Прогнозирование и социальное пректирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 10:23, реферат

Описание

В нашей работе мы постараемся рассмотреть сущность прогнозирования и проектирования, их предмет, цели, задачи, этапы и методы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1 глава Теоретические основы прогнозирования социальных процессов
1.1 Сущность прогнозирования………………………………………………..4
1.2 Методы прогнозирования…………………………………………………..7
2 глава Теоретические основы социального проектирования
2.1 Сущность социального проектирования………………………………….12
2.2 Методы социального проектирования…………………………………….17
Заключение………………………………………………………………………22
Список использованной литературы…………………………………………..24

Работа состоит из  1 файл

реферат п.п. и м. в СР.doc

— 107.00 Кб (Скачать документ)

Конкурирующие группы проектантов  готовят к обсуждению свои варианты проекта (в многодневной игре — части проекта по плану игры) и представляют на общее обсуждение. Каждая из групп (в нашем примере «министерство» и прочие, а также конкуренты) задают вопросы докладчикам, ведут критику проекта, предлагают свои решения. По итогам дискуссии методологи проводят разбор результатов и каждая группа оформляет свою позицию в письменном виде. К концу игры имеется несколько проектов и материалов к проектам. Их бывает так много, что требуется создание специальной группы по обработке предложений, сведению их в общий итоговый документ.

4. Метод фокальных объектов. Метод фокальных объектов — это способ конструирования нового объекта путем применения к нему свойств других объектов.

Метод имеет целью  преодолеть инерцию мышления при решении творческих задач и активизировать способности к инновационным решениям путем переноса признаков случайно выбранных объектов на совершенствующийся объект, который должен находиться в фокусе переноса.

Достижение этой цели обеспечивается таким порядком действий:

1. Называется (фиксируется,  например, на доске или дисплее  компьютера) объект, который предстоит  усовершенствовать (в целом изменить  с какой-либо целью).

2. Произвольно (без  намеренной связи с изучаемым)  называются (фиксируются) другие  объекты (в основном обозначаемые существительными).

3. У объектов (пункт  2) выделяются признаки, характеристики (в основном обозначаемые прилагательными).

4. Эти признаки применяются  к исходному объекту (пункт  1), и на базе новых сочетаний  ведется поиск неординарного решения.

5. ТРИЗ. Для развития инновационных способностей проектантов может быть с успехом применена теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), разработанная Г. С. Альтшуллером в 1946 г. и доведенная им в начале 60-х годов до технологии.

Для социального проектирования прикладной характер имеют следующие концептуальные положения ТРИЗа:

— Наилучшее решение  задачи возникает тогда, когда выявлено и преодолено техническое противоречие (ТП).

— Идеальный конечный результат (ИКР) состоит в том, что система сама должна обеспечить выполнение полезного действия, устранив при этом вредное действие.

— Алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ) включает:

1) анализ задачи (переход  от ситуации к модели задачи, выявление ТП);

2) анализ модели задачи (учет имеющихся ресурсов и их системный анализ);

3) определение ИКР  и физического противоречия (ФП);

4) мобилизацию и применение  вещественно-полевых ресурсов (ВПР);

5) применение информфонда  (приемы, принципы разрешения противоречий, указатели эффектов);

6) изменение и/или замену задачи;

7) анализ способа устранения  ФП;

8) применение полученного  ответа;

9) анализ хода решения.

6. Метод контрольных вопросов. Метод контрольных вопросов представляет собой работу со списком специально подобранных вопросов, которые помогают точно определить суть выполняемой задачи.

Вопросы расположены  в определенной последовательности. Ответы на них тот или иной участник разработки проекта формулирует  в связи со своей задачей в  виде монолога или диалога с другими  участниками.

7. Метод создания сценариев. Создание сценария — это представление социального проекта в виде описания последовательного развития событий, которые им предусматриваются или из него могут следовать, с увязкой по ресурсам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Подводя итоги проделанной работы можно отметить:

Социальное прогнозирование («социальный» от лат. «общественный, связанный  с обществом, с общественными  отношениями») — прогнозирование  всего общественного, всего связанного с обществом, с общественными  отношениями, в центре чего находится человек.

Основными задачами прогнозирования  являются:

1. Способствовать оптимальному функционированию государственных структур;

2. Выработать прогнозное обеспечение управленческих решений в области социальной защиты населения;

3. Упреждать возникновение неблагоприятных событий и процессов;

4. Исследовать в развитии социальные последствия перехода к рынку семей разного типа (молодой, многодетной, полной, неполной, беженцев, военнослужащих, престарелых), способствовать развитию позитивных изменений;

5. Разработать сценарии и модели развития таких семей и рекомендации правительству России и администрациям субъектов Федерации по их социальной защите и поддержке;

6. Провести прогнозные исследования социально-демографического состава молодежи, социальных проблем подростков, социально-экономического положения работающей молодежи, межнациональных отношений в молодежной среде и выработать практические рекомендации по социальной защите молодежи;

7. Исследовать социальные последствия приватизации (в регионах Москвы, в ряде других городов России), разработать на этой основе прогнозы и рекомендации.

Основными методами прогнозирования  являются экстраполяция и метод  экспертных оценок.

Социальное проектирование — это конструирование индивидом, группой или организацией действия, направленного на достижение социально значимой цели и локализованного по месту, времени и ресурсам.

Предметом социального  проектирования являются:

  1. Новая вещь
  2. Новое свойство старой вещи
  3. Услуга
  4. Организация
  5. Мероприятие
  6. Невещные свойства и отношения
  7. Законопроект

Существует три основных подхода к социальному проектированию: Объектно-ориентированный подход, Проблемно-ориентированный  подход, Субъектно-ориентированный (тезаурусный) подход.

Среди методов социального  проектирования можно выделить следующие: мозговая атака, метод синектики, деловая игра, метод фокальных объектов, ТРИЗ, метод контрольных вопросов и метод создания сценариев.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. Прогностика: Терминология. – М.: Мысль, 1992.

2. Прогнозное социальное проектирование: Теоретико-методологические и методические проблемы. /Отв. ред. Т.М. Дридзе. - М.: Наука, 1994.

3. Луков В.А. Социальное проектирование: Учеб. пособие. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Изд-во Моск. гуманит.-социальн. академии: Флинта, 2003. — 240 с.

4. Сафронова В.М. Прогнозирование и моделирование в социальной работе: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб, заведений — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 192 с.

5. Джонс Д. Методы проектирования. М., Прогресс, 1990.

 




Информация о работе Прогнозирование и социальное пректирование