Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2011 в 13:56, курсовая работа
В системе макропараметров “доходы населения” является одним из наиболее обобщающих показателей экономического развития страны и роста благосостояния людей. Основа закона - тенденции непрерывного роста народного благосостояния заключается в том, что улучшение жизни есть настоятельная необходимость самого хозяйственного развития. Доходы населения является основой повышения жизненного уровня, выступает в тоже время как источник совершенствования и развития производства для дальнейшего же роста жизненного уровня людей
Введение……………………………………………………………………….………3
Глава 1. Уровень и качество жизни: сущность, основные понятия и критерии……………………………………………………………………………….4
1.1. Уровень жизни: сущность, минимальные социальные стандарты…………………………………………………………………………4
2.2 Уровень жизни: сущность, минимальные социальные показатели
качества жизни.………………………………………………..………………...6
Глава 2. Прожиточный минимум как социально экономическая категория……..8
2.1. Понятие прожиточного минимума…………………………………….……8
2.2. Потребительская корзина……………………………………………...…….9
2.3. Методика расчета прожиточного минимума………….……………….….10
Заключение……………………………………………….……….………….....……13
Список использованной литературы………………….……….…………....……...14
Приложение…………………………………………………………...…...…………
Содержание.
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Уровень
и качество жизни: сущность, основные понятия
и критерии…………………………………………………………
1.1. Уровень
жизни: сущность, минимальные социальные
стандарты………………………………………………………
2.2 Уровень жизни: сущность, минимальные социальные показатели
качества
жизни.………………………………………………..…………
Глава 2. Прожиточный минимум как социально экономическая категория……..8
2.1. Понятие
прожиточного минимума………………………
2.2. Потребительская
корзина……………………………………………...…….
2.3. Методика
расчета прожиточного минимума…
Заключение……………………………………………….…
Список использованной
литературы………………….……….…………....
Приложение……………………………………………………
Введение.
Современный этап радикальных экономических реформ сопровождается координальными преобразованиями социальной структуры российского общества. Темпы социально-экономических преобразований резко отличаются в регионах Российской Федерации. На фоне всеобъемлющего Российского кризиса в обществе произошло глубокое падение уровня жизни основной массы населения россиян.
В системе макропараметров “доходы населения” является одним из наиболее обобщающих показателей экономического развития страны и роста благосостояния людей. Основа закона - тенденции непрерывного роста народного благосостояния заключается в том, что улучшение жизни есть настоятельная необходимость самого хозяйственного развития. Доходы населения является основой повышения жизненного уровня, выступает в тоже время как источник совершенствования и развития производства для дальнейшего же роста жизненного уровня людей.
Необходим мониторинг социально-трудовой сферы, представляющий собой государственную систему непрерывного наблюдения за фактическим положением дел в социально-трудовой сфере для своевременного выявления и системного анализа происходящих в ней изменений, предупреждение негативных тенденций, ведущих формированию и развитию различных очагов социальной напряженности, а так же для краткосрочного прогнозирования развития важнейших процессов в этой сфере. Одним из основных направлений мониторинга социально-трудовой сферы является мониторинг доходов и уровня жизни населения. Он призван стать важным инструментом разработки государственной социальной политики.
Наше
благосостояние напрямую зависит от
правильной социальной политики государства,
которая, в свою очередь, зависит
от того, достаточно ли информации и
на сколько она полно показывает проблемы
в современном российском обществе.
Глава
1. Уровень и качество
жизни: сущность, основные
показатели и критерии.
Конечной целью общественного развития является повышение уровня жизни населения.
Уровень
жизни – это экономическая
категория и социальный стандарт,
характеризующий степень
Социальные гарантии – система обязательств общества перед своими членами по удовлетворению важнейших потребностей. Государство, давая гарантии, объявляет, что общество берет на себя обязательство по созданию условий каждому члену общества для реализации его экономической активности и получения дохода. Социальная защита – система мер, осуществляемых обществом по обеспечению необходимого материального и социального положения граждан. Эти компоненты характеризуются количественными показателями, индикаторами и индексами и оформляются в систему показателя уровня жизни.
В процессе воспроизводства взаимные экономические и социальные факторы, такие как здоровье, образование, жилище, питание, социальное обеспечение и другие. Решающую роль для населения имеет уровень жизни, а для производства – эффективность труда.
ВВП и национальный доход на душу населения, а так же производительность общественного труда является показателями общеэкономического, а уровень жизни – показатель социального развития.
Сложившееся
понимание существа «уровень жизни»
акцентирует внимание на том, что
уровень жизни важен не сам
по себе, а в соотношении с
Конкретно
анализ уровня жизни определяется содержанием
таких величин как: потребительская
корзина и прожиточный минимум.
В общем виде уровень жизни
страны или региона по средней
продолжительности жизни
Уровень
жизни необходимо рассматривать
во взаимосвязи с
Необходимо выделять компоненты уровня жизни – определенные виды человеческих потребностей, удовлетворение которых является основной частью уровня жизни в целом (например, питание, здоровье, образование и т. д.). Совокупность компонентов охватывает всю сферу человеческих потребностей.
Из них
формируется система
От
уровня жизни зависит продуктивность
работников, цена рабочей силы, а
так же её реализация в труде, то
есть производство потребительских
благ. Развитие происходит по направлению
центральной обще производительности.
Повышение или понижение уровня
жизни населения и
Во
многих странах для оценки уровня
жизни используют показатель « благосостояния
общества», который символизирует
минимальный уровень
1.2. Показатели качества жизни.
Существуют интегральный и частный подходы к познанию качества жизни. Интегральный подход предполагает поведение двух типов оценок: объективные (на основе официальных статистических данных, без привлечения обобщающей информации, основанной на разного рода опросах общественного мнения и т. п.) и субъективный (на основе мнения населения).
Здоровье населения, как правило, может явиться одним из основных критериев результативного функционирования экономики, ибо роль его усиливается в связи с:
2) Возрастанием прямых
и косвенных затрат общества
в производстве, где здоровье
населения служат предметом и
продуктом труда многих
3)Необходимостью
количественного измерения
Проанализировав имеющиеся подходы к познанию сущности понятия
«качество жизни» населения, авторы пришли к выводу, что целостную картину качества жизни можно создать на основе объединения в целое двух групп критериев. Первую группу составляют оценки, основанные на статистической информации. С определённой долей условности эти критерии можно назвать объективными. Вторая группа полностью состоит из оценок, основанных на социологических опросах населения, при которых респондентов просят высказать своё отношение к тем или иным сторонам их жизни, поэтому достаточно обоснованным представляется их отнесение к субъективным.
Вообще, необходимо осторожно подходить к измерению качества жизни по субъективным показателям. Основная причина такого подхода заключается в том, как верно полагают М. Адамиц и К. Порналк, что к условиям, придающим суждениям людей достаточную правдоподобность, относятся свобода и возможность избежать мистификаций. Следовательно, чтобы избежать мистифицированного представления об окружающей действительности можно, в обществе, достижением определенного уровня развития. Данный уровень предполагает наличие ряда условий, среди которых можно назвать следующие:
Современная Российская
действительность пока не удовлетворяет
ни одному из перечисленных условий.
Поэтому при исследовании качества
жизни населения нашей страны
на современном этапе должен превалировать
подход, который с определенной долей
условности можно назвать объективным.
Критерии и оценки качества жизни
должны базироваться на системе показателей,
объективно отражающих социально –
экономическую ситуацию.
Прожиточному минимуму посвящен отдельный Федеральный закон N134-ФЗ от 24 октября 1997 года, который так и называется: "О прожиточном минимуме в Российской Федерации". Согласно этому закону, под прожиточным минимумом понимается стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы. Прожиточный минимум (П.М.) официально обозначает границу бедности и на его основе, как правило, устанавливается минимальный размер оплаты труда и минимальный размер трудовой пенсии. Размер П.М. различается в зависимости от местных условий проживания (в частности, экономических возможностей, политической линии, национальных традиций, плотности населения, климата и т.д.). Величина прожиточного минимума (ВПМ) определяется по основным социально-демографическим группам населения: для трудоспособных граждан, пенсионеров, детей, а также средняя - в расчете на душу населения. ВПМ устанавливается в целом по России - Правительством РФ, а в субъектах Российской Федерации - их органами исполнительной власти. Определяется она ежеквартально.
Информация о работе Прожиточный минимум как социально экономическая категория