Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 15:03, курсовая работа
Целью исследования стал анализ сущности профилактической работы
Объектом послужил теоретический и практический аспект профилактики в социальной работе.
Предметом – методы профилактической работы.
Введение………………………………………………………….……………….3
1. Теоретический анализ сущности профилактической работы
1.1 Понятие профилактики в социальной работе. Основные подходы ..….6
1.2 Актуальность и цели профилактической работы…………..................12
1.3 Повышение эффективности профилактической работы, как важное направление социальной работы …………………………….……..……...19
1.4 Методики профилактической работы …………………………....…....22
2. Методы профилактической работы с различными группами риска. Практический аспект.
2.1 Профилактическая работа с лицами с суицидальными настроениями ………………………………………………………………………………...25
В-третьих, подбор адекватных средств для оптимизации социального состояния (самочувствия) клиента может вестись только на основе тщательно конкретизированной цели работы. Напомним, например, что функции социального управления имеют свое практическое выражение в целеполагании, исходной основой которого является взаимодействие желаемого, возможного и действительного. Социальный работник должен учитывать уровень, масштабность, временные рамки, назначение, формы и т.п. характеристики воздействия и осуществления управленческой деятельности. Как и в отношении диагностики, здесь не существует «универсальных» профилактических средств, позволяющих одним и тем же способом ликвидировать неблагоприятные последствия отрицательных состояний во всем многообразии ситуаций.
В построении общей программы оптимизирующих мероприятий, безусловно, ведущую роль играет ориентация профилактической работы. В зависимости от того, на каком уровне планируется ее проведение (микро-, макроуровень и т.д.), в работе будут преобладать установки либо на устранение объективных источников развития негативных состояний (проективный план), либо на использование компенсаторных средств (коррективный план).
Непосредственная
нацеленность на оптимизацию разных
сторон социального развития — поддержание
высокого уровня социального самочувствия,
адаптация к новым
Повышение эффективности профилактической работы внутри коллективов образовательных учреждений может быть достигнуто посредством:
1.
Целенаправленной работы по
2.
Развития системы
Направления профилактической работы, утверждаемые приказом руководителя учреждения, могут включать:
3.
Организации работы с
4.
Преодоления правового
5.
Привлечения студентов ВУЗов,
ветеранов и представителей
1.4 Методики профилактической работы
Методика социальной профилактики предполагает соблюдение определенных внутренних закономерностей (то есть таких основополагающих исходных теоретических положений, которые определяют набор средств и способов их реализации, позволяющих избежать больших затрат сил и времени с целью достижения максимально возможных в данных условиях положительных результатов).
Одним из основных способов является способ функционально-целевой обоснованности (валидности) проведения надзорных мероприятий за состоянием того или иного социального объекта и выполнением ранее принятых решений по конкретным вопросам социального характера. Его специфика заключается в том, что все органы государственной системы социальной защиты населения имеют соответствующим образом очерченные полномочия и вытекающие из них функции. Поэтому при проведении социальной профилактики каждый представитель системы органов государственной социальной защиты должен, в первую очередь, держать в поле своего зрения те социальные проблемы, которые непосредственно связаны с его функциональными обязанностями.
То есть перед тем, как будут выбраны объект и цели социальной профилактики, необходимо всесторонне исследовать (имеется в виду социальное диагностирование) общую ситуацию для того, чтобы с наибольшей степенью обоснованности держать под контролем (надзором) наиболее уязвимые участки социальной работы, мобилизуя на устранение выявленного и угрожающего обществу, социальным группам или отдельным лицам нежелательного развития тенденций или событий.
Открытость и гласность социальной профилактики (в частности, социального надзора и контроля) многократно увеличивают его эффективность. Социальная профилактика – это открытое изучение и выявление процессов и тенденций, происходящих в наблюдаемом объекте, анализ и исправление возможных отклонений от заданных условий, параметров или иных количественных и качественных характеристик его состояния. Особенно неограниченные возможности открываются при широком использовании средств массовой информации: печати, радио, телевидения и т.д. Социальная профилактика в качестве закрытого процесса возможна лишь в исключительных случаях и осуществляется специальными органами в интересах государственной безопасности или в борьбе с особо опасными преступлениями.
Гласность
и открытость социальной профилактики
важны еще и потому, что осуществляемый
подобным образом надзор позволяет
более четко выполнять
Также к важным организационным условиям и методическим требованиям социальной профилактики можно отнести систематичность и непрерывность. Такие черты необходимы в силу того, что объект профилактики, как правило, представляет собой не только быстротечные социальные процессы или явления, но также и глобальные проблемы жизни общества, тех или иных социальных групп, которые требуют к себе постоянного внимания государственных служб, общественных объединений и всего населения страны. Отсюда возникает потребность постоянного и систематического отслеживания различных изменений в социальных системах общества или социальных явлений для того, чтобы держать их под соответствующим контролем, иметь возможность воздействовать на них в желаемом направлении. Если же недооценивать эти моменты, то это может обернуться серьезными последствиями, на устранение которых потом будут затрачиваться огромные материальные и финансовые ресурсы, а порой они становятся практически неисправимыми. Примерами такого рода проблем могут выступать проблемы многодетных семей, матерей-одиночек, лиц, поведение которых может стать социально опасным для общества и т.д.
К
существенной стороне методики реализации
социальной профилактики можно отнести гуманизм и
В этом и заключается основная цель социальной профилактики. Она направлена на выявление причин и условий, способствующих отклонениям в поведении социальных объектов, с тем, чтобы с помощью и посредством специально разработанных мер социально-экономического, правового и организационно-воспитательного характера предупредить, не допустить новых отклонений от заданных или общепринятых норм и правил, уменьшить вероятность их проявления.
Именно по этой причине для социального работника первостепенно важно овладеть сначала методикой и навыками конкретной профилактической работы. Ее основной сущностью является то, чтобы проводимые проверки (которым предшествует тщательный анализ и выбор объекта профилактики) не сводились только к получению фактических справок и других документов, не ограничивались простой констатацией выявленных отклонений в поведении или действиях поднадзорного (подконтрольного) объекта или явления. Необходимо правильно сориентироваться в данной ситуации, то есть объективно, с научной достоверностью обобщить богатый фактический материал, полученный по итогам надзора. А значит, тщательно изучить все причины установленных отклонений, те реальные условия, в которых они стали возможными.
Профилактика
является одним из основных и перспективных
направлений в социальной работе.
Жизнь не раз показала, что легче,
с гораздо меньшими издержками для
общества и личности, не допустить
возможных отклонений в действиях
или поведении социального
2. Методы профилактической работы с различными группами риска. Практический аспект.
2.1
Методы
профилактики обычно включают в себя
обучение людей новым навыкам, которые
помогают им достичь поставленных целей
и сохранить здоровье. В то же
время работа соответствующих служб
нацелена на такие изменения социальной
среды, чтобы она поддерживала и
стимулировала нормальную жизнедеятельность
человека. Системный подход учитывает
все эти взаимосвязанные
Предметом и содержанием социальной работы на уровне личности "в зоне распада" становится в настоящее время профилактика девиантного поведения. Суицид является крайней формой отклоняющегося поведения. Большинство людей, помышляющих о самоубийстве, не хочет умирать. Их переполняет чувство безнадежности, гнева на окружающих; они убеждают себя, что их проблемы никогда не будут решены. Находясь в таком состоянии, они могут делать неопределенные заявления о том, что намерены совершить самоубийство. Это попытка найти помощь и поддержку у окружающих. Оставшись один, такой человек может стать жертвой собственных действий и, напротив, ориентированный на лечение, он быстро понимает, что самоубийство - не выход из сложившейся ситуации. Методами профилактики предотвращения самоубийств являются постоянные наблюдения за лицами с суицидальными настроениями, наличие телефонов доверия и анонимных психологических консультаций, а в известной ситуации - незамедлительная помощь психиатра. В России сегодня появился ряд суицидологических центров и кабинетов социально-психологической помощи, где люди оказавшиеся в критической ситуации могут получить профессиональную помощь.
Исключительно ответственным этапом профилактики самоубийств выступает оказание помощи суициденту со стороны социального работника. Как показывает практика, существует три основных способа помощи человеку, думающему о суициде:
1.
Своевременное
2.
Активная эмоциональная
3.
Поощрение его положительной
направленности с целью
При этом важно соблюдать следующие правила:
1) будьте уверены, что вы в состоянии помочь:
2) набирайтесь опыта от тех, кто уже был в такой ситуации:
3) будьте терпеливы;
4) не старайтесь шокировать или угрожать человеку, говоря "Пойди и сделай это":
5)
не анализируйте его
6) не спорьте и не старайтесь образумить человека, говоря:
"Вы не можете убить себя, потому что...";
Информация о работе Профилактика как вид деятельности социальной работы