Прогнозирование и планирование социально-экономического развития региона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 22:07, реферат

Описание

Цель реферата: определение теоретико-методологических основ организации системы прогнозирования и программирования регионального социально-экономического развития.
К основным задачам реферата можно отнести:
* определение теоретических основ организации системы прогнозирования и программирования социально-экономического развития региона;
* рассмотрение технологии прогнозирования регионального развития;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1.Понятие, виды и организация системы прогнозирования
социально-экономического развития региона 4
2. Технология прогнозирования регионального социально-
экономического развития субъекта РФ 8
3. Понятие, задачи и структура региональных программ социально-экономического развития 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17

Работа состоит из  1 файл

реферат по планированию.docx

— 33.03 Кб (Скачать документ)

     В основу этой технологии положена концепция, согласно которой прогноз есть результат  эволюции исходного состояния балансовой имитационной модели деятельности региона на заданную перспективу при задаваемых сценарных условиях. При этом прогнозное состояние является следствием интерференции поведения субъектов региона на горизонте прогнозирования. В процессе прогнозирования исходная база данных переносится в точку прогнозирования через модель причинно-следственных связей.

     Общая система ситуационного прогнозирования  социально-экономического развития региона включает в себя построение определенных прогнозных моделей, в которых отражаются основные экзогенные и эндогенные параметры социально-экономической системы региона.

  1. Модель сферы производства товаров и рыночных услуг описывает процессы производства и потребления в следующих отраслях региональной экономики: промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, транспорте, связи, торговли и других отраслях рыночных услуг. Производственные возможности каждой отрасли задаются производственной функцией, показывающей зависимость ее выпуска от основных и оборотных фондов, трудовых ресурсов, а также состояния производственной инфраструктуры и экономической стратегии производителей.
  2. Модель движения региональных финансовых ресурсов описывает процессы образования, распределения и использования бюджетных и внебюджетных средств. Выражая экономические и социальные связи и отношения в денежной форме, эта модель является базисом для объединения в одно целое частных модели, описывающих вполне определенные виды деятельности. В этой модели отображаются различные аспекты формирования и использования региональных финансовых ресурсов включением в их состав показателей баланса средств хозяйствующих субъектов, государственного бюджета, государственных внебюджетных фондов и средств населения региона.
  3. Модель потребительского рынка представляет собой систему балансовых и эконометрических уравнений, имитирующих поведение субъектов потребительского рынка: населения, производителей, региональных и федеральных торговых организаций и внешних экспортеров. При моделировании используется свойство двунаправленности отношений, согласно которому акты взаимодействия между субъектами рынка рассматриваются с точки зрения как движения доходов и платежных средств, так и реальных потоков товаров и услуг.
  4. Модель демографии реализует сдвиг возрастов в темпе имитации с учетом естественного движения населения и миграционных процессов. При этом рассчитываются: численность населения (мужского и женского соответственно), численность пенсионеров и молодежи, численность трудоспособного населения, сальдо миграции.
  5. Модель рынка трудовых ресурсов описывает движение занятого населения. В ней оцениваются потенциальные трудовые ресурсы сферы производства товаров и рыночных услуг и сферы нерыночных услуг и рассчитывается занятость населения в этих сферах. При этом учитывается спрос на трудовые ресурсы и инерционность перехода населения из одной категории в другую. Оценивается текущая безработица.

     После того, как все модели построены  и количественно описаны, выполняется  «прогон» общей модели региона на глубину прогнозируемого периода  по заданному сценарию и выдаются результаты прогнозирования в виде пакета прогнозных документов по всем показателям социально-экономического развития.

     Достоверность прогнозов с помощью технологии ситуационного прогнозирования  зависит от следующих факторов: ошибки в исходных данных, ошибки при задании  сценария, грубости модели. Ошибки первого  рода вызваны объективными причинами; их удается существенно уменьшить  за счет верификации и коррекции исходных данных. Ошибки третьего рода уменьшаются за счет развития модели. Ошибки в сценарных параметрах носят субъективный характер и целиком зависят от профессионализма лиц осуществляющих прогнозирование. Влияние этих ошибок на прогноз – самое существенное, особенно в годы высокой инфляции и падения производства.

     В настоящее время проводится дальнейшее развитие технологии ситуационного  прогнозирования. В частности, разрабатывается  модель товарно-сырьевых рынков, уточняется модель финансовой системы. Большое  внимание уделяется формированию более  адекватной модели распределения доходов  между накоплением и потреблением в секторе производства товаров  и рыночных услуг, разрабатывается  методологическая база для формирования и отработки рациональных стратегий  регионального управления бюджетными и внебюджетными фондами денежных средств. 

     3. Понятие, задачи и структура региональных программ социально-экономического развития 

     Программно-целевой  метод управления развитием территории относится к категории проблемно-ориентированных, тесно связанных с решением масштабных, долговременных проблем, не находящих  своего решения в инерционном  режиме функционирования и развития программируемой системы, что требует  принятия специальных программных  мер, концентрации усилий, мобилизации  ресурсных возможностей региона.

     Использование программно-целевого метода применительно  к региональным системам исходит  из необходимости придания как можно  более высокого уровня конкретности, количественной определенности постановке программных целей в качественной формулировке, не обладающих четким числовым выражением, но достаточно ясных, чтобы  представлять собой целевые ориентиры, по которым можно устанавливать  требуемую направленность программных  действий.

     Под программой социально-экономического развития региона понимается комплекс научно-исследовательских и опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение задач в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития субъекта РФ.

     Региональное  программирование является важным инструментом непосредственного государственного воздействия на рыночную экономику  той или иной территории, обеспечивая  сочетание принципов саморегулирования  и целенаправленности в ее развитии. Программно-целевой метод хозяйственного и территориального управления служит одним из важных средств активного  влияния государства на социально-экономический  комплекс проблемных регионов — депрессивных, слаборазвитых, осваиваемых, а также  и промышленно развитых, позволяя успешно решать как текущие, так  и стратегические задачи, в первую очередь — выравнивания региональных уровней социально-экономического развития.

     Новая сущность программ социально-экономического развития региона состоит в том, что они воплощают в себе синтез «жесткого плана» и «свободного рынка», когда строго целенаправленная хозяйственная деятельность осуществляется и стимулируется на коммерческой основе. Поэтому организационные формы подготовки и реализации программ, а также методы управления ими отличаются от прежних.

     К основным задачам региональных программ социально-экономического развития можно отнести следующие:

  • выравнивание межрегиональных различий по показателям социально-экономического развития;
  • формирование оптимальной территориальной и отраслевой структуры экономики;
  • максимально полное и эффективное использование различных ресурсов региона;
  • охрана окружающей среды;
  • формирование рыночной и социальной инфраструктуры региона;
  • духовное возрождение регионов, сохранение их исторического наследия, стабилизация общественно-политической и правовой обстановки
  • сбалансированное (бездефицитное) региональное хозяйствование в условиях рынка.

     Состав  и структура региональной программы  социально-экономического развития региона представляют перечень и взаиморасположение разделов, отражающих содержательную и функциональную характеристики принятого к реализации программного проекта.

     Раздел 1. Анализ и оценка сложившейся социально-экономической  ситуации региона. Содержится описание социально-экономической ситуации и ее последствий для региона и выделяются приоритетные проблемы, подлежащие решению на программной основе.

     Раздел 2. Оценка природных ресурсов и состояния окружающей среды. Описывают наличие в регионе различных видов природных ресурсов, их количественное состояние, возможности использование для внутри региональных целей и вывоза за пределы региона, рассматриваются экологическая ситуация в регионе и мероприятия по ее оздоровлению. Выделяются приоритетные проблемы, подлежащие решению на программной основе.

     Раздел 3. Состояние демографической ситуации и рынок труда в регионе. Здесь  характеризуются сложившаяся ситуация, состояние рынка труда в регионе, выделяются приоритетные проблемы, подлежащие решению на программной основе.

     Раздел 4. Концепция социально-экономического развития региона. Выполненные в предыдущих (1 – 3) разделах социально-экономического развития региона и оценка природных ресурсов и рынка труда, позволяют с учетом тенденций технического прогресса и выдвигаемых перед регионом хозяйственных задач выработать и сформулировать концепцию социально-экономического развития региона на перспективу.

     Раздел 5. Основные целевые подпрограммы. В  разделе выделяются основные для  региона целевые подпрограммы, которые  могут формироваться по отраслевому, функциональному и проблемному признаку.

     В каждой из этих программ определяются цели и задачи, описываются конкретные результаты, которые должны быть достигнуты на основе сосредоточения ориентированных  в пространстве и во времени этапов ее выполнения.

     Раздел 6. Механизм осуществления программы. В разделе излагается взаимоувязанный  комплекс мер и действий, экономических  рычагов, обеспечивающих решение проблемы. Механизм определяется на основе рассмотрения и сопоставления альтернативных вариантов. Разрабатывается прогнозная модель программы.

     Раздел 7. Ресурсное обеспечение программы. Содержит расчеты предстоящих затрат. Из общего объема ресурсов выделяются та их часть, которая поступает из собственных источников.

     Раздел 8. Координация программных мероприятий. Обеспечивается согласование действий всех организаций, участвующих в  осуществлении программы. Даются обоснования  по организации сотрудничества региона, выполняющего программы, с сопредельными  территориями РФ, зарубежными государствами.

     Раздел 9. Оценка эффективности осуществления  программы. Проводятся расчеты экономической  эффективности программы. Каждое программное  задание и программа в целом  оцениваются системой количественных и качественных показателей, из которых  используются следующие:

  • показатели целей программы;
  • показатели эффективности конечных результатов (они могут быть как абсолютными, так и сравнительными);
  • специфические показатели, необходимость и состав которых устанавливаются в зависимости от характера и особенностей каждой программы;
  • показатели выполнения работ в рамках программы (этапы и промежуточные результаты);
  • показатели (финансовых, природных, трудовых, временных и т. д.) затрат, необходимых для выполнения заданий программы.

     Помимо  названных выше показателей разрабатываются  формулировки программных мероприятий  и работ, отдельных ее подпрограмм, а также другие показатели, необходимые  для эффективного управления программой.

     Раздел 10. Организация, формы и методы управления программой. Разрабатываемая организационно-функциональная структура управления формируется  с учетом специфики программы  и региона.

     Разделы программы содержат необходимые  обоснования и пояснения. Они  формируют в целом на весь период реализации программы и по годам. Для долгосрочных программ первоначальная разбивка осуществляется по годам, а  последующая – по более продолжительным  срокам. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     Анализ  социально-экономического положения  субъекта РФ, разработка региональных прогнозов и программ социально-экономического развития территории являются важными составляющими общей стратегии и концепции развития региона. На их основе органы региональной власти и управления принимают наиболее оптимальные управленческие решения, при реализации которых будут затрагиваться интересы всего населения субъекта Федерации.

     Разрабатываемые и утверждаемые комплексные прогнозы и программы социально-экономического развития региона являются исходной предпосылкой формирования долгосрочного стратегического плана. Для эффективной реализации прогнозов и программ в современных условиях необходимо налаживание системы государственного регулирования на основе усиления экономических функций государства. Это функции должны быть связаны не только с прогнозированием и программированием, но и с индикативным планированием. Однако здесь необходимо четко разграничить функции всех уровней управления.

Информация о работе Прогнозирование и планирование социально-экономического развития региона