Профилактика как вид деятельности социальной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 15:03, курсовая работа

Описание

Целью исследования стал анализ сущности профилактической работы

Объектом послужил теоретический и практический аспект профилактики в социальной работе.

Предметом – методы профилактической работы.

Содержание

Введение………………………………………………………….……………….3

1. Теоретический анализ сущности профилактической работы

1.1 Понятие профилактики в социальной работе. Основные подходы ..….6

1.2 Актуальность и цели профилактической работы…………..................12

1.3 Повышение эффективности профилактической работы, как важное направление социальной работы …………………………….……..……...19

1.4 Методики профилактической работы …………………………....…....22

2. Методы профилактической работы с различными группами риска. Практический аспект.

2.1 Профилактическая работа с лицами с суицидальными настроениями ………………………………………………………………………………...25

Работа состоит из  1 файл

Министерство образования и науки.docx

— 39.67 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования и науки 

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИИ И ДИЗАЙНА»

 
 

Кафедра: Социальной работы

Дисциплина: Теория социальной работы

 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

Тема: Профилактика как вид социальной работы

 
 
 
 

Выполнила: студентка 3-ЕД-1

Иванова В.Ю.

Проверила:        к.с.н., доцент

Цинченко Г.М.

 
 

Санкт-Петербург

2011

Оглавление

Введение………………………………………………………….……………….3

1. Теоретический анализ сущности профилактической работы

    1.1 Понятие  профилактики в социальной работе. Основные подходы ..….6

    1.2 Актуальность и цели профилактической работы…………..................12

    1.3 Повышение эффективности профилактической работы, как важное направление социальной работы …………………………….……..……...19

    1.4 Методики профилактической работы …………………………....…....22

2. Методы профилактической работы с различными группами риска. Практический аспект.

    2.1 Профилактическая работа с лицами с суицидальными настроениями ………………………………………………………………………………...25

    2.2 Профилактическая работа с молодёжью ...…………………………….27

    2.3 Профилактическая работа с военнослужащими .………………….….32

Заключение…..…….……………………………..………………....................43

Список  использованной литературы……………………………………....45

Приложения…………………………………………………...…….................48 

 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Введение

  Актуальность  вопроса профилактики в социальной работе обусловлена тем, что в  практику активно внедряются различные  формы новых превентивных служб  — психологические консультации, социально-педагогические центры, «телефоны  доверия», социальные приюты, реабилитационные центры и т.п., но их развитие во многом затрудняется отсутствием системного подхода, научной и практической базы в области профилактики.

  Практическая  реализация профилактической социальной работы возможна лишь при решении  ряда вопросов социально-экономического, организационно-управленческого, педагогического, социально-психологического, нормативно-правового  и кадрового обеспечения.

  Существует  ряд причин, по которым именно профилактика, а не какие-либо другие виды деятельности, играет решающую роль в оценке качества социальной работы, а, следовательно, уровня жизни. Ведь если уйти от прежней медицинской  модели, ориентированной лишь на лечение  социальной болезни, а направить  работу на предупреждение её, то многих проблем социума можно избежать.

  В профилактике нуждается все население, в особенности же люди, входящие в группы повышенного риска: малолетние дети, подростки, престарелые, а также  люди, ведущие асоциальный образ  жизни, и т.д.

   Целью исследования стал анализ сущности профилактической работы

   Объектом послужил теоретический и практический аспект профилактики в социальной работе.

   Предметом – методы профилактической работы.

   Для достижения поставленной цели, были сформулированы следующие задачи:

  • Изучить сущность профилактики социальной работы и основные подходы
  • Выявить причины актуальности профилактической работы
  • Рассмотреть системный подход к данной деятельности в социальной работе
  • Рассмотреть различные категории, как критерий системности, и методы работы в данных группах

  В данной курсовой работе рассмотрены  основные подходы к профилактике в социальной работе, актуальность этого вопроса, а также исследованы  общие методологические принципы профилактики.

  В заключении подведены основные итоги  курсовой работы.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СУЩНОСТИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

  1.1 Понятие профилактики  в социальной работе.

  Основные  подходы

 

  Под профилактикой подразумевается, прежде всего, научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на: 
— предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных коллизий у отдельных индивидов и групп риска; 
— сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей; 
— содействие им в достижении поставленных целей и раскрытии их внутренних потенциалов.

  Профилактика  предусматривает решение еще  не возникших проблем. Поэтому одни профилактические меры принимаются, задолго  до их возникновения, а другие —  непосредственно перед возникновением проблемы.

  В историческом плане профилактические программы обращали внимание на большинство  психологических и социальных проблем, начиная со способности детей к решению математических задач заканчивая предотвращением рецидивов употребления наркотиков. Такие подходы многое позаимствовали из сферы здравоохранения и ее изначальной системы классификации профилактики болезней. Эта классификация выдвигает три уровня профилактических мероприятий или программ: первичный, вторичный и третичный. Известный психиатр, занимавшийся профилактикой, Джеральд Каплан (Caplan, 1964) объяснял, что профилактика подразумевает биологические, психологические и социальные процедуры. 

  Первичная профилактика – профилактика до начала расстройства и снижает частотность всех типов расстройств. Вторичная профилактика, благодаря раннему выявлению патологии, сокращает продолжительность и облегчает течение уже возникающих расстройств. Третичная профилактика, которую иногда называют реабилитацией, снижает причиненный расстройством ущерб и предотвращает рецидивы.

  Но  данная классификация напоминает традиционную классификацию медицинских вмешательств: профилактика, лечение, реабилитация. Опираясь на эту классификацию, бывает очень трудно провести границу между различными уровнями профилактики, особенно если дело касается хронических заболеваний. Поэтому на сегодняшний день для социальной работы, которая все больше отделяется от медицины,  данная модель считается устаревшей.

  С учетом данной критики Гордон (Gordon, 1983, 1987) создал новую классификационную модель для описания профилактики поведенческих расстройств, которая также предполагает три типа профилактических вмешательств: универсальные, селективные и показанные. Основанием для данной классификации является выбираемая целевая группа профилактического вмешательства.

  Программы универсальной профилактики предназначены для всех членов общества независимо от риска развития у них конкретной болезни, нарушения или расстройства (Institute of Medicine, 1994). Универсальные профилактические вмешательства призваны охватывать целые популяции, и практики часто останавливаются на школах по двум причинам: во-первых, профилактикой, по возможности, лучше заниматься на ранних этапах жизни, и во-вторых, школы обеспечивают поперечный срез популяции. К самым частым задачам подобного вмешательства можно причислить работу с агрессией и конфликтной компетентностью, развитие самоконтроля, повышение академической успеваемость и предотвращение расстройств поведения. Эти программы обычно реализуются посредством долгосрочных программ, подразумевающих недорогие и регулярные мероприятия. В случае успеха эти программы снижают частотность, или число новых больных в данной популяции.

  Селективные профилактические программы созданы для тех групп людей, которые могут подвергаться большему риску развития расстройства или соответствующего набора проблем, чем представители общей популяции. У этих групп обычно есть некоторые особенности или целые комплексы особенностей – бедность, бездомность, высокий уровень семейного стресса.

  Программы показанной профилактики нередко бывает трудно отличить от лечения и реабилитации. Программы показанной профилактики предназначены для тех, кто испытывает трудности или проявляет первые симптомы нарушения, подвергающие таких людей высокому риску рецидивов и усугублению психического расстройства позднее, по ходу развития. В показанной профилактики в отличие от лечения принимаются дополнительные меры для пролонгации восстановления или лучшего приспособления к жизни.

 

1.2 Актуальность и цели профилактической работы

 

  Профилактика, будучи важным средством предотвращения развития каких-либо негативных процессов  на ранних их стадиях, позволяет с  меньшими функциональными затратами  снять остроту проблемы и повернуть  процесс в иное, более благоприятное  русло.

  Социальная  профилактика создает предпосылки  для процесса нормальной социализации личности, основывающегося на приоритете принципов законности и морали. Этим самым закладывается фундамент  благополучия в семьях и социальной стабильности общества в целом. В  этой связи нельзя не согласиться  с точкой зрения авторов “Российского энциклопедического словаря по социальной работе” (1997), что в профилактике нуждается все население. Однако есть и приоритетные направления ее применения, имеются категории населения, нуждающиеся в ней в большей мере. К таким социальным группам можно отнести детей, подростков, инвалидов, пожилых, лиц, отличающихся антисоциальным образом жизни, а также испытывающих временные трудности, и др. С учетом социального положения, статуса данных категорий населения, потребностей общества в предотвращении многих социальных проблем и строится профилактическая работа.

  Профилактические  мероприятия необходимы и важны  во всех сферах жизнедеятельности людей. Это обусловлено тем, что любой  участок социальных отношений, социальных связей и взаимодействий всегда связан со столкновением различных точек  зрения и различных интересов, несовпадением  мнений и позиций, стремлением к  достижению различных целей и  т.п. Это с неизбежностью приводит к конфликтным ситуациям и  к удовлетворению интересов одних  социальных субъектов за счёт ущемления  интересов других. В свою очередь, такие ситуации ведут к тому, что  человек или группа, интересы которых  на данный момент времени не удовлетворяются, стремятся изменить сложившиеся  обстоятельства в свою пользу. При  этом, не всегда выбор средств для достижения поставленной цели, соответствует принятым социальным нормам. Кроме того, состояние ущемлённости и невозможности добиться желаемого может привести к серьёзным нарушениям во внутреннем мире человека, деформации присущей ему системы ценностей, снижению самооценки и т.п., что, так же, негативно сказывается на процессе его социального функционирования. Правильно организованная, грамотно и своевременно осуществлённая работа социально-профилактического содержания помогает избежать возникновения этих и им подобных ситуаций. 
   Приведённое выше определение понятия “социальная профилактика” позволяет выделить основные цели, на достижение которых направлен этот процесс: 
   - выявление причин и условий, способствующих возникновению какой-либо проблемы или комплекса проблем; 
   - уменьшение вероятности или предупреждение возникновения недопустимых отклонений от системы социальных стандартов и норм в деятельности и поведении человека или группы; 
   - предотвращение возможных психологических, социокультурных и других коллизий у человека или группы; 
   - сохранение, поддержание и защита оптимального уровня и образа жизни людей; 
   - содействие человеку или группе в достижении поставленных целей, раскрытие их внутренних потенциалов и творческих способностей

  Профилактика  является одним из основных и перспективных  направлений деятельности по социальной защите и поддержке населения. С  одной стороны, это направление  деятельности существенно облегчает  работу ряда учреждений и организаций, специализирующихся в этой сфере. 

  Несмотря  на сложность работы по социальной профилактике, жизнь постоянно убеждает, что легче и с гораздо меньшими издержками для общества и личности не допустить возможных отклонений в поведении и деятельности социального  субъекта, чем потом бороться и  преодолевать возникшие негативные и неблагоприятные последствия.

 

  1.3 Повышение эффективности профилактической работы, как важное направление социальной работы

 

  Социальному работнику, берущемуся за конкретную деятельность по предупреждению негативных тенденций  в социальном развитии клиентов, следует  иметь в виду ряд принципиально  важных моментов. 
    Во-первых, негативные тенденции, как правило, имеют, прежде всего, социально-экономический характер. Поэтому их продуктивное решение предполагает учет и реорганизацию всего комплекса факторов силами специалистов разных профессий. Социальному работнику необходимо выделить те аспекты проблемы, которые соответствуют его компетенции. 
Грамотная постановка задачи, концентрация усилий по выбору соответствующих средств — необходимое условие успешности деятельности социального работника. Как правило, любая крупная социальная проблема носит комплексный характер, а значит, при поиске методов ее решения необходимо выделить ключевые точки для проведения собственно социальной работы.

  Во-вторых, формулировка конкретных целей профилактической работы может вестись только на основе учета специфики конкретной ситуации. Трудно наладить работу с клиентом при решении, например, его материальных проблем, не зная уровень его доходов, или заниматься профилактикой асоциального поведения, не зная его видов и  причин возникновения.

  Это означает, что при постановке цели социальной работы по оптимизации социального  состояния индивида должен быть четко  определен объект (тип состояния) и предмет (вид профессиональной деятельности) направленности воздействия. Здесь возможно применение всего  арсенала средств диагностического измерения индивида, система планирования работы с определенными этапами  ответа на вопрос: «Для кого и что  мы собираемся сделать?»

Информация о работе Профилактика как вид деятельности социальной работы