Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 20:21, курсовая работа
Цель работы – исследовать финансовый механизм реализации государственной политики занятости населения.
Задачи:
1) уточнить сущность и роль безработицы;
2) охарактеризовать направления государственной политики занятости и ее законодательное регулирование;
3) проанализировать существующую стратегию, источники и средства финансирования государственной системы занятости;
4) рассмотреть механизм регулирования занятости населения;
5) выявить пути совершенствования финансовых механизмов государственной политики занятости населения;
Вот наиболее важные меры такого рода:
-Перераспределение имеющегося спроса на труд путем стимулирования перехода предприятий на неполный рабочий день, неполную рабочую неделю и т.п. Такие предприятия должны получить налоговые льготы, чтобы компенсировать затраты на прием новых работников.
-Бюджетное субсидирование дополнительной (по отношению к фактическому уровню) рабочей силы на действующих предприятиях. Оно может иметь вид кредитования государством зарплаты дополнительно нанятых рабочих. Предприятия, расширяющие занятость по отношению к ее уровню в прошлом году, могут получить льготный кредит, соразмерный зарплате, которая уплачена дополнительно занятым на производстве.
-Снижение фактического предложения рабочей силы за счет снижения установленного законом пенсионного возраста. Такой же эффект может обусловить развитие служб переподготовки кадров и повышения квалификации.
-Предоставление рабочих мест, не ориентированных на получение прибыли, а связанных с работой в интересах общества, например: работа в области охраны окружающей среды и т.д.
-Переход к созданию системы социального партнерства, в том числе создание механизма выработки трехсторонних соглашений (работодатели - профсоюзы - государство) с целью ограничить рост заработной платы. С работодателей следует взимать налог на средства, дополнительно потраченные на заработную плату, и направлять его на субсидирование занятости.
-Расширение занятости в будущем зависит и от иностранных инвестиций. В целом инвестиции в реконструкцию и технологическое переоборудование предприятий будут иметь трудосберегающий эффект. Но увеличение капитальных вложений означает создание новых рабочих мест.
-Решение проблемы "очаговой" безработицы в регионах, где в городе находится 1-2 предприятия, будет осуществляться через стимулирование инвестиций и малого бизнеса на уровне регионов и реализацию региональных программ содействия занятости[30].
Значительно сократить количество незанятых можно за счет структурных изменений в оборонной промышленности. Процесс конверсии обладает большим потенциалом для увеличения занятости, ходя даже ее стабилизация сегодня будет большим плюсом в регулировании рынка труда.
Нельзя жалеть средства на борьбу с безработицей. Во-первых, потому что ее предотвращение в начале потребует гораздо меньше затрат, чем в будущем.
Во-вторых, потому что борьба с безработицей может быть достаточно эффективной. Например, кредитование государством дополнительных рабочих мест в США в 1977-78 гг. вовсе не было бросанием денег на ветер. При том, что заработная плата кредитовалась не больше чем на 2%, а абсолютная величина кредита не превышала 100 тысяч долларов, многие корпорации смогли создать до 50 новых рабочих мест.
В-третьих, потому что финансовая стабилизация невозможна без продуманного предотвращения ее негативных последствий и, как мы уже убедились, приводит к дефициту госбюджета, для сокращения которого она и создавалась.
За последние два года безработица приобрела вид крупного макроэкономического явления, превратившись в самостоятельный фактор развития экономики. Тем не менее в России до сих пор не выработано такой политики в области занятости, которая способствовала бы успешности реформ. Сегодня ясно, что роль безработицы как неизбежного последствия финансовой стабилизации была недооценена.
И так, проблема разработки действенной политики занятости остро стоит перед правительством РФ. Действующая в настоящее время политика занятости далека от совершенства и не дает желаемых результатов.
Вместе с тем в деле повышения занятости безработных граждан России далеко не все резервы исчерпаны. Прежде всего, необходим эффективный механизм налогообложения, который наряду с государственным оздоровил бы и негосударственный сектор экономики. Во-вторых, в стране существует ряд общегосударственных проблем, решение которых можно было бы совместить с повышением занятости населения, а также с расширением поля общественных работ (строительство дорожной сети, экологическая очистка окружающей среды, озеленение городов и восстановление нарушенных парково-рекреационных зон мегаполисов и др.). Содействие занятости может проходить через реструктуризацию и возрождение предприятий, улучшение информационного обеспечения в области социально-трудовых отношений.
Всестороннее изучение и умелое применение опыта борьбы с безработицей в периоды экономического спада во многих странах мира будет способствовать скорейшему формированию оптимального отечественного механизма государственного регулирования занятости населения Российской Федерации.
Таким образом, наблюдается поиск выхода государства из сложившегося тяжелого положения на рынке труда. Заметна некоторая активизация этой работы с привлечением иностранного капитала и мирового опыта[30]. В качестве вывода можно отметить следующее:
Во-первых, в процессе дальнейшего совершенствования системы государственного регулирования занятости предстоит выработать научно-обоснованный механизм оценки эффективности политики занятости как на местном, так и на региональном и федеральном уровнях и соответствующий комплекс стимулов и санкций.
Во-вторых, всестороннее изучение и умелое применение опыта борьбы с безработицей в периоды экономического спада в других странах мира будет способствовать скорейшему формированию оптимального отечественного механизма государственного регулирования занятости населения Российской Федерации, т.к. на данном этапе законодательная база рынка труда в РФ далека от идеала.
Заключение
По итогам проведенного исследования поставленные задачи были решены следующим образом. Уточнена сущность и роль безработицы, а так же ее причины и виды. Из преведенных в работе определений такой экономической категории как безработица для себя я выбрала следующее: безработица - отсутствие занятости по экономическим причинам у определенной, большей или меньшей в каждый данный момент, части рабочего населения страны, способной и желающей трудиться.
Так же были проанализированы направления государственной политики занятости населения и ее законодательное регулирование. Политика занятости — это совокупность мер прямого и косвенного воздействия на социально-экономическое развитие общества в целом и каждого его члена в отдельности и мероприятий, направленных на улучшение распределения рабочей силы и поддержание эффективной занятости. Политика занятости предусматривает меры финансово-кредитной, инвестиционной и налоговой политики, позволяющие обеспечить максимально возможную занятость. С этой целью разрабатываются государственные, республиканские, межреспубликанские и региональные программы занятости. Определяются территории, где развитие рабочих мест особо поощряется государством. С целью реализации политики занятости на всей территории России формируется Федеральная государственная служба занятости населения. Для финансирования мероприятий по реализации политики занятости создан Государственный фонд занятости населения.
Рассмотрены существующие стратегия, источники и средства финансирования государственной системы занятости населения. Источником финансирования мероприятий в области становления и функционирования рынка труда в России является Государственный Фонд содействия занятости, который как самостоятельная финансовая система образуется на федеральном, республиканском (в составе РФ) и местном (краевом, областном) уровнях, в городах Москве и Санкт-Петербурге.
В данной работе проанализирована деятельность государственной службы занятости населения и рассмотрены источники ее финансирования. Государственная служба занятости является структурой специальных государственных органов, призванных обеспечить координацию, решение вопросов занятости населения, регулировать спрос и предложение на рабочую силу, содействовать неработающим гражданам в трудоустройстве, организации их профессиональной подготовки, оказании социальной поддержки безработным. А так же рассмотрены различные механизмы занятости населения. Взаимодействие между федеральными органами, СФ и МС в сфере занятости, поддержания уровня жизни и социальной защиты осуществляется посредством различных механизмов, главными из которых являются: кредитный механизм, налоговый механизм, бюджетный механизм, механизм госзаказа, административный механизм, организационный механизм, правовой механизм и программный механизм.
Выявлены пути совершенствования финансовых механизмов государственной политики занятости населения. В мире накоплен большой теоретический и практический опыт по регулированию рынка труда. Россия нуждается в особом, комплексном подходе. Сегодня результативная политика занятости должна идти чуть впереди реального развития рынка труда и превентивно устранять те препятствия, которые могут подхлестнуть безработицу.
Похоже, что еще несколько лет нам придется мириться с высоким уровнем безработицы. Сегодня основная цель - снизить безработицу уже если не в среднесрочном, то в долгосрочном периоде. Парадоксально, но до сих пор ни одна политическая партия, ни один влиятельный политик не высказали вообще ни одной точки зрения по столь актуальной проблеме. Это всерьез заставляет усомниться в компетентности российских властных структур и их реального желания вывести экономику из спада в подтверждение к их словам об оптимистических прогнозах развития[29].
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации // Справочно-првовая система «Консультант+», 2010 г.
2. Кодекс законов о труде Российской Федерации // Справочно-првовая система «Консультант+», 2010 г.
3. Федеральный закон «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» от 1 мая 1999 г.; // Справочно-првовая система «Консультант+», 2010 г.
4. Федеральный закон «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» от 23 ноября 1995 года; // Справочно-првовая система «Консультант+», 2010 г.
5. Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О коллективных договорах и соглашениях»» от 24 ноября 1995 года; // Справочно-првовая система «Консультант+», 2010 г.
6. Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» от 20.04.1996 года; // Справочно-првовая система «Консультант+», 2010 г.
7. Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12 января 1996 г.; // Справочно-првовая система «Консультант+», 2010 г.
8. Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» от 30 апреля 1999 г.; // Справочно-првовая система «Консультант+», 2010 г.
9. Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» от 17 июля 1999 г.; // Справочно-првовая система «Консультант+», 2010 г.
10. Федеральный закон «О внесении дополнения в статью 5 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» от 20 ноября 1999 г. // Справочно-првовая система «Консультант+», 2010 г.
11. Закон РФ № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» с изменениями и дополнениями от 22.08.2004 N 122-ФЗ. // Справочно-првовая система «Консультант+», 2010 г.
12. Закон Российской Федерации «О коллективных договорах и соглашениях» от 1991 г.; // Справочно-првовая система «Консультант+», 2010 г.
13. Адамчук В. В., Ромашов О. В., Сорокина М. Е. Экономика и социология труда: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2000. – 407 с.
14. Анализ ситуации на рынке труда России в 2002 – нач. 2004 гг. //«РЭО Вестник». -2004. №81. – С. 24-27.
15. Боровик В.С., Ермакова Е.Е., Похвощев В.А. Занятость населения: Уч. пособие. - Ростов-на-Дону: "Феникс", 2001. - С. 256 с.
16. Бушмарин И.В. Рынок труда в современной экономике //Общество и экономика.- 2004.-№1. - С. 32-36
17. Волгин Н.А. Социальная политика. – М.: Экзамен, 2003. – 736 с.
18. Генкин Б.М. Экономика и социология труда. – М.: 2004., С. 51-54.
19. Государственное регулирование экономики, под ред. С.В.Пирогова, В.М.Иванченко, М.: РАН институт экономики, 1994 г., С. 31-33.
20. Государственное регулирование экономики в современных условиях. – М.: ИЭ РАН, 2003. – 132 с.
21. Кашепов А.В. Российский рынок труда: проблемы формирования, перспективы. //Общество и экономика.- 2000. -№78. - С.42-44.
22. Кузнецова Л.А., Нестеренко И.Ю., Мельникова А.П. Рынок труда и занятость населения. Учебное пособие. / Челябинск, 2002 - 91 с.
23. Мацкуляк И.Д. Стратегия занятости: предотвращение безработицы - М.: Экономика, 2000. - С.71-74.
24. Никифорова А. А. Рынок труда: занятость и безработица. – М.: 2001. - С.42-44.
25. Никифорова А.А. “Рынок труда: занятость и безработица” М.: 1991 г. –С. 24-27.
26. Прокопов Ф. Эффективная организация услуг службы занятости: современный подход. // Человек и труд.- 1999г.- №8. – С. 73-77.
27. Учебник по основам экономической теории, руководитель авторского коллектива проф. В.Д.Камаев, Изд-во «Владос», М.: 1994г. – С. 44-46.
28. Четвернина Т. Государственная служба занятости: архаика или живой организм. // Человек и труд.- 2002г.- №12- С.42-46.
29. http://www.abird.ru/articles/
30. http://www.rostrud.ru/