Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 08:07, курсовая работа
В последние годы отмечается устойчивая тенденция к увеличению количества лиц без определенного места жительства, и современная нестабильная социально-экономическая ситуация способствует возрастанию процентной доли-бездомных граждан среди общего числа населения. Цель исследования – раскрыть основополагающие принципы социальной адаптации бездомных.
ВВЕДЕНИЕ 3
1.Бродяжничество и бездомность. Понятие и основные характеристики 5
1.1. Социологический портрет бездомного 7
1.2. Социально-экономическое и правовое положение бездомных 11
2. СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ БЕЗДОМНЫХ 15
2.1. Социально-психологическая помощь, технология социальной
работы с бездомными 17 2.2. Система социальной защиты бездомных 20
2.3. Методика трудовой реабилитации бездомных 22
2.3.1.Содействие в трудоустройстве на постоянное место работы 25
2.3.2. Методика оформления в дома-интернаты 26
3. мероприятия по решению проблем социальной
адаптации бездомных 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 34
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 35
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 36
Таким образом:
1. Участвуя в общественных и временных работах, бездомные получают возможность восстановить утраченные трудовые навыки, проявить свой творческий потенциал.
2. Общественные работы позволяют специалистам центра определить степень развития мотивации к трудовой деятельности у бездомных, объективно сделать прогноз результатов их реабилитации.
3. Наблюдение за выполнением различных видов работ позволяет социальному работнику оценить силы и возможности клиента, его склонность к тому или иному виду деятельности, чтобы в дальнейшем оказать адекватную помощь в трудоустройстве.
4. Общественные работы позволяют обеспечить временную занятость клиента на период восстановления всех необходимых документов для постоянного трудоустройства.
5. Участие клиентов центра в общественных и временных работах косвенно способствует улучшению криминогенной ситуации в городе и области[18].
Специалисты центра социально- трудовой реабилитации рассматривают организацию общественных и временных работ в качестве первого шага по изменению социальной ситуации жизни клиента. По отношению к нему появляется определенная система требований как по исполнительской дисциплине, так и по качеству выполнения трудовой деятельности. У него появляются элементарные права и обязанности, проявляющиеся в долях ответственности клиента и, соответственно, центра за результат общественных и временных работ.
В процессе общей трудовой деятельности складываются и межличностные отношения клиентов друг с другом, расширяются социальные связи, что также положительно влияет на результат ресоциализации клиентов и способствует более успешной интеграции их в общество, где под ресоциализацией бездомных понимается - система мер, направленных на ликвидацию бездомности как социальной проблемы, обеспечение бездомных жилыми помещениями, создание надлежащих условий для реализации бездомными общепризнанных прав и свобод человека и гражданина и возвращения бездомных к нормальной жизни в обществе.
Ключевым итогом участия клиентов центра в общественных работах является изменение мироощущения и ценностных ориентации клиента: бездомный и безработный стремится получить статус работающего человека и полноценного гражданина Российской Федерации.
2.3.1.Содействие в трудоустройстве на постоянное место работы
После того как клиент прошел стадию общественных и временных работ, специалист по социальной работе имеет представление о его мотивации к труду, способностях и навыках исходя из личных наблюдений и отзывов работодателя. Теперь специалист может сделать прогноз результатов деятельности клиента и оказать ему адекватную помощь в трудоустройстве.
Для того чтобы клиент мог устроиться на постоянное место работы и приобрести статус нормального человека, ему необходимы:
- желание;
- умения и навыки трудовой деятельности;
- регистрация;
-документы (паспорт, трудовая книжка, свидетельство обязательного пенсионного страхования).
Эти пункты являются минимумом для постоянного трудоустройства, к ним могут быть дополнением аттестат об образовании, документы, подтверждающие наличие какой- либо профессии, рекомендательные письма от работодателей и др[19].
Центром реабилитации бездомных также оказывается помощь в восстановлении документов. Как показывает практика оказания помощи бездомным, такими документами являются, как правило, паспорт гражданина Российской Федерации и трудовая книжка.
После того как клиент получит документы, разместится в доме ночного пребывания и получит регистрацию, он получает возможность официального постоянного трудоустройства. На этом этапе специалист помогает клиенту определиться с поиском работы, исходя из его возможности и желания работать.
Устроившись на работу, клиент продолжает находиться на обеспечении и под защитой центра, так как в первое время он еще нуждается в помощи со стороны государства. Но затягивать этот период тоже не желательно, так как это опять же может развить в клиенте иждивенческую позицию. Поэтому условно этот срок длится до первого заработка клиента, после чего он переводится на патронажное обслуживание.
Понятие социального патронажа после трудовой реабилитации включает в себя комплекс мероприятий, предусматривающих:
• систематический контроль за психологическим, физическим состоянием клиентов;
• пропаганду здорового образа жизни;
• оценку психологического климата коллектива, оценку социальной защищенности;
• оценку социального окружения клиента;
• при необходимости воздействие на социальное окружение клиента[20].
Метод социального патронажа - основа профилактического направления социальной работы. Его использование ,нацелено на предупреждение проблемных ситуаций в жизни клиентов после реабилитации путем социального наблюдения за психологическим, физическим и социальным состоянием клиентов, условиями их труда и быта, раннюю диагностику их социальных проблем.
2.3.2. Методика оформления в дома-интернаты
В дома-интернаты оформляются клиенты, которые не в состоянии пройти трудовую реабилитацию в силу своего здоровья или возраста. Как правило, это люди старше 60 лет и инвалиды I и II групп.
Оформление в дома-интернаты — это второе направление социально-трудовой реабилитации бездомных в центре. Данное направление реабилитации требует больших затрат времени, так как в большинстве случаев специалисту приходится выполнять всю работу самостоятельно, без участия клиента. Это объясняется тем, что большая часть клиентов, нуждающихся в устройстве в стационарные учреждения социального обслуживания, являются недееспособными (инвалиды I и II групп, пожилые) и находятся на лечении в медицинских учреждении.
Социальный патронаж клиента, помещенного в дом-интернат, осуществляется по индивидуальной программе и в зависимости от того, какой вид реабилитации был проведен:
1. Если клиенту было оказано содействие в оформлении в дом-интернат, патронаж заключается в том, чтобы отслеживать (путем телефонных переговоров с социальным работником дома-интерната, а также с клиентом), как клиент закрепился на новом месте проживания, его отношения с другими проживающими, с администрацией, а также то, как он выполняет правила проживания в интернате.
2. Если клиенту было оказано содействие в прохождении освидетельствования на группу инвалидности, то социальный патронаж должен осуществляться также и с целью контроля за выполнением клиентом индивидуального плана реабилитации инвалида, своевременно выявления социально-бытовых, социально-медицинских и социально-психологических проблем клиента[21].
3. мероприятия по решению проблем социальной адаптации бездомных
Анализ деятельности функционирующих домов ночного пребывания, специальных интернатов, адаптационных центров, социальных приютов и гостиниц показывает, что из-за дефицита бюджетного финансирования они не в состоянии решать все проблемы лиц без определенного места жительства и занятий, ограничиваясь лишь поддержанием в нормальном состоянии учреждения и выплатой заработной платы сотрудникам.
Несмотря на усилия отдельных министерств и ведомств, а также ряда общественных организаций, проблема лиц без определенного места жительства остается одной из самых острых, в рамках которой не решен целый комплекс не только социальных, но и организационно-технологических вопросов. Не определен статус лиц бомж; отсутствует государственная система их учета; недостаточно развита сеть социальных учреждений для помощи указанной категории населения. Практически отсутствует система подготовки кадров (социальных работников, социальных психологов, социальных педагогов, медицинских психологов и т.п.) для работы с бомжами.
Опыт ряда регионов России по профилактике бездомности показывает необходимость проведения следующих мероприятий:
активного взаимодействия с пенитенциарными учреждениями конкретного региона. Работники системы исполнения наказания правительственных учреждений, а также граждане, готовящиеся к освобождению из мест лишения свободы должны получать полную информацию обо всех видах услуг, предоставляемых социальными учреждениями в случае их обращения. Содействие в процессе адаптации граждан из группы риска, интеграция их в общество и реализация их гражданский прав являются ведущими направлениями деятельности специализированных социальных служб, в которые могут обратиться бездомные;
создание банка данных о наличии общественных работ (уборка территорий, сельскохозяйственные, разгрузочно-погрузочные, земляные работы), где бомжи могли бы без процедуры оформления заработать на жизнь. В воспитании толерантности российского общества по отношению к бездомным важную роль могут сыграть СМИ, которые в настоящее время распространяют и закрепляют негативные стереотипы отношения к бездомным;
акции, привлекающие внимание к проблеме бездомности и бедности, распространение информации о бездомных, проведение дискуссий о путях решения их проблем. Например, целесообразно остатки пищи столовых, кафе, ресторанов отдавать на питание бомжам (при соответствующей санитарной обработке). В каждом районе города можно организовать пункты сдачи/выдачи одежды, куда люди могли бы бесплатно сдавать вышедшие из моды или слегка поношенные вещи, раздавая их бомжам по принципу гуманитарной помощь;
создание не только достаточно комфортных домов социальной адаптации, но и менее «дорогих» ночлежек, где бомжи могли бы получить все необходимое;
введение на федеральном уровне регистрации по месту фактического проживания на территории муниципального образования. Человек должен иметь возможность зарегистрироваться, арендуя комнату или живя у знакомых, как это практикуется в большинстве европейских стран.[22]
Проблемы социальной адаптации существуют как на макроуровне (трудоустройство, содействие в получении жилья, направление в стационарные учреждения социального обслуживания), так и на микроуровне (документирование бездомных людей, т.к. многие из них в результате длительного скитания по подвалам, подъездам и теплотрассам потеряли личные документы).
Представляется необходимым создание и осуществление Целевой Федеральной программы по организации социальной поддержки и помощи бомжам в России и решение следующих задач:
— организация научных исследований проблем бездомности в России;
— повышение эффективности профилактической работы по предупреждению бродяжничества;
— совершенствование правовой базы;
— предоставление бомжам возможности комплексной социально-психологической и медицинской реабилитации (адаптации) с целью интеграции их в общество;
— создание материально-технической и финансовой базы для широкой сети социальных учреждений для бездомных;
— подготовка кадров специалистов различного профиля для работы с лицами бомж;
- объединение усилий всех заинтересованных министерств и ведомств, общественных и благотворительных организаций в оказании помощи лицам бомж[23].
Таким образом, для решения проблем лиц без определенного места жительства необходимо комплексное рассмотрение ситуации в социальном, социально-экономическом, правовом, медицинском и морально-этическом аспектах. Крайне важно привлечение к организации помощи лицам бомж общественных и благотворительных организаций. Не менее важно привлечение внимания широкой общественности к бездомным людям, особенно детям, чтобы само российское общество чувствовало ответственность за интеграцию этих людей в трудовую и духовную жизнь России.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В условиях социального кризиса возникают и формируются наиболее острые социальные проблемы, среди которых проблема бродяжничества. Причины существования бездомных различные. Однако существует единое мнение в отношении социально-экономических причин, порождающих бездомность во многих странах мира, в том числе в России: спад производства и расширение безработицы; нехватка дешевого жилья; влияние федеральной и региональной государственной политики в отношении душевнобольных и пр.
Законодательство и правоприменительная практика не предусматривали механизм назначения и выплаты пенсий бездомным, достигшим пенсионного возраста, инвалидизированным или имеющим иные основания для пенсионного обеспечения. Характер неофициальных трудовых отношений лишает бездомных возможности производить из своей заработной платы установленные законом отчисления в ПФ.
Процесс социальной реабилитации бывших бездомных предполагает восстановление социальных связей, получение профессиональных квалификаций для интеграции в рынок труда. Сейчас в Р Ф сложились четыре типа социальных учреждений, оказывающих помощь лицам бомж: дома ночного пребывания; специальные дома-интернаты для инвалидов и престарелых; центры социальной адаптации; социальные гостиницы и приюты.
Ценностные установки профессиональной социальной работы сводятся к общечеловеческим ценностям, уважению чести и достоинства человека, уникальности его личности.
Представляется необходимым создание и осуществление Целевой Федеральной программы по организации социальной поддержки и помощи бомжам в России. Для решения многоаспектных проблем бездомных граждан необходима специализированная подготовка кадров для социального обслуживания данных клиентов.