Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 16:18, реферат
Цель данной работы – изучить проблемы высшего образования на примере студентов и преподавателей ПГПУ.
В соответствии с поставленной целью были определенны следующие задачи:
1. обозначить основные проблемы высшего образования;
2. изучить теорию, затрагивающую данную проблему;
3. провести опрос среди студентов и преподавателей на предмет выяснения и определения минусов в системе высшего образования;
4. систематизировать полученные сведения;
5. провести анализ опроса;
6. обобщить полученные сведения и сделать выводы;
Место проживания:
Уровень дохода семьи:
Основная часть
Образование является одним из самых древних институтов. Оно возникает в силу потребности общества в воспроизводстве и передаче знаний, умений, навыков, подготовки новых поколений к жизни.
В современном мире образование
приобретает особый вес, ибо призвано
обеспечить подготовку субъектов социального
действия к решению глобальных задач,
стоящих перед человечеством. Образование
охватывает практически почти все
социальные группы. Подготовка новых
поколений к осуществлению
Развитие науки, техники, технологии привело к такому гигантскому информационному буму, в условиях которого даже глубокое усвоение определенных знаний не означает ничего. И если раньше в справочных изданиях мира, как правило, образование определялось как систематизированная передача знаний, умений, ценностей, то сейчас подвергаются сомнению подобные определения.
Возникает необходимость в пересмотре глобальных целей образования. Главным становится развитие творческого потенциала личности, формирование способности восприятия и реализации новаций, способности учиться. НТР ставит задачу формирования творческой личности, способной к новациям, имеющей не только хорошее профессиональное, но и фундаментальное образование, и гуманитарную подготовку. Изменение глобальных целей потребовало изменения учебного процесса и управления вузами. В 60-70-е годы в развитых странах прошли реформы среднего и высшего образования, направленные на углубление фундаментального образования, обеспечение проблемного характера обучения, гуманитаризации и компьютеризации образования.5
В России подобна реформа,
а точнее законопроект о
1. Введение Единого
2. Введение системы бакалавриат – магистрат.
3. Сокращение числа
Вступивший в действие закон предполагает разделение образования на уровни: степень бакалавра будет соответствовать первому уровню высшего образования, а магистра – второму. Эти уровни подразумевают отдельные государственные образовательные стандарты и самостоятельную итоговую аттестацию.
Составители закона предполагают, что первый уровень (бакалавриат) за 4 года подготовит студента к работе, предусматривающей исполнительские функции в производственной или социально-экономической сфере (линейные менеджеры, специалисты по продажам, администраторы и т.п.). Подготовка на первом уровне будет проходить по небольшому числу базовых направлений, а углубленная специализация будет осуществляться в магистратуре. Численность магистратуры будет определяться из кадровых потребностей экономики и социальной сферы. В магистратуре будут готовить лиц, ориентированных на деятельность, требующую аналитических и проектных навыков, а также на научно-исследовательскую деятельность. Поступить на бюджетное место в магистратуру сможет только бакалавр. Обучение в магистратуре будет считаться вторым высшим образованием, а оно в России по закону только платное. Традиционные специалисты (выпускники специалитета) будут подготавливаться лишь для нужд безопасности страны и только соответствующими вузами.
Можно выделить внутренние и внешние причины перехода России на двухуровневую систему. Внутренние факторы свидетельствуют, с одной стороны, о росте востребованности населением высшего образования, с другой – низкой эффективности использования подготавливаемых до настоящего времени в вузах дипломированных специалистов. Высокую востребованность проиллюстрируют приводимые ниже статистические показатели. По сравнению с 1991 г. число студентов вузов России выросло более чем в 2,7 раза, достигнув 7,3 млн. чел., 15% из них обучается сейчас в негосударственных вузах. Растет и число вузов. Так, если в 1993/94 учебном году в РФ насчитывалось 626 вузов, из них 548 государственных и муниципальных, то в 2005/06 учебном году их уже 1068, из них 655 государственных и муниципальных. Количество студентов на 10 тыс. чел. населения также растет: со 176 в 1993/94 учебном году до (по разным авторам) 480 или даже до 495 в 2005/06 г.
В целом в России за 10 лет число студентов на 10 тыс. человек населения возросло в 2,8 раза, причем больший прирост дают негосударственные вузы (15,2 раза, а в государственных – в 2,45 раза). Увеличение количества студентов составляет ежегодно 7-15%. И уже близок максимум, когда чуть ли не все выпускники школ становятся студентами.
В то же время количество средних профессиональных учебных заведений и студентов в них выросло незначительно (с 2,2 млн. чел. в 1991/92 учебном году до 2,5 млн. чел. в 2005/06 учебном году) после некоторого снижения в середине 90-х годов. Число учреждений начального профессионального образования и прием в них студентов стабильно падает (с 1,2 млн. чел. в 1991 г. до 0,7 млн. чел. в 2006 г.). Статистические показатели свидетельствуют, что число людей, занятых в экономике и имеющих высшее образование за последние 10 лет выросло в 2,8 раза. При этом эффективность использования специалистов является чрезвычайно низкой. Две трети нынешних выпускников либо работают не по специальности, либо вынуждены переучиваться по месту работы; с другой стороны, в самом примитивном секторе малого и среднего бизнеса – в розничной торговле – заняты 10 млн. человек, и половина имеет высшее образование. По сути, люди получившие диплом о высшем профессиональном образовании и квалификацию специалиста, занимают трудовые посты, не требующие такового образования и квалификации. В то же время отмечается, что «перспективные работодатели в современных условиях более не нуждаются во всех случаях в выпускниках университетов, обладающих фундаментальным знанием. … Требуется другое: способность динамично перенастраиваться на другие программы, владение некими базовыми умениями, обладание общим уровнем культуры, не переходящим в сверхобразованность». Таким образом, внутренние социально-экономические причины требуют внесения изменений в систему высшего образования. Вводимая у нас двухуровневая система (бакалавриат и магистратура) считается экономически оправдавшейся в ряде стран Европы и в США.
Внешним фактором, стимулирующим переход к двухуровневой системе, стало вступление страны в Болонский процесс. Его начало было положено подписанием в 1999 г. в Болонье (Италия) декларации, в которой были сформулированы основные цели, ведущие к совместимости систем высшего образования в странах Европы. Россия, присоединившись к Болонской декларации в 2003 г., обязалась до 2010 г. воплотить ее основные принципы, в том числе в жизнь ввести у себя такую же систему высшего образования.
Приступая к введению
новой для нас многоуровневой
системы высшего образования
полезно понимать, что же она представляет
и как построена в странах,
для которых эта система
Бакалавр – это первая академическая степень, или квалификация, приобретаемая студентом после освоения базовой программы обучения. Термин «академическая степень» используется в данном случае для обозначения приверженности к установленным традициям (академизму), свойственным европейской системе образования.
Маги́стр (от лат. magister – наставник, учитель) – вторая (высшая) академическая степень, начальная учёная степень, приобретаемая студентом после окончания магистратуры.6
Данный законопроект не является однозначным,
его внедрение в российскую систему
образования вызвало
— Во-первых, очень часто высказывается
опасение, что введение двухуровневой
системы приведет к разрушению традиционной
советской модели, которая отлично себя
зарекомендовала.
— Во-вторых, что это скрытый способ сократить
бюджетное финансирование высшего образования
(за магистратуру государство платить,
вообще говоря, не обязано).
— В-третьих, что российский рынок труда
не готов рассматривать бакалавров как
людей с законченным высшим образованием.
— В-четвертых, если эксперимент удастся,
и российские дипломы будут признаваться
на Западе, то это приведет к утечке мозгов
и деградации российских науки и образования.
Рассмотрим эти аргументы по порядку.
1. Первый аргумент является самым серьезным.
Действительно, дипломы ведущих советских
— в первую очередь технических — вузов
признавались на Западе и без всякой Болонской
системы. Интересно, впрочем, что во многих
из этих вузов образование было построено
практически по двухуровневому принципу.
Впрочем, главный аргумент в пользу Болонского
процесса заключается даже не в том, что
он апеллирует к лучшим традициям советского
образования, а в том, что он лучше приспособлен
к реалиям современного мира — быстрее
меняющегося, менее предсказуемого. В
этом мире люди не выбирают профессию
раз и навсегда, а должны быть готовы к
тому, что им придется переучиваться несколько
раз. Поэтому не имеет смысла заставлять
17-летнего подростка выбирать себе узкую
специальность и изучать ее в течение
пяти лет — и больше никогда не учиться.
Гораздо разумнее дать ему широкое образование,
которое позволит ему получить навыки,
необходимые для получения более специального
образования в дальнейшем.
2. Второй аргумент не выдерживает критики.
В последние несколько лет бюджет высшего
образования в России растет на десятки
процентов в год в реальном выражении
(в расчете на студента). Количество бюджетных
мест намного выше, чем обусловленная
в законе норма в 170 студентов на 10 000 граждан.
Трехлетний бюджет предусматривает продолжение
роста бюджетных расходов в расчете на
студента. Поэтому введение двухуровневой
системы приведет лишь к более эффективному
перераспределению растущих бюджетных
расходов. Действительно, по определению
магистратура — это сознательный выбор
взрослого человека, который знает, чего
он хочет в жизни и какую именно выгоду
он получит от обучения в магистратуре.
Поэтому в платной магистратуре ничего
страшного нет — особенно если в России
наконец заработает в полной мере система
студенческого кредита (пока она работает
в «экспериментальном» режиме). Бюджетные
деньги надо скорее тратить на бакалавриат,
на студенческие стипендии, на мобильность
студентов и преподавателей, на поддержку
исследований и субсидирование ставки
процента по образовательному кредиту.
3. Третий аргумент тоже не вполне корректен.
Российский рынок труда действительно
рассматривает большинство бакалавров
как недоучек (впрочем, есть несколько
хороших бакалаврских программ, выпускники
которых котируются выше специалистов
и магистров). Это объясняется в первую
очередь тем, что государство продолжает
спонсировать огромное количество мест
в пятилетних и шестилетних программах.
При этом все — и работодатели, и студенты,
и государство — продолжают делать вид,
что студенты интенсивно учатся все пять
или шесть лет (и живут на стипендию), а
не начинают работать уже на третьем курсе.
Тот факт, что большинство студентов работают
еще до окончания четвертого курса, означает,
что рынок труда достаточно быстро привыкнет
к тому, что четырехлетнего высшего образования
достаточно и нет смысла заставлять студента
числиться в вузе еще два года. Это особенно
верно, если студент работает не по специальности
(а это так для большинства российских
студентов). В конце концов, в США выпускники
бакалавриата находят хорошую работу
без всякой магистратуры и работодатели
не жалуются на недостаток навыков.
4. Четвертый аргумент: если российское
образование настолько плохо, что наши
студенты никому не нужны, то не надо этим
гордиться. Наоборот, необходимо принимать
срочные меры. Если нам удастся добиться
реальной признаваемости дипломов, то
уедут не все, а многие даже вернутся.7
1 Абитуриенты в условиях применения ЕГЭ / М. Н. Макарова // СОЦИС. - 2011. - № 2. - С. 93-98.
2 Образование в России и модернизация экономики /Беляева Л.А.// СОЦИС. - 2011. - № 12 С. 13-25
3 Образование в стиле «пепси» /Хагуров Т.А.// СОЦИС. -2010. -№ 7. С. 132.
4 Бизнес выдал ректорам заказ / Агранович М. // Ученый совет. - 2008. - N 1. - С.32-35.
5 ЯкубаЕ.А. Социология. Учебное пособие для студентов, Харьков: Издательство "Константа", 1996 г. – С. 143-145
6 Дружилов С.А. Двухуровневая система высшего образования: западные традиции и российская реальность // Педагогика. 2010. № 6. С. 51-58.
7 С. ГУРИЕВ. «Ведомости», 8 октября 2007 года