Профилактика как вид деятельности социальной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 15:03, курсовая работа

Описание

Целью исследования стал анализ сущности профилактической работы

Объектом послужил теоретический и практический аспект профилактики в социальной работе.

Предметом – методы профилактической работы.

Содержание

Введение………………………………………………………….……………….3

1. Теоретический анализ сущности профилактической работы

1.1 Понятие профилактики в социальной работе. Основные подходы ..….6

1.2 Актуальность и цели профилактической работы…………..................12

1.3 Повышение эффективности профилактической работы, как важное направление социальной работы …………………………….……..……...19

1.4 Методики профилактической работы …………………………....…....22

2. Методы профилактической работы с различными группами риска. Практический аспект.

2.1 Профилактическая работа с лицами с суицидальными настроениями ………………………………………………………………………………...25

Работа состоит из  1 файл

Министерство образования и науки.docx

— 39.67 Кб (Скачать документ)

  В-третьих, подбор адекватных средств для оптимизации социального состояния (самочувствия) клиента может вестись только на основе тщательно конкретизированной цели работы. Напомним, например, что функции социального управления имеют свое практическое выражение в целеполагании, исходной основой которого является взаимодействие желаемого, возможного и действительного. Социальный работник должен учитывать уровень, масштабность, временные рамки, назначение, формы и т.п. характеристики воздействия и осуществления управленческой деятельности. Как и в отношении диагностики, здесь не существует «универсальных» профилактических средств, позволяющих одним и тем же способом ликвидировать неблагоприятные последствия отрицательных состояний во всем многообразии ситуаций.

  В построении общей программы оптимизирующих мероприятий, безусловно, ведущую роль играет ориентация профилактической работы. В зависимости от того, на каком  уровне планируется ее проведение (микро-, макроуровень и т.д.), в работе будут преобладать установки либо на устранение объективных источников развития негативных состояний (проективный план), либо на использование компенсаторных средств (коррективный план).

  Непосредственная  нацеленность на оптимизацию разных сторон социального развития — поддержание  высокого уровня социального самочувствия, адаптация к новым экономическим  условиям или снижение заболеваемости и т.д. — требует преимущественного  привлечения разных профилактических средств и неодинаковой их компоновки (целевых установок) в рамках целостной  системы.

  Повышение эффективности профилактической работы внутри коллективов образовательных  учреждений может быть достигнуто посредством:

  1. Целенаправленной работы по формированию  и поддержанию здоровой морально-нравственной  атмосферы в коллективах учреждения. Воспитания учащихся через коллектив.  Формирования привычек и навыков  здорового образа жизни и борьбы  с вредными привычками.

  2. Развития системы индивидуальной  профилактической работы. Координирующий  орган – Совет по профилактике  безнадзорности и правонарушений  несовершеннолетних в образовательном  учреждении.

Направления профилактической работы, утверждаемые приказом руководителя учреждения, могут  включать:

  • установление причин и условий правонарушений в учреждении с подготовкой представлений об их устранении;
  • заслушивание на заседаниях ответственных должностных лиц;
  • закрепление за учебными группами, классами кураторов;
  • закрепление за лицами, нарушающими дисциплину, шефов-наставников;
  • изучение и внедрение передового опыта профилактической работы.

  3. Организации работы с родителями  и родительской общественностью.

  4. Преодоления правового нигилизма  и развития правовой культуры  учащихся:

  • изучение основ правовых знаний в рамках основных учебных дисциплин с разъяснением административного и уголовного законодательства об ответственности за совершение правонарушений;
  • проведение акций, тематических круглых столов, конференций и других мероприятий с привлечением сотрудников правоохранительных органов.

  5. Привлечения студентов ВУЗов,  ветеранов и представителей общественных  организаций к участию в организации  профилактической работы.

 

  1.4 Методики профилактической работы

 

  Методика  социальной профилактики предполагает соблюдение определенных внутренних закономерностей (то есть таких основополагающих исходных теоретических положений, которые  определяют набор средств и способов их реализации, позволяющих избежать больших затрат сил и времени  с целью достижения максимально  возможных в данных условиях положительных  результатов).

  Одним из основных способов является способ функционально-целевой обоснованности (валидности) проведения надзорных мероприятий за состоянием того или иного социального объекта и выполнением ранее принятых решений по конкретным вопросам социального характера. Его специфика заключается в том, что все органы государственной системы социальной защиты населения имеют соответствующим образом очерченные полномочия и вытекающие из них функции. Поэтому при проведении социальной профилактики каждый представитель системы органов государственной социальной защиты должен, в первую очередь, держать в поле своего зрения те социальные проблемы, которые непосредственно связаны с его функциональными обязанностями.

  То  есть перед тем, как будут выбраны  объект и цели социальной профилактики, необходимо всесторонне исследовать (имеется в виду социальное диагностирование) общую ситуацию для того, чтобы  с наибольшей степенью обоснованности держать под контролем (надзором) наиболее уязвимые участки социальной работы, мобилизуя на устранение выявленного  и угрожающего обществу, социальным группам или отдельным лицам  нежелательного развития тенденций  или событий.

  Открытость  и гласность социальной профилактики (в частности, социального надзора и контроля) многократно увеличивают его эффективность. Социальная профилактика – это открытое изучение и выявление процессов и тенденций, происходящих в наблюдаемом объекте, анализ и исправление возможных отклонений от заданных условий, параметров или иных количественных и качественных характеристик его состояния. Особенно неограниченные возможности открываются при широком использовании средств массовой информации: печати, радио, телевидения и т.д. Социальная профилактика в качестве закрытого процесса возможна лишь в исключительных случаях и осуществляется специальными органами в интересах государственной безопасности или в борьбе с особо опасными преступлениями.

  Гласность и открытость социальной профилактики важны еще и потому, что осуществляемый подобным образом надзор позволяет  более четко выполнять предупредительную функцию. Суть данной функции заключается в том, что обеспечивается возможность уже в ходе самого процесса надзора в оперативном порядке исправлять менее существенные недостатки, не требующие дополнительных решений и указаний соответствующих служебных инстанций и должностных лиц.

  Также к важным организационным условиям и методическим требованиям социальной профилактики можно отнести систематичность и непрерывность. Такие черты необходимы в силу того, что объект профилактики, как правило, представляет собой не только быстротечные социальные процессы или явления, но также и глобальные проблемы жизни общества, тех или иных социальных групп, которые требуют к себе постоянного внимания государственных служб, общественных объединений и всего населения страны. Отсюда возникает потребность постоянного и систематического отслеживания различных изменений в социальных системах общества или социальных явлений для того, чтобы держать их под соответствующим контролем, иметь возможность воздействовать на них в желаемом направлении. Если же недооценивать эти моменты, то это может обернуться серьезными последствиями, на устранение которых потом будут затрачиваться огромные материальные и финансовые ресурсы, а порой они становятся практически неисправимыми. Примерами такого рода проблем могут выступать проблемы многодетных семей, матерей-одиночек, лиц, поведение которых может стать социально опасным для общества и т.д.

  К существенной стороне методики реализации социальной профилактики можно отнести гуманизм и разумную достаточность. Под этими понятиями подразумевается соблюдение морально-нравственных и правовых начал социальной профилактики, обязывающее ставить интересы личности и общества превыше всего. Воплощение данных ценностей требует, чтобы люди, задействованные в исполнении надзора, сами были, прежде всего, людьми, глубоко чувствующими и понимающими его гуманистическую сущность, его предназначение служить интересам человека, какими бы социальными изъянами он порой не страдал, служить интересам всех людей, защищать, как уже говорилось, их права как личностей. В социальной работе постоянное присутствие чувства такта в период профилактических мероприятий в той или иной деятельности “клиента” помогает социальному работнику расположить его к себе, доверить свою беду, поделиться несчастьем, тем самым получить возможность глубже понять суть случившегося или происходящего, а значит, и найти более правильный выход из сложившейся ситуации.

  В этом и заключается основная цель социальной профилактики. Она направлена на выявление причин и условий, способствующих отклонениям в поведении социальных объектов, с тем, чтобы с помощью и посредством специально разработанных мер социально-экономического, правового и организационно-воспитательного характера предупредить, не допустить новых отклонений от заданных или общепринятых норм и правил, уменьшить вероятность их проявления.

  Именно  по этой причине для социального  работника первостепенно важно  овладеть сначала методикой и навыками конкретной профилактической работы. Ее основной сущностью является то, чтобы проводимые проверки (которым предшествует тщательный анализ и выбор объекта профилактики) не сводились только к получению фактических справок и других документов, не ограничивались простой констатацией выявленных отклонений в поведении или действиях поднадзорного (подконтрольного) объекта или явления. Необходимо правильно сориентироваться в данной ситуации, то есть объективно, с научной достоверностью обобщить богатый фактический материал, полученный по итогам надзора. А значит, тщательно изучить все причины установленных отклонений, те реальные условия, в которых они стали возможными.

  Профилактика  является одним из основных и перспективных  направлений в социальной работе. Жизнь не раз показала, что легче, с гораздо меньшими издержками для  общества и личности, не допустить  возможных отклонений в действиях  или поведении социального объекта  от установленных или общепринятых правил, чем потом бороться с уже  наступившими негативными последствиями. Поэтому социальной профилактике (ее функции социального надзора) принадлежит доминирующая роль. Очень важно, чтобы кадры социальных работников глубоко овладевали этими специфическими видами деятельности, получали в помощь современную поисково-информационную и вычислительную технику, освобождаясь при этом от рутинной работы для творческого осмысления происходящих социальных событий и явлений.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  2. Методы профилактической работы с различными группами риска. Практический аспект.

  2.1

  Методы  профилактики обычно включают в себя обучение людей новым навыкам, которые  помогают им достичь поставленных целей  и сохранить здоровье. В то же время работа соответствующих служб  нацелена на такие изменения социальной среды, чтобы она поддерживала и  стимулировала нормальную жизнедеятельность  человека. Системный подход учитывает  все эти взаимосвязанные факторы.

  Предметом и содержанием социальной работы на уровне личности "в зоне распада" становится в настоящее время  профилактика девиантного поведения. Суицид является крайней формой отклоняющегося поведения. Большинство людей, помышляющих о самоубийстве, не хочет умирать. Их переполняет чувство безнадежности, гнева на окружающих; они убеждают себя, что их проблемы никогда не будут решены. Находясь в таком состоянии, они могут делать неопределенные заявления о том, что намерены совершить самоубийство. Это попытка найти помощь и поддержку у окружающих. Оставшись один, такой человек может стать жертвой собственных действий и, напротив, ориентированный на лечение, он быстро понимает, что самоубийство - не выход из сложившейся ситуации. Методами профилактики предотвращения самоубийств являются постоянные наблюдения за лицами с суицидальными настроениями, наличие телефонов доверия и анонимных психологических консультаций, а в известной ситуации - незамедлительная помощь психиатра. В России сегодня появился ряд суицидологических центров и кабинетов социально-психологической помощи, где люди оказавшиеся в критической ситуации могут получить профессиональную помощь.

  Исключительно ответственным этапом профилактики самоубийств выступает оказание помощи суициденту со стороны социального работника. Как показывает практика, существует три основных способа помощи человеку, думающему о суициде:

  1. Своевременное диагностирование  и соответствующее лечение суицидента.

  2. Активная эмоциональная поддержка  человека, находящегося в состоянии  депрессии.

  3. Поощрение его положительной  направленности с целью облегчения  негативной ситуации.

  При этом важно соблюдать следующие  правила:

  1) будьте уверены, что вы в  состоянии помочь:

  2) набирайтесь опыта от тех, кто  уже был в такой ситуации:

  3) будьте терпеливы;

  4) не старайтесь шокировать или  угрожать человеку, говоря "Пойди  и сделай это":

  5) не анализируйте его поведенческие  мотивы, говоря: "Вы так чувствуете  себя, потому что...":

  6) не спорьте и не старайтесь  образумить человека, говоря:

  "Вы  не можете убить себя, потому  что...";

Информация о работе Профилактика как вид деятельности социальной работы