Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 10:23, реферат
В нашей работе мы постараемся рассмотреть сущность прогнозирования и проектирования, их предмет, цели, задачи, этапы и методы.
Введение…………………………………………………………………………3
1 глава Теоретические основы прогнозирования социальных процессов
1.1 Сущность прогнозирования………………………………………………..4
1.2 Методы прогнозирования…………………………………………………..7
2 глава Теоретические основы социального проектирования
2.1 Сущность социального проектирования………………………………….12
2.2 Методы социального проектирования…………………………………….17
Заключение………………………………………………………………………22
Список использованной литературы…………………………………………..24
Конкурирующие группы проектантов готовят к обсуждению свои варианты проекта (в многодневной игре — части проекта по плану игры) и представляют на общее обсуждение. Каждая из групп (в нашем примере «министерство» и прочие, а также конкуренты) задают вопросы докладчикам, ведут критику проекта, предлагают свои решения. По итогам дискуссии методологи проводят разбор результатов и каждая группа оформляет свою позицию в письменном виде. К концу игры имеется несколько проектов и материалов к проектам. Их бывает так много, что требуется создание специальной группы по обработке предложений, сведению их в общий итоговый документ.
4. Метод фокальных объектов. Метод фокальных объектов — это способ конструирования нового объекта путем применения к нему свойств других объектов.
Метод имеет целью преодолеть инерцию мышления при решении творческих задач и активизировать способности к инновационным решениям путем переноса признаков случайно выбранных объектов на совершенствующийся объект, который должен находиться в фокусе переноса.
Достижение этой цели обеспечивается таким порядком действий:
1. Называется (фиксируется,
например, на доске или дисплее
компьютера) объект, который предстоит
усовершенствовать (в целом
2. Произвольно (без намеренной связи с изучаемым) называются (фиксируются) другие объекты (в основном обозначаемые существительными).
3. У объектов (пункт
2) выделяются признаки, характеристики
(в основном обозначаемые
4. Эти признаки применяются к исходному объекту (пункт 1), и на базе новых сочетаний ведется поиск неординарного решения.
5. ТРИЗ. Для развития инновационных способностей проектантов может быть с успехом применена теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), разработанная Г. С. Альтшуллером в 1946 г. и доведенная им в начале 60-х годов до технологии.
Для социального проектирования прикладной характер имеют следующие концептуальные положения ТРИЗа:
— Наилучшее решение задачи возникает тогда, когда выявлено и преодолено техническое противоречие (ТП).
— Идеальный конечный результат (ИКР) состоит в том, что система сама должна обеспечить выполнение полезного действия, устранив при этом вредное действие.
— Алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ) включает:
1) анализ задачи (переход от ситуации к модели задачи, выявление ТП);
2) анализ модели задачи (учет имеющихся ресурсов и их системный анализ);
3) определение ИКР и физического противоречия (ФП);
4) мобилизацию и применение вещественно-полевых ресурсов (ВПР);
5) применение информфонда
(приемы, принципы разрешения
6) изменение и/или замену задачи;
7) анализ способа устранения ФП;
8) применение полученного ответа;
9) анализ хода решения.
6. Метод контрольных вопросов. Метод контрольных вопросов представляет собой работу со списком специально подобранных вопросов, которые помогают точно определить суть выполняемой задачи.
Вопросы расположены в определенной последовательности. Ответы на них тот или иной участник разработки проекта формулирует в связи со своей задачей в виде монолога или диалога с другими участниками.
7. Метод создания сценариев. Создание сценария — это представление социального проекта в виде описания последовательного развития событий, которые им предусматриваются или из него могут следовать, с увязкой по ресурсам.
Заключение
Подводя итоги проделанной работы можно отметить:
Социальное прогнозирование («социальный» от лат. «общественный, связанный с обществом, с общественными отношениями») — прогнозирование всего общественного, всего связанного с обществом, с общественными отношениями, в центре чего находится человек.
Основными задачами прогнозирования являются:
1. Способствовать оптимальному функционированию государственных структур;
2. Выработать прогнозное обеспечение управленческих решений в области социальной защиты населения;
3. Упреждать возникновение неблагоприятных событий и процессов;
4. Исследовать в развитии социальные последствия перехода к рынку семей разного типа (молодой, многодетной, полной, неполной, беженцев, военнослужащих, престарелых), способствовать развитию позитивных изменений;
5. Разработать сценарии и модели развития таких семей и рекомендации правительству России и администрациям субъектов Федерации по их социальной защите и поддержке;
6. Провести прогнозные исследования социально-демографического состава молодежи, социальных проблем подростков, социально-экономического положения работающей молодежи, межнациональных отношений в молодежной среде и выработать практические рекомендации по социальной защите молодежи;
7. Исследовать социальные последствия приватизации (в регионах Москвы, в ряде других городов России), разработать на этой основе прогнозы и рекомендации.
Основными методами прогнозирования являются экстраполяция и метод экспертных оценок.
Социальное проектирование
— это конструирование
Предметом социального проектирования являются:
Существует три основных
подхода к социальному
Среди методов социального проектирования можно выделить следующие: мозговая атака, метод синектики, деловая игра, метод фокальных объектов, ТРИЗ, метод контрольных вопросов и метод создания сценариев.
Список использованной литературы
1. Прогностика: Терминология. – М.: Мысль, 1992.
2. Прогнозное социальное проектирование: Теоретико-методологические и методические проблемы. /Отв. ред. Т.М. Дридзе. - М.: Наука, 1994.
3. Луков В.А. Социальное проектирование: Учеб. пособие. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Изд-во Моск. гуманит.-социальн. академии: Флинта, 2003. — 240 с.
4. Сафронова В.М. Прогнозирование и моделирование в социальной работе: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб, заведений — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 192 с.
5. Джонс Д. Методы проектирования. М., Прогресс, 1990.
Информация о работе Прогнозирование и социальное пректирование