Прожиточный минимум как социально экономическая категория

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2011 в 13:56, курсовая работа

Описание

В системе макропараметров “доходы населения” является одним из наиболее обобщающих показателей экономического развития страны и роста благосостояния людей. Основа закона - тенденции непрерывного роста народного благосостояния заключается в том, что улучшение жизни есть настоятельная необходимость самого хозяйственного развития. Доходы населения является основой повышения жизненного уровня, выступает в тоже время как источник совершенствования и развития производства для дальнейшего же роста жизненного уровня людей

Содержание

Введение……………………………………………………………………….………3

Глава 1. Уровень и качество жизни: сущность, основные понятия и критерии……………………………………………………………………………….4

1.1. Уровень жизни: сущность, минимальные социальные стандарты…………………………………………………………………………4

2.2 Уровень жизни: сущность, минимальные социальные показатели

качества жизни.………………………………………………..………………...6

Глава 2. Прожиточный минимум как социально экономическая категория……..8

2.1. Понятие прожиточного минимума…………………………………….……8

2.2. Потребительская корзина……………………………………………...…….9

2.3. Методика расчета прожиточного минимума………….……………….….10

Заключение……………………………………………….……….………….....……13

Список использованной литературы………………….……….…………....……...14

Приложение…………………………………………………………...…...…………

Работа состоит из  1 файл

Уровень и качество жизни населения.docx

— 86.89 Кб (Скачать документ)

     Обычно  выделяют два вида П.М.: социальный и  жизненный. Жизненный минимум основан  на удовлетворении только главных физических потребностей и основных услуг. Социальный минимум содержит затраты на минимальные  духовные и социальные запросы, помимо минимальных норм удовлетворения физических потребностей. Он представляет собой  стоимостное выражение совокупности материальных благ и услуг, предназначенных  для сохранения приемлемого уровня жизни. Назначение прожиточного минимума:

     1. Прожиточный минимум в целом  по Российской Федерации предназначается  для:

  • оценки уровня жизни населения Российской Федерации при разработке и реализации социальной политики и федеральных социальных программ;
  • обоснования устанавливаемых на федеральном уровне минимального размера оплаты труда и минимального размера пенсии по старости, а также для определения размеров стипендий, пособий и других социальных выплат;
  • формирования федерального бюджета.

     2. Прожиточный минимум в субъектах  Российской Федерации предназначается  для:

  • оценки уровня жизни населения соответствующего субъекта Российской Федерации при разработке и реализации региональных социальных программ;
  • оказания необходимой государственной социальной помощи малоимущим гражданам;
  • формирования бюджетов субъектов РФ.

     На  современном рынке труда прожиточный  минимум, сохранив свое значение, реально  служит лишь нижней границей заработной платы. Это обстоятельство сегодня  четко оговаривается законодательством  многих стран, прямо определяющим минимальный  размер оплаты труда и его обязательность для всех работодателей.

     Прожиточный минимум – это экономическое  выражение права человека на жизнь. Государство, не гарантируя людям прожиточного минимума, отрицает его право на жизнь. Умрёшь, мне забот меньше. Хотя, если вы выживете, оно, конечно, не будет возражать – по крайней  мере, публично. Таким образом, прожиточный  минимум, с одной стороны, является минимальным социальным стандартом (нижней ступенью в системе потребительских  бюджетов), а с другой стороны, эффективным  инструментом оценки уровня жизни населения.

2.2 Потребительская корзина

 

     Потребительская корзина - минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. Потребительская корзина для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации определяется не реже одного раза в пять лет на основе методических рекомендаций, разрабатываемых с участием общероссийских объединений профсоюзов, в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Потребительская корзина в целом по Российской Федерации устанавливается федеральным законом. В субъектах Российской Федерации потребительская корзина устанавливается законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации по представлению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации с учетом природно-климатических условий, национальных традиций и местных особенностей потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг основными социально-демографическими группами населения при наличии заключения экспертизы, проводимой в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Потребительская корзина используется для расчета прожиточного минимума, а также с целью сравнения интегральных цен на продовольствие в различных регионах. 31 марта 2006 года был принят Федеральный закон № 44-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации», который установил следующую потребительскую корзину (см. приложение).

2.3 Методика расчета прожиточного минимума

 

     Величина  прожиточного минимума на душу населения  и по основным социально-демографическим  группам населения в целом  по Российской Федерации и в субъектах  Российской Федерации определяется ежеквартально на основании потребительской  корзины и данных Государственного комитета Российской Федерации по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные  товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам. Величина прожиточного минимума, определяемая в целом по Российской Федерации, является основой для установления минимального размера оплаты труда и минимального размера пенсии по старости, а также для определения размеров стипендий, пособий и других социальных выплат. Минимальный размер оплаты труда и минимальный размер пенсии по старости в Российской Федерации поэтапно повышаются до величины прожиточного минимума. Соотношение между минимальным размером оплаты труда, минимальным размером пенсии по старости и величиной прожиточного минимума на очередной финансовый год устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год. Величина прожиточного минимума является показателем абсолютного измерения низких доходов с использованием нормативов потребления важнейших благ и услуг на минимально допустимом уровне. Расчеты стоимостной величины прожиточного минимума осуществляются на основании Методических рекомендаций по расчетам прожиточного минимума по регионам Российской Федерации (утверждены Минтруда России 10.11.92 г.).

     Набор продуктов питания рассчитан  на основе минимальных размеров потребления  Институтом питания Академии медицинских  наук Российской Федерации, Институтом социально-экономических проблем  народонаселения РАН и Министерством  труда Российской Федерации при участии Всемирной организации Здравоохранения. В основу расчета набора положены:

  • нормы физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии для различных групп населения России и рекомендации ФАО/ВОЗ/УООН 1985 г. о потребности человека в энергии и белке;
  • сведения о химическом составе и энергетической ценности, величинах съедобной части пищевых продуктов и потерях пищевых веществ в процессе кулинарной обработки и приготовления продуктов;
  • данные об усвояемости белка и содержании в нем незаменимых аминокислот.

     Величина  прожиточного минимума представляет собой  суммарную стоимостную оценку продуктового набора (минимальной продовольственной "корзины") и соответствующих  ей по доле затрат стоимости непродовольственных  товаров и услуг с добавлением  величины налогов по следующей формуле: 

     Сmini = Cfi + Cgi + Csi + Cti 

     Где, Сmini - величина прожиточного минимума i-ой половозрастной группы населения,

     Cfi - стоимостная оценка продуктового набора (минимальной продовольственной "корзины") i-ой половозрастной группы населения. 

       

     Где, Qji -норматив потребления j-го продукта питания i-ой половозрастной группы населения,

     Pj -средняя цена j-го продукта питания,

     Сgi -стоимостная оценка потребления непродовольственных товаров i-ой половозрастной группы населения,

     Сsi -стоимостная оценка расходов на платные услуги i-ой половозрастной группы населения,

     Сti -расходы на налоги i-ой половозрастной группы населения. 

     Сgi, si, ti = Cfi * (Kgi, si, ti : Kfi) 

     Где, Kfi, gi, si, ti - показатели структуры прожиточного минимума i-ой половозрастной группы населения;

     i - принимает значения от 1 до 5:

     при i = 1 - трудоспособное население, i = 2 - пенсионеры, i = 3 - дети в возрасте до 6 лет, i = 4 - дети в возрасте 7-15 лет, i = 5 - в среднем по всем половозрастным группам;

     j - принимает значение по числу товаров, цены на которые регистрируются для расчета прожиточного минимума.

     Расчет  прожиточного минимума позволяет, во-первых, оценивать уровень жизни населения  в настоящее время и в соответствии с этим разрабатывать и реализовывать  региональные адресные социальные программы, и, во-вторых, формировать бюджеты на всех уровнях с учетом реальных возможностей в оказании адресной социальной помощи малоимущим гражданам РФ.

 

Заключение. 

      Проблема  качества жизни является приоритетной для решения социально – экономических  проблем любого уровня.

      Анализ  показал, что понятие «качество  жизни» является комплексной производной  от исторических, географических, экономических, социальных и иных факторов, определяющих положение человека в обществе. В  практическом применении концепции  качества жизни необходимо разграничивать понятия «качества жизни», «образ жизни», «условия» и «уровень жизни». Качество жизни показывает результативность образа жизни людей. Уровень и  условия жизни являются структурными составляющими качества жизни.

      В соответствии с концепцией качества жизни сформулированы основные социально  – экономические цели развития страны – обеспечение  надлежащего уровня и качества жизни населения и  всестороннее развитие личности. Население  рассматривается как потребитель  благ и услуг, создаваемых в стране, а качество жизни – как индикатор  его обеспеченности  услугами инфраструктуры и мера удовлетворения духовных, интеллектуальных и эстетических потребностей.

      На  качество жизни населения влияет государственная политика, регулирование  экономических процессов.

      Государственное регулирование экономики требует  высокого профессионализма. Годы реформ показали, что в период перехода к рынку особенно важно компетентное регулирование, так как государство  является первопричиной изменения  функционирования экономики. От решений, принимаемых правительством, зависят  решения, принимаемые на микроуровне.

      Основная  задача государства состоит в  том, чтобы удерживать «золотую середину»  в сфере влияния на рыночную экономику, давать возможность развиваться  малым предприятиям, устранить повышенное налогооблажение граждан с низкими доходами.

      В целом, трудно переоценить роль государства  в экономике. Оно создаёт условия  для экономической деятельности, обеспечивают социальную защиту малообеспеченных слоёв населения и способствует развитию рыночных отношений, что положительно влияет на измерение качества жизни  населения. 
 
 
 
 

    Список  использованной литературы. 

  1. Федеральный закон № 134-Ф от 24.10.1997 г. «О прожиточном  минимуме в Российской Федерации» // СЗ РФ. - 27.10.1997. - № 43. - Ст. 4904; Российская газета. - 29.10.1997. - № 210.
  2. Федеральный закон № 44-ФЗ от 31.03.2006 г. «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации» // СЗ РФ. - 03.04.2006. - № 14. - Ст. 1457; Российская газета. - 04.04.2006. - № 68; Парламентская газета. - 05.04.2006. - № 50.
  3. Левашов В.И. Социальная политика доходов и заработной платы -  М: Центр экономики и маркетинга, 2000г. – 360 с.
  4. Экономические и социальные проблемы России. Теневая экономика: экономические и социальные аспекты. /Под.ред. Жилина И.Ю., Тимофеев Л.М. – М: Б., 1999 – 168 с.
  5. Грабова О.Н. Динамика экономических отношений: тенденции и проблемы. /О.Н. Грабова. - Кострома: КГУ, 2006.- 292 с.
  6. Дмитриева О.В. Статистика: Учебное пособие / О.В. Дмитриева. – М.: МГУП, 2006. - 182 с.
  7. Маренков Н.Л. Инновации, интеллект и качество жизни в России. // Н.Л. Маренков. - М.: Наука, Флинта, 2006. - 312 с.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Приложение. 

     Таблица 1. Продукты питания 

 

 

      Таблица 2. Непродовольственные  товары 

 

 

      Таблица 3. Услуги 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Таблица 6. Структура величины прожиточного минимума

     по  социально-демографическим  группам населения  и регионам России

     (в  процентах)  

 
 
 
 

Информация о работе Прожиточный минимум как социально экономическая категория