Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 08:07, курсовая работа
В последние годы отмечается устойчивая тенденция к увеличению количества лиц без определенного места жительства, и современная нестабильная социально-экономическая ситуация способствует возрастанию процентной доли-бездомных граждан среди общего числа населения. Цель исследования – раскрыть основополагающие принципы социальной адаптации бездомных.
ВВЕДЕНИЕ 3
1.Бродяжничество и бездомность. Понятие и основные характеристики 5
1.1. Социологический портрет бездомного 7
1.2. Социально-экономическое и правовое положение бездомных 11
2. СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ БЕЗДОМНЫХ 15
2.1. Социально-психологическая помощь, технология социальной
работы с бездомными 17 2.2. Система социальной защиты бездомных 20
2.3. Методика трудовой реабилитации бездомных 22
2.3.1.Содействие в трудоустройстве на постоянное место работы 25
2.3.2. Методика оформления в дома-интернаты 26
3. мероприятия по решению проблем социальной
адаптации бездомных 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 34
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 35
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 36
Почти четверть опрошенных бездомных имеют общее среднее образование (24%). Более двух третьих бездомных (65,7%), судя по данным опроса, имеют профессиональное образование. Начальное общее образование имеют 9,3% опрошенных бездомных и лишь 1,1% не имеют никакого образования.
Наличие профессиональных квалификаций
Почти 60% бездомных сообщили о наличии у них одной профессиональной квалификации, и еще почти треть — о наличии двух и более специальностей (как правило, в смежных отраслях), в том числе 7% — о наличии трех специальностей. Профессиональное прошлое большинства бездомных связано с современными отраслями промышленности.
Стаж бездомности
Данные о стаже бездомности в сгруппированном виде представлены в таблице 1[5]:
Таблица 1. Распределение бездомных по давности потери жилья и регистрации
Срок давности | Утрата регистрации | Утрата жилья | ||
Чел. | % | Чел. | % | |
До 1 года | 18 | 3,9 | 16 | 3,5 |
От 1 года до 18 месяцев | 37 | 8 | 36 | 7,8 |
От 18 месяцев до 3 лет | 50 | 10,8 | 54 | 11,7 |
3 года (36—47 месяцев) | 36 | 7,8 | 35 | 7,6 |
4 года (48—59 мес.) | 36 | 7,8 | 38 | 8,2 |
5 лет (60—71 мес.) | 53 | 11,4 | 53 | 11,4 |
От 6 до 8 лет | 54 | 11,7 | 55 | 11,9 |
От 8 до 10 лет | 57 | 12,3 | 56 | 12,1 |
От 10 до 15 лет | 85 | 18,4 | 81 | 17,5 |
От 15 до 20 лет | 26 | 6,5 | 23 | 5 |
Свыше 20 лет | 4 | 0,9 | 4 | 0,9 |
Среднее значение (лет) | 7,11 | - | 6,99 | - |
Не сообщили | 7 | 1,5 | 12 | 2,6 |
Всего | 463 | 100 | 463 | 100 |
Служба в армии
60,7% бездомных служили в армии, а 10,2% сообщили о своем участии в боевых действиях в период службы, о своей службе в «горячих точках» или в ликвидации Чернобыльской аварии.
В нашей стране, а ранее и в СССР, служба в армии была и остается мужским делом. На ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС основной контингент ликвидаторов был мужским. С учетом этого и принимая во внимание, что, по данным разных исследований, доля мужчин среди бездомных колеблется от 70% до 80%, можно сказать, что среди бездомных мужчин в армии служили до 86,7%, а служили в «горячих точках», участвовали в боевых действиях или ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС до 14,6%. То есть подавляющее большинство бездомных мужчин выполнило свой конституционный долг перед Родиной.
Гражданство
96,1% бездомных (445 чел.) сообщили, что являются гражданами России, из них паспорт РФ имеют 34,4% (153 чел.), 1,5% — гражданами стран СНГ, 0,4% — гражданами других стран. 1,7% бездомных (8 человек) сообщили, что не имеют гражданства.
«Местные» и приезжие бездомные
Сравнение места опроса с местом прежней регистрации показало:
— в России прежде были прописаны 95% бездомных; в других странах: прибалтийских республиках — 1,1%;Казахстане — 0,9%; Финляндии — 0,4%; Азербайджане, Беларуси, Грузии, Кыргызстане, Молдове, Узбекистане, Украине — по 0,2%; на территории того же субъекта РФ, где и проведен опрос, в прошлом были прописаны, по их словам, 81,6% бездомных, в соседних (прилегающих) территориях — 3,5%, в территориях того же географического региона РФ, но не в соседних территориях — 3,7%; в территориях отдаленных регионов РФ — 7,1%.
Наличие судимостей
Не имели судимостей, по их словам, 59,6% бездомных. Имели судимости 43% бездомных мужчин и 22% женщин. Имели однократную судимость — 18,8% (19,4% из числа мужчин и 17% из числа женщин), неоднократную — 20,1% (23,7% мужчин и 5,6% женщин). Вместе с тем, некоторые указали на «условное» осуждение[6].
В РФ нет условий для реализации бездомными права на труд. Бездомные не могут официально трудоустроиться. Это объясняется порядком подачи документов необходимых для трудоустройства, в перечне документов указаны такие, которые не могут быть получены бездомными. К ним относятся, страховое свидетельство государственного пенсионного страхования, которое оформляется территориальным органом ПФ по предъявлении документа, подтверждающего факт регистрации по месту жительства на территории, обслуживаемой соответствующим органом.
Не имея возможности легально трудиться, бездомные вынуждены работать без официального трудоустройства, нелегально. Вынужденная нелегальность труда бездомных создает почву для их эксплуатации со стороны работодателей. Они вынуждены соглашаться на оплату, ниже оплаты аналогичного труда граждан имеющих регистрацию по месту жительства. Распространен труд бездомных и просто за еду или за возможность неофициального проживания в принадлежащих работодателю помещениях.
Законодательство и правоприменительная практика не предусматривали механизм назначения и выплаты пенсий бездомным, достигшим пенсионного возраста, инвалидизированным (стойкая утрата трудоспособности) или имеющим иные основания для пенсионного обеспечения. Характер неофициальных трудовых отношений лишает бездомных возможности производить из своей заработной платы установленные законом отчисления в ПФ. Следовательно, сегодняшние бездомные, не смогут получать накопительную часть пенсии, которая должна была бы сформироваться у них за то время что они трудились, будучи бездомны. Перспектива нищеты бездомных в случае утраты ими трудоспособности в связи с возрастом, травмами или болезнью запрограммирована самой системой государственного пенсионного страхования.[7]
Охрана и помощь, предоставляемые семье, в особенности при ее образовании и пока на ее ответственности лежит забота о несамостоятельных детях и их воспитании, недоступны для бездомных. Отсутствие регистрации по месту жительства не позволяет бездомным женщинам пользоваться услугами женских консультаций.
Проблему представляет устройство бездомных детей в муниципальные дошкольные учреждения и учреждения общего образования. Подавляющее большинство бездомных родителей не имеют средств для оплаты услуг частных образовательных и дошкольных учреждений. Бездомные дети, так же, как их бездомные родители, не могут получить полис ОМС, что создает большие сложности в получении медицинской помощи и медицинского обслуживания. Бездомные дети раннего дошкольного возраста не обеспечиваются специальным бесплатным питанием, которое в соответствии с законодательством положено детям этого возраста. В тех случаях, когда законодательством предусмотрено предоставление детям бесплатных лекарств, бездомные дети лишены возможности реализации такого права.
После отмены в 1991 г. статьи 209 УК РСФРС «Систематическое занятие бродяжничеством и попрошайничеством», предусматривающей уголовное наказание до 2-х лет лишения свободы, как несоответствующей нормам о правах человека, проблема эта с каждым годом стала принимать все более серьезный характер. Указ Президента РФ «О мерах по предупреждению бродяжничества и попрошайничества» от 2 ноября 1993 г. положил начало широкомасштабной государственной кампании по работе с лицами без определенного места жительства и занятий.
В соответствии с Указом Президента РФ «О мерах по предупреждению бродяжничества и попрошайничества» в целях оказания социальной, медицинской и иной помощи лицам бомж, а также обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и укрепления общественного порядка Федеральному Правительству и органам исполнительной власти в регионах поручена реорганизация приемников-распределителей органов внутренних дел для лиц, задержанных за бродяжничество и попрошайничество, в центры социальной реабилитации.[8]
На органы внутренних дел согласно этому указу возлагается выявление лиц, занимающихся бродяжничеством и попрошайничеством, их задержание, доставление в центры социальной реабилитации и установление личности задержанных. Органам здравоохранения поручено проведение медицинского освидетельствования бомжей и при необходимости направление их на лечение. Трудоустройство этой категории граждан и определение выплаты по безработице отнесено к ведению Федеральной службы занятости России. На органы социальной защиты возлагается направление лиц без определенного места жительства в учреждения социальной защиты, а также определение оснований и порядка выплаты пенсий.
Правительство Российской Федерации своим Постановлением «О мерах по развитию сети учреждений социальной помощи для лиц, оказавшихся в экстремальных условиях без определенного места жительства и занятий» от 5 ноября 1995 г. (№ 1105) поддержало инициативу органов социальной защиты населения о создании системы социальной защиты для лиц бомж, включающей в себя дома ночного пребывания, социальные приюты, социальные гостиницы, социальные центры и др.[9]
Решения об организации соответствующих учреждений отнесено к ведению органов исполнительной власти регионов. Расходы, связанные с созданием и содержанием социальных учреждений для лиц бомж, отнесены за счет бюджетов субъектов Российской Федерации.
8 июня 1996 г. Правительство РФ приняло еще одно постановление, касающееся бомжей, «Об утверждении Примерного положения об учреждении социальной помощи для лиц без определенного места жительства и занятий» (№ 670), регулирующее деятельность учреждений социальной помощи лицам без определенного места жительства и занятий.
22 сентября 2010 года в силу вступило постановление российского правительства, обязывающее территориальные органы Федеральной миграционной службы прописать всех бомжей страны. Это позволяет зарегистрировать, а стало быть, произвести учет тех граждан, которые ранее под него не могли подпасть. То есть картина учета граждан станет более точной, и это позволит сделать корректировку различных социально-экономических процессов.
Ситуация с бездомными в Мурманской области отражает общую картину, характерную для страны в целом. Действительно, целая армия бездомных в Мурманской области раньше не могла где-либо зарегистрироваться. А прописка людей в нежилых помещениях, то есть, например, в зданиях органов социального обслуживания, просто не была предусмотрена.
Без регистрации они не могли получить работу с оформлением трудовой книжки. Или вот медицинский полис. Теперь такой шанс представился всем лицам без определенного места жительства. Срок временной прописки будет определяться по взаимному соглашению бродяги с администрацией социального учреждения.
Причем получить регистрацию бомжи смогут даже в тех случаях, если у них нет паспортов или других документов, удостоверяющих личность. До их оформления бомжей пропишут на основании заявления установленной формы о регистрации по месту пребывания. И это даст возможность подать заявку на восстановление документов.[10]
2. СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ БЕЗДОМНЫХ
В настоящее время накоплен достаточно большой опыт оказания практической помощи людям без определенного места жительства. Однако многие нерешенные проблемы способствуют воспроизводству бездомности как социальной патологии в современной российской действительности.
Для лиц с большим стажем бездомности требуется длительная, кропотливая работа, направленная на их социальную и психологическую реабилитацию. Получив жилье, люди, как правило, воспроизводят привычный образ жизни бездомных, зарабатывая на жизнь сбором бутылок или старых вещей. Поддерживая контакты с уличной средой, человек рискует в любой момент снова оказаться на улице. Процесс социальной реабилитации бывших бездомных предполагает восстановление социальных связей, получение профессиональных квалификаций для интеграции в рынок труда .[11]
Социальная реабилитация как комплексная, многоуровневая, этапная и динамическая система взаимосвязанных действий должна быть направлена на восстановление человека в правах, статусе, здоровье, дееспособности в собственных глазах и перед лицом окружающих. Она включает аспекты профилактики и коррекции отклонений.
Профилактика в системе реабилитации связана с устранением, сглаживанием, снятием причин, условий и факторов, которые вызывают те или иные отклонения в развитии личности. Чаще всего она связана со средой, социальным окружением человека. К принципам профилактической работы относят:
принцип персонификации профилактической работы (ориентация на конкретную личность с ее потребностями);