышение интеллектуальной деятельности, работоспособности; абстиненция: психоз, слабость, головная боль, суицидальные попытки; при длительном употреблении наступает деградация личности.

3)  Психодепрессанты: снотворные препараты; привыкание к этим препаратам является, чаще всего, следствием употребления их для усиления эффекта от опиатов или их замены; от зависимости к таким наркотикам вылечить труднее, чем от зависимости от опиатов.

4)  Производные каннабиса: наркотики, получаемые из разных видов конопли – марихуана, гашиш и т.д.; Эйфоризирующий эффект: состояние довольства, изменяется чувство времени и пространства, галлюцинации; абстинентный синдром: нервозность, головная боль, расстройство сна, раздражительность.

5) Галлюциногенные: наркотики растительного происхождения – мескалин, получаемый из некоторых видов кактусов, и псилоцибин – из грибов, а так же синтетические наркотики – ЛСД, «ангельская пыль» и т.д.; вызывают обострение ощущений, изменение восприятия времени и пространства.

Дороговизна наркотиков и физическая зависимость, заставляет наркомана совершать преступления, с целью достать сам наркотик или средства на его приобретение. Кроме того, наркоманы образуют наркотическую субкультуру, в которую втягивают все больше людей, что, приводит к росту числа потребителей наркотических средств.

В России разработана  определенная программа профилактики наркомании. Термин «профилактика» определяется ВОЗ как «система комплексных  государственных и общественных, социально-экономических и медико-санитарных, психолого-педагогических психогигиенических мероприятий, направленных на предупреждение заболеваний и укрепление здоровья». Она проводится в три этапа:

1)  Первичная профилактика – направлена на предупреждение употребления наркотиков, в нее входит создание школ, свободных от наркотических веществ, выявление групп риска, работа с родителями и педагогическим коллективом учебного заведения.

2)  Вторичная профилактика: направлена на людей начавших употреблять наркотики, в эту профилактику входит создание центров реабилитации, работа с группой риска и родителями детей, начавших употреблять наркотики.

3) Третичная  профилактика – оказание помощи  людям страдающим наркоманей, включает  в себя формирование реабилитационной  среды и групп взаимопомощи.

Существуют центры по профилактики наркомании среди молодежи. Их сотрудники работают в школах, с родителями, с детьми, сотрудничают с Госнаркоконтролем, проводят акции по профилактики употребления психоактивных веществ.

2.  Алкоголизм;

Существует несколько  теорий о причинах алкоголизма. Например, ряд причин, которые выводятся З.В. Коробкиной в работе «У опасной черты»:

·  Уровень материального положения;

·  Экономическая выгодность производства и продажи алкоголя;

·  Стирание национальных и этнических различий;

·  Постарение населения;

·  Официальное признание алкоголя болезнью.

Глинский и  Афанасьев в работе «Социология  девиантного (отклоняющегося) поведения» предлагает другую классификация причин увеличения уровня алкоголизации:

·  Общие причины отклоняющегося поведения;

·  Теория «двойной неудачи» Р. Мертона: человек не может удовлетворить свои потребности ни в легальной деятельности, ни в противоправной;

·  Алкоголь выполняет определенные функции (средство утешится, расслабится);

·  Социальное неравенство и социальная неустроенность;

·  Утрата смысла жизни.

В результате исследования проведенного Институтом молодежи, выяснилось, что к 17 годам 46% юношей и 54% девушек  употребляют спиртные напитки чаще одного раза в месяц. Также в стране за последние несколько лет, в  связи с хорошо проведенной рекламной компанией пива в целом, колоссальных размеров достиг пивной алкоголизм среди молодежи. В 2002 году в Санкт-Петербурге был проведен опрос из которого выяснилось, что «почти половина опрошенных молодых горожан практически каждый день пьет пиво».

Многие исследователи  выделяют такие причины алкоголизации  подростков, как:

·  Алкогольное окружение;

·  Усиление притязаний на взрослость;

·  Пример сверстников;

·  Неподготовленность к жизни, безволие.

Коробкина З.В. выделяет несколько уровней вовлеченности молодых людей в употребление спиртного:

0.уровень: как  правило школьники не знакомые  с эйфоризирующим эффектом алкоголя, вырабатывают личную стратегию  отказа от алкоголя в любых  ситуациях;

1.уровень: начальный  – единичные случаи употребления спиртного, чаще всего у таких людей низкая переносимость алкоголя, нет эйфории от его употребления;

2.уровень: эпизодическое  употребление – знакомство с  различными алкогольными изделиями,  алкоголь легко переносят, но  сами редко становятся инициаторами выпивок;

3.уровень: уровень  высокого риска – усиливается  эйфория, расслабление после приема  алкоголя, расширяется количество  поводов, употребление чаще 2 раз  в месяц;

4.уровень: уровень  психической зависимости – молодые  люди сами становятся инициаторами выпивок, к алкоголю относятся положительно, частота употребления доходит до нескольких раз в неделю, влечение к алкоголю в течении всего дня, оказывают ярое сопротивление попыткам ограничить их дальнейшую алкоголизацию.

5.уровень: уровень  физической зависимости – подавляется защитная рвотная реакция на спиртное, нарушение памяти, наступает похмелье, потеря количественного контроля;

6. уровень: конечный  уровень алкогольного распада  личности – развиваются запои,  во время опьянения снижается  настроение, появляется озлобленность, появляются галлюцинации, поражаются внутренние органы.

Раннее приобщение к алкоголю приводит к «более тяжелым  последствиям медицинского и социального  характера и сокращению срока  перехода от пьянства к алкоголизму». Помимо этого, происходит много преступлений, в том числе и особо тяжких, совершенных молодыми людьми в состоянии алкогольного опьянения.

В современном  Российском государстве проблема отклоняющегося поведения молодежи является наиболее серьезной, влияющей не только на молодежь, как на социальный слой, но и на все общество в целом. Подростки начинают употреблять наркотики в очень раннем возрасте. Это, в свою очередь, сокращает продолжительность жизни человека, очень пагубно влияет на его психофизиологическое и социальное развитие. В настоящее время делаются попытки внедрить новые средства профилактики употребления психоактивных веществ, которые будут эффективнее, чем просто информирование подростков о вреде наносимом этими веществами. 

Проблемы  образования молодежи в России

Право на образование является одним из приоритетных конституционных прав. В Федеральном законе «Об образовании» дается такое определение этого понятия: образование – это целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

Считается, что  одной из ценностей, доставшейся  нам в наследство от Советской  эпохи, является система образования. Действительно, система советского образования некогда являлась образцом для подражания и источником развития Советского Союза.

В настоящее  время в Российской Федерации  в области образования произошли  кардинальные перемены, разрабатывается  ряд реформ. По мнению В.В. Путина российскую систему образования нужно модернизировать, но при этом сохранить ее лучшие традиции. «Необходимо адаптировать, приспособить нашу систему образования к современным условиям, сохранив при этом лучшие традиции отечественного образования».

Проблема сдачи  выпускных экзаменов и поступления  в ВУЗ – проблема вечная и не проходящая. Каждый год с ней сталкиваются более миллиона человек по всей России. Проблема встала еще острее, когда  повсеместно был введен Единый государственный  экзамен. Болотов В.А дает такое определение: ЕГЭ – это система объективного независимого контроля уровня обучения выпускников школы.

Единство этих экзаменов заключается в двух их особенностях:

а) их результаты одновременно учитываются в школьном аттестате и при поступлении в ВУЗы;

б) при проведении этих экзаменов на всей территории России применяются однотипные задания  и единая шкала оценки, позволяющая  сравнивать всех учащихся по уровню подготовки.

Вводится ЕГЭ  по многим причинам и имеет сразу  несколько целей:

·  Во-первых, это поможет обеспечить равные условия при поступлении в ВУЗ и сдаче выпускных экзаменов в школе, поскольку при проведении этих экзаменов на всей территории России применяются однотипные задания и единая шкала оценки, позволяющая сравнивать всех учащихся по уровню подготовки.

Кроме этого, проводиться  ЕГЭ будет в условиях, обеспечивающих достоверность результатов. Проверяться  результаты будут на компьютерах  и независимыми экспертами. Это позволит сократить так называемое «целевое репетиторство» (с целью приема в определенный ВУЗ) и взяточничество.

Информация о работе Проблемы молодёжи в обшестве