Прогнозирование и планирование социально-экономического развития региона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 22:07, реферат

Описание

Цель реферата: определение теоретико-методологических основ организации системы прогнозирования и программирования регионального социально-экономического развития.
К основным задачам реферата можно отнести:
* определение теоретических основ организации системы прогнозирования и программирования социально-экономического развития региона;
* рассмотрение технологии прогнозирования регионального развития;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1.Понятие, виды и организация системы прогнозирования
социально-экономического развития региона 4
2. Технология прогнозирования регионального социально-
экономического развития субъекта РФ 8
3. Понятие, задачи и структура региональных программ социально-экономического развития 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17

Работа состоит из  1 файл

реферат по планированию.docx

— 33.03 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования и  науки российской федерации

Российский  государственный  социальный университет

Филиал  в г. Чебоксары 
 
 
 

РЕФЕРАТ 

по дисциплине: Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе

на тему: Прогнозирование и программирование социально-экономического развития региона 
 
 

Выполнили студентки 4 курса

факультета  Социальной работы

группы  ДС-11-07

Андреева  Ирина Александровна

Селиванова  Анастасия Валерьевна 

Проверила        Кузьмина

Альбина Васильевна 
 
 
 

 

Чебоксары 2010

     Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1.Понятие, виды и организация системы прогнозирования

социально-экономического развития региона      4

2. Технология  прогнозирования регионального  социально-

экономического  развития субъекта РФ       8

3. Понятие, задачи  и структура региональных программ  социально-экономического развития                         12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                  17 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Проведение  в стране социально-экономических  преобразований привело к повышению  роли регионов во всех сферах жизни  общества. Регионы стали субъектами самостоятельного принятия политических, экономических, социальных, культурных и иных решений.

     Обострение  проблем регионального развития России связано с первоочередной необходимостью устранения неоправданной  неравномерности социально-экономического положения регионов, потребностью освоения природных ресурсов, поддержания  экологического равновесия, совершенствование  территориальной структуры хозяйства, обеспечение занятости населения  и т.д.

     Поэтому в современных условиях большое  значение придается актуальности изучения и использования новых, эффективных  методов воздействия на социально-экономические  процессы в регионе, таких как: прогнозирование  и программирование социально-экономического развития субъектов Российской Федерации . Использование органами исполнительной власти элементов стратегического планирования и прогнозирования помогает им в выработке экономической, инновационной, инвестиционной, промышленной и другой политики.

     Цель  реферата: определение теоретико-методологических основ организации системы прогнозирования и программирования регионального социально-экономического развития.

     К основным задачам реферата можно отнести:

  • определение теоретических основ организации системы прогнозирования и программирования социально-экономического развития региона;
  • рассмотрение технологии прогнозирования регионального развития;

     Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: анализ нормативно-правовых актов, касающихся тематике реферата, сопоставительный анализ данных, системный и статистический анализ, и ряд других.

     Предмет реферата – это исследование сущности, структуры и технологии прогнозирования и программирования социально-экономического развития на региональном уровне.

     Объектом  выступают территориальная социально-экономическая  система, функционирующая на уровне субъекта РФ, население региона, а  также отдельные производственные комплексы и отрасли. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

    1. Понятие, виды и организация системы прогнозирования социально-экономического развития региона
 

     Важнейшей функцией органов исполнительной власти субъектов РФ является разработка научно-обоснованного  прогноза, стратегии и программы  социально-экономического развития региона. На их основе определяются цели социально-экономического развития регионов, уточняются программные  мероприятия и приоритеты в развитии регионального хозяйственного комплекса.

     Под прогнозированием социально-экономического развития региона понимается предвидение будущего состояния экономики и социальной сферы, составная часть государственного регулирования экономики, призванная определить направления развития регионального комплекса и его структурных составляющих. Результаты используются региональными органами государственной власти для обоснования целей и задач социально-экономического развития, выработки соответствующей региональной политики.

     В настоящее время прогнозирование  социально-экономического развития субъекта Федерации включает:

  1. разработку вариантов социально-экономического развития региона с учетом вероятностного воздействия внутренних и внешних политических, экономических и других факторов;
  2. предоставление материалов для дифференциации отраслевых и межрегиональных прогнозов;
  3. уточнение потребностей в средствах для финансирования региональных целевых программ, поставок продукции, оказания услуг и выполнение работ для государственных региональных нужд, поддержки отдельных отраслей экономики региона.

     Прогноз социально-экономического развития является необходимой предпосылкой принятия субфедеральными органами власти различных оптимальных управленческих решений, в том числе и в сфере комплексного социально-экономического развития территории. Прогноз проводится путем сопоставления фактических показателей анализируемого периода с плановыми и с фактическими показателями за предшествующие годы.

     С целью разработки прогнозов социально-экономического развития проводится комплексный анализ ситуации в регионе по следующим направлениям:

    • демографическая ситуация (уровень рождаемости, смертности, продолжительность жизни, миграция);
    • природная среда (полезные ископаемые, климат, водные и земельные ресурсы, почвенный состав, растительный и животный мир);
    • социальная сфера (состояние образования, здравоохранения, культуры, науки, уровень преступности);
    • региональные финансы (состояние бюджета, налоговый потенциал территории, финансовое состояние хозяйствующих субъектов);
    • уровень жизни населения (среднедушевые доходы, заработная плата, прожиточный минимум, потребительская корзина);
    • производственная сфера (общие объемы производства, отраслевая структура, динамика производства);
    • экология (объемы вредных выбросов, реализация природоохранных мероприятий).

     В теории прогнозирования существует множество оснований, по которым  классифицируются прогнозы. Однако наиболее подходящей к социально-экономическим  прогнозам будет являться классификация  социально-экономических прогнозов  по временному критерию. С точки  зрения этого критерия прогнозы социально-экономического развития делятся на долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные.

  1. Долгосрочные прогнозы социально-экономического развития  разрабатываются органами исполнительной власти субъекта РФ один раз в 5 лет на 10-ий период. Данные таких прогнозов используются при разработке среднесрочных прогнозов социально-экономического развития региона, а также концепции и программ социально-экономического развития. При долгосрочном социально-экономическом прогнозировании в расчет необходимо принимать один набор показателей, характеризующих потенциал региона: земельных ресурсах, полезных ископаемых, рабочей силе, основном и оборотном капитале, научно-технических достижениях. При среднесрочном прогнозировании эти факторы уже недостаточны для объяснения динамики объема производства. Данные прогнозов социально-экономического развития региона на долгосрочную перспективу подлежат опубликованию в печати.
  2. Среднесрочные прогнозы социально-экономического развития разрабатываются органами исполнительной власти субъекта РФ на срок от 3 до 5 лет с ежегодной корректировкой данных. При среднесрочном прогнозировании на первый план выступают показатели платежеспособного спроса населения и других агентов воспроизводственной деятельности (регион, предприниматели, население). Данные прогнозов социально-экономического развития региона на среднесрочную перспективу подлежат опубликованию в печати.
  3. Краткосрочные прогнозы социально-экономического развития разрабатываются органами исполнительной власти субъекта РФ ежегодно. Данные таких прогнозов служат основой составления проекта регионального бюджета. При построении модели краткосрочного прогноза на первое место выступают показатели, характеризующие финансовую ситуацию в экономике в целом и по отдельным группам хозяйствующих субъектов: домашние хозяйства, малый и средний бизнес, предпринимательский сектор, население. Данные прогнозов социально-экономического развития региона на краткосрочную перспективу подлежат опубликованию в печати.
 
 
 

     2. Технология прогнозирования регионального социально-экономического развития субъекта РФ

     При прогнозировании регионального развития большинство органов управления в регионах используют традиционные методики, основанные на трех подходах.

  1. Трендовый подход. В его основе лежит метод экстраполяции данных, то есть прогнозируемые показатели рассчитываются как продолжение динамического ряда на будущее по выявленной закономерности развития. Метод экстраполяции эффективен для краткосрочных прогнозов, если данные динамического ряда выражены ярко и устойчиво. В долгосрочной же перспективе результаты прогнозирования с применением этого подхода оказываются противоречивыми. Это порождает необходимость их согласования, что выполняется чаще всего только по отношению к верхнему уровню показателей путем более или менее механической подгонки. Поскольку показатели других уровней остаются при этом без изменения, то противоречивость не устраняется, а как бы «ретушируется». И что хуже всего, любое изменение в сценарии прогнозирования неизбежно ведет к повторению этой трудоемкой и неформализованной процедуры.

     2. Составление общего списка прогнозируемых параметров, выписывание отношений и причинно-следственных связей между ними. Для реализации этого подхода на практике необходимо ввести субъекты региона как действующих агентов и сформировать их стратегию поведения на региональном рынке. Задав сценарно траектории экзогенных параметров полученной модели, можно рассчитать эволюцию эндогенных параметров путем воспроизведения установленных причинно-следственных связей. Главное преимущество такого подхода к прогнозированию состоит в том, что основное внимание уделяется не анализу трендов основных показателей, характеризующих состояние региона, а оценке параметров стратегий поведения его субъектов, приведших к этому состоянию. Еще один важный аргумент – априорная сбалансированность получаемого прогноза в отличие от трендового прогнозирования по отдельным показателям или их группам.

     3. Подход, основанный на теории общего равновесия. Согласно теории равновесия, экономические агенты (производители и потребители), действуя в эгоистических интересах, составляют индивидуальные планы производства и потребления продукции. Этот процесс описывается моделями поведения, характер которых зависит от технологии производства, системы предпочтений и системы цен. Если технология и система предпочтений фиксированы, то существенной оказывается только система цен. Однако применение методов теории общего равновесия для анализа и прогнозирования региональной социально-экономической ситуации затрудняется из-за следующих причин:

  • для условий быстро меняющегося общества теория общего равновесия в лучшем случае может дать только дрейфующую асимптоту, к которой стремятся экономические процессы;
  • методы теории общего равновесия не обеспечены в достаточной степени региональной социально-экономической статистикой;
  • теория общего равновесия применима по отношению к мелким производителям и потребителям в условиях совершенной конкуренции, когда ни один из экономических агентов не в состоянии самостоятельно влиять на систему цен и воспринимает ее как заданную, что не соответствует ситуации в России.

     Однако  на современном этапе развития регионального  прогнозирования вышеперечисленные  методики уже устарели и не отвечают быстро меняющейся социально-экономической  ситуации в регионах. Пять лет назад  в Самарской области была разработана  и успешна внедрена технология ситуационного прогнозирования, которая сейчас используется при прогнозировании социально-экономического развития практически во всех субъектах Федерации.

Информация о работе Прогнозирование и планирование социально-экономического развития региона