Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2011 в 02:54, курсовая работа
Первые открытые публикации о проституции, появившиеся в средствах массовой информации, при всей их сенсационности не сумели раскрыть всю сложность связанной с этим явлением критической ситуации в динамике ее развития. В то же время, рост этого социального порока, несомненно, вызван кризисными явлениями в социальной, экономической, идеологической сферах нашего общества, возникших еще в застойные годы, а может быть, и намного раньше. Сейчас просто снято табу на освещение в печати многих отрицательных явлений, что и приводит нередко в шоковое состояние наше общественное сознание.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………..
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ПРОСТИТУЦИИ В ОБЩЕСТВЕ
1.1 Определение понятия проституции…………………………………………………………………….
1.2 Исторически значимые подходы к определению понятия «проституция»………………………………………………………………….
1.3 Проституция как вид девиантного поведения…………………………………………
ГЛАВА 2. ПРОСТИТУЦИЯ И ВОЗМОЖНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ПУТИ ЕЁ РЕШЕНИЯ…………………………………………………………………………………..
2.1 Правовая оценка проституции……………………………………………
2.2 Поиск оптимальной стратегии борьбы с проституцией……………………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………
Проституцию можно классифицировать по разным критериям - по иерархии занимающихся ею лиц, по их полу и возрасту, по организации производства сексуальных услуг. Трехуровневая иерархия проституток сохраняется и в современном обществе (в том числе в России). На низшей ступени этой иерархии находятся уличные проститутки, контролируемые сутенерами, отбирающими у них большую часть их дохода. На второй, средней ступени иерархии располагаются женщины, работающие в так называемых массажных салонах либо в публичных домах. У этой категории проституток есть свои «менеджеры», забирающие обычно половину их выручки. Верхнюю ступень иерархии занимают «девочки по вызову» - элита проституток, которые при помощи посредников или без них договариваются о встрече с клиентом. К ним принадлежат молодые, привлекательные, часто хорошо образованные женщины, которые могут предоставить не только собственно услуги сексуального рода, но и составить компанию для времяпрепровождения (эскорт-сервис). Если для проституток низших уровней их профессия - это в основном, способ выживания, то для элитных проституток - не требующий специальной квалификации способ получать высокий заработок (Кон И.С. Сексуальная культура в России: клубничка на березке. М., 2007.).
Наиболее типичны ситуации, когда проституткой является молодая женщина. Мужская и детская проституция встречаются заметно реже.
В мужской проституции предоставление услуг женщине мужчиной является скорее исключением, чем правилом, мужская проституция базируется в основном на гомосексуальных отношениях. Она известна с античных времен (мужчин-проституток звали кинедами). В средневековой Европе резко негативное отношение к гомосексуализму привело к временному почти полному исчезновению этого явления, тогда как на Востоке мужская проституция не подвергалась особому осуждению. В 20 в. на Западе по мере раскрепощения нравов мужская проституция снова возродилась, однако следует отметить, что мужская проституция в любом случае рассматривается как занятие более позорное, чем проституция женщин. В этом различии заметен гендерный стереотип, предписывающий «слабому полу» служить мужчинам, но запрещающий «сильному полу» поступать аналогично.
Еще более редкий вид проституции - детская, в которой педофилы используют девочек и мальчиков. Основной контингент этого вида проституции составляют дети, бежавшие из дома и не имеющие никаких средств к существованию. В силу отсутствия опыта дети не могут разумно оценить последствия занятия проституцией, хотя для них ее последствия еще более тяжелы, чем для взрослых. Кроме того, по закону дети считаются недееспособными, т.е. не имеющими права распоряжаться чем-либо, включая и собственное тело. Поэтому детская проституция (даже по взаимному согласию) запрещена практически во всех странах, и если клиентов взрослых проституток обычно не привлекают к ответственности, то сексуальная эксплуатация детей считается тяжким преступлением, виновные в ее организации сурово наказываются. В последние годы, особенно в связи с развитием Интернета, она появилась и в России, что подтверждается случаями ареста преступников, поставлявших клиентам несовершеннолетних детей для оказания сексуальных услуг.
Наиболее известен опыт легализации проституции в Нидерландах (с 2000 здесь разрешено открывать публичные дома), где официально зарегистрированные проститутки имеют все гражданские права и получают социальные пособия, как любые другие работники. В первые годы 21 в. доходы от секс-индустрии составляли примерно 5% национальной экономики Нидерландов. С 2002 проституция узаконена в Германии, где она легальна для граждан Европейского Союза, но запрещена для граждан других стран. Меры по легализации проституции осуществлены и в ряде других стран - в Швейцарии, Италии, Венгрии, Новой Зеландии, Австралии Теннэхилл Р. Технология профилактики девиантного поведения // Теория и методика социальной работы: Учебное пособие. Ч.2. М.: Наука, 2007. .
В Турции проститутки получают официальные лицензии на занятие своей профессией. Кроме того, во многих странах, где формально проституция запрещена, на деле этот запрет не действует. Например, в Таиланде официально запрещенная проституция существует под видом массажных и косметических салонов.
Контраст между строгими ограничениями на проституцию в одних странах (в основном это страны Западной Европы) и фактической ее легальностью в других (чаще всего это восточные страны) привел к развитию секс-туризма. Широко распространены организованные секс-туры для европейцев и американцев в такие страны как Таиланд, Южная Корея, Филиппины, Шри-Ланка, страны Латинской Америки и Восточной Европы.
В настоящее время в большинстве развитых стран мира в отношении проституток все еще сохраняется моральное осуждение, но более слабое, чем ранее. Поведение проституток все реже считают преступлением и все чаще - отклонением в границах допустимой нормы. Тенденция к легализации проституции начинает доминировать над стремлением ее запрещать.
Поиск оптимальной стратегии борьбы с проституцией. Борьба с проституцией как с негативным социальным явлением имеет два аспекта:
- государство ведет борьбу с нелегальными формами проституции (особенно, с торговлей женщинами и детьми для сексуальной эксплуатации) и следит за условиями деятельности легальных проституток;
- общественные организации ведут борьбу за улучшение условий в сфере секс-бизнеса, а также за реабилитацию проституток (Теннэхилл Р. Технология профилактики девиантного поведения // Теория и методика социальной работы: Учебное пособие. Ч.2. М.: Наука, 2007.).
Отношение к проституции в современных государствах разное. В одних странах продажа сексуальных услуг законодательно полностью запрещена, в других сама по себе проституция не запрещена, но существуют ограничения на связанные с нею действия.
В Великобритании закон 1959 не позволяет публично заниматься проституцией, но разрешает оказывать за плату сексуальные услуги на дому, хотя и запрещает жить на доходы, полученные от торговли телом. Во Франции проституция законом разрешена, однако запрещены бордели. В скандинавских странах в отношении к проституткам акцент делается на гигиеническом аспекте - предусматриваются обязательные регулярные медицинские осмотры и принудительная госпитализация больных венерическими заболеваниями. В США проституция запрещена во всех штатах кроме Невады, где она практикуется открыто, но число работающих по лицензии борделей ограничено и существует контроль за здоровьем проституток.
В Швеции установлена уголовная ответственность за покупку сексуальных услуг, но доказать этот вид нарушения закона очень сложно, поэтому наказание для клиентов проституток обычно существуют лишь на бумаге (за исключением некоторых особых ситуаций - например, строго преследуемой педофилии).
Рост терпимости государства к проституции, которой занимаются по собственному желанию, идет параллельно с усилением борьбы с насилием в секс-бизнесе. С конца 19 в. развивается международное сотрудничество по предотвращению торговли женщинами. В 1921 в Лиге Наций создан комитет по предотвращению торговли женщинами и детьми, в 1949 принята Конвенция Объединенных Наций о пресечении торговли людьми и эксплуатации проституции, по которой торговля людьми считается незаконной, даже если осуществляется с их согласия. Таким образом, ООН осуждает тех, кто организует проституцию и на ней наживается, но при этом не призывает к запрету самой проституции.
Среди правительственных и общественных организаций идет острая дискуссия о том, какая политика полезнее - легализация проституции или ее запрет.
Сторонники легализации указывают, что если проституция «выходит из тени», она становится более «культурной», и обществу легче ее контролировать, допуская участие в этой сфере взрослых людей, следящих за своим здоровьем, но запрещая насилие над проститутками и педофилию. Противники легализации полагают, что с исчезновением юридических барьеров будут размываться и социально-этические преграды для использования женщин в качестве сексуального товара, увеличивая престижность этой профессии. Кроме того, поскольку предложение секс-услуг обычно превышает спрос, женщины начнут конкурировать друг с другом в удовлетворении особых наклонностей клиентов (анальный секс, секс без презервативов, связывание и т.д.). Практика Нидерландов, где секс-индустрия после легализации переживает быстрый рост, одними рассматривается как доказательство опасности легализации, другими - как временные трудности в условиях новой ситуации.
Признание проституции социально неодобряемой профессией требует создания систем пропаганды критического отношения к ней и социальной помощи тем женщинам, кто желал бы порвать со старой профессией. Ранее этим занимались в основном религиозные организации, в наши дни основную роль играют светские общественные организации, в том числе международные (Международная ассоциация по противодействию торговле людьми «Ангел», «Anti-Slavery International», Международная организация миграции и др.).
Проблемы с проституцией есть во всех больших европейских городах. Как правило, везде "самая древняя профессия" подвергается остракизму и находится вне закона. Но в некоторых местах все же находятся компромиссные решения, и иногда помощь жрицам любви приходит из самых неожиданных мест.
Так это произошло в итальянской Генуе, где проститутки уже как несколько веков живут и работают в одном из районов исторического центра города - Мадалена. Улицы или районы с таким названием есть во многих средиземноморских городах, и моряки, спускавшиеся на берег в порту, первым делом отправлялись во владения библейской героини Марии Магдалены. Сейчас в большинстве случаев - это благополучные и респектабельные районы недалеко от берега моря, с высокой суммой аренды и подземной парковкой. И, пожалуй, только в Генуе все осталось на своих местах и в наши дни.
Сложная система узких мощеных улочек, белье, висящее под окнами, куда никогда не доходят солнечные лучи, древние церкви, изображения Марии на домах - очень многое в Генуе не меняется веками. Жители сохраняют исторически верный облик города без особого труда, просто ничего не делая. Но, когда дело дошло до возможности запрета проституции, многие начали беспокоиться: ведь путаны, стоящие возле своих квартир прямо на темных улочках - это настолько же неотъемлемая часть прошлого и настоящего города, как и сами улочки, или, скажем, как Христофор Колумб, ходивший по ним.
Акции протеста против запрета проституции возглавил дон Андреа Галло, генуэзский священник, имеющий репутацию одного из самых неоднозначных и прогрессивных церковных служителей Италии. Основные направления пропагандистской деятельности дона Галло - это легализация проституции, разрешение абортов, а также попытки узаконить однополые браки. В колыбели католицизма все эти слова звучат предельно дико. Особенно, когда они исходят от человека в рясе священника с сигарой во рту. Но таковы реалии современной жизни. И дон Галло все чаще добивается того, чего он хочет. Так это произошло и с генуэзскими проститутками. Все вместе они сохранили не только исторический дух Генуи, но и какое-то количество рабочих мест.
Но Галло не останавливается на достигнутом и продолжает помогать своим подопечным. Одно из последних его достижений - выпуск календаря с обнаженными транссексуалами, способный по концептуальности легко конкурировать с известным календарем "Pirelli". Все вырученные от продажи деньги направляются на социальную помощь проституткам и их детям. Многие граждане, конечно, не в восторге от такой активности дона Андреа, но сам он твердо уверен в своей правоте. По его мнению, ждать помощи таким людям просто неоткуда - власть заботят совершенно другие проблемы.
Когда в 2001 году в Генуе был саммит "большой восьмерки", Андреа Галло вышел на улицы вместе со своими необычными прихожанами. Поддержка антиглобалистских движений, как оказалось, также входит в круг его интересов. Галло убежден, что современные активисты призваны пробудить всех остальных, заставить их посмотреть на проблемы, существующие рядом с ними. Успех нестандартного подхода священника налицо - молодые наркоманы, неудавшиеся самоубийцы, и просто несчастные люди с радостью идут к нему. Они совершенно точно уверены, что он сможет не только их выслушать, но и реально помочь. И в большинстве случаев оказываются правы.
Президент Ассоциации деловых женщин Казахстана Раушан Сарсенбаева считает возможным легализовать в республике проституцию.
"На протяжении пяти тысяч лет ни одно государство как ни старалось, так и не смогло покончить с проституцией. Сейчас проституцию недаром называют коммерческим сексом, ведь этот нелегальный бизнес наряду с торговлей оружием и наркотиками является очень доходным. И потому его нужно вывести из тени", - процитировал мнение Р.Сарсенбаевой казахстанский еженедельник "Караван", очередной номер которого вышел в свет в пятницу.
По ее мнению, "тогда "ночные бабочки" и их клиенты будут находиться под защитой, проходить медицинское освидетельствование, производить пенсионные отчисления".
Не исключая, что легализация проституции может нанести удар по имиджу Казахстана, Р.Сарсенбаева в то же время допускает, что плюсов в итоге "будет больше, чем минусов". По мнению исполнительного директора общественного фонда "Хартия за права человека" Жемис Турмагамбетовой, "только легализация" проституции "способна декриминализировать этот бизнес".
"Достаточно лишь бегло просмотреть полицейские сводки, чтобы понять, какой сегмент на внутреннем рынке услуг является самым криминальным. Неужели лучше, когда клиенты издеваются над девушками, избивают и убивают их?" - приводит издание мнение правозащитницы.