Проблемы высшего образования в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 16:18, реферат

Описание

Цель данной работы – изучить проблемы высшего образования на примере студентов и преподавателей ПГПУ.
В соответствии с поставленной целью были определенны следующие задачи:
1. обозначить основные проблемы высшего образования;
2. изучить теорию, затрагивающую данную проблему;
3. провести опрос среди студентов и преподавателей на предмет выяснения и определения минусов в системе высшего образования;
4. систематизировать полученные сведения;
5. провести анализ опроса;
6. обобщить полученные сведения и сделать выводы;

Работа состоит из  1 файл

ИССЛЕДОВАНИЕ.docx

— 47.82 Кб (Скачать документ)

Тема «Проблемы высшего  образования в современном обществе»  является актуальной на сегодняшний  день, ведь образование в условиях настоящего времени имеет огромное значение. Наличие высшего образования во многом предопределяет будущее человека, его успешность и состоятельность в обществе, а также многие другие немаловажные факторы.

Наше историческое прошлое еще раз доказывает то, что интеллектуальный потенциал страны не только закладывает основу прогрессивного развития, но и ставит государство на ранг выше перед другими странами. Недаром считалось, что система образования в СССР самая лучшая и эффективная. С течением времени исчез Советский Союз, и изменились прежние стандарты образования. Так, например, в 2007 г. президентом В.В. Путиным был подписан закон «О введении двухуровневой системы высшего образования», а с 2011 года подобная система была введена и в наш ВУЗ. Кроме того, изменился и порядок поступления в ВУЗы, сократилось количество бюджетных мест. И это далеко не весь перечь проблем высшего образования на сегодняшний день.

           Обозначенная нами проблема, является актуальной не только для общества в целом, но и составляет огромный интерес у ученых. Таким образом, теоретической базой для написания исследования послужили статьи российских социологов, взятых из журнала «Социс» за 2010-2011 гг. Так, например, в статье М.Н. Макаровой «Абитуриенты в условиях применения ЕГЭ» 1были отображены проблемы поступления в ВУЗы вчерашний школьников. Как известно, ЕГЭ явление неоднозначное, в такой системе оценки знаний много недочетов и минусов, что все вою очередь затрудняет поступление в высшее учебное заведение. В статье Беляевой Л.А. «Образование в России и модернизация экономики»2, затрагивается тема уровня подготовки оканчивающих ВУЗы, способности их конкуренции на рынке труда, что по своей сути также составляет одну из проблем высшего образования – проблему трудоустройства после окончания обучения. Так же в статье «Образование в стиле «Пепси»» Хагурова Т.А3. поднято несколько тем. Это превращение образования в сферу образовательных услуг, и идеология целей образовательной реформы, которая заключается в том, чтобы стать более эффективным и конкурентоспособным. Также использовали статью «Бизнес выдал ректорам заказ» Арганович М.А.4 из издания «Ученый совет» , где поднимается вопрос о вступлении России в Болонский процесс.

 

             Для наиболее общего понимания цели и сущности исследования были использованы учебник по социологии под редакцией В.Н. Лавриненко и книга по социологическим исследованиям В.А. Ядова.

Объектом представленного исследования является институт образования.

Предметом исследования выступают многочисленные минусы в системе образования и вытекающие из этого проблемы. 

Цель данной работы – изучить проблемы высшего образования на примере студентов и преподавателей  ПГПУ.

В соответствии с поставленной целью были определенны следующие задачи:

  1. обозначить основные проблемы высшего образования;
  2. изучить теорию, затрагивающую данную проблему;
  3. провести опрос среди студентов и преподавателей на предмет выяснения и определения минусов в системе высшего образования;
  4. систематизировать полученные сведения;
  5. провести анализ опроса;
  6. обобщить полученные сведения и сделать выводы;

Гипотеза исследования:

1. Введение двухуровневой  системы образования положительно  сказывается на студентах:

во-первых, сокращается срок обучения с 5 до 4 лет;

во-вторых, оплата за обучение студентов уменьшается, в виду сокращения срока обучения.

2. Двухуровневая система  образования отрицательно сказывается  на студентах:

во-первых, за 4года обучения студенты получают меньше навыков и  нужных знаний, чем за 5 лет;

во-вторых, бакалаврам первые годы после перехода на новую систему  будет крайне сложно конкурировать  со специалитетом;

в-третьих, студентам-юношам сократит отсрочку от армии на 1 год.

3. Переход на двухуровневую  систему является отрицательным  фактом для преподавательского  состава, так как:

во-первых, урезается количество часов;

во-вторых, некоторые дисциплины исключаются из учебного плана;

в-третьих, преподавателям нужно  привыкать к новым методикам, отказываться от старых, которые были выработаны годами;

в-четвертых, переход на новую  систему означает составление новых  учебных планов, изменение методик  преподавания, что займет немало времени, а как следствие негативно  отразится на качестве обучения студентов.

 

Анкета

Уважаемый респондент!

Приглашаем Вас ответить на вопросы анкеты. Данная анкета –  часть социологического исследования по теме «Проблемы высшего образования  в современном обществе», проводимого  нами с целью изучения проблем, связанных  с реформированием высшего образования

Нам важно Ваше отношение  к данной проблеме. Опрос проводится анонимно.

Инструкция к заполнению анкеты.

  1. Внимательно прочтите вопрос и варианты ответов.
  2. Под номером вопроса поставьте любой знак в клеточку, которая соответствует выбранному Вами ответу.

 

 

1.Считаете ли вы необходимым получать высшее образование?

  • Да, это необходимо и обязательно для каждого человека.
  • Да, но это не первостепенно.
  • Нет, это пустая трата времени и сил.

2.Как Вы считаете, нужна ли реформа высшего образования в России?

  • Да, реформа необходима, и она должна быть такой, как проводящаяся.
  • Да, реформа необходима, но она не должна быть похожей на проводящуюся.
  • Нет, реформа не нужна.
  • Затрудняюсь ответить.

 

3.Слышали ли Вы о Болонском процессе?

  • Да, я тщательно изучил данный процесс.
  • Да, что-то слышал и приблизительно понимаю о чем идет речь.
  • Слышал, но не понял его суть.
  • Нет, а что это такое?

 

4.Какого Ваше отношение к данному процессу?

  • Я считаю, что это эффективное нововведение, которое улучшит  уровень образования.
  • Не все его пункты мне нравятся, но в целом согласен с ним.
  • Мне не нравится полностью.
  • Безразлично.

5.Готовы ли вы были к переходу на двухуровневое образование?

  • Да, я его ждал и доволен, что таковое теперь имеется в России.
  • Да, но мне он «не по душе».
  • Нет, но я доволен.
  • Нет, я не готов и не доволен переходом.

6.На Ваш взгляд, какие главные плюсы имеет данный вид получения образования?

  • Придется меньше времени тратить на получение высшего образования.
  • При такой системе меньше отчисляют за неуспеваемость.
  • Придется меньше платить за свое образование.
  • Я не вижу каких-то больших плюсов в данной реформе.

7.А какие минусы?

  • За 4 года студенты получают меньше знаний и навыков.
  • Бакалаврам сложнее конкурировать со специалитетом.
  • Сокращается срок отсрочки от армии.
  • Я не вижу каких-то минусов в данной реформе.

 

8.Что вы можете сказать по материально-техническому оснащению ВУЗа с принятием этой системы?

  • Стало намного лучше, внедряются новые технологии.
  • Ничего не изменилось, это и не нужно, ВУЗ и так модернизирован и находится в хорошем состоянии.
  • Ничего не изменилось, хотя ВУЗу не хватает новых технологий и качественного ремонта.
  • Стало только хуже.

 

9.Что бы вы хотели изменить или добавить в материально-техническом обеспечении вуза?

____________________________________

____________________________________

____________________________________

____________________________________

 

10.Как вы считаете, компьютеризация обучения приносит больше вреда или пользы?(возможен свой вариант ответа)

 

  • Больше пользы, так как современные технологии облегчают процесс обучения.
  • Больше вреда, так как это приводит к «отупению».

              _______________________

              _______________________

 

 

 

 11.Довольны ли вы своей стипендией/зарплатой преподавателя?

  • Да, мне ее вполне хватает.
  • Нет, это слишком мало, ни на что не хватает.
  • Да, так как я не завишу от нее и имею заработки в другом месте.

 

12.Надеетесь ли Вы, что с переходом на такой вид обучения стипендия/зарплата повысится?

 

  • Да, надеюсь на это.
  • Не думаю, что стипендия зависит от перехода на эту стипендию.
  • Меня это не беспокоит.

 

13.Повысит ли переход на данную систему конкурентоспособность и уровень отечественного образования по сравнению с западным?

 

  • Да, без сомнения.
  • Не думаю, что это вообще принесет пользу.
  • Нет.

 

14.Должно ли вообще российское образование ориентироваться на западные стандарты?

 

  • Да, потому что данная система на Западе дает отличные результаты.
  • Нет, так как российское высшее образование и так конкурентно способно.
  • Нет, так как российское образование способно ввести свою систему образования.

 

15.Возможен ли в дальнейшем отказ от данной системы ввиду ее неэффективности?

 

  • Да и я на это надеюсь.
  • Да,  но было бы жаль.
  • Нет, я думаю, что эта система приживется.

 

16.Считаете ли Вы необходимым продолжать образование в магистратуре?

 

  • Да, это необходимо.
  • Да, но это не обязательно.
  • Нет, не вижу в этом никакого смысла.

 

17.Может ли бакалавр составить серьезную конкуренцию специалисту на рынке труда?

 

  • Да, вполне.
  • Да, но только через какое-то время.
  • Нет, специалист будет цениться больше.

 

18.Думаете ли Вы, по окончанию ВУЗа заниматься преподавательской деятельностью?

 

  • Да,  именно поэтому я сюда пришел/пришла.
  • Нет, мне это кажется не перспективным.
  • Нет, так как мне нужен только диплом.
  • Я и есть преподаватель.

 

19.Повлечет ли за собой данная реформа «омоложение» и переквалификацию преподавательского состава?

 

  • Да, это необходимо, нужно привлекать молодых специалистов  и чем скорей, тем лучше.
  • Да, но это должно быть постепенно.
  • Нет, данный преподавательский состав и так соответствует всем требованиям.

 

20.Как вы считаете, компьютеризация обучения приносит больше вреда или пользы?(возможен свой вариант ответа)

 

  • Больше пользы, так как современные технологии облегчают процесс обучения.
  • Больше вреда, так как это приводит к «отупению».

              _______________________

              _______________________

 

21.Что конкретно вы ждете от данной реформы:

______________________________________

______________________________________

______________________________________

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Укажите ваш пол:    М     Ж

Возраст:_________

Образование:

                       Факультет________________,курс________(студентам)

                       Ученая степень________________________(преподавателям)  

Информация о работе Проблемы высшего образования в России