Прогнозирование и социальное пректирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 10:23, реферат

Описание

В нашей работе мы постараемся рассмотреть сущность прогнозирования и проектирования, их предмет, цели, задачи, этапы и методы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1 глава Теоретические основы прогнозирования социальных процессов
1.1 Сущность прогнозирования………………………………………………..4
1.2 Методы прогнозирования…………………………………………………..7
2 глава Теоретические основы социального проектирования
2.1 Сущность социального проектирования………………………………….12
2.2 Методы социального проектирования…………………………………….17
Заключение………………………………………………………………………22
Список использованной литературы…………………………………………..24

Работа состоит из  1 файл

реферат п.п. и м. в СР.doc

— 107.00 Кб (Скачать документ)

Министерство образования и  науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение  
высшего профессионального образования

 «Российский государственный  профессионально-педагогический

университет»

Социальный институт

Кафедра социальной работы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

По дисциплине «Прогнозирование, проектирование и  моделирование в социальной работе»

На тему: «Прогнозирование и социальное проектирование»

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург 2012

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

1 глава Теоретические  основы прогнозирования социальных  процессов

1.1 Сущность прогнозирования………………………………………………..4

1.2 Методы прогнозирования…………………………………………………..7

2 глава Теоретические  основы социального проектирования

2.1 Сущность социального проектирования………………………………….12

2.2 Методы социального  проектирования…………………………………….17

Заключение………………………………………………………………………22

Список использованной литературы…………………………………………..24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Социальное проектирование — вид деятельности, которая имеет непосредственное отношение к развитию социальной сферы, организации эффективной социальной работы, преодолению разнообразных социальных проблем. Возможности такой деятельности хорошо проявились в практике многих стран, и сегодня без применения проектных технологий трудно представить себе государственную социальную политику. Применение проектных технологий можно обнаружить даже в далекой древности. Любое из семи чудес света можно в определенном смысле рассматривать как осуществленные социальные проекты. Но все же мышление проектами, сознательное и повсеместное применение проектного подхода в технике, бизнесе, наконец, в социальной сфере — явление последней трети XX столетия.

Прогноз — это вероятностное  утверждение о будущем с относительно высокой степенью достоверности. Пророчество не предполагает вероятности его осуществления: оно должно сбыться. Прогноз вероятностен и логически сконструирован как модель будущего. Специфика же социального прогноза состоит в том, что предвидение социальных явлений и процессов и управление ими тесно связаны. Спрогнозировав нежелательный социальный процесс, мы можем его остановить или так видоизменить, что он не проявит своих отрицательных качеств. Спрогнозировав позитивный процесс, мы можем активно содействовать его развитию, способствовать его расширению по территории действия, охвату людей, длительности проявления и т. д.

В нашей работе мы постараемся  рассмотреть сущность прогнозирования  и проектирования, их предмет, цели, задачи, этапы и методы.

 

 

 

 

 

1 глава Теоретические основы прогнозирования социальных процессов

1.1 Сущность прогнозирования

Прогностика — наука о системе нашего мышления о будущем, о способах и методах исследования будущего. Методология прогностических исследований опирается на наиболее ценные теоретические достижения многих наук: исторических, математических, философии, социологии. Прогнозирование — это метод научного исследования, ставящий своей целью предусмотреть возможные варианты тех процессов и явлений, которые выбраны в качестве предмета анализа.

Практическое назначение прогнозирования — подготовка обоснованных предложений, проектов, программ, рекомендаций и оценок о том:

• в каком направлении  желательно развитие объектов в исследуемой  области (социальная защита, культура, здравоохранение, образование, молодежные проблемы, духовно-нравственные процессы и др.);

• как действительно  может протекать развитие;

• каков механизм преодоления  негативных тенденций.

В обобщенном плане можно  говорить о двух типах задач: определение  и мотивирование цели развития; определение средств, способов, путей достижения целей.

Полный цикл прогнозного исследования включает в себя: изучение проблемной ситуации в теории и на практике; анализ предпрогнозного и прогнозного фона; определение цели и задач; выдвижение гипотез; выбор методов и приемов исследования, обладающих необходимым прогностическим потенциалом; проведение опытно-экспериментальной проверки гипотез и верификации результатов исследования; формулирование выводов и предложений.

Прогноз есть многовариантная гипотеза о возможных результатах и путях развития исследуемого объекта (сферы, отрасли, вида деятельности и т. д.).

Социальное  прогнозирование («социальный» от лат. «общественный, связанный с обществом, с общественными отношениями») — прогнозирование всего общественного, всего связанного с обществом, с общественными отношениями, в центре чего находится человек.

В зависимости от периода  времени, на который составляется прогноз, прогнозы бывают:

1) краткосрочные (с периодом упреждения от 1 месяца до 1 года);

2) среднесрочные (от 1 года до 5 лет);

3) долгосрочные (от 5 лет до 15 лет);

4) дальнесрочные (свыше 15 лет).

Сам процесс прогнозирования  предполагает:

• проведение краткого ретроспективного анализа прогнозируемого объекта;

• описание современного состояния объекта (сравнительный анализ наблюдаемых тенденций в отечественном и зарубежном опыте);

• выявление проблем:

1) уже решенных, но их внедрение и реализация только начинаются;

2) тех проблем, которые решены, но не нашли практического использования;

3) оценки экспертов по ведущим научным исследованиям в данной области.

Основные задачи, логика анализа ситуации и разработки прогнозов в социальных процессах в регионах состоят в следующем:

• способствовать оптимальному функционированию государственных  структур;

• выработать прогнозное обеспечение управленческих решений  в области социальной защиты населения;

• упреждать возникновение  неблагоприятных событий и процессов;

• исследовать в развитии социальные последствия перехода к  рынку семей разного типа (молодой, многодетной, полной, неполной, беженцев, военнослужащих, престарелых), способствовать развитию позитивных изменений;

• разработать сценарии и модели развития таких семей  и рекомендации правительству России и администрациям субъектов Федерации  по их социальной защите и поддержке;

• провести прогнозные исследования социально-демографического состава молодежи, социальных проблем подростков, социально-экономического положения работающей молодежи, межнациональных отношений в молодежной среде и выработать практические рекомендации по социальной защите молодежи;

• исследовать социальные последствия приватизации (в регионах Москвы, в ряде других городов России), разработать на этой основе прогнозы и рекомендации.

Неотъемлемой составной  частью прогнозирования являются его организационные моменты, такие как:

• создание временного творческого  коллектива (ВТК) и определение функций  его и каждого члена в отдельности;

• определение методов, объектов исследования;

• разработка методики прогнозирования;

• определение методов исследования ЭВМ, социологические исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Методы прогнозирования

Прогнозирование как  исследование с широким охватом  объектов анализа опирается на множество методов.

При классификации методов  прогнозирования выделяются основные их признаки, позволяющие их «упорядочивать», структурировать по:

а) степени формализации;

б) принципу действия;

в) способу получения  информации.

Степень формализации в  методах прогнозирования в зависимости  от объекта исследования может быть различной; способы получения прогнозной информации многозначны, к ним следует отнести: методы ассоциативного моделирования, морфологический анализ, экспоненциальное сглаживание, вероятностное моделирование, анкетирование, методы коллективной генерации идей, методы историко-логического анализа, метод интервью, написания сценариев и т.д.

Наиболее распространены методы экстраполяции и экспертизы. В них в качестве основы, главным  образом, выступают временные и  параметрические ряды ретроспективного развития объекта прогнозирования. Выполнение прогноза осуществляют сами члены группы разработки. Часто используются и другие методы: многоуровневая морфология, многотуровая экспертиза, матричные методы. Они базируются на использовании вычислительной техники, разработке специальных алгоритмов и программ, требующих значительных затрат ресурсов и более высокой квалификации разработчиков прогнозов.

Экстраполяция означает распространение выводов, касающихся одной части какого-либо явления, на другую часть, на явление в целом, на будущее. Экстраполяция основывается на гипотезе о том, что ранее выявленные закономерности будут действовать в прогнозном периоде. В социальной сфере анализ состояния образования в одном регионе, выявленные тенденции могут «накладываться» на другой регион. В математике и статистике динамический ряд данных продолжается по определенным формулам. Экстраполяция широко применяется при анализе, прогнозе, по существу, всех социальных процессов. Например, вывод об уровне развития какой-либо социальной группы можно сделать по наблюдениям за отдельными ее представителями, а о перспективах культуры — по тенденциям в прошлом. Статистическая экстраполяция — проекция роста населения по данным прошлого — это один из важнейших методов современного научно-технического и социального прогнозирования.

Экстраполяционный метод  основан на исследовании объекта  прогнозирования (социальная инфраструктура, демографические процессы, состояние образования в историческом плане), на ретроспективном анализе количественных временных рядов или тенденций. Отличается многообразием — насчитывает не менее пяти различных вариантов.

Экспертная оценка. При экспертной оценке (т. е. оценке высококвалифицированными специалистами) состояния либо отдельной сферы общества (духовной, социальной, политической), либо ее составляющего элемента (образования, медицины, культуры), либо ее компонентов (студенческая экономика, социальная защита пенсионеров, инвалидов) учитывается ряд обязательных положений, методических требований.

Прежде всего —  оценка исходной ситуации:

• факторы, предопределяющие неудовлетворительное состояние;

• направления, тенденции, наиболее характерные для данного  состояния ситуации;

• особенности, специфика  развития наиболее важных составных  «частей» (отрасли, структуры, службы);

• наиболее характерные формы работы, средства, с помощью которых осуществляется деятельность.

Второй блок вопросов включает в себя анализ деятельности тех организаций, служб, которые осуществляют эту деятельность. Применительно к проблемам социальной работы это могут быть в зависимости от участка социальной работы:

1) государственные службы;

2) общественные фонды и организации;

3) самодеятельные организации;

4) благотворительность, спонсорство, частные инициативы.

Оценка их деятельности идет по выявлению тенденций в  их развитии, их рейтинга в общественном мнении.

Экспертную оценку проводят специальные центры экспертизы, научные  информационно-аналитические центры, лаборатории экспертов, экспертные группы и отдельные эксперты. В  настоящее время их деятельность актуализируется, поскольку нестабильность в обществе, а также и в социальной сфере порождает необходимость в научном анализе для определения выхода из кризисной ситуации. Экспертные организации создаются при государственных учреждениях и службах, а также на общественных началах, в коммерческих структурах, в учебных центрах.

В зависимости от уровня профессионализма и возможности  охватить экспертным анализом различные  по объему работы организаций и различается и содержание деятельности, и характер итоговых результатов экспертизы.

Методика экспертной работы включает в себя ряд этапов:

1) в каждом отдельном случае проведения экспертной оценки определяется круг экспертов (с возможным конкурсом среди них);

2) выявляются проблемы;

3) намечается план и время действий;

4) разрабатываются критерии для экспертных оценок;

5) обозначаются формы и способы, в которых будут выражены результаты экспертизы (это может быть аналитическая записка, материалы для изучения, «круглый стол», конференция, выступления экспертов, публикации).

Главные проблемы любого экспертного метода также можно выразить в виде ряда требований.

1. Интерпретация результатов:

а) уровень компетентности экспертов по социальным профессиональным проблемам:

• по экономическим (эффективность);

• по социальным;

• по политическим;

• по этническим;

• по духовно-нравственным;

• по экологическим;

б) рейтинг экспертов:

• по взаимной оценке;

• по утвердившемуся общественному  мнению;

• по должностному принципу и т.д.;

в) коэффициент компетентности экспертов при определении основного мнения, оценки.

2. Создание обстановки свободного обсуждения.

3. Заключительная  дискуссия.

4. Выработка рекомендаций по исследуемой проблеме, выводы о целесообразности тех или иных предложений, а также об их внедрении.

В число требований к  результатам прогноза также входят:

• определение сферы  использования прогнозируемого  события или комплекса событий (создание, например, учебных заведений нового типа, ориентированных на инновационное образование), количественных и качественных внешних связей прогнозируемого события с другими процессами и системами их взаимовлияния и взаимодействия;

Информация о работе Прогнозирование и социальное пректирование