Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 15:03, курсовая работа
Целью исследования стал анализ сущности профилактической работы
Объектом послужил теоретический и практический аспект профилактики в социальной работе.
Предметом – методы профилактической работы.
Введение………………………………………………………….……………….3
1. Теоретический анализ сущности профилактической работы
1.1 Понятие профилактики в социальной работе. Основные подходы ..….6
1.2 Актуальность и цели профилактической работы…………..................12
1.3 Повышение эффективности профилактической работы, как важное направление социальной работы …………………………….……..……...19
1.4 Методики профилактической работы …………………………....…....22
2. Методы профилактической работы с различными группами риска. Практический аспект.
2.1 Профилактическая работа с лицами с суицидальными настроениями ………………………………………………………………………………...25
Министерство
образования и науки
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИИ И ДИЗАЙНА»
Кафедра: Социальной работы
Дисциплина: Теория социальной работы
КУРСОВАЯ РАБОТА
Тема: Профилактика как вид социальной работы
Выполнила: студентка 3-ЕД-1
Иванова В.Ю.
Проверила: к.с.н., доцент
Цинченко Г.М.
Санкт-Петербург
2011
Оглавление
Введение…………………………………………………………
1. Теоретический анализ сущности профилактической работы
1.1 Понятие
профилактики в социальной
1.2 Актуальность и цели профилактической работы…………..................12
1.3 Повышение эффективности профилактической работы, как важное направление социальной работы …………………………….……..……...19
1.4 Методики профилактической работы …………………………....…....22
2. Методы профилактической работы с различными группами риска. Практический аспект.
2.1 Профилактическая
работа с лицами с суицидальными настроениями
………………………………………………………………………………
2.2 Профилактическая работа с молодёжью ...…………………………….27
2.3 Профилактическая работа с военнослужащими .………………….….32
Заключение…..…….……………………………..…
Список использованной литературы……………………………………....45
Приложения………………………………………………….
Введение
Актуальность
вопроса профилактики в социальной
работе обусловлена тем, что в
практику активно внедряются различные
формы новых превентивных служб
— психологические
Практическая
реализация профилактической социальной
работы возможна лишь при решении
ряда вопросов социально-экономического,
организационно-
Существует
ряд причин, по которым именно профилактика,
а не какие-либо другие виды деятельности,
играет решающую роль в оценке качества
социальной работы, а, следовательно, уровня
жизни. Ведь если уйти от прежней медицинской
модели, ориентированной лишь на лечение
социальной болезни, а направить
работу на предупреждение её, то многих
проблем социума можно
В профилактике нуждается все население, в особенности же люди, входящие в группы повышенного риска: малолетние дети, подростки, престарелые, а также люди, ведущие асоциальный образ жизни, и т.д.
Целью исследования стал анализ сущности профилактической работы
Объектом послужил теоретический и практический аспект профилактики в социальной работе.
Предметом – методы профилактической работы.
Для достижения поставленной цели, были сформулированы следующие задачи:
В данной курсовой работе рассмотрены основные подходы к профилактике в социальной работе, актуальность этого вопроса, а также исследованы общие методологические принципы профилактики.
В заключении подведены основные итоги курсовой работы.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СУЩНОСТИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
1.1 Понятие профилактики в социальной работе.
Основные подходы
Под
профилактикой подразумевается, прежде
всего, научно обоснованные и своевременно
предпринимаемые действия, направленные
на:
— предотвращение возможных физических,
психологических или социокультурных
коллизий у отдельных индивидов и групп
риска;
— сохранение, поддержание и защиту нормального
уровня жизни и здоровья людей;
— содействие им в достижении поставленных
целей и раскрытии их внутренних потенциалов.
Профилактика
предусматривает решение еще
не возникших проблем. Поэтому одни
профилактические меры принимаются, задолго
до их возникновения, а другие —
непосредственно перед
В историческом плане профилактические программы обращали внимание на большинство психологических и социальных проблем, начиная со способности детей к решению математических задач заканчивая предотвращением рецидивов употребления наркотиков. Такие подходы многое позаимствовали из сферы здравоохранения и ее изначальной системы классификации профилактики болезней. Эта классификация выдвигает три уровня профилактических мероприятий или программ: первичный, вторичный и третичный. Известный психиатр, занимавшийся профилактикой, Джеральд Каплан (Caplan, 1964) объяснял, что профилактика подразумевает биологические, психологические и социальные процедуры.
Первичная профилактика – профилактика до начала расстройства и снижает частотность всех типов расстройств. Вторичная профилактика, благодаря раннему выявлению патологии, сокращает продолжительность и облегчает течение уже возникающих расстройств. Третичная профилактика, которую иногда называют реабилитацией, снижает причиненный расстройством ущерб и предотвращает рецидивы.
Но
данная классификация напоминает традиционную
классификацию медицинских
С учетом данной критики Гордон (Gordon, 1983, 1987) создал новую классификационную модель для описания профилактики поведенческих расстройств, которая также предполагает три типа профилактических вмешательств: универсальные, селективные и показанные. Основанием для данной классификации является выбираемая целевая группа профилактического вмешательства.
Программы универсальной профилактики предназначены для всех членов общества независимо от риска развития у них конкретной болезни, нарушения или расстройства (Institute of Medicine, 1994). Универсальные профилактические вмешательства призваны охватывать целые популяции, и практики часто останавливаются на школах по двум причинам: во-первых, профилактикой, по возможности, лучше заниматься на ранних этапах жизни, и во-вторых, школы обеспечивают поперечный срез популяции. К самым частым задачам подобного вмешательства можно причислить работу с агрессией и конфликтной компетентностью, развитие самоконтроля, повышение академической успеваемость и предотвращение расстройств поведения. Эти программы обычно реализуются посредством долгосрочных программ, подразумевающих недорогие и регулярные мероприятия. В случае успеха эти программы снижают частотность, или число новых больных в данной популяции.
Селективные профилактические программы созданы для тех групп людей, которые могут подвергаться большему риску развития расстройства или соответствующего набора проблем, чем представители общей популяции. У этих групп обычно есть некоторые особенности или целые комплексы особенностей – бедность, бездомность, высокий уровень семейного стресса.
Программы показанной профилактики нередко бывает трудно отличить от лечения и реабилитации. Программы показанной профилактики предназначены для тех, кто испытывает трудности или проявляет первые симптомы нарушения, подвергающие таких людей высокому риску рецидивов и усугублению психического расстройства позднее, по ходу развития. В показанной профилактики в отличие от лечения принимаются дополнительные меры для пролонгации восстановления или лучшего приспособления к жизни.
1.2 Актуальность и цели профилактической работы
Профилактика, будучи важным средством предотвращения развития каких-либо негативных процессов на ранних их стадиях, позволяет с меньшими функциональными затратами снять остроту проблемы и повернуть процесс в иное, более благоприятное русло.
Социальная профилактика создает предпосылки для процесса нормальной социализации личности, основывающегося на приоритете принципов законности и морали. Этим самым закладывается фундамент благополучия в семьях и социальной стабильности общества в целом. В этой связи нельзя не согласиться с точкой зрения авторов “Российского энциклопедического словаря по социальной работе” (1997), что в профилактике нуждается все население. Однако есть и приоритетные направления ее применения, имеются категории населения, нуждающиеся в ней в большей мере. К таким социальным группам можно отнести детей, подростков, инвалидов, пожилых, лиц, отличающихся антисоциальным образом жизни, а также испытывающих временные трудности, и др. С учетом социального положения, статуса данных категорий населения, потребностей общества в предотвращении многих социальных проблем и строится профилактическая работа.
Профилактические
мероприятия необходимы и важны
во всех сферах жизнедеятельности людей.
Это обусловлено тем, что любой
участок социальных отношений, социальных
связей и взаимодействий всегда связан
со столкновением различных точек
зрения и различных интересов, несовпадением
мнений и позиций, стремлением к
достижению различных целей и
т.п. Это с неизбежностью приводит
к конфликтным ситуациям и
к удовлетворению интересов одних
социальных субъектов за счёт ущемления
интересов других. В свою очередь,
такие ситуации ведут к тому, что
человек или группа, интересы которых
на данный момент времени не удовлетворяются,
стремятся изменить сложившиеся
обстоятельства в свою пользу. При
этом, не всегда выбор средств для достижения
поставленной цели, соответствует принятым
социальным нормам. Кроме того, состояние
ущемлённости и невозможности добиться
желаемого может привести к серьёзным
нарушениям во внутреннем мире человека,
деформации присущей ему системы ценностей,
снижению самооценки и т.п., что, так же,
негативно сказывается на процессе его
социального функционирования. Правильно
организованная, грамотно и своевременно
осуществлённая работа социально-профилактического
содержания помогает избежать возникновения
этих и им подобных ситуаций.
Приведённое выше определение понятия
“социальная профилактика” позволяет
выделить основные цели, на достижение
которых направлен этот процесс:
- выявление причин и условий, способствующих
возникновению какой-либо проблемы или
комплекса проблем;
- уменьшение вероятности или предупреждение
возникновения недопустимых отклонений
от системы социальных стандартов и норм
в деятельности и поведении человека или
группы;
- предотвращение возможных психологических,
социокультурных и других коллизий у человека
или группы;
- сохранение, поддержание и защита оптимального
уровня и образа жизни людей;
- содействие человеку или группе в достижении
поставленных целей, раскрытие их внутренних
потенциалов и творческих способностей
Профилактика является одним из основных и перспективных направлений деятельности по социальной защите и поддержке населения. С одной стороны, это направление деятельности существенно облегчает работу ряда учреждений и организаций, специализирующихся в этой сфере.
Несмотря на сложность работы по социальной профилактике, жизнь постоянно убеждает, что легче и с гораздо меньшими издержками для общества и личности не допустить возможных отклонений в поведении и деятельности социального субъекта, чем потом бороться и преодолевать возникшие негативные и неблагоприятные последствия.
1.3 Повышение эффективности профилактической работы, как важное направление социальной работы
Социальному
работнику, берущемуся за конкретную деятельность
по предупреждению негативных тенденций
в социальном развитии клиентов, следует
иметь в виду ряд принципиально
важных моментов.
Во-первых, негативные тенденции,
как правило, имеют, прежде всего, социально-экономический
характер. Поэтому их продуктивное решение
предполагает учет и реорганизацию всего
комплекса факторов силами специалистов
разных профессий. Социальному работнику
необходимо выделить те аспекты проблемы,
которые соответствуют его компетенции.
Грамотная постановка задачи, концентрация
усилий по выбору соответствующих средств
— необходимое условие успешности деятельности
социального работника. Как правило, любая
крупная социальная проблема носит комплексный
характер, а значит, при поиске методов
ее решения необходимо выделить ключевые
точки для проведения собственно социальной
работы.
Во-вторых, формулировка конкретных целей профилактической работы может вестись только на основе учета специфики конкретной ситуации. Трудно наладить работу с клиентом при решении, например, его материальных проблем, не зная уровень его доходов, или заниматься профилактикой асоциального поведения, не зная его видов и причин возникновения.
Это означает, что при постановке цели социальной работы по оптимизации социального состояния индивида должен быть четко определен объект (тип состояния) и предмет (вид профессиональной деятельности) направленности воздействия. Здесь возможно применение всего арсенала средств диагностического измерения индивида, система планирования работы с определенными этапами ответа на вопрос: «Для кого и что мы собираемся сделать?»
Информация о работе Профилактика как вид деятельности социальной работы