Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 20:21, курсовая работа
Цель работы – исследовать финансовый механизм реализации государственной политики занятости населения.
Задачи:
1) уточнить сущность и роль безработицы;
2) охарактеризовать направления государственной политики занятости и ее законодательное регулирование;
3) проанализировать существующую стратегию, источники и средства финансирования государственной системы занятости;
4) рассмотреть механизм регулирования занятости населения;
5) выявить пути совершенствования финансовых механизмов государственной политики занятости населения;
Главными направлениями политики занятости на федеральном уровне сегодня становятся:
- преодоление макроэкономических тенденций, связанных с падением инвестиционной активности, снижением объемов производства, инфляцией и имеющих следствием нестабильность системы рабочих мест;
- сдерживание массового высвобождения работающих, прежде всего, на градообразующих предприятиях;
- создание условий для развития и расширения занятости в альтернативных, негосударственных секторах экономики;
- обеспечение эффективной целевой поддержки и защиты граждан, вынужденно потерявших работу или находящихся под риском увольнения;
- дополнительное содействие занятости групп трудоспособного населения, испытывающих особые трудности с трудоустройством;
- смягчение последствий долговременной безработицы
Основная задача политики государства по экономике и поддержке занятости — сдерживать сокращение экономически целесообразных и перспективных рабочих мест, содействовать росту инвестиционной активности, создающей новые рабочие места путем проведения институциональных преобразований, селективной структурной политики, реализации инвестиционных и других целевых программ.
Кроме того политика занятости федерального уровня предусматривает создание системы правового регулирования и организации межгосударственных отношений со странами СНГ и другими зарубежными государствами по поводу миграционного обмена и пенсионного обеспечения в случаях добровольного и вынужденного переселения, по вопросам найма и социальной защиты при выезде на временные заработки или откомандирование на работу в другое государство, т.е. к функциям федерального уровня относится выработка правовых норм, обеспечивающих включение России как равноправного партнера в международный рынок труда[29].
На региональном уровне политика занятости означает содействие полной, продуктивной работе и свободно избранной занятости, направленной на создание условий для реализации права граждан на труд на территориях, находящейся в пределах компетенции органов власти соответствующего уровня (республики, края, области, автономной области, автономного округа, р-на и города). Региональный аспект государственной политика занятости реализуется через ежегодно принимаемые субъектами РФ территориальные программы содействия занятости населения, учитывающие особые факторы и условия, влияющие на состояние рынка труда в регионах.
Государственная политика на региональном уровне реализуется в рамках федеральной программы, путем выполнения региональных и местных программ содействия занятости населения, учитывающих особенности демографического и социально-экономического развития территорий.[30].
Обычно региональные программы занятости населения делятся на три уровня:
- республиканская проблема занятости населения, которая содержит набор мероприятий, реализуемых только на уровне республики;
- областная (краевая) программа определяет мероприятия по занятости населения в рамках данного уровня, например, выделение городов приоритетного развития;
- районная (городская) программа занятости. Она представляет собой набор конкретных мероприятий, направленных на решение проблем отдельных участников рынка труда[21].
1.3. Стратегия, источники и средства финансирования государственной системы занятости
Организация структуры регулирования занятости, подкрепленная финансовой базой реализации системы соответствующих мер, формирует механизм функционирования рынка труда. С 1950 г. действует Конверсия № 88 Международная Организация Труда (МОТ) об организации службы занятости, которая предусматривает что каждый член МОТ организует и финансирует работу бесплатной государственной службы занятости, основной обязанностью которой является обеспечение условия для организации и функционировании рынка труда как составной части национальной программы достижения и поддержки полной занятости, развития и использования производительных сил страны[28].
Источником финансирования мероприятий в области становления и функционирования рынка труда в России является Государственный Фонд содействия занятости, который как самостоятельная финансовая система образуется на федеральном, республиканском (в составе РФ) и местном (краевом, областном) уровнях, в городах Москве и Санкт-Петербурге[30].
Фонд содействия занятости образуется за счет: обязательных отчислений работодателей независимо от форм собственности и хозяйствования в размере 1% средств на оплату труда работников (от общей суммы обязательных отчислений 10 % отчисляется в
Контроля за своевременным и полным поступлением средств в фонды содействия занятости соответствующих уровней возможны на службы занятости с привлечением к выполнению этих функций налоговых служб. Однако, механизм такого взаимодействия еще не выработан и требует соответствующего оформления.
Средства Фонда занятости расходуются на профессиональную подготовку, переподготовку и профориентацию (включая выплату стипендий) незанятого населения, впервые выходящего на рынок труда либо уже циркулирующего в этой сфере, на выплату пособий по безработице, зарегистрированные в службе занятости, финансовые общественные работы и мероприятия по разработке и реализации программ занятости и, наконец, собственные на содержание службы занятости.
Анализ показывает, что почти половина средств, израсходованных из Фонда занятости в 1 полугодие 2004г. использовано на содержание службы занятости (48,6%), 21,1% - на финансирование мероприятий по разработке и реализации программ занятости и 11,6% на выплату пособий по безработице. В целом по всем направлениям израсходовано четвертая часть средств Фонда занятости[30].
Сложившийся в России феномен, характеризуемый тем, что продолжающийся спад производства пока не вызывает адекватного сокращения занятости и увеличение безработицы. Негативные последствия нейтрализуют действием факторов демографического порядка – сокращением прироста трудоспособного населения, увеличением численности населения, выход на пенсию, в том числе с сокращением штатов, экономические - развитием новых предприятий структур, самозанятость, социальные – вследствие утверждения в отношении труда принципа добровольности и другие.
По оценкам Госкомстата, приблизительно 9% общей численности является условная безработица. Уровень внутрифирменной безработицы соразмерен с темпами спада производства и составляет приблизительно 20 %. Проблема занятости впервые публично признана правительством «наиболее тяжелой»[27].
Идеология правительственной стратегии занятости нуждается в существенной корректировке: ее исходным постулатом должен стать именно принцип предотвращения безработицы, а не принцип борьбы с ней. С учетом этого необходимо будет (вносить коррективы в инвестиционную политику, структурную политику и конверсионную программу, темп сокращения вооруженных сил, финансовую и социальную политику).
Организация системы регулирования воздействия со стороны государства на занятость и уровень безработицы трудоспособного населения должна стать неотъемлемой частью общей системы регулирования экономической и социальной политики. Россия может и должна в полной мере учесть и использовать богатый зарубежный опыт регулирования рынка труда, механизм реализации активной политики занятости.
Для данного периода общество должно иметь политику занятости, основанную на сдерживание роста безработицы в пределах социально допустимого минимума, учитывающего психологию населения и инертность его мышления по поводу гарантированной занятости[24].
Общая закономерность, действие, которой в условиях перехода российской экономики к рыночным отношениям не вызывает сомнения, состоящая в зависимости уровня и динамики занятости от объема и динамики инвестиций. Основная проблема, по мнению специалистов, состоит не в необходимости резкого снижения гипертрофированного раздутого объема капиталовложений, а в изменение источника финансирования, главным из которых был госбюджет, повышение роли частного капитала.
Другая закономерность обусловлена научно-техническим прогрессом и его влиянием на фактическое высвобождение работников и характерно для индустриальных стран Запада.
Проблема разработки действенной политики занятости остро стоит перед правительством РФ. Действующая в настоящее время политика занятости далека от совершенства и не дает желаемых результатов[27].
Вместе с тем в деле повышения занятости безработных граждан России далеко не все резервы исчерпаны. Прежде всего, необходим эффективный механизм налогообложения, который наряду с государственным оздоровил бы и негосударственный сектор экономики. Во-вторых, в стране существует ряд общегосударственных проблем, решение которых можно было бы совместить с повышением занятости населения, а также с расширением поля общественных работ (строительство дорожной сети, экологическая очистка окружающей среды, озеленение городов и восстановление нарушенных парково-рекреационных зон мегаполисов и др.). Содействие занятости может проходить через реструктуризацию и возрождение предприятий, улучшение информационного обеспечения в области социально-трудовых отношений.
Всестороннее изучение и умелое применение опыта борьбы с безработицей в периоды экономического спада во многих странах мира будет способствовать скорейшему формированию оптимального отечественного механизма государственного регулирования занятости населения Российской Федерации. Таким образом, наблюдается поиск выхода государства из сложившегося тяжелого положения на рынке труда. Заметна некоторая активизация этой работы с привлечением иностранного капитала и мирового опыта.
2. Анализ финансового механизма реализации занятости населения и пути его совершенствования
2.1.Механизмы регулирования занятости населения
Для реализации государственной политики в области занятости населения и обеспечения гражданам соответствующих гарантий в Российской Федерации на базе действующих центров по трудоустройству, переобучению и профориентации населения создана Государственная служба занятости.
Законодательство предусматривает обязанность вынуждено незанятого гражданина заявить об этом. Это один из новых принципов, определяющих правила поведения гражданина и государства на рынке труда: не государство выявляет неработающих, а незанятый гражданин сам обращается за помощью к государству, а именно в Государственную службу занятости. Человека регистрируют как лицо, ищущее работу. И с этого момента у государства наступает обязанность в течение 10 календарных дней предоставить ему подходящую работу. Если по истечении этого периода предложений о подходящей работе нет, то он приобретает статус безработного и начинает получать государственное пособие[27].
Государственная служба занятости является структурой специальных государственных органов, призванных обеспечить координацию, решение вопросов занятости населения, регулировать спрос и предложение на рабочую силу, содействовать неработающим гражданам в трудоустройстве, организации их профессиональной подготовки, оказании социальной поддержки безработным. Услуги предоставляются службой занятости бесплатно[24].
Функции службы занятости многообразны:
1.Анализ и прогнозирование спроса и предложения на рабочую силу, информирование населения и работодателей о состоянии рынка труда;
2.Учет свободных рабочих мест и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства;
Для эффективного осуществления этих задач необходимо комплексное внедрение автоматизации в процессы управления занятостью. Она позволяет освободить персонал от рутинной работы по переработке информации, оставляет время для разбора различных вариантов принимаемых решений. Основным средством автоматизации является вычислительная техника. Наиболее перспективным также представляется создание распределительных информационных систем, сети локальных баз данных с обменом информацией между ними по всем уровням службы занятости. На городском и областном уровнях системы целесообразно создание персонифицированных банков данных по гражданам, обратившимся в службу занятости за помощью в трудоустройстве.
3.Консультация обращающихся в службу занятости трудящихся и работодателей о возможностях получения работы и обеспечения рабочей силой, о требованиях, предъявляемых к профессиям и работникам;
4.Оказание помощи гражданам в выборе подходящей работы, а работодателям - в подборе необходимых работников;
Для граждан, потерявших работу и заработок, подходящей считается работа, соответствующая их профессиональной подготовке, учитывающая возраст, трудовой стаж и опыт работы по прежней специальности, транспортную доступность нового рабочего места. В соответствии с законом граждане имеют право на свободный выбор работы путем прямого обращения на предприятия, а не обязательно через службу занятости.