Профессиональное образование: проблемы и перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 10:19, контрольная работа

Описание

Перспективы интеграции российского образования и российской экономики, в целом, в международную (в частности, европейскую) систему разделения труда.

Работа состоит из  1 файл

социология.docx

— 31.59 Кб (Скачать документ)

Введение

Существует ряд проблем в  системе общего и профессионального  образования, которые, формально не затрагивая сущность и структуру  компетентностного подхода, очевидным  образом влияют на возможности его  применения. Среди них:

  • проблема учебника, в том числе, возможностей их адаптации в условиях современных гуманистических идей и тенденций в образовании;
  • проблема государственного стандарта, его концепции, модели и возможностей непротиворечивого определения его содержания и функций в условиях российского образования;
  • проблема квалификации преподавателей и их профессиональной адекватности не только вновь разрабатываемому компетентностному подходу, но и гораздо более традиционным представлениям о профессионально-педагогической деятельности;
  • проблема противоречивости различных идей и представлений, бытующих в современном образовании буквально по всем поводам;
  • проблема внутренней противоречивости наиболее популярных направлений модернизации, в том числе: идеи профилизации старшей школы и, одновременно, перехода к приему ЕГЭ по всем предметам, развития школьного самоуправления и централизации системы финансирования образования и др.

Таким образом, мы можем констатировать, что само обсуждение компетентностного  подхода, безотносительно специфических  представлений и интерпретаций, погружено в особый культурно-образовательный  контекст, заданный следующими тенденциями  российского образования в последнее  десятилетие:

  • утрата единства и определенности образовательных систем, формирование рынка труда и связанного с ним рынка образовательных услуг;
  • вариативность и альтернативность образовательных программ, возрастание конкуренции и коммерческого фактора в деятельности образовательной системы;
  • изменение функции государства в образовании: от тотального контроля и планирования - к общей правовой регуляции возникающих в образовании отношений;

Перспективы интеграции российского образования и российской экономики, в целом, в международную (в частности, европейскую) систему разделения труда.

 

 

 

 

Профессиональное  образование: проблемы и перспективы.

Проблемы общего образования  и пути их решения:

  1. Проблема соотношения трех компонентов современного общего образования – научного, технологического и гуманитарного.

Соотношение это может быть различным, и в связи с этим возможны существенные различия в характере образования, его направленности. Чрезмерное увлечение  технологическим компонентом приведет к развитию прагматического, узкоутилитарного образования; чрезмерный акцент на гуманитарной стороне образования может привести к ориентации на возрождение классического  образования, которое не будет соответствовать  современным образовательным запросам. Оптимизация соотношения научного, технологического и гуманитарного  компонентов содержания школьного  образования поможет решить и  проблему соотношения инвариантного  и вариативного компонентов в  структуре школьного образования. Региональные особенности могут  иметь большое значение при отборе содержания технологического гуманитарного  образования. Понятно, что изучение закона Ома нельзя заменить изучением  другого физического закона, но сущность импрессионизма можно рассмотреть  на разных образцах творчества.

  1. Проблема состава и структуры образовательных областей.

  Сейчас принято выделять семь образовательных областей, составляющих содержание школьного образования: филология, математика, естествознание, обществознание, искусство, технология, физическая культура. Конкурс проектов Базисного учебного плана показал, что принятый состав образовательных областей не вполне обеспечивает возможность модернизации школьного образования. Примерно в трети проектов были попытки выйти за рамки принятого перечня. Наиболее заметна попытка включить в него «человекознание». Предлагается иной подход к определению состава образовательных областей – на основе выделения макрообъектов изучения (неорганический мир; органический мир; общество; технология). Возникают вопросы относительно структуры отдельных образовательных областей. Так, область «естествознание» обычно рассматривается как совокупность курсов физики, химии, биологии, астрономии, экологии. Возникает вопрос: в какой мере данная структура области «естествознание» отражает современное состояние естественнонаучного знания? Сложившаяся структура области «технология» охватывает лишь некоторые виды деятельности. Привычная структура областей «филология», «обществознание», «искусство» не дает возможности основательно изучить проблемы духовной культуры. Эта проблема не решится за счет увеличения числа учебных дисциплин. Возможно, ее удалось бы решить, отказавшись от жесткого закрепления учебного предмета в рамках одной образовательной области, предметы, интегративные по своей сути, могут принадлежать к разным образовательным областям (история мировой художественной культуры может «принадлежать» двум областям – «обществознанию» и «искусству»).

  1. Проблема содержания учебных предметов.

Есть несколько аспектов этой проблемы: обновление учебного материала в  соответствии с изменениями в  окружающем мире и достижениями базовых  наук; включение новых разделов и  тем, необходимых для жизни в  современном обществе, имеющих общекультурное значение; перераспределение учебного материала между основной и старшей  школой с целью уменьшения учебной  нагрузки основной школы; исключение устаревших разделов. А также исключение избыточного  учебного материала, не имеющего существенного  значения для реализации основных целей  образования. Следует помнить, что  приобретение избыточных знаний может  иметь своим следствием недостаток необходимых знаний.

  1. Проблема соотношения учебника и первоисточника.

Учебник в современной школьной практике является для подавляющей  массы учащихся важным (нередко основным) источником знаний. Специфика этого  источника заключается в адаптации  текста к возможностям учащихся. Но смысл образования заключается  в приобщении учащихся к подлинным  ценностям культуры, ее «первоисточникам», а это произведения художественной и научной литературы, произведения искусства (в том числе театрального и музыкального), музейные экспозиции, общение с деятелями культуры, политиками, специалистами в различных  сферах деятельности. Естественно, что  это требует большего времени, чем  изучение адаптированных текстов. Поэтому  без сокращении обязательного для  изучения учебного материала невозможно достичь нового качества образования.

  1. Проблема распределения учебного времени на изучение различных образовательных областей.

Известно, что на изучение любого предмета выделенного учебным планом числа  уроков «не хватает». В проектах федерального конкурса Базисного учебного плана, заявки на учебное время, того или иного предмета, существенно  отличались. На область «филология»  в основной школе (5–10 классы) в разных проектах выделялось от 37 до 64 часов, на изучение математики – от 18 до 30 часов  и т.д. Это говорит об отсутствии четких критериев распределения  учебного времени, о сохранении разделения предметов на «главные» и «второстепенные». Это представление о том, что  разные образовательные области  имеют различное значение для  развития личности. Такому подходу  может быть противопоставлена идея равнозначности всех образовательных  областей. Но тогда на каждую образовательную  область надо выделять одинаковое учебное  время (по крайней мере, в инвариантной части учебного плана).

  1. Проблема «идейных основ» школьного образования.

Идейной основой гимназического образования  в российской школе середины ХIХ  века была античная культура, ради ознакомления с которой изучались древние языки. Считалось, что античная культура дает нравственные образцы, которые учащиеся освоят как собственные ценностные ориентации. В советской школе роль идейной основы образования выполнял курс литературы, образцов русской классической литературы ХIХ века и советской литературы. Курс поднимал философские, нравственные, эстетические, психологические проблемы, решение которых должно было определять формирование ценностных ориентаций учащихся. Возможности этого курса значительны и сейчас. Вместе с тем нельзя не учитывать, что круг чтения школьников ХХI века меняется и они в поисках духовного идеала будут обращаться лишь к произведениям русской классической литературы. Возникает необходимость по крайней мере «дополнения» привычных идейных основ образования. Есть основания, что у молодежи растет интерес к философским знаниям. Возможно, что изучение курса философии могло бы помочь преодолеть «идейный дефицит» современного школьного образования.

 

Для современных процессов в области профессионального образования характерны следующие проблемы.

Во-первых, рост потребности в квалифицированных  кадрах. Сформировалось осознание того факта, что необходимо обучить, воспитать  новое поколение профессионалов, которое будет принимать решения  по всем сложнейшим в условиях глобализации проблемам и ключевым вопросам политики, экономики, финансов, идеологии, культуры, культуры и т. д.; нужны профессионалы, которые будут строить общество будущего.

Во-вторых, растет международная открытость национальных культур, национальных систем высшего профессионального образования. Этому способствует тот факт, что  современные технологии делают информацию доступной в каждом уголке земного  шара, обеспечивают трансляцию знаний и обучение из ведущих мировых  центров.

В-третьих, вместе с интернационализацией усиливается разнообразие системы  профессионального образования.

В рамках нынешнего реформирования профессиональному образованию  необходимо ориентироваться на личность, на приоритеты развития человеческого  потенциала. Целью образования должно быть получение знаний, умений и  навыков, развитие личности, а не получение  любыми способами документа («корочек»): купить, «отработать», пойти на другое противоправное действие ради диплома. Культура образовательного процесса несовместима с делением знаний на «нужные» и  «ненужные». Его задача - научить  учиться, научить видеть мир целостно, научить мыслить и действовать, сформировать научное мировоззрение, не дающее шансов псевдонауке. Сам процесс  профессионального образования  должен стать целостным, систематизированным. Именно целостность должна быть положена в основу новой парадигмы профессионального  образования, основанной на личностно-ориентированном  и компетентностном подходах, которые поднимают процесс обучения на уровень образования, а профессиональное образование - на уровень культуры. Процесс профессионального образования должен охватывать как логический, так и конкретно-чувственный способы познания мира, а также процесс вхождения в профессию, включая духовную и материальную сферы. Однако в сфере профессионального образования сегодня можно встретить и другой, однобокий подход, основанный на «профессиональной нужности» предметов. На все остальные дисциплины, не связанные с профессиональными навыками, студенты, с легкой руки пропагандистов такого подхода, могут «махнуть рукой» и даже не приходить на занятия.

Однако только личностно ориентированного подхода в системе профессионального  образования недостаточно. Есть и  другая цель: подготовить молодого специалиста, способного не просто работать с современным оборудованием  и быть коммуникабельным, но и быть мобильным, уметь перестраиваться  в быстро меняющихся производственных условиях. Ведь существует много рабочих  мест, где для эффективного выполнения работы часто достаточно высшего образования, которое формирует у будущего работника универсальные деловые способности (высокая обучаемость, гибкость, адаптивность и т. п.) Специальные же знания и навыки приобретаются на рабочем месте и в ходе дополнительной подготовки. Поэтому в современном профессиональном образовании нужно ориентироваться на компетентностный подход, который соответствует формирующейся в России рыночной экономике, где выпускник системы профессионального образования свободен в поиске работы, ему желательно иметь как можно более широкий диапазон возможностей, и чем шире, универсальнее его подготовка, тем большими шансами трудоустройства он будет обладать. Данный подход соответствует и изменившейся структуре российского рынка труда: российская экономика за последние годы превратилась в экономику услуг, в секторе услуг занято сегодня около 60% всех работников.

Безусловно, в самом профессиональном образовании произошли значительные сдвиги. Более того, экономическая  перестройка, ликвидация многих предприятий  остро поставили проблему непрерывного профессионального образования, концентрации переподготовки высвобождающегося  и незанятого населения в учреждениях  начального и среднего профессионального  образования. И если раньше у работника  был шанс прожить всю трудовую биографию в рамках однажды выбранной  профессии, то теперь типичными стали  внутри - и межпрофессиональная мобильность, доучивание и переучивание. Степень  ориентированности профессионального  образования на рынок труда становится ключевым показателем его эффективности  и качества подготовки. Ориентированность  на рынок труда реализуется через  систематизированное взаимодействие образования и работодателей  и формализуется в виде требований к выпускникам. Осуществляется введение мер, обеспечивающих реализацию государственных приоритетов в профессиональном образовании. Активно создается система прогнозирования перспективной потребности в квалифицированных кадрах в контексте специальностей, совершенствование на этой основе формирования государственных заданий учреждениям профессионального образования.

Стратегия профессионального образования XXI в. может заключаться, в следующем: доведение максимального количества научных знаний до максимального  количества потребителей, способных  использовать их в производстве и  других сторонах повседневной жизни. России нужна критическая масса высококлассных специалистов, которая способна изменить ситуацию в экономике, сделав ее перспективной  для молодых.

Информация о работе Профессиональное образование: проблемы и перспективы