Проституция как социальная проблема

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2011 в 02:54, курсовая работа

Описание

Первые открытые публикации о проституции, появившиеся в средствах массовой информации, при всей их сенсационности не сумели раскрыть всю сложность связанной с этим явлением критической ситуации в динамике ее развития. В то же время, рост этого социального порока, несомненно, вызван кризисными явлениями в социальной, экономической, идеологической сферах нашего общества, возникших еще в застойные годы, а может быть, и намного раньше. Сейчас просто снято табу на освещение в печати многих отрицательных явлений, что и приводит нередко в шоковое состояние наше общественное сознание.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………..
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ПРОСТИТУЦИИ В ОБЩЕСТВЕ
1.1 Определение понятия проституции…………………………………………………………………….
1.2 Исторически значимые подходы к определению понятия «проституция»………………………………………………………………….
1.3 Проституция как вид девиантного поведения…………………………………………
ГЛАВА 2. ПРОСТИТУЦИЯ И ВОЗМОЖНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ПУТИ ЕЁ РЕШЕНИЯ…………………………………………………………………………………..
2.1 Правовая оценка проституции……………………………………………
2.2 Поиск оптимальной стратегии борьбы с проституцией……………………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Курсовая2.doc

— 166.50 Кб (Скачать документ)

     В XIX - начале ХХ вв. вопрос о сущности и роли проституции был одним из дискуссионных в исторической, социально-политической и медицинской литературе. В ходе обсуждения он приобрел особенную остроту. Это было связано с тем, что проституция, по мнению ученых, разрушая социальный строй жизни, к тому же являлась злом, убивающим народное здоровье, распространяя венерические болезни.

    В официальных документах она понималась как "разврат или непотребство, именуя таковыми торговлю своим телом, предложение плотской связи или согласие на таковую за известное вознаграждение, с каждым, того пожелавшим" и "снискивающая себе пропитание"[9], [10].

     В 1903 г. второе отделение Русского общества охранения народного здравия постановило создать комиссию для обсуждения вопроса о врачебно-полицейском надзоре за проституцией в связи с общим вопросом о борьбе с нею. Эта комиссия на своих заседаниях в 1903-1904 гг. рассматривала несколько вопросов, касающихся проституции, в частности вопроса об определении таковой.

     Член комиссии, присяжный поверенный П.П. Соколов в своем докладе говорил о том, что "современное законодательство относительно проституции носит двойственный характер: с одной стороны, оно не только отрицает возможность заниматься проституцией, но даже карает лиц, как женщин, так и мужчин, за соблазнительный образ жизни; а с другой стороны - существует особый порядок и организация способов надзора за нею и порядок открытия и содержания публичных домов", то есть законодательство XIX - начала ХХ вв. относилось к проституции отрицательно, "признавая ее деяния преступными"[11]. Эта комиссия разбирала несколько предложенных определений сущности проституции, но четких решений так и не смогла принять. На рассмотрение собравшихся было предложено следующее определение термина: "Проституткой именуется женщина, занимающаяся продажей своего тела, как промыслом, - единственным или побочным при других каких-либо занятиях". Это определение оспаривалось многими на том основании, что в нем отсутствует понятие о публичности. Другое определение, предложенное для анализа "проститутка есть женщина, добывающая средства публичной продажей своего тела", так же было подвергнуто критике на том основании, что понятие о публичности не всем одинаково понятно, так как некоторые подразумевают под публичностью то, что делается на глазах у всех, а также, что в нем отсутствует указание о занятии проституцией. С.Ф. Платонов высказал мысль, что проституция "есть продажа своего тела", но данное понятие "не имеет смысла и не пройдет в законодательном порядке. Торговлей тела будет, например, и такой случай, как пересадка кожи одного" человека другому.

     Исследователи категории "проституция" так же не были едины в своих изысканиях. Каждый из них выделял свой главенствующий (по его мнению) признак.

     Э. Шперк главным признаком проституции считал профессиональность. Он писал: "публичная женщина та, которая избрала своим ремеслом проституцию и не имеет и не желает другим путем приобретать средства к существованию", а проституция - это " ремесло, законный, скоротечный и острый вид брака"[12].

     Р. Вардлоу определял проституцию как "всякие недозволенные сношения между полами". Он даже отвергал всякое различие между развратом и проституцией и называл публичной женщиной "всякую, которая за деньги, или безвозмездно, добровольно жертвует своей добродетелью". Чтобы назвать женщину таковою, недостаточно одного случая сношения; на женщину "накладывает печать проституции только добровольное повторение полового акта"[13].

     Вслед за Р. Вардлоу некоторые авторы в своих рассуждениях доходили до абсурда. Они полагали, что проститутка - "это та женщина, которая по меньшей мере в течение 20 часов отдавалась в публичном доме мужчинам"[14].

     Аналогично определял проституцию и М. Кузнецов: "Проститутка, или, как привыкли выражаться у нас, "публичная женщина", обыкновенно употребляется в слишком широком плане; в сущности же проститутка есть женщина, отдающая за деньги свое тело для удовлетворения полового инстинкта мужчины"; "В этом смысле проституция есть торговля человеческим телом с преследованием развратных целей, в обширном смысле, у нас иногда принимается за проституцию вообще все внебрачные половые отношения"[15].

     По М. Рабюто, единственный решающий признак проституции заключается в следующем: "истинной проституткой мы называем ту женщину, которая под влиянием вынужденной или свободной воли вступает в половые сношения без всякого выбора, без симпатии или хотя бы и чувственной страсти. Как только существует известный выбор, - на основании только импульсов половой страсти - мы имеем перед собой разврат, распущенность, извращения, но не проституцию в истинном смысле этого слова, ...отсутствие индивидуального выбора, отдача себя безразлично всем и каждому - вот самый существенный и универсальный признак"[16].

     Подобно М. Рабюто, Л. Мартино называет проституткой, или публичной женщиной, ту "женщину, которая не выбирает своего покупателя", но и не опровергает мысли, что проституткой может быть и та, "которая его выбирает, но уже в другом роде .., с крайним равнодушием к нему." Проституцию в целом он определяет как "торговлю чувственных наслаждений для других"[17].

     В определение "проституция" по мнению М. Чистякова нужно включать только самые существенные признаки, а именно: "женщина, которая открыто и не разбирая личность продает свою любовь за деньги и ищет известности, как таковая и есть всегда проститутка".., т.е. "в это понятие не должен входить критерий о ее здоровье, а также то, "проституирует она с ведома администрации или нет"[18].

     Еще один немаловажный аспект вносит в это определение А. Поспелов: - тайность проституции. Он писал: "проститутка это девица или замужняя женщина, которая открыто или тайно и по привычке отдается мужчине для удовлетворения его полового влечения"[19].

     Если все предыдущие авторы признавали, что проституция в то время была необходимым элементом социального строя, то Д.Д. Ахшарумов в своем докладе "Проституция и ее регламентация" заявляет о том, что это "совокупность известных аномальных явлений в половой сфере жизни человека, часть явлений его же жизни, но в паталогических уклонениях от нормы", а проститутка "есть бедная женщина, продающая свое тело всякому, - за какую-либо небольшую плату; продающие его дорого - за тысячи, сотни или хотя бы десятки рублей не могут считаться таковыми. Это совсем особое привилегированное существо, и таковую никогда не называют проституткой. Ею может считаться только женщина, живущая в доме терпимости, сама себя таковою объявившая"[20]. Таким образом, здесь налицо приоритет продажности над другими признаками, причем из этого понятия выпадают женщины из "высшего общества, но занимающиеся ею, а также всякая свободная-тайная или явная одиночка". В противовес этому определению он вместе с тем говорит, что проститутка - это "высокий идеал женщины, губящей свою жизнь для всеобщего блага".

     В своих работах А. Бляшко называл проституцией такие формы внебрачных половых сношений, при которых мотивом сношений для определенной части женщин является не личная привязанность и не чувственный инстинкт, а исключительно заработок[21].

     А.Х. Сабинин называл проституцией "всякую половую связь, при которой одна сторона совершенно не заботится о благе другой, т.е. всякое временное удовлетворение полового влечения, лишенное чувства любви и преданности и не принимающее во внимание могущих произойти при этом последствий". Если при этом имеет место денежная плата, то это и есть проституция в узком смысле слова, но в тех случаях когда этого нет, она таковой не является"[22]. Таким образом, у него на первый план выступает принцип продажности как основной.

     Одним из исследователей, который долгое время изучал проституцию и считал принцип продажности главенствующим признаком в определении проституции, был В.М.Тарновский. В работе "Проституция и аболицианизм" он касается определения этого вопроса. По его словам "проституция" "само по себе и во всех своих проявлениях есть нравственное зло и зло, при настоящих условиях жизни, неизбежное. С ведома или без ведома полиции совершается купля-продажа полового акта, она всегда одинаково унижает человеческое достоинство женщины"[23]. Х.М. Чарыхов вводил в понятие проституции новые элементы. Во-первых, он отмечает, что явление это характерно только для человеческого рода; во-вторых, то, что основной причиной, толкающей на этот путь женщину, называют материально-экономическую, т.е. деньги, не признавая тем самым другие виды вознаграждения, и в-третьих, определяет ее как чисто городское явление. Он писал: "Проституция это позорный факт истории человечества; который немым упреком станет перед грядущим поколением, как факт жестокий и неизбежный. Проституция это излюбленная дочь городов. Она как специфическое социальное отношение, характеризуется как промысел, имеет своею целью материально-экономический субстрат - деньги. Поэтому проституция, как известный способ обеспечения своего материального положения в борьбе за существование, становится уделом наиболее экономически не обеспеченных элементов общества[24].

     Приведенные выше определения страдают одним общим недостатком: они не включают в себя мужскую и детскую проституцию во всех ее проявлениях. Только одно найденное нами определение, которое охватило эти формы проституции, было сделано В.Ф. Дерюжинским. Он говорил о том, что под проституцией "в широком смысле разумеются вообще всякого рода внебрачные половые отношения, причем в это понятие войдут также и так называемые противоестественные отношения, как-то: мужеложство и скотоложство, а также детская форма". В более узком смысле под проституцией им разумеется половой разврат, принимающий характер регулярной профессии, - "постоянное занятие, которое в качестве такового выделяет предающихся ему женщин в особую общественную группу"[25].

     Другое характерное для того времени определение проституции предложил немецкий ученый И. Блох в своей работе "История проституции". По его мнению, "проституция - есть определенная форма внебрачных половых отношений, отличающаяся тем, что вступающий на путь проституции индивидуум постоянно, несомненно и публично отдается более или менее без разбора, неопределенно большому числу лиц; редко без вознаграждения, в большинстве случаев промышляя продажей своего тела для совокупления или вообще провоцируя их половое возбуждение и удовлетворяя его; причем проституирующий субъект, вследствие своего развратного промысла, приобретает определенный постоянный тип"[26].

     Таким образом, он выделяет 9 признаков проституции в ее развитии. Но это определение страдает некоторыми недостатками. Во-первых, из него исключаются лица, не профессионально занимающиеся проституцией, т.е. те, у которых проституция выступала как бы второстепенным промыслом; во-вторых, он не относит сюда "случайную проституцию и жизнь на содержании", иначе говоря, женщин, занимающихся развратом с определенным кругом мужчин и получающих от них не деньги, а подарки; в-третьих, исключается и тайная, нерегламентированная проституция, а между тем, как показывала практика, именно она преобладала, а также то, что публичные женщины могли оставить свое занятие и перейти к честному образу жизни: статистика подтверждает, что такие случаю были нередки. Проституция использовалась ими для скопления определенных сумм, например, в качестве приданного.

     Таким образом, рассмотренные мной определения категории "проституция" в общественной и научной мысли XIX - начала XX вв. отражали такие основные признаки проституции: продажность, публичность, профессиональность. При этом некоторые авторы выделяли один из них как главный признак, объявляя остальные два второстепенными. Это связано с пониманием проституции, с одной стороны, как промысла, с другой - как преступления; то есть авторы определений рассматривали категорию "проституция" с точки зрения правового понимания социальной природы явления или с точки зрения общественно-трудового понимания. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Проституция как вид девиантного  поведения

     Термин «проституция» происходит от латинского слова prostitution – осквернение, обесчестивание. Ученые выделяют в проституции, следующие существенные признаки:

1)    род занятий – удовлетворение  сексуальных потребностей клиентов;

2)    характер занятий – систематический  промысел в форме половых связей  с разными лицами, без чувственного влечения и направленный на удовлетворение половой страсти клиентов в любой форме;

3)    мотив занятий – заранее согласованное  вознаграждение в виде денег  или материальных ценностей, которые  являются основным или дополнительным  источником существования проститутки.

     Причинами проституции равно как многих других социальных отклонений являются социально-экономические и морально-этические факторы. Однако существуют и специфические причины. Так часть женщин обладает сильным либидо и их потребности выше средних, отсюда выход на спортивный секс. Другая причина проституции  в среде, которая окружает проститутку. Это рэкетиры, сутенеры, содержатели «малин» и пр., которые устанавливают свои нормы взаимоотношений с проститутками и подчиняют их своему «уставу».

Информация о работе Проституция как социальная проблема