Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 10:19, контрольная работа
Перспективы интеграции российского образования и российской экономики, в целом, в международную (в частности, европейскую) систему разделения труда.
Введение
Существует ряд проблем в системе общего и профессионального образования, которые, формально не затрагивая сущность и структуру компетентностного подхода, очевидным образом влияют на возможности его применения. Среди них:
Таким образом, мы можем констатировать,
что само обсуждение компетентностного
подхода, безотносительно специфических
представлений и интерпретаций,
погружено в особый культурно-образовательный
контекст, заданный следующими тенденциями
российского образования в
Перспективы интеграции российского образования и российской экономики, в целом, в международную (в частности, европейскую) систему разделения труда.
Профессиональное образование: проблемы и перспективы.
Проблемы общего образования и пути их решения:
Соотношение это может быть различным,
и в связи с этим возможны существенные
различия в характере образования,
его направленности. Чрезмерное увлечение
технологическим компонентом
Сейчас принято выделять семь образовательных областей, составляющих содержание школьного образования: филология, математика, естествознание, обществознание, искусство, технология, физическая культура. Конкурс проектов Базисного учебного плана показал, что принятый состав образовательных областей не вполне обеспечивает возможность модернизации школьного образования. Примерно в трети проектов были попытки выйти за рамки принятого перечня. Наиболее заметна попытка включить в него «человекознание». Предлагается иной подход к определению состава образовательных областей – на основе выделения макрообъектов изучения (неорганический мир; органический мир; общество; технология). Возникают вопросы относительно структуры отдельных образовательных областей. Так, область «естествознание» обычно рассматривается как совокупность курсов физики, химии, биологии, астрономии, экологии. Возникает вопрос: в какой мере данная структура области «естествознание» отражает современное состояние естественнонаучного знания? Сложившаяся структура области «технология» охватывает лишь некоторые виды деятельности. Привычная структура областей «филология», «обществознание», «искусство» не дает возможности основательно изучить проблемы духовной культуры. Эта проблема не решится за счет увеличения числа учебных дисциплин. Возможно, ее удалось бы решить, отказавшись от жесткого закрепления учебного предмета в рамках одной образовательной области, предметы, интегративные по своей сути, могут принадлежать к разным образовательным областям (история мировой художественной культуры может «принадлежать» двум областям – «обществознанию» и «искусству»).
Есть несколько аспектов этой проблемы: обновление учебного материала в соответствии с изменениями в окружающем мире и достижениями базовых наук; включение новых разделов и тем, необходимых для жизни в современном обществе, имеющих общекультурное значение; перераспределение учебного материала между основной и старшей школой с целью уменьшения учебной нагрузки основной школы; исключение устаревших разделов. А также исключение избыточного учебного материала, не имеющего существенного значения для реализации основных целей образования. Следует помнить, что приобретение избыточных знаний может иметь своим следствием недостаток необходимых знаний.
Учебник в современной школьной
практике является для подавляющей
массы учащихся важным (нередко основным)
источником знаний. Специфика этого
источника заключается в
Известно, что на изучение любого предмета выделенного учебным планом числа уроков «не хватает». В проектах федерального конкурса Базисного учебного плана, заявки на учебное время, того или иного предмета, существенно отличались. На область «филология» в основной школе (5–10 классы) в разных проектах выделялось от 37 до 64 часов, на изучение математики – от 18 до 30 часов и т.д. Это говорит об отсутствии четких критериев распределения учебного времени, о сохранении разделения предметов на «главные» и «второстепенные». Это представление о том, что разные образовательные области имеют различное значение для развития личности. Такому подходу может быть противопоставлена идея равнозначности всех образовательных областей. Но тогда на каждую образовательную область надо выделять одинаковое учебное время (по крайней мере, в инвариантной части учебного плана).
Идейной основой гимназического образования в российской школе середины ХIХ века была античная культура, ради ознакомления с которой изучались древние языки. Считалось, что античная культура дает нравственные образцы, которые учащиеся освоят как собственные ценностные ориентации. В советской школе роль идейной основы образования выполнял курс литературы, образцов русской классической литературы ХIХ века и советской литературы. Курс поднимал философские, нравственные, эстетические, психологические проблемы, решение которых должно было определять формирование ценностных ориентаций учащихся. Возможности этого курса значительны и сейчас. Вместе с тем нельзя не учитывать, что круг чтения школьников ХХI века меняется и они в поисках духовного идеала будут обращаться лишь к произведениям русской классической литературы. Возникает необходимость по крайней мере «дополнения» привычных идейных основ образования. Есть основания, что у молодежи растет интерес к философским знаниям. Возможно, что изучение курса философии могло бы помочь преодолеть «идейный дефицит» современного школьного образования.
Для современных процессов в области профессионального образования характерны следующие проблемы.
Во-первых, рост потребности в
Во-вторых, растет международная открытость
национальных культур, национальных систем
высшего профессионального
В-третьих, вместе с интернационализацией усиливается разнообразие системы профессионального образования.
В рамках нынешнего реформирования
профессиональному образованию
необходимо ориентироваться на личность,
на приоритеты развития человеческого
потенциала. Целью образования должно
быть получение знаний, умений и
навыков, развитие личности, а не получение
любыми способами документа («корочек»):
купить, «отработать», пойти на другое
противоправное действие ради диплома.
Культура образовательного процесса несовместима
с делением знаний на «нужные» и
«ненужные». Его задача - научить
учиться, научить видеть мир целостно,
научить мыслить и действовать,
сформировать научное мировоззрение,
не дающее шансов псевдонауке. Сам процесс
профессионального образования
должен стать целостным, систематизированным.
Именно целостность должна быть положена
в основу новой парадигмы
Однако только личностно ориентированного
подхода в системе
Безусловно, в самом профессиональном
образовании произошли
Стратегия профессионального образования
XXI в. может заключаться, в следующем:
доведение максимального
Информация о работе Профессиональное образование: проблемы и перспективы